Семейные роли и опросник распределения 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семейные роли и опросник распределения



РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА СЕМЬИ

Семейные роли и опросник распределения

Ролей в семье

Задачу создания компактной методики, предназначенной для выявления распределения супружеских ролей в семье, поставили перед собой Ю. Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская [Алешина Ю.Е. и др., 1987].

Ими были выделены семь основных внутрисемейных ролей, наиболее полно характеризующих современную семью.

1. Ответственный за материальное обеспечение семьи. Эта роль включает в себя прежде всего различные дела и обязанности, связанные с зарабатыванием денег, обеспечением семье адекватного для нее материального уровня благосостояния. В исследованиях различных отечественных авторов часто используется другое название этой роли — «кормилец». Многочисленные данные свидетельствуют, что эта роль воспринимается как мужская и ее реализация в большой степени лежит на плечах мужа.

2. Распределение ролей «хозяин»—«хозяйка». Традиционно эта роль включает в себя покупку продуктов и приготовление пищи, уход за одеждой, обеспечение уюта, порядка и чистоты в доме. В большинстве культу? эта роль закреплена за женой (матерью), хотя в современной семье в этом плане произошли значительные сдвиги. По опросам, до 70 % мужчин готовы признать, что эта роль должна быть поделена между женой и мужем поровну.

3. Роль ответственного по уходу за младенцем заключается в деятельности по обеспечению ребенку физического и психического комфорта (чистоты, пищи, тепла, оберегания от опасности и т.д.). Традиционные нормы предписывают выполнение этой роли матери, хотя эгалитарные нормы, широко распространившиеся в последние десятилетия, несколько пошатнули это убеждение.

4. Роль воспитателя заключается в реализации обязанностей, Связанных с развитием ребенка в компетентную, моральную и социализированную личность Родители учат ребенка, что хорошо, что плохо, прививают ответственность, аккуратность, уме-вести себя правильно с другими людьми, помогают в учебе. Реализация этой роли в целом определяется некоторыми специфическими факторами. Прежде всего то, насколько родители вообще включены в эту роль, зависит от их уровня образования (чем он выше, тем меньше детей в семье и тем больше внимания уделяется воспитанию ребенка). На основании многочисленных данных можно говорить о том, что степень включенности мужа и жены в воспитание определяется кроме прочего и полом ребенка. Если ребенок — мальчик, то эта функция чаще распределяется между родителями поровну; если же в семье растет девочка, ее воспитанием занимается прежде всего мать.

5. Роль сексуального партнера. Эта роль включает в себя проявление различного рода активности в плане сексуального поведения. Традиционно считается, что инициирует и определяет характер сексуальных отношений муж. При этом результаты опросов свидетельствуют о том, что мужчины заинтересованы в активности женщин как сексуальных партнеров. Нужно отметить, что в молодых семьях жены чаще выступают инициаторами интимных отношений, чем в более пожилых.

6. Роль организатора развлечений. Выделение подобной роли само по себе отражает серьезные изменения в жизни общества, поскольку каких-нибудь 50 лет назад о культуре семейного досуга для широких слоев населения не могло быть речи. Эта роль включает в себя выдвижение различного рода инициатив в сфере досуга, а также активность, связанную с организацией выходов семьи в гости, в кино, с планированием и проведением отпуска и т.д.

7. Организатор семейной субкультуры. Появление этой роли, как и роли организатора досуга, отражает коренные изменения, происходящие в обществе, и прежде всего рост культурного уровня широких слоев населения, когда люди больше начинают интересоваться наукой, искусством, ходить в кино, театры, музеи. Реализация этой роли включает в себя активность, направленную на формирование у членов семьи определенных культурных ценностей, достаточно разнообразных интересов и увлечений.

8. Роль ответственного за поддержание родственных связей включает в себя участие в семейных ритуалах и церемониях, организацию общения с родственниками, содействие материальному обеспечению, социальному становлению членов семьи. Реализация этой роли традиционно возлагается на обоих супругов, хотя несколько большую активность традиционно проявляет при этом жена. Надо отметить, что в последнее время в мире наблюдается значительное снижение значимости родственных связей, причем если молодые супруги вполне удовлетворены качеством родственных отношений, то пожилые считают, что родственных отношений сейчас далеко не достаточно.

9. Роль «психотерапевта» является одной из наиболее интересных и важных в современной семье. Нужно отметить, что само ее появление вызвано коренным изменением функций семьи, когда одной из основных черт становится удовлетворение потребностей членов семьи в поддержке, защите, личностном комфорте. Реализация этой роли связана с активностью, направленной на решение личностных проблем партнера, — выслушать, выразить принятие, симпатию, помочь разобраться в проблеме, эмоционально поддержать. Об огромном значении, которое имеет эта роль в современной семье, свидетельствует уже тот факт, что степень ее реализации членами семьи наиболее тесно связана с удовлетворенностью супругов своим браком. Данные некоторых исследований говорят о том, что женщины лучше выполняют эту роль, чем мужчины.

 

Поскольку роль ответственного за младенца для большинства семей является временной, в опроснике были операционализированы только семь основных семейных ролей. Каждой роли в опроснике соответствуют три вопроса (интерпретацию результатов см. ниже).

1. Воспитание детей — вопросы 9, 13, 14.

2. Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая»функция) — вопросы 2, 15, 18.

3. Материальное обеспечение семьи — вопросы 19, 3, 16.

4. Организация развлечений — вопросы 20, 8, 4.

5. Роль «хозяина», «хозяйки» — вопросы 17, 5, 21.

6. Сексуальный партнер — вопросы 10, 6, 11.

7. Организация семейной субкультуры — вопросы 1, 7, 12.

 

Инструкция

Просим Вас ответить на предлагаемые ниже вопросы, касающиеся некоторых моментов организации Вашей семейной жизни. Все Ваши ответы сохраняются в тайне.

Для каждого вопроса предлагается набор вариантов ответов; выберите, пожалуйста, тот ответ, который в большей мере соответствует Вашей точке зрения, и на ответном листе отметьте его крестиком против соответствующего вопроса.

 

Тестовый материал

Тестовым материалом методики является 91 утверждение, где представлены различные варианты человеческих отношений в распространенных семейных и производственных ситуациях.

Описание методики

Опросник состоит из трех частей.

1. Родительские паттерны отношений. Эта часть включает 37 утверждений по следующим аспектам родительских паттернов отношений:

ü эмоциональное отношение к ребенку (принятие—отвержение);

ü форма отношения (сотрудничество, симбиоз, отстраненность);

ü отношение к родительским обязанностям и уровень знаний о нормах воспитания ребенка.

2. Супружеские паттерны отношений. Эта часть включает в себя 31 утверждение по следующим аспектам супружеских паттернов отношений:

эмоциональное отношение к браку и партнеру по браку (принятие — отвержение);

форма отношения (сотрудничество, симбиоз, отстраненность);

отношение к супружеским обязанностям.

3. Профессиональные паттерны отношений. Эта часть включает в себя 28 утверждений о таких аспектах профессионального отношения, как коммуникативный и деловой тип отношения к Другому (с целью личного успеха — успеха дела), а также модель отношения выдающегося в своей области профессионала к другому человеку.

Процедура тестирования

Методика может быть использована как для индивидуального обследования, так и в группе. Процедура тестирования занимает в среднем 15 — 20 мин. Время ответа для испытуемого не ограничивается.

 

Инструкция

«Перед Вами список утверждений. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте в бланке ответа в графе «Да» под соответствующим номером крестик; если не согласны — в графе «Нет».

Никаких других пояснений в ходе тестирования испытуемому не дается.

Обработка результатов

В результате анализа всех возможных вариантов ответов испытуемых на каждую из частей опросника с помощью экспертной оценки было выделено два критерия:

ü освоенность «нормального» ролевого паттерна;

ü освоение ролевого паттерна по невротическому типу.

На основе данных критериев было сгруппировано 6 шкал.

 

1. Отношение к Другому профессионала (Оп).

2. Невротические паттерны профессионального отношения к Другому (Пп).

3. Отношение к ребенку опытного родителя (Ор).

4. Невротические паттерны родительского отношения (Пр).

5. Отношение к партнеру по браку «хорошего семьянина» (Ос).

6. Невротические паттерны супружеского отношения (Пс).

Количество вопросов, вошедших в соответствующие шкалы, оказалось существенно разным — от 6 до 22.

Краткое описание шкал

1. Отношение к Другому профессионала (Оп). Высокий показатель по этой шкале соответствует отношению к Другому профессионала. Такие люди обычно сами подбирают свое окружение, придавая этому большое значение, так как считают, что близкие люди во многом влияют на их жизнь. Они и требовательны к другим, и считают своим долгом им помогать. От других людей они прежде всего ждут, чтобы те постоянно развивались, духовно обогащались. Испытуемые такого типа устанавливают с людьми, являющимися их сотрудниками и добросовестно выполняющими свои обязанности, доброжелательные личные отношения, за которые не отступают на второй план интересы дела. Им свойственны жесткость по отношению к противникам и активное преодоление их сопротивления.

2. Невротические паттерны профессионального отношения к Другому (Пп). Наличие высоких баллов по этой шкале говорит о существовании у испытуемого невротических паттернов профессионального отношения к Другому. Это могут быть чрезмерный конформизм или, наоборот, жесткость по отношению к другим, а также неадекватная зависимость от других или попытки полной изоляции.

3. Отношение к ребенку опытного родителя (Ор), Высокий показатель по этой шкале соответствует отношению к ребенку опытного родителя. Такому родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Он стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. Родитель старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему, поощряет его инициативу и самостоятельность. Воспитание ребенка доставляет родителям большую радость. Дом и счастье ребенка являются для них важными ценностями. Уровень знания о нормах развития ребенка высокий.

4. Невротические паттерны родительского отношения (Пр). Наличие высоких баллов по этой шкале говорит о существовании у испытуемого невротических паттернов родительского отношения. Это проявляется или в том, что родитель воспринимает ребенка плохим и неприспособленным. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду и обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его. Это может проявляться и в том, что родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка. Или, наоборот, он требует от ребенка безоговорочного послушания, старается во всем навязать свою точку зрения. Или в том, что родитель старается как можно меньше вникать в дела ребенка, оправдывая это «приучением ребенка к самостоятельной жизни».

5. Отношение к партнеру по браку «хорошего семьянина» (Ос). Высокий показатель по этой шкале соответствует отношению к партнеру по браку «хорошего семьянина». Такому человеку общество супруга доставляет удовольствие. Человек гордится, что такой человек, как его супруг, рядом с ним. Жизнь без семьи для него непривлекательна. Он, принимая решение, всегда советуется с супругом(ой), может признать его (ее) правоту во время ссоры.

6. Невротические паттерны супружеского отношения (Пс). Наличие баллов по этой шкале говорит о существовании у испытуемого невротических паттернов супружеского отношения. Это проявляется или в том, что семья испытуемым рассматривается как конец «хорошей» жизни, так как в ней притупляются творческие возможности человека, теряется взаимопонимание и любовь, в конце концов нет ни одного светлого момента. Или в том, что он ощущает, что жизнь в семье не зависит от его воли. Его чрезвычайно расстраивает, когда он не может выполнить просьбу своего партнера. Или, наоборот, в том, что он считает, что его супруг(а)часто делает глупости и нуждается в постоянном присмотре, как ребенок.

Шкальные значения подсчитываются по 6 шкалам с помощью «ключей» (см. с. 277). Интерпретация проводится путем анализа профиля 6 показателей, которые совместно дают целостную картину ролевых паттернов отношения к Другому испытуемого.

 

МИРП

Как показали проведенные исследования [Александрова Ю. В., 1998], все шкалы опросника имеют распределения, близкие к нормальному. Средние, стандартные отклонения и интеркорреляции шкал, полученные на выборке из 100 испытуемых (35 мужчин и 65 женщин), средний возраст которых 29,6 лет, приведены в табл. 8.

Таблица 8

Текст опросника МИРП

1. Самое большое удовлетворение люди получают от оценки своей работы.

2. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

3. Чем раньше родители ослабляют свои эмоциональные связи с ребенком, тем легче ему будет решать его собственные проблемы.

4. Когда люди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека.

5. От природы женщина способна лучше организовать жизнь семьи, чем мужчина.

6. Каждый должен вести себя так, чтобы не вызывать недовольство окружающих.

7. Принципиальное условие моей жизни с близкими мне людьми — их постоянный духовный рост и самообразование.

8. Ребенка следует отлучать от груди и от бутылочки с 12 месяцев.

9. Я отношусь к детям с таким же уважением, как и к взрослым людям.

10. Принимая важное решение, даже если оно касается только меня, всегда советуюсь со своим мужем (женой).

11. Если так складываются обстоятельства, то мужчина должен взять на себя ведение всего домашнего хозяйства.

12. Перед началом работы я привык(ла) тщательно анализировать условия, в которых предстоит работать.

13. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с сотрудниками.

14. Ребенок в 8 лет может самостоятельно покупать в магазине продукты и ухаживать за своей одеждой.

15. Основная причина капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень.

16. Я предпочитаю чаще делиться своими заботами с друзьями, чем со своим спутником жизни.

17. Так сложилось, что именно я ответствен (ответственна) за финансовое благополучие своей семьи.

18. Я часто говорю с коллегами по работе о вещах, никак не связанных с моими деловыми интересами.

19. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, чем те, где все участники приблизительно равны по своим возможностям.

20. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время

21. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

22. Мы с супругом (супругой) искренно интересуемся делами друг друга.

23. Призвание любой женщины — это прежде всего семья, дети и домашнее хозяйство.

24. Успехи человека в большей степени зависят от отношений с людьми, окружающими его на работе.

25. Необходимо быть жестким по отношению к своим противникам.

26. Мне приятнее, пожертвовав личным временем, закончить работу, чем оставить ее «на полдороги».

27. В 5 лет ребенок должен уметь пришить пуговицу, убрать постель и постирать одежду.

28. Воспитывая ребенка, мне пришлось приспосабливаться к нему, многое меняя в себе.

29. Молодым родителям необходима помощь в воспитании, чтобы у них была возможность продвигать карьеру.

30. Как правило, общество моего супруга (супруги) доставляет мне удовольствие.

31. Я считаю, что у моего (моей) супруга (супруги) не должно быть от меня никаких секретов.

32. Я использую большую часть моего свободного времени для самообразования.

33. Ухудшение товарищеских отношений на работе отрицательно сказывается на деятельности некоторых сотрудников, зависящих от чужого мнения.

34. Если я всю неделю провел(а) с ребенком, то в конце недели он уже начинает меня раздражать.

35. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

36. Большинство детей должны быть приучены к туалету к 15 месяцам.

37. Меня очень огорчает, когда я не могу выполнить просьбу моего(моей) супруга (супруги).

38. В моей семье заботу о благосостоянии проявляют все взрослые члены семьи в равной мере.

39. Мой (моя) супруг (супруга) часто делает глупости, говорит невпопад и неуместно шутит.

40. Человек, работая с симпатичными ему людьми, больше отвлекается от работы и менее продуктивен, чем когда у него нейтральные отношения с сотрудниками.

41. Если что-то у меня не выходит, я лучше обращусь к кому-либо за помощью, чем стану сам продолжать искать выход.

42. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.

43. Родители должны быть готовы отдать свое счастье ради счастья их ребенка.

44. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

45. Равное участие обоих супругов в ведении домашнего хозяйства — это в наше время единственная возможность сохранения гармонии в отношениях.

46. По правде сказать, в моей супружеской жизни очень мало светлых моментов, которые могли бы согреть душу.

47. Любое дело никогда не заменит радости человеческого общения.

48. Для того чтобы нравиться другим, надо хорошо делать свое дело.

49. Родитель, отдающий ребенку все свое время, испытывает чувство, что у него (нее) подрезали крылья.

50. Детям с ранних лет нужно учиться не соглашаться с мнением родителей, если они чувствуют, что их решения более верные.

51. Многие родители втайне желают, чтобы дети не беспокоили их своими проблемами.

52. Я очень расстраиваюсь, если случайно становлюсь причиной плохого настроения моего (моей) супруга (супруги).

53. В моей семье решения, значимые для всех членов семьи, всегда принимаются на семейном совете.

54. Жизнь без семьи, без близкого человека — слишком дорогая цена за полную самостоятельность.

55. Критика моей работы окружающими отрицательно влияет на результаты.

56. Мне не нравятся люди, для которых личные интересы превыше интересов дела.

57. Про меня можно сказать, что я требователен к другим.

58. Воспитание ребенка открыло для меня мир с его лучшей стороны

59. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

60. Иногда я ловлю себя на мысли, что мы с мужем (женой) совершенно чужие люди.

61. К сожалению, во время ссоры с мужем (женой) я обычно стремлюсь отстоять свое решение и мне трудно признать его (ее) правоту.

62. Свободное время необходимо проводить в общении с друзьями.

63. Я очень внимательно отношусь к выбору людей, с которыми придется тесно общаться.

64. Нередко завидую тем, кто живет без детей.

65. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав

66. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

67. Я горжусь, что такой человек, как мой супруг (супруга), рядом со мной.

68. Когда муж (жена) разговаривает со мной, я часто думаю о чем-то другом.

69. Я постоянно забочусь о сохранении уважения своего (своей) мужа(жены).

70. Самое страшное для человека — чувство одиночества.

71. В трудной ситуации меня всегда поддерживают образы дорогих мне людей — моих учителей, родных и близких.

72. Я считаю, что ради дела можно пожертвовать отношениями сотрудников.

73. Если ребенок к двум годам не научится выражать свои желания предложениями, его следует показать специалисту.

74. Для хороших родителей дом — это самое главное в их жизни.

75. Я могу разговаривать с мужем (женой) о серьезных вещах в любое время.

76. Иногда я ощущаю, что жизнь в семье не зависит от моей воли.

77. На работе я часто по собственной инициативе помогаю новичкам освоиться с новой деятельностью.

78. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем когда несу за свою работу личную ответственность.

79. Слезы моего ребенка чрезвычайно меня расстраивают, так как я стараюсь делать все, чтобы у него было спокойное и беззаботное детство.

80. Дети должны уважительно относиться к своим родителям, даже если поведение родителей противоречит нормам нравственности.

81. Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего.

82. Брак притупляет творческие возможности человека.

83. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

84. Я нахожусь в товарищеских отношениях только с теми коллегами по работе, кто добросовестно выполняет свои обязанности.

85. Люди, посвятившие жизнь любимому делу, достойны восхищения.

86. Дети ведут себя плохо только затем, чтобы привлечь внимание родителей.

87. Воспитание детей всегда доставляет родителям большую радость.

88. Мой (моя) супруг (супруга), как ребенок, нуждается в контроле и опеке.

89. Чтобы семья состоялась, достаточно огромного желания и усилия одного из партнеров.

90. Постоянное проявление интереса к делам ребенка ущемляет его самостоятельность.

91. Профессионалы обычно достаточно жесткие люди, идущие вперед несмотря ни на что.

 

Н.Волковой

Н.Волкова [1979] при разработке своей методики исходила из предположения о том, что характер супружеских отношений во многом зависит от степени согласованности семейных ценностей мужа и жены и ролевых представлений о том, кто и в какой степени отвечает за реализацию поведения в определенной семейной сфере. Адекватность ролевого поведения супругов зависит от соответствия ролевых ожиданий (установка мужа и жены на активное выполнение партнером семейных обязанностей) ролевым притязаниям супругов (личная готовность каждого из партнеров выполнять семейные роли).

Методика РОП позволяет определить:

1. представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ);

2. представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций объединены в шкале ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП).

Материал методики

Два набора из 36 карточек, на каждой из которых нанесены номер и текст суждения (см. текст опросника).

Два набора из 4 карточек-классификаторов с одной из следующих надписей на каждой: «Полностью согласен», «В общем это верно», «Это не совсем так», «Это неверно».

Инструкция

Уважаемый товарищ! На предложенных вам карточках напечатаны различные утверждения о браке, семье, отношениях мужа и жены. Перед вами лежат четыре карточки с напечатанными вариантами ответов: «Полностью согласен», «В общем это верно», «Это не совсем так», «Это неверно». Внимательно читая каждое утверждение, распределите все карточки соответственно этим четырем вариантам ответов. Если вы полностью разделяете утверждение, положите его под карточкой «Полностью согласен». Если вы считаете, что утверждение верно, но с небольшими оговорками и дополнениями, положите его под карточкой «В общем это верно». Если утверждение кажется вам непригодным для вас, но в нем есть что-то, с чем вы согласны, положите его под карточкой «Это не совсем так». Если вы категорически не согласны с утверждением, положите его под карточкой «Это неверно». Распределяя карточки с утверждениями на четыре группы, постарайтесь выразить ваше личное мнение, а не то, что принято среди ваших близких и друзей. Благодарим за участие в психологическом обследовании.

 

После выполнения супругами задания консультант регистрирует ответы мужа и жены в протоколе консультационного исследования (форма): утверждение, отнесенное к группе «Полностью согласен», оценивается в 3 балла, отнесенное к группе «В общем это верно» — в 2 балла, отнесенное к группе «Это не совсем так» — в 1 балл и отнесенное к группе «Это неверно» — в 0 баллов. Здесь же в протоколе консультант суммирует баллы по каждому показателю шкалы семейных ценностей (ШСЦ). По двум первым показателям эти результаты будут итоговыми и переносятся в последний столбец протокола. Итоговые баллы остальных показателей вычисляются как полусумма баллов по подшкалам «Ожидание» и «Притязание».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ Ф.И.О. ________________________________________________ Дата исследования______________________________20_______г. Возраст______________________ Семейный стаж________________ Количество детей________________________   Протокол исследования семейных ценностей
Шкала семейных ценностей № карточки Баллы № карточки Баллы Общий показатель
Интимно-сексуальная          
     
     
∑ =    
Личностная идентификация с супругом            
     
     
∑ =    
Хозяйственно-бытовая Ожидание   Притязание    
       
       
       
∑ =   ∑ =  
Родительско-воспита-тельная          
       
       
∑ =   ∑=  
Социальная активность          
       
       
∑ =   ∑=  
Эмоционально-психотерапевтическая          
       
       
∑=   ∑ =  
Внешняя привлекательность          
       
       
∑ =   ∑ =  

 

Таблица 11.

Таблица.

Пример использования методики

Анализ представлений о семейных ценностях и ролевых установках молодых супругов

В таблицу внесены результаты обследования реальной супружеской пары.

Таблица.

Заключение.

Для молодых супругов характерна определенная согласованность преставлений о важнейших семейных ценностях.

Муж и жена демонстрируют типичное для молодых супругов рассогласование ожиданий и притязаний: жена ориентируется на реализацию собственных профессиональных интересов, ожидая от мужа активного выполнении «женских» функций в семье, в то время как муж сохраняет традиционные представления о роли женщины в семейном взаимодействии.

Для данной супружеской пары характерно несоответствие идеальных представлений супругов о семейных ценностях ролевым установкам мужа и жены на их реализацию. Так, молодожены, выделяя значимость для совместной жизни общности интересов, потребностей, взглядов и представлений (личностная идентификация), ориентируются на индивидуальный стиль межличностного взаимодействия в семье, что является серьезным конфликтогенным фактором.

Вариант для женщин

1. Настроение и самочувствие человека зависят от удовлетворения его сексуальных потребностей.

2. Счастье в браке зависит от сексуальной гармонии супругов.

3. Сексуальные отношения — главное в отношениях мужа и жены.

4. Главное в браке — чтобы у мужа и жены было много общих интересов.

5. Муж — это друг, который разделяет мои интересы, мнения, увлечения.

6. Муж — это прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах.

7. Самая главная забота мужа — обеспечить материальный достаток и бытовой комфорт семьи.

8. Муж должен заниматься домашним хозяйством наравне с женой.

9. Муж должен уметь обслужить себя, а не ждать, что жена возьмет на себя все заботы о нем.

10. Муж должен заниматься детьми не меньше, чем жена.

11. Я хотела бы, чтобы мой муж любил детей.

12. О мужчине я сужу по тому, хороший или плохой он отец своим детям.

13. Мне нравятся энергичные, деловые мужчины.

14. Я очень ценю мужчин, всерьез увлеченных своим делом.

15. Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моего мужа.

16. Муж должен уметь создавать в семье теплую, доверительную атмосферу.

17. Для меня главное — чтобы мой муж хорошо понимал меня и принимал такой, какая я есть.

18. Муж — это прежде всего друг, который внимателен и заботлив к моим переживаниям, настроению, состоянию.

19. Мне нравится, когда мой муж красиво и модно одет.

20. Мне нравятся видные, рослые мужчины.

21. Мужчина должен выглядеть так, чтобы на него было приятно смотреть.

22. Самая главная забота женщины, чтобы в семье все были обихожены.

23. Я всегда знаю, что нужно купить для моей семьи.

24. Я собираю полезные советы хозяйке: как готовить вкусные блюда, консервировать овощи, фрукты.

25. Главную роль в воспитании ребенка всегда играет мать.

26. Я не боюсь трудностей, связанных с рождением и воспитанием ребенка.

27. Я люблю детей и с удовольствием занимаюсь с ними.

28. Я стремлюсь найти свое место в жизни.

29. Я хочу стать хорошим специалистом своего дела. i

30. Я горжусь, когда мне поручают трудную и ответственную работу.

31. Близкие и друзья часто обращаются ко мне за советом, помощью и поддержкой.

32. Окружающие часто доверяют мне свои беды.

33. Я всегда искренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю нуждающихся в этом людей.

34. Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу.

35. Я люблю красивую одежду, ношу украшения, использую косметику.

36. Я придаю большое значение своему внешнему виду.

 

Вариант для мужчин

1. Настроение и самочувствие человека зависят от удовлетворения его сексуальных потребностей.

2. Счастье в браке зависит от сексуальной гармонии супругов.

3. Сексуальные отношения — главное в отношениях мужа и жены.

4. Главное в браке — чтобы у мужа и жены было много общих интересов.

5. Жена — это друг, который разделяет мои интересы, мнения, увлечения.

6. Жена — это прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах.

7. Самая главная забота жены — чтобы в семье все были накормлены и ухожены.

8. Женщина многое теряет в моих глазах, если она плохая хозяйка.

9. Женщина может гордиться собой, если она хорошая хозяйка своего дома.

10. Я хотел бы, чтобы моя жена любила детей и была им хорошей матерью.

11. Женщина, которая тяготится материнством, неполноценная женщина.

12. Для меня главное в женщине, чтобы она была хорошей матерью моим детям.

13. Мне нравятся деловые и энергичные женщины.

14. Я очень ценю женщин, всерьез увлеченных своим делом.

15. Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моей жены.

16. Жена должна прежде всего создавать и поддерживать теплую, доверительную атмосферу в семье.

17. Для меня главное — чтобы моя жена хорошо понимала меня и принимала таким, какой я есть.

18. Жена — это прежде всего друг, который внимателен и заботлив к моим переживаниям, настроению, состоянию.

19. Мне очень нравится, когда моя жена красиво и модно одета.

20. Я очень ценю женщин, умеющих красиво одеваться.

21. Женщина должна выглядеть так, чтобы на нее обращали внимание.

22. Я всегда знаю, что нужно купить для нашего дома.

23. Я люблю заниматься домашними делами.

24. Я могу сделать ремонт и отделку квартиры, починить бытовую технику.

25. Дети любят играть со мной, охотно общаются, идут на руки.

26. Я очень люблю детей и умею с ними заниматься.

27. Я принимал бы активное участие в воспитании своего ребенка, даже если бы мы с женой решили расстаться.

28. Я стремлюсь найти свое место в жизни.

29. Я хочу стать хорошим специалистом своего дела.

30. Я горжусь, когда мне поручают трудную и ответственную работу.

31. Близкие и друзья часто обращаются ко мне за советом, помощью, поддержкой.

32. Окружающие часто доверяют мне свои беды.

33. Я всегда искренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю нуждающихся в этом людей.

34. Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу.

35. Я стараюсь носить ту одежду, которая мне идет.

36. Я придирчиво отношусь к покрою костюма, фасону рубашки, цвету галстука.

 

Инструкция

Ответьте, пожалуйста, на предложенные ниже вопросы. Постарайтесь, чтобы выбранный вариант ответа наиболее полно соответствовал именно Вашей точке зрения на ситуацию, сложившуюся в Вашей семье.

 

Текст опросника

1. Можно ли сказать, что вам с женой (мужем), как правило, нравятся одни и те же фильмы, книги, спектакли?

А. Да.

Б. Скорее да, чем нет.

В Скорее нет, чем да.

Г. Нет.

2. Часто ли у вас в разговоре с женой (мужем) возникает чувство общности, полного взаимопонимания?

A. Очень редко.

Б. Довольно редко.

B. Достаточно часто.

Г. Очень часто.

3. Есть ли у вас любимые фразы, выражения, которые значат для вас обоих одно и то же, и вы с удовольствием используете их?

A. Да.

Б. Скорее да, чем нет.

B. Скорее нет, чем да.

Г. Нет.

4. Можете ли вы предсказать, понравится ли вашей жене (мужу) фильм, книга и т.п.?

A. Да.

Б. Скорее да, чем нет.

B. Скорее нет, чем да.

Г. Нет.

5. Как вы думаете, чувствует ли ваша жена (муж), нравится ли вам то, что она (он) говорит или делает, если вы прямо ей (ему) об этом не говорите?

A. Практически всегда.

Б, Достаточно часто.

B. Довольно редко.

Г. Практически никогда.

6. Рассказываете ли вы жене (мужу) о своих отношениях с другими людьми?

A. Рассказываю практически все.

Б. Рассказываю достаточно много.

B. Рассказываю довольно мало.

Г. Не рассказываю практически ничего.

7. Бывают ли у вас с женой (мужем) разногласия по поводу того, какие отношения поддерживать с родственниками?

А. Да, бывают почти постоянно.

Б. Бывают довольно часто.

В. Бывают достаточно редко.

Г. Нет, не бывают почти никогда.

8. Насколько хорошо ваша жена (муж) понимает вас?

А Очень хорошо понимает.

Б. Скорее хорошо, чем плохо.

В. Скорее плохо, чем хорошо.

Г. Совсем не понимает.1

9. Можно ли сказать, что ваша жена (муж) чувствует, что вы обижены или раздражены чем-то, но не хотите этого показать?

A. Да, это так.

Б. Вероятно, это так.

B. Вряд ли это так.

Г. Нет, это не так.

10. Как вы считаете, рассказывает ли вам жена (муж) о своих неудачах и промахах?

A. Рассказывает практически всегда.

Б. Рассказывает достаточно часто.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1683; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.150.175 (0.006 с.)