ТОП 10:

Тема 5. Психофизиологические состояния в профессиональной деятельности.



Тема 5. Психофизиологические состояния в профессиональной деятельности.

1.Понятие о функциональных системах организма человека.

2.Значение функциональных состояний в деятельности человека.

3.Формирование структуры функционального состояния

4.Психофизиологическая характеристика функциональных состояний

5. Нейрофизиологические механизмы регуляции уровня бодрствования

6.Классификация и диагностика функциональных состояний

7.Виды и характеристика функциональных состояний

8.Способы регуляции функциональных состояний

Понятие о функциональных системах организма человека.

Понятие функциональной системы, разработанное в физиологии П.К. Анохиным в 1932-1935 гг, было более широко использовано в нейропсихологии в работах А.Р. Лурии .

Любые физиологические функции, так же, как и высшие психические функции, нельзя представлять упрощенно как отправления той или иной ткани (или органа). Каждая функция - это сложная функциональная система, состоящая из многих звеньев и реализующаяся при участии многих сенсорных, моторных и иных нервных аппаратов. Подобным образом организованы функциональные системы, осуществляющие не только вегетативные и соматические процессы, но и те, которые управляют движениями, включая самые сложные - произвольные движения.

Характеризуя основные черты физиологических функциональных систем, А.Р. Лурия отмечал, что они имеют сложное строение, включают в себя набор афферентных (настраивающих) и эфферентных (осуществляющих) компонентов (звеньев), обладающих большой подвижностью, гибкостью, вариативностью.

Сходной особенностью обладают и функциональные системы, обеспечивающие реализацию высших психических функций, или сложных сознательных форм психической деятельности. С физиологическими функциями их объединяет наличие множества афферентных и эфферентных звеньев, имеющих высокую изменчивость и подвижность. В то же время подчеркивается, что функциональные системы, с помощью которых осуществляются высшие психические функции, неизмеримо сложнее по организации.

С другой стороны, вводя понятие «функциональной системы» П.К. (АнохинП.К) была сделана попытка создания такого промежуточного понятия, которое позволило бы подойти к анализу приспособительного и целеустремленного поведения человека.

Функциональной системой, согласно П.К. Анохину, является всякая организация нервных процессов, в которой отдаленные и разнообразные импульсы нервной системы объединяются на основе одновременного и соподчиненного функционирования, заканчивающегося полезным приспособительным эффектом для организма. В такой функциональной системе конечный эффект в виде работы каких-либо органов не может быть строго отделен от собственно нервных процессов. Понятие функциональной системы обязательно включает в себя циклические взаимодействия между центром и периферией.

Организм человека (животного) есть совокупная деятельность многообразных и иногда принципиально различных функциональных систем. Функциональная система представляет собой систему активно объединенных процессов, которые, раз объединившись, стремятся сохранить созданную архитектуру соотношений. По своему масштабу функциональные системы организма могут быть весьма различны. Одни из них охватывают огромные комплексы процессов нервного и гуморального характера, как, например, дыхательная система, другие сведены до незначительного движения одним-двумя пальцами по направлению к какому-либо предмету.

По своему масштабу функциональные системы организма могут быть весьма различны. Одни из них охватывают огромные комплексы процессов нервного и гуморального характера, как, например, дыхательная система, другие сведены до незначительного движения одним-двумя пальцами по направлению к какому-либо предмету.

Понятие функциональной системы не может быть заменено понятиями «рабочее содружество центров», «констелляция центров» и т.д. Эти последние понятия, отражая собой лишь простое взаимодействие нервных образований, не характеризуют наиболее важного и решающего свойства функциональной системы: активно изменять соотношение и устанавливать определенным образом направленное соподчинение между ее компонентами. Функциональная система приобретает новые, не свойственные ее частям качества и формы поведения, которые присущи ей только как целостному образованию. Важным преимуществом данной концепции является также и то, что она аргументирована целиком на физиологическом основании.

Функциональная система может быть по преимуществу врожденной, или, наоборот, по преимуществу созданной заново, приспосабливающей организм для данного момента. Однако и в том, и в другом случае, поскольку она сложилась как система, она неизбежно приобретает новые свойства, не присущие частным процессам, являющимся традиционным объектом исследования классической физиологии.

В то же время, функциональная система - единица интеграции целого организма, складывающаяся динамически для достижения любой его приспособительной деятельности и всегда на основе циклических взаимоотношений избирательно объединяющая специальные центрально-периферические образования. Физиологическая суть компенсаторных приспособлений состоит в том, что каждая попытка животного или человека исправить имеющийся дефект должна быть оценена немедленно по ее результату. Это значит, что любой следующий этап компенсации может наступить только тогда, когда произошла оценка предыдущего этапа. Таким образом, на каждом отдельном этапе компенсаторного процесса имеется оценка полученного результата, степени его полезности для организма. Только эта цепь «положительных результатов» компенсации обеспечивает полное восстановление утраченной функции.

Такая система осуществляет качественный приспособительный эффект. Все части этой системы вступают в динамическое, экстренно складывающееся функциональное объединение на основе непрерывной обратной информации о приспособительном результате. П.К. Анохин отмечает этот принцип как центральный для объяснения всех приспособительных актов, которые приобретают черты целостных и заканчиваются полезным приспособительным эффектом. При этом каждая функциональная система представляет собой до некоторой степени замкнутую систему благодаря постоянной связи с периферическим органами и особенно благодаря постоянной афферентации от этих органов. Таким образом, каждая функциональная система имеет определенный комплекс афферентных сигнализаций, который через акцептор действия направляет реализацию ее функции. Отдельные афферентные импульсы в функциональной системе могут исходить от самых разнообразных и часто удаленных друг от друга органов. Напрмер, при дыхательном акте такие афферентные импульсы идут от диафрагмы, легких, трахеи; однако, несмотря на их различное происхождение, эти импульсы объединяются в центральную нервную систему благодаря тончайшим временным отношениям между ними. Каждой функциональной системе присуща определенная как в качественном, так и в количественном отношении афферентация, причем в зависимости от степени автоматизации и филогенетической древности такой системы требуемое количество и качество афферентных импульсов различно.

Роль афферентных функций находится в полной зависимости от свойств и от конечного эффекта данной функциональной системы. Иначе говоря, функциональная система как целое, подчиненное получению определенного приспособительного результата, имеет возможность динамически перераспределять участие афферентных импульсов, сохраняя какой-то постоянный их уровень.

ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА (ОЧ) - совокупность различных функциональных систем. Из всех функциональных систем в данный момент есть одна – доминирующая (См. Функциональная система).

СИСТЕМА - это совокупность элементов или отношений, закономерно связанных друг с другом в единое целое, которое обладает свойствами, отсутствующими у элементов или отношений их образующих. Термин «система» означает соединение, составленное из частей.

ФУНКЦИЯ - (лат. functio - совершение, исполнение) 1) Деятельность , роль объекта в рамках некоторой системы, которой он принадлежит; 2) Вид связи между объектами, когда изменение одного из них влечет изменение другого, при этом второй объект также называется Ф. первого. В различных отраслях знания применяются, как правило , оба понятия Ф.

Функция- как обязанность, круг деятельности, например, наука о функциях органов живых существ - физиология; специальная наука о функциях нервной системы - физиология органов чувств и нервной системы.В социологии можно говорить, с одной стороны, о Ф. какого-либо социального института (например, семьи) в обществе, а с другой - о некотором социальном явлении как Ф. другого явления, например, о преступности как Ф. экономического положения. В математике понятие Ф. (надлежащим образом формализованное) используется в смысле связи между объектами (2) и является одним из центральных. Особую роль понятие Ф. играет в рамках системного подхода , где оно выступает в тесной связи с понятием структуры; примером может служить структурно-функциональный анализ в социологии. Н.Н. Леонов

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗМА (ФС) - динамическая совокупность органов и тканей, относящихся к различным анатомо-физиологическим структурам и объединившихся для достижения определенной приспособительной деятельности (полезного приспособительного результата).

В основе функциональной системы лежит принцип возвращения к норме той или иной величины ОЧ. Каждая функциональная система возникает в том случае, если какая-либо величина отклоняется от нормы. Функциональная система - это временное образование, до достижения определенного результата.

Цель работы ФС- возвращение величины к норме.

Каждая функциональная система состоит из 4-х звеньев:

- центральное звено - совокупность нервных центров, регулирующих ту или иную функцию;

- исполнительное звено - органы и ткани, которые работают для достижения результата (сюда включаются поведенческие реакции);

- обратная связь (афферентация) - после работы второго звена возникает вторичный поток импульсов от рецепторов в центральную нервную систему, идет информация об изменении той или иной величины;

- полезный результат - для достижения которого и работает функциональная система.

Каждая функциональная система обладает 2-мя свойствами:

- динамичность - каждая функциональная система - это образование временное. Различные органы могут входить в состав одной функциональной системы, одни и те же органы могут входить в состав различных функциональных систем;

- саморегуляция - функциональная система обеспечивает поддержание на постоянном уровне различных параметров без вмешательства из вне. Все функциональные системы работают по принципу опережения. При отклонении от нормы величины импульсы поступают в центральное звено, и там формируется эталон будущего результата. Затем начинает работать 2-е звено до получения результата, соответствующему эталону (См. Теория функциональных систем).

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ (ВПФ) -это сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности

По Л.С. Выготскому, ВПФ - это «психологические системы», которые формируются «путем надстройки новых образований над старыми с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого».

Закономерностью формирования ВПФ является то, что в начале они существуют как форма взаимодействия между людьми -интерпсихологический процесс,затем как процесс внутренний -интрапсихологический. Это означает, что по мере формирования ВПФ происходит интериоризация, превращение их внешних средств осуществления во внутренние, психологические.

Первоначально ВПФ представляют собой развернутую форму предметной деятельности,
опирающуюся на элементарные сенсорные и моторные процессы, а в дальнейшем эти действия и процессы «свертываются», приобретая характер автоматизированных умственных действий. В связи с этим изменяется и психологическая структура ВПФ.

ВПФ как психологические системы обладают свойством пластичности, взаимозаменяемости входящих в них компонентов. Неизменными (инвариантными) остаются лишь исходная задача осознанная цель или программа деятельности и конечный результат.

Характеристиками ВПФ как психологических систем являются их системные качества:

- осознанность,

- опосредованность,

- произвольность.

ВПФ высшие психические функции обладают тремя основными характеристиками (по А.Р. Лурия):

1.Формируются в процессе жизни под влиянием социальных факторов соцализированы.

2.Опосредованы по своему психологическому строению ,гл. обр. с помощью речевой системы вербализованы.

3.Совершаются по воле самого субъекта произвольны по способу осуществления.

Социальные воздействия детерминируют формирование ВПФ, их психологическую структуру, причем речевое опосредование этих функций представляет собой
наиболее универсальный способ их формирования.

А.Р. Лурия дополнил представление о ВПФ как о сложных психологических системах представлением о том, что ВПФ это функциональные системы. В нейропсихологии под функциональной системой понимается многозвенная психофизиологическая основа ВПФ.
Особенностью этих функциональных систем, как подчеркивал А.Р. Лурия, является

их сложный состав, включающий целый набор афферентных (настраивающих) и эфферентных (осуществляющих) звеньев. Различные по содержанию ВПФ (гностические, мнестические, интеллектуальные и т.д.) обеспечиваются качественно различными функциональными системами.

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ (ФС) - интегральный комплекс наличных характеристик тех качеств и свойств организма или отдельных его систем и органов, которые прямо или косвенно определяют деятельность человека. ФС - тоническая составляющая активности отдельных систем, органов или целостного организма, обеспечивающая реагирование на внешние и внутренние воздействия.

Функциональное состояние можно определить как характер интеграции психических и физических функций организма посредствам регулирующих механизмов (центральной и автономной нервной систем, гуморальной регуляции). Важнейшей характеристикой центральной нервной системы при этом является уровень активации или возбуждения нейронов, создающие условия функционирования психически процессов.

Поэтому наиболее часто функциональное состояние определяют как фоновую активность нервных центров, при которой реализуется деятельность и поведение человека (Данилова Н.Н., 1992).

Функциональное состояние человека - интегративная характеристика проявляющихся функций человека с точки зрения эффективности выполняемой им деятельности и задействованных в ее реализации систем по критериям надежности и внутренней цены деятельности.

 


2.Значение функциональных состояний в деятельности человека

Психофизиологическое (функциональное) состояние (ФС) представляет совокупность проявления трех составляющих:

- внутренних психофизиологических процессов;

- воздействия внешней среды, в том числе и социальной;

- факторов деятельности.

Актуальность проблемы анализа и оценки ФС человека как фактора, обусловливающего его поведение и возможности, привела к созданию различных, гипотез и теорий для объяснения различных состояний, хотя до сих пор определение понятия ФС неоднозначно и разные авторы дают различные трактовки. Однако все определения имеют одну логическую основу.

Функциональное состояние - это совокупность (симптомокомплекс) различных характеристик, процессов, свойств и качеств, обусловливающих уровень активности психофизиологических систем, эффективность деятельности и поведения.

Понятие «функциональное состояние» возникло в физиологии труда для характеристики мобилизационных возможностей и энергетических затрат работающего организма. Состояние представляет собой причинно обусловленное явление, реакцию не отдельной системы или органа, а личности в целом, с включением в реагирование как физиологических, так и психологических уровней управления и регулирования, относящихся к подструктурам и сторонам личности.

Любое состояние является результатом включения индивидуума в определенную деятельность, в ходе которой состояние формируется и активно преобразуется, оказывая, в свою очередь, влияние на осуществление деятельности.

В психологической литературе в большинстве случаев, не всегда разделены понятия: функциональное состояние и психическое состояние.

Психическое состояние человека это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией.

В психофизиологических состояниях находит отражение взаимодействие человека не только как личности, но и как организма с окружающей средой. Любые изменения во внешней среде, изменения во внутреннем мире личности и его организма влекут за собой переход в новое состояние, меняют уровень физиологической и психической активности субъекта.
Психофизиологическое функциональное состояние понимается как системная реакция от организменного до личностно-психологического уровня, обеспечивающая необходимый уровень ресурсного обеспечения деятельности и компенсации возникающих затруднений.
Деятельность человека сопровождается ответной реакцией его психических и физиологических функций, которая отражает:

- во-первых, процессы адаптации к реальному или ожидаемому воздействию рабочей нагрузки, факторов окружающей среды, эмоциональных переживаний;

- во-вторых, характеризует остаточные процессы после этих взаимодействий.

Функциональные реакции человека, задаваемые конкретным содержанием деятельности, всегда специфичны и целостны (взаимосвязаны, взаимообусловлены). На этом основании говорят о функциональном состоянии как системной реакции организма и психики человека, выражающейся в виде динамического комплекса наличных характеристик физиологических, психологических, поведенческих функций и качеств, которые обусловливают выполнение деятельности.
Выделяют следующие показатели функциональных состояний:
- субъективные реакции;
- изменения вегето-соматических и психических функций;
- продуктивность и качество работы.

 

Модулирующие системы.

1.Ретикулярная формация ствола мозга - находится в стволе мозга (сеть из нервных клеток в средней части ствола) и отвечает за глобальные сдвиги общего уровня бодрствования. С боковых сторон ретикулярная формация окружена сенсорными путями, которые отдают часть афферентной импульсации в ретикулярную формацию. Благодаря этому любое сенсорное возбуждение повышает уровень активации ретикулярной формации, активация по восходящим путям распространяется вверх к коре больших полушарий. Активация более гериализованная чем в таламусе (более общая). Тип реакции тонический (обеспечивают тонус), возбуждения медленно угасают

2. Зрительный бугор, или таламус (часть промежуточного мозга) - отвечает за селективное, т.е. избирательное сосредоточение внимания . По некоторым данным, в центре таламуса находится «водитель ритма» — морфо-функциональное образование, отвечающее за генерацию ритмической активности и распространяющее синхронизированные влияния на обширные области коры. Ядра неспецифического таламуса образуют проекционную таламическую систему, которая оказывает на кору возбуждающие и тормозные влияния. Активация более локальная чем в РФ. Тип реакции фазический (фаза ответа соответствует фазе воздействия), возбуждение быстро угасает

3. Лимбическая система - уровень целого мозга. Участвует в регуляции уровня бодрствования и обеспечении избирательной модуляции и актуализации той или иной потребности. Важнейшим регулятором уровня бодрствования и внимания как избирательного процесса служат передние отделы коры. Получается замкнутый контур регуляции: РФ возбуждает неспецифический таламус, таламус возбуждает кору, а она при помощи нисходящих путей может снизить или увеличить активность РФ и таламуса в зависимости от того что требуется.

Психофизиология активного приспособления организма к меняющимся условиям зависит от умения фиксировать внешние и внутренние сигналы (восприятие), желания (мотив, потребность), задачи и цели (познавательная сфера), возможность перемещаться (двигательная сфера).
Бодрствующий человек может быть внимательным и рассеянным, расслабленным и напряженным и др. От этого зависит эффективность деятельности.
В состоянии бодрствования выделяют следующие типы процессов активации:
- общее повышение уровня активности мозговых структур;

-частные изменения активности в отдельных областях, связанных с процессами внимания.
В основе разных видов поведения и деятельности лежат разные активационные процессы.
Выделяют следующие основные системы активации:
- Ретикулярная формация, префронтальные и премоторные отделы левого полушария.Ретикулярная формация активируется под воздействием любого стимула возбуждает кору больших полушарий, в т.ч. ядра таламуса.
- Септо-гиппокампальные структуры. На поведенческом уровне: с их активацией связаны изменения в эмоционально-личностной сфере.
- Голубое пятно. Активность голубого пятна коррелирует с поведенческой активностью. Голубое пятно коррелирует не с неспецифической активацией, а с бдительностью (реакция на внешние воздействия, ОР).
-Неспецифические. ядра таламуса: восходящие нервные волокна - активация и нисходящие - тормоз.
- Гиппокамп, гипоталамус, структуры базальной области переднего мозга.

Мозаики активности всех структур создает конкретный уровень активации., а ретикулярная формация среднего мозга имеет организующее значение, формирует фоновую активность. Состояние активации у разных людей индивидуально.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Функциональное состояние и эффективность деятельности.
Йеркс и Додсон в начала ХХ века открыли закон, согласно которому для каждого типа заданий есть свой оптимум активации (определённое благоприятное состояние напряжения ФС), обеспечивающий наиболее успешное его исполнение. Графически этот закон можно описать колоколообразной кривой, которую также называют обратной U-образной зависимостью. На практике она проявляется в низкой эффективности любой деятельности, как при чрезмерном возбуждении, так и при полном расслаблении. Древние греки говорили «что чрезмерно, то вредно».

 

5.Классификация и диагностика функциональных состояний.

Функциональное состояние (ФС)может быть положительное или отрицательное, динамического рассогласования или адекватной мобилизации и др.Существуют различные основания для классификации функциональных состояний. Их классифицируют по следующим признакам:
1. По признаку длительности:
- относительно устойчивые и длительные состояния, отражающие отношение человека к труду: состояния удовлетворенности и неудовлетворенности, безразличия к работе, отражающие общий психический настрой;
- временные ситуативные состояния, периодически возникающие в процессе деятельности: состояния, возникающие периодически по ходу работы, фазы работоспособности, состояния, обусловленные содержанием работы: апатия-скука, сонливость, повышенная активность;
2. По ведущему компоненту:
- физиологические и психические: мышечное напряжение, психическое напряжение, умственная нагрузка;
- по степени напряженности систем (сенсорная нагрузка) — зрительная, слуховая, тактильная, мышечные нагрузки;
- по степени активной деятельности сознания: бодрствования, ясности, сна;
3. По доминирующим свойствам личности или по признаку преобладания одной из сторон психики:
- эмоциональные,
- волевые,
- состояния напряжения.
4. С точки зрения влияния на здоровье индивидуума состояния подразделяют:

- на допустимые и недопустимые;

- критерии оценки — состояния адекватной мобилизации и динамического рассогласования.

5. С точки зрения результативности труда и качества переживаний работника выделяются:

- благоприятные, желательные функциональные состояния (оптимальной работоспособности, вовлеченности, «потока»);

-неблагоприятные функциональные состояния, которые могут негативно отразиться на развитии личности и здоровье работника, а также на результатах его труда (острое утомление и переутомление, монотония, сенсорная депривация, стресс, профессиональное «выгорание»).
6. В структурном отношении состояния подразделяют:

- на экстенсивные. Экстенсивные состояния это качественно неоднородные, т. е. имеющие разную нейрофизиологическую основу и психическое содержание (утомление, стресс, монотония, психическая напряженность);

- интенсивные. Интенсивные состояния имеют принципиальное сходство (уровни бодрствования, фазы и степени утомления, степени эмоциональной напряженности).

Выделяют две группы критериев, с помощью которых оценивают состояние субъекта: физиологические и психологические показатели.
Значение физиологических методов состоит в том, что они дают возможность, во-первых, объективной диагностики состояния, обеспечивают возможность соотнесения психологических явлений с органической основой; во-вторых, количественно оценить наблюдаемые сдвиги в функционировании той или иной системы. Наиболее распространенными являются электрофизиологические показатели, такие как: электроэнцефалография (ЭЭГ) — индикатор уровня активации головного мозга; электрокардиография (ЭКГ) — оценка возбудимости сердечной мышцы; электромиография (ЭМГ - показатель мышечного тонуса и уровня возбудимости мышц); кожно-гальваническая реакция (КГР) - индикатор реакции вегетативной нервной системы, связанной с активностью ретикулярной формации мозга; реоплатизмограмма (РПГ) — характеризует сосудистый тонус и уровень кровоснабжения органа. Вегетативные показатели: частота пульса, дыхания, кровяное давление, состояние тонуса сосудов, температура тела, биохимические сдвиги, исследование гормональной активности. Главная проблема, возникающая перед исследователем при использовании физиологических методов, состоит в неспецифичности физиологических показателей. Выход из этого положения — использование комплекса методов.
Поскольку основным критерием изменения состояния является изменение характера ресурсного обеспечения, именно этот аспект является ведущим в исследованиях функциональных состояний и обусловливает применение электрофизиологических методов для их объективной оценки (полиэффекторный метод).

 

ТРУДНЫЕ СОСТОЯНИЯ

В эту группу условно включают различные психические состояния, в которых возможности психики человека не совсем адекватны объективной обстановке жизни и деятельности человека - это аффективные состояния, состояние депрессии, поведенческие проявления истерических, невротических и психопатических синдромов (состояний), различные проявления агрессивного состояния.

Классификация утомления.

Показатели Утомление Переутомление
компенси руемое острое хроническое
Причины возникновения (рабочая нагрузка) Кратковре-менная, умеренной интенсив- ности Кратковре- менная, интенсивная Многократная (длительная), интенсивная Многократная, дли- тельная, чрезмерной интенсивности
Признаки: 1) профессио-нальные (эффективность и качество работы) Без нарушений Без существенных нарушений Существенные нарушения Существенные нарушения, ошибки, отказы
2) функциональные субъективные Чувство усталости в конце работы Чувство усталости после нагрузки Постоянная усталость, общая слабость, нарушения сна, снижение интереса к работе Постоянная усталость, апатия, слабость, нарушения сна, бессонница, потеря интереса к работе, снижение бдительности
функциональные объективные Незначительные вегетативные реакции Нарушения функций анализаторов и вегетативных систем после нагрузки Выраженные и стойкие нарушения функций анализаторов и вегетативных систем, ухудшение психических процессов и биохимических показателей
Мероприятия по восстановлению Кратковременный отдых Продолжительный отдых Лечение и реабилитация


В случае недостаточности отдыха утомление накапливается и переходит в хроническую форму, тогда человеку требуется длительный отдых для восстановления работоспособности (несколько недель, месяц). Если такого длительного отдыха не обеспечивают и человек продолжает интенсивно работать, развивается переутомление, выраженные формы которого требуют не только отдыха, но и лечения. К.К. Платонов выделил четыре степени переутомления.
На поздних этапах выраженное утомление проявляется в общих симптомах, встречающихся в самых разных видах труда независимо от его функционального содержания. Общее утомление включает следующие признаки: снижается лабильность процессов центральной нервной системы, ухудшается самочувствие, снижается уровень активности, притупляется внимание, трудно поддерживать его концентрацию на объекте труда, ухудшается координация движений, увеличивается латентный период реакций, снижается чувствительность всех анализаторов, мышление становится стереотипным, ухудшаются мнемические процессы.

Таблица

Степени переутомления.

Симптомы Степень переутомления
I - начинающееся II - легкое III - выраженное IV - тяжелое
Снижение дееспособности Мало заметно Выражено Резко
Появление ранее отсутствовавшей усталости при нагрузке При усиленной нагрузке При обычной нагрузке При облегченной нагрузке Без всякой нагрузки
Компенсация волевым усилием снижения дееспособности Не требуется Полностью Не полностью Незначительная
Эмоциональные сдвиги Временами снижение интереса к работе Временами неустойчивость настроения Раздражительность Угнетение, резкая раздражительность
Расстройства сна Труднее засыпать или просыпаться Многим труднее засыпать или просыпаться Сонливость днем Бессонница
Снижение умственной работоспособности Нет Труднее сосредоточиться Временами забывчивость Заметное ослабление внимания и памяти
Психогигиенические мероприятия Упорядочение отдыха, физкультура, культурные развлечения Очередной отпуск и отдых Необходимо ускорение очередного отпуска и организованного отдыха Лечение

 


Состояние монотонии и психического пресыщения в труде. Монотонными принято называть однообразные по содержанию виды труда, которые могут порождать у субъекта деятельности особое функциональное состояние монотонии. Данное состояние люди переживают как необходимость выполнения скучной, однообразной работы, не имеющей, с точки зрения работника, особого смысла (кроме заработка). Для состояния характерны сонливость, безразличие или негативное отношение к работе, сниженное внимание, психогенная усталость, которая формируется уже в начале рабочего дня.
Монотония - это специфическое функциональное состояние, характеризующееся снижением уровня жизнедеятельности в результате воздействия однообразных раздражителей, то есть снижением внешней стимуляции. Монотония чаще всего возникает как следствие рабочей ситуации, но может быть и результатом индивидуального стиля жизни или следствием сложившихся жизненных обстоятельств, которые вызывают скуку и «голод чувств». Проявлением рабочей монотонии является притупление остроты внимания, ослабление способности к его переключению, снижение бдительности, сообразительности, ослабление воли, появление сонливости. При этом возникает неприятное эмоциональное переживание, заключающееся в стремлении выйти из этой обстановки. Все эти явления быстро исчезают при вхождении человека в нормальную внешнюю среду.
При анализе природы монотонии следует учитывать два обстоятельства: во-первых, четко различать работу, которая по ее объективным показателям относится к монотонной: во-вторых, субъективное отношение и различные психические состояния, вызываемые этой работой у отдельных лиц. В частности, некоторые виды труда имеют признаки, позволяющие называть их, независимо от субъективной оценки, монотонными видами труда. К числу таких признаков относят: высокую частоту повторения трудовых действий: непродолжительный временной цикл выполнения операций, малоэлементный количественный состав операций, структурное однообразие трудовых действий, простоту трудовых действии. Это признаки преимущественно тех работ, где ведущую роль играет энергетический фактор, то есть работа с выраженным физическим компонентом. Те же работы, где преобладает информационный фактор, то есть требуется напряжение сенсорных механизмов и определенных психических функций, считают монотонными, если они связаны с длительным пассивным наблюдением, имеют недостаток притока сенсорной информации, имеют ограничение воздействия производственных сигналов и раздражителей. При







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.159.8 (0.027 с.)