Реализация общих дидактических принципов в специальной школе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализация общих дидактических принципов в специальной школе.



Принцип - это основные исходные положения какой-либо теории или науки в целом, это основные требования, предъявляемые к чему-либо.

Педагогический принцип – это основные идеи, следование которым помогает лучшим образом достичь поставленных педагогических целей.

Дидактические принципы – это основные направляющие положения, возникающие в результате анализа научно - педагогических закономерностей и практического педагогического опыта. Они являются главным ориентиром в педагогической работе учителя.

В отечественной сурдопедагогике сложилась система принципов, определяющая характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса детей с нарушенным слухом: это общедидактические принципы, реализация которых осуществляется сообразно особенностям лиц с нарушенным слухом; принципы специальной педагогики, имеющие отношение к специфике образования всех категорий детей с нарушениями развития; специфические принципы сурдопедагогики.

Общедидактические принципы: научность обучения; связь теории и практики; наглядность; активность и сознательность в процессе обучения; доступность; систематичность и последовательность; прочность усвоения приобретаемых знаний.

Принципы специальной педагогики: педагогического оптимизма, ранней педагогической помощи, коррекционно-компенсирующей направленности образования, социально-адаптирующей направленности образования, деятельностного подхода, необходимости специального педагогического руководства.

Специфические принципы обучения обусловлены своеобразием развития и обучения детей с нарушением слуха. Впервые теоретически обоснованно специфические принципы обучения представил А. И. Дьячков5, выде­лив важнейшие из них:

· связь процесса обучения основам наук и словесной речи;

· обучение в деятельности;

· единство процесса обучения и формирования личности глухого ребенка;

· концентричность и пропедевтика;

· индивидуальный и дифференцированный подходы.

Принцип усвоения основ наук в единстве с усвоением родного языка обусловлен тем, что ход развития неслышащего ребенка, усвоение им установленного объ­ема образования определяется уровнем языкового развития, возможностью воспринимать информацию в словесном оформлении, адекватно пользоваться ей. Успех в реализации принципа обеспечивается ориги­нальным содержанием программ, специальными методами обучения, специфическими организационными формами. Прочное усвоение знаний по разным учебным предметам достигается путем отработки специально отобранного язы­кового материала, целенаправленного формирования осоз­нанного коммуникативного поведения, развития словесно-­логического мышления на основе овладения различными видами речевой деятельности в условиях слухоречевой среды.

Принцип интенсификации развития слухового вос­приятия в единстве с развитием произносительной сто­роны устной речи состоит в том, чтобы развить у неслыша­щего школьника способность достаточно свободно понимать обращенную к нему речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих. Реализация принципа предусматривает развитие слухо­вой функции и произносительной стороны устной речи в единстве, при использовании электроакустической аппаратуры в ходе всего учебно-воспитательного процесса и вне его, в разных орга­низационных формах (фронтальные занятия в слуховом ка­бинете, групповые и индивидуальные занятия, музыкаль­но-ритмические, свободная деятельность детей).

Принцип активизации речевого общения предполагает моделирование ситуаций, вызывающих потребность в общении на основе словесной речи. Реализация принципа требует активной деятель­ности учащихся–выражения ими в словесной форме сво­их коммуникативных намерений, что предполагает формирование у школьников разнообразных коммуникативных умений: отвечать на вопросы, формулировать вопрос, сообщать о сво­их желаниях, состоянии, деятельности, докладывать о вы­полнении поручения, способность обратиться с просьбой или поручением к учителю, товарищу и др. Формирование различных способов общения осуществляется во всей учебно-воспитательной ра­боте, и прежде всего на уроках предметно-практического обучения.

Принцип деятельностного подхода отражает основную направленность современной системы обучения неслыша­щих учащихся, в которой деятельность рассматривается как процесс формирования знаний, умений и навыков и как условие, обеспечивающее коррекционно-развивающую на­правленность формирования личности неслышащего школь­ника. Особое место в реализации принципа отводится предмет­но-практической деятельности, которая рассматривается в сурдопедагогике как средство коррекции и компенсации всех сторон психики глухого школьника в соответствии с психологической теорией о деятельностной детерминации психики (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин).

Принцип пропедевтики и концентричности. В специальной школе для глухих сложилась особая образовательная система, которая подразделяется на четыре этапа. Такая многоступенча­тость образовательной системы харак­теризуется последовательным развитием и усложнением содержания учебного материала по всем учебным предме­там, обеспечивая решение задач про­педевтического характера, направленных на практическое овладение содержанием образования. Принцип обеспечива­ет особое структурирование содержания общих с массовой школой учебных предметов. Для программ I, II, III этапов обучения характерно кон­центрическое расположение материала, и лишь на IV этапе оно становится линейно-ступенчатым, т. е. глухие школь­ники пользуются теми же учебниками, что и их сверстники в массовой школе.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ ГЛУХИХ

Под содержанием образования в школе глухих понимают определённые объем и система ЗУН(знания, умения, навыки), которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения. Содержание образования составляет основу для всестороннего развития глух. учащихся. Навыки вырабатываются путем многократных повторений одних и тех же действий в одинаковых или аналогичных условиях. Успешное овладениеЗУН зависит от того насколько при определении содержания учитываются их общее и речевое развитие, восприятие учебного материала, способность овладения соц.опытом. Содержание образования определяется особенностями развития их психических деятельности. Поэтому определение содержания образования должно отражать совокупность требований к объёму знаний, способам их усвоения и практического использования, уровню достижения в развитии мыслительной деятельности, личностной сформированности, соц.адаптации на каждом этапе обучения. Содержание образования характеризуется выделением компонентов, направленных на формирование у них компенсаторных механизмов, знаний об окруж. мире, развитие коммуникативных способностей, становление личностных качеств. Опыт обучения глух детей и разработанные пути педагогического воздействия доказали возможность сглаживания основного дефекта и получение глухими детьми уровня общего образования при условии специально-организованной коррекционной работы.

В зависимости от возможностей каждого обучающегося, от его способности усваивать программу, от качества дошкольной подготовки предлагаются разные темпы получения образования и различный его объем – среднее (полное), основное общее (т. е. неполное среднее) с дополнительной трудовой подготовкой.

Основные документы, раскры­вающие содержание школьного образования глухих: учебный план, учебные программы, учебники.

В учебных планах основного общего образования, в со­ответствии с требованиями специального образовательного стан­дарта, продолжительность обучения в начальной и основной школе составляет 10-11 лет. Базисный учебный план обеспечивает получение глу­хими школьниками основного общего образования за 11 лет об­учения или за 12 лет, если дети не получили полной дошкольной подготовки или нигде ранее не учились (в этом случае они посту­пают в подготовительный класс). В нем находит отражение подразделение школьного образова­ния на четыре ступени, характеризующиеся последовательным раз­витием и усложнением содержания образования: первоначальный период (подготовительный класс), начальная ступень (I–III клас­сы), первая основная ступень (IV–VII), вторая основная ступень (VIII–X,XI).

Выпускники, изъявившие желание получить среднее (полное) образование, осваивают его в специально создаваемых классах (вариант 2). Глухие дети, которые поступают в I класс, имея хорошую дошкольную подготовку, получают основное общее образо­вание за 10 лет и в последующие 2 года завершают среднее полное образование.

С подготовительного по VII класс основными общеобразова­тельными областями базисного учебного плана являются родной язык и литература, математика, природа, история, черчение, искусство, физкультура, трудовая подготовка. Наряду с этим в него включены и коррекционные курсы: предметно-практиче­ское обучение, индивидуальные занятия по развитию восприятия и воспроизведению устной речи, музыкально-ритмические заня­тия, речь и культура общения. По сравнению с учебным планом массовой школы имеются отличия: нет таких предметов, как иностранный язык, музыка; отличия в общем количестве часов и распределении их между учебными предметами (на изучение языка и литературы отводится почти вдвое больше учебного времени, значительно больше часов отведено на изучение математики, географии, биологии, химии, физики, природоведения, истории, в 4 раза больше отводится вре­мени на трудовое обучение).

Учебные программы школ I вида отражают обобщенный опыт работы с глухи­ми детьми, а также результаты исследований ученых в области сурдопедагогики. Резуль­татом исследований стало создание новых учебных программ (1995, 1997). Все учебные программы, по которым учатся глухие дети с под­готовительного по VII класс, являются оригинальными. С VIII класса учебный процесс осуществляется на основе про­грамм общеобразовательных школ при одновременном сохранении его коррекционной направленности в обучении не только языку, но и другим дисциплинам, что реализуется через допусти­мые изменения в структурировании содержания, специфические методы и приемы работы, дополнительные часы на коррекционные занятия.

Учебники для школ I вида отражают содержательную конкретизацию учебных про­грамм, созданы на основе научных исследований сотрудников ИКП РАО и при их непосредственном участии. Особое место зани­мают учебники по развитию речи, чтению, пособия по организа­ции самостоятельной работы на уроках предметно-практического обучения, разработанные под руководством Т. С. Зыковой. Старшие классы работают по учебникам общеобразовательной школы. Особое требование предъявляется к речевому оформлению учебника для глухих школьников: учебный материал излагается ясным, точным, лаконичным и понятным для учащихся литератур­ным языком с учетом уровня речевого развития глухих и необхо­димости его обогащения. В учебнике следует соблюдать дозировку нового речевого материала и грамматических форм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 873; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.221.43.88 (0.019 с.)