Верботональный метод обучения и реабилитации детей с нарушенным слухом как педагогическая система. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Верботональный метод обучения и реабилитации детей с нарушенным слухом как педагогическая система.



ВЕРБОТОНАЛЬНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.

Верботональная система реабилитации детей с нарушением слуха разработан хорватским ученым П.Губерина.Важное место при обучении языку занимает верботональный метод, основанный не только на новой технологии педагогической работы с глухими детьми, но и предполагающий использование оригинальной слуховой аппаратуры нового поколения, учитывающей значительные поражения слуха глухих не только по силе звука, но и по частотному диапазону.

Верботональный метод – способ реабилитации детей, использующий все ресурсы тела для развития устной речи и дальнейшей интеграции в общество.

Реабилитация- это восстановление. Различные мероприятия обучающего и воспитательного характера, направленные на то, чтобы дети-инвалиды, психически больные и умственно отсталые лица приобрели социальный опыт, овладели необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию и жизненному самообеспечению, социальным нормам поведения.

При использовании верботонального метода в развитии речевой коммуникации педагог сможет достигнуть следующих целей:

1. сформировать у ученика потребность и желание общаться словесной речью;

2. сформировать у ученика самоконтроль за звучанием собственного голоса, речи;

3. способствовать развитию выразительной, эмоциональной, интонированной речи;

4. обратить большее внимание ребёнка на речь и меньшее на мимику и жесты;

5. научить правильно повторять за любую речевую фразу, самостоятельно объединять известные слова в предложения.

Задачи верботонального метода:

Создание у ребенка потребности и мотивации слушать себя и говорить.

Формирование базы развивающих показателей (4 показателя – дыхание, голос, ритмико-интонационная сторона речи, звукопроизношение).

Развитие слухового восприятия.

Верботональный метод как система основывается на характере развития речи в онтогенезе, согласно которому голосовая активность ребенка представляет собой ответ на звуковые и на проприоцептивные ощущения (ощущения всего тела).

Верботональная система – это реабилитация человека, реабилитация в первую очередь остаточного слухового восприятия с активизацией всех сохранных анализаторов, потенциальных возможностей человека. На базе остаточного слухового восприятия развивается речь ребенка – это является основным в верботональной системе обучения.

Элементы верботональной системы:

Вибротактильная фаза

Аудиовизуальный курс

Фонетическая ритмика

Музыкальная стимуляция

Пиктографическая ритмика

Вибротактильная фаза

Предлагает использование вибратора или вибрационной доски (стола), низких частот, восприятия звуков всем телом.

Применяется на первом этапе, когда только начинается работа над словарем, новыми словами, детям предъявляются картинки, таблички. Также идет работа над уже знакомыми словами. Учитель произносит их за экраном. Вибростол может применяться и в ходе речевой зарядки. Например, при работе над долготой и краткостью звучания; над силой голоса (тихо-громко); над ударением.

Аудиовизуальный курс

Основное назначение устной речи - коммуникация. Аудиовизуальный курс содержит в себе все теоретические положения лингвистики речи, понимания языка и коммуни­кации и является составной частью верботонального метода.

Слуховое восприятие играет важную роль в становлении и развитии речи. Слуховой и звуковой образ связывается со значением - картинкой. Картинка соотносится с ситуаци­ей — реальностью. На картинке изображают­ся не только предметы, люди, но и конкретные ситуации из повседневной жизни.

Картинка является помощником в усвоении звуков в начале формирования произношения. На последующих этапах работы картинка убирается (звуковой сигнал уже принят и усво­ен с её помощью, он будет понятен и без картинки).

Фонетическая ритмика

Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навы­ков. Движения, которые выполняются на занятиях, пред­варительно не выучиваются. Поэтому они повторяются син­хронно с учителем. Движение полностью выполнит свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой — это средство для достижения цели, которой яв­ляется формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий — фонетически правильно оформленная речь без движений.

Фонетическая ритмика включает два раздела:

Первый раздел «Гармония тела» предусматривает сенсо-психомоторное развитие, что подразумевает овладение навы­ками телесного напряжения и координации макро- и микромоторики. Это способствует развитию речи в её акустическом и лингвистическом компонентах.

Второй раздел «Ритмическая стимуляция» предусматрива­ет особое внимание голосу (фонации), артикуляции и речи, что полезно для понимания и правильного структурирования языка (морфология и грамматика).

Музыкальная стимуляция

На занятиях музыкальной стимуляции особое внимание уделяется работе над двумя основными элементами речи — ритмом и интонацией, которые привносят в речь человека огромное богатство эмоций. Для того чтобы пробудить у де­тей с нарушенным слухом чувство ритма и навыки подвиж­ной интонации, на занятиях по музыкальной стимуляции используется ритмичность считалок и возможность их мелодизировать.

Используются речевые ритмические считалки:

Иррациональные считалки – состоят из слогов не несущих смысловое значение;

Полуиррациональные считалки – смешанные считалки;

Рациональные считалки - состоят из слогов не несущих смысловое значение.

При этом учитывается, что каждый звук обла­дает определёнными качествами — длительностью звучания, напряжённостью и интенсивностью.

Пиктографическая ритмика

Пиктограммы — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Пиктограммы – это вспомогательное средство обучения.

Пиктограммы помогают в закреплении словаря. Лексические структуры легче запоминаются детьми, когда представлены графически.

Графические рисунки и считалки могут использоваться и для усвоения различных грамматических форм.

Любую ритмическую структуру можно представить в гра­фическом виде, всё зависит от творчества педагога. В этом творческом процессе может участвовать и ребёнок, часто дети сами придумывают, как графически обозначить то или иное слово.

Таким образом, использование пиктограмм помогает де­тям со сложной структурой дефекта в восприятии и закре­плении звуков, усвоении разнообразных ритмических струк­тур, расширении словаря и формировании структуры первых предложений.

Элементы верботональной системы можно использовать на:Общеобразовательных уроках; Внеклассных занятиях (внеклассном чтении и др.) Музыкально-ритмических занятиях; Уроках ИЗО-деятельности;

Уроках физической культуры; Индивидуальных занятиях.

Результаты применения верботонального метода:

Достигается сенсорная активность ребенка;

Формируется слуховая привычка, внимательное отношение к услышанному;

Обеспечивается качество звучания;

Создается естественная основа для овладения речью; Дети раскованны, открыты для контакта с окружающими.

Генетический принцип

Содержит представление о процессе становления и развития речевых умений от изначальных до сравнительно зрелых форм. Развитие языка в онто- и филогенезе. Принцип опирается на изучение того, что заложено или упущено до начала работы со школьником и на правильный прогноз языкового развития.

Реализация принципа состоит:

- в правильном выборе объема речевых средств,

- в содержании речевых средств, их структуре, условиях практического применения,

- создание соотв. возрасту мотивации общения.

Развитию языковой способности помогает постоянное применение языка (обязательно ранние стадии речевого развития: крик, гуление, лепет). Развитие ЯС приводит ребенка к выработке умений осознанно пользоваться речевыми образцами при построении самост. высказываний.

Деятельностный принцип.

Для возникновения и развития потребности общения д.б.организована на коллективных началах предметная деятельность. В дошк. возрасте – это бытовая деятельность, через которую и осуществляется речевое развитие, труд по самообслуживанию, игра, изо, матем. представления.

При поступлении в школу ведущей становится учебная деятельность, это обуславливает необходимость введения в план школы д\глухих спец. общеразвивающего предмета – ППО.

Деят-ый принцип заключается в рассматривании самого процесса речевого общения как речевой деят-ти, которая реализуется в разных видах (говорение, чтение, письмо, дактилирование, чтение с губ).

Структурный уровень системы

Младшие классы школы 1-4

Начало работы по формированию всех видов речевой деятельности на чисто практической основе, на отобранном речевом материале при использовании соответ. возрасту видов практической деятельности и наглядных способах обучения.

Разделы программы: обучение чтению, развитие речевой деят-ти, ознакомление с системной организацией языка только практическим путем.

Основные предметы: РР, чтение и РР, письмо + ППО, РСВ и О.Письму.

Повыш-ся уровень самост-ти в построении высказываний по образцам. Возрастает объем речевого материала.

Среднее звено школы 5-7

Обогащение диалогической речи, повышение требований к связной монологической речи.

Основной учебной единицей является простое предложение, кот. явл. носителем коммуникации.

Активно начинает использоваться структурно - семантический принцип обучения, который предполагает использование курса грамматики как важного средства для речевого общения глухих.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ ГЛУХИХ

Под содержанием образования в школе глухих понимают определённые объем и система ЗУН(знания, умения, навыки), которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения. Содержание образования составляет основу для всестороннего развития глух. учащихся. Навыки вырабатываются путем многократных повторений одних и тех же действий в одинаковых или аналогичных условиях. Успешное овладениеЗУН зависит от того насколько при определении содержания учитываются их общее и речевое развитие, восприятие учебного материала, способность овладения соц.опытом. Содержание образования определяется особенностями развития их психических деятельности. Поэтому определение содержания образования должно отражать совокупность требований к объёму знаний, способам их усвоения и практического использования, уровню достижения в развитии мыслительной деятельности, личностной сформированности, соц.адаптации на каждом этапе обучения. Содержание образования характеризуется выделением компонентов, направленных на формирование у них компенсаторных механизмов, знаний об окруж. мире, развитие коммуникативных способностей, становление личностных качеств. Опыт обучения глух детей и разработанные пути педагогического воздействия доказали возможность сглаживания основного дефекта и получение глухими детьми уровня общего образования при условии специально-организованной коррекционной работы.

В зависимости от возможностей каждого обучающегося, от его способности усваивать программу, от качества дошкольной подготовки предлагаются разные темпы получения образования и различный его объем – среднее (полное), основное общее (т. е. неполное среднее) с дополнительной трудовой подготовкой.

Основные документы, раскры­вающие содержание школьного образования глухих: учебный план, учебные программы, учебники.

В учебных планах основного общего образования, в со­ответствии с требованиями специального образовательного стан­дарта, продолжительность обучения в начальной и основной школе составляет 10-11 лет. Базисный учебный план обеспечивает получение глу­хими школьниками основного общего образования за 11 лет об­учения или за 12 лет, если дети не получили полной дошкольной подготовки или нигде ранее не учились (в этом случае они посту­пают в подготовительный класс). В нем находит отражение подразделение школьного образова­ния на четыре ступени, характеризующиеся последовательным раз­витием и усложнением содержания образования: первоначальный период (подготовительный класс), начальная ступень (I–III клас­сы), первая основная ступень (IV–VII), вторая основная ступень (VIII–X,XI).

Выпускники, изъявившие желание получить среднее (полное) образование, осваивают его в специально создаваемых классах (вариант 2). Глухие дети, которые поступают в I класс, имея хорошую дошкольную подготовку, получают основное общее образо­вание за 10 лет и в последующие 2 года завершают среднее полное образование.

С подготовительного по VII класс основными общеобразова­тельными областями базисного учебного плана являются родной язык и литература, математика, природа, история, черчение, искусство, физкультура, трудовая подготовка. Наряду с этим в него включены и коррекционные курсы: предметно-практиче­ское обучение, индивидуальные занятия по развитию восприятия и воспроизведению устной речи, музыкально-ритмические заня­тия, речь и культура общения. По сравнению с учебным планом массовой школы имеются отличия: нет таких предметов, как иностранный язык, музыка; отличия в общем количестве часов и распределении их между учебными предметами (на изучение языка и литературы отводится почти вдвое больше учебного времени, значительно больше часов отведено на изучение математики, географии, биологии, химии, физики, природоведения, истории, в 4 раза больше отводится вре­мени на трудовое обучение).

Учебные программы школ I вида отражают обобщенный опыт работы с глухи­ми детьми, а также результаты исследований ученых в области сурдопедагогики. Резуль­татом исследований стало создание новых учебных программ (1995, 1997). Все учебные программы, по которым учатся глухие дети с под­готовительного по VII класс, являются оригинальными. С VIII класса учебный процесс осуществляется на основе про­грамм общеобразовательных школ при одновременном сохранении его коррекционной направленности в обучении не только языку, но и другим дисциплинам, что реализуется через допусти­мые изменения в структурировании содержания, специфические методы и приемы работы, дополнительные часы на коррекционные занятия.

Учебники для школ I вида отражают содержательную конкретизацию учебных про­грамм, созданы на основе научных исследований сотрудников ИКП РАО и при их непосредственном участии. Особое место зани­мают учебники по развитию речи, чтению, пособия по организа­ции самостоятельной работы на уроках предметно-практического обучения, разработанные под руководством Т. С. Зыковой. Старшие классы работают по учебникам общеобразовательной школы. Особое требование предъявляется к речевому оформлению учебника для глухих школьников: учебный материал излагается ясным, точным, лаконичным и понятным для учащихся литератур­ным языком с учетом уровня речевого развития глухих и необхо­димости его обогащения. В учебнике следует соблюдать дозировку нового речевого материала и грамматических форм.

Виды абилитационных систем

Комплексная система ранней помощи института коррекционной педагогики РАО -включает в себя ранее выявление дефекта слуха, слухопротезирование, оказание педпомощи,

Раннее медико-педагогическое исследование слуха младенцев и детей раннего возраста - предусматривает электрофизиологическое, аудиологическое и педагогическое изучение слуховой функции.

Ранняя абилитационная педагогическая помощь в спец ДОУ- По достижении детей с сн 1,5-2-3года становится возможнымобучение и воспитание детей в ДОУ.Разработаны разнообразные модели групп кратковременного пребывания, которые выполняют адаптационные задачи по воспитательной деятельности детей ясельного возраста.

Материнская школа- Разработана Э.И Леонгард. Ориетирована на воспитание ребёнка в семье.Задачи которые реализуются родители в рамках системы формирует базу для интенсивного развития речевого общения, полноценного общения со взрослыми, развития слух.функции и УР.

Ранняя помощь в системе верботонального метода -Содействие формированию у детей с нс выразительной, эмоционально окрашений УР, развитию коммуникативных способностей.Базируется на учете характера нарушения слухового анализатора, уточнение степени поражения слухового центра в коре ГМ, мах задествие сохранных возможностей ребёнка.

 

Задачи уроков ЖР

1 – образоват-ые задачи: формирование знания о структуре жеста, о морфологии, лексики, синтаксисе, выразительных средствах ЖЯ. Формируется представление о художественном жестовом исполнении песен.

2 – воспитат-ные: формирование жизненной компетенции учащихся, готовности к самостоятельной независимой жизни, воспитание чувства гордости владения двумя языками, интереса к традициям и нормам жизни социумов, совершенствование коммуникативных умений, воспитание толерантности и тд.

3 – кор.-разв-ие: разв. самосознания учащихся, стремления к самореализации, форм-е адекватной самооценки, разв. произвольной деятельности, разв. эмпатии.

+ БО: - более доверительное, тесное общение с педагогом, - более кол-во предметов, входящих в программу обучения, - сокращение времени обучения, которое при традиц. с-ме обучения очень растянуто, - более глубокие знания, больший объем знаний.

- БО: в процессе обучения происходит накладывание одной системы общения на другую – это имеет отрицательные последствия и для разв.коммуникации, и для разв. мышления.

Значимыми факторами, влияющими на успешность организации учебной среды словесно-жестового двуязычия, являются свободное владение сурдопедагогами обоими контактирующими языками и участие в образовательном процессе глухих учителей — носителей ЖЯ.

ПРОБЛЕМА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО И ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ. ПОНЯТИЕ ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Дифферецированное обучение-это активное внимание к каждому ученику, его индивидуальности. Предполагает разработку определенной системы педагогического воздействия на ученика, вариативность учебных задач, использование разных методов, приемов,организационных форм для обеспечения коррекции и компенсации развития ребёнка с нс.По результатам ПМПО детям с нс предоставляется возможность получения доступных для них вариантов обучения.(базового, коррекционно-развивающего, компенсаторно-адаптационного). Специальные образовательные программы составляются с учетом сроков и темпов обучения для таких детей. В классе обычно выделяется несколько групп детей которым требуется дифференцированное обучение по объёму, степени сложности предполагаемых заданий, в соответствии с уровнем их общего и речевого развития.

Ведущим критерием эффективности дифф.обучения является темп и продвижение учащихся в овладении знаниями познавательной активности, самостоятельности, интеллектуальных возможностей глухих детей.

Интегрированное обучение

Интеграция детей с нс в общество всегда была в центре внимания сурдопедагогики.Интеграцией занимались:Пелымская Т.В, Шипицина Люд.Мих; Кантор;Леонгард.Э.И; Назарова Нат. Мих.; Шматко Н.Д, Е.Г.Речицкая и др.).

Интеграция - предполагает включение ребёнка с нс в социальную среду, приобщение к общественной жизни,а так же в совместный с N развивающимися сверстниками образовательный процесс на разных ступенях образования — дошкольном, школьном, профессиональном при обязательном условии создания необходимой образовательной среды. В этих условиях возможно эффективно осуществлять интеграцию детей с нс с учетом развития каждого ребёнка, выбирая возможный и целесообразный вариант интеграции.

Основная цель интегрованного обучения – Предоставление ребёнка с нс прав и возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне с другими членами общества.Ребёнок должен вести жизнь в максимальной степени приближенной к норме(посещать д/с, школу, театры и др).

Интеграция бывает

- комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, воспитываются в массовых группах или классах (по 1 - 2 человека в группе), получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы (класса);

- частичная интеграция, при которой дети, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в общие группы или классы лишь на часть дня (например, на его вторую половину) по 1 - 2 человека;

- временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения совместных различных мероприятий воспитательного характера.

- полная интеграция может быть эффективна для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Такие дети по 1 - 2 человека включаются в обычные группы детского сада или классы школы, при этом они обязательно должны получать коррекционную помощь либо по месту обучения, либо в группе кратковременного пребывания специального детского сада или школы, либо в разнообразных.

Преимущества интеграции: такой ребенок постоянно находится среди слышащих сверстников, его мышление и поведение формируются в речевой среде, он не отрывается от семьи и привычных бытовых условий. Вместе с тем такая модель обучения обязательно должна предусматривать сохранение физического и психического здоровья ребенка.

Условия для интегрированного обучения детей с нс (Пелымская, Шатко, Леонгард),

- наличие специальных образовательных условий в учебном заведении (наличие возможности оказывать интегрированному ребенку квалифицированную, коррекционную помощь), - уровень психофизического и речевого развития ребенка, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;- возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки;

- психологическая готовность ребенка к интегрированному обучению.- готовность родителей к оказанию помощи своему ребенку и т.д.

Формы интеграции

интернальная совместное обучение глухих и слабослышащих

экстернальная совместное учение детей с проблемами слуха и нормально слышащих

Плюсы интеграции

Ребенок учится в той школе, которая находится рядом с домом. Ребенок не исключается из семейного воспитания, находясь во внеурочное и каникулярное время дома. Повышаются его опыт общения, формируются навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей имеющие какие-либо проблемы в развитии.

Недостатки интеграции

Массовая школа не может предложить необходимую наглядность и прочее.В рамках специальных школ большое внимание уделяется формированию трудовых и профессиональных навыков. Массовая школа не ставит перед собой такую цель, не имеет материальной базы, и дети на общих основаниях будут вынуждены получать профессию.В массовой школе образовательный процесс будет осуществлять неподготовленный педагогический коллектив, зачастую лишь в общих чертах знакомый с проблемами данной категории детей. Режим специального учреждения предполагает не только проведение предметной подготовки, но и внеучебную работу, включающую в себя выполнение домашних заданий, проведение воспитательных мероприятий.

В спец школах не более 12 чел-к в классе, что позволяет осуществлять индивидуальный подход.Находясь в среде сверстников с подобными проблемами ребенку проще пережить психическую травму, связанную с его дефектом.

Инклюзия включение процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь.

В традиционной для России системе образования детей с той или иной формой нарушения, дети с особенностями развития получают образование в специальных (коррекционных) учебных заведениях, на дому или в специальных школах-интернатах.

Инклюзивное образование- любой ребенок независимо от типа и степени выраженности нарушения может обучаться вместе со своими нормативно развивающимися сверстниками, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку. Его целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовки людей с овз

Плюсы:

Создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями.Создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей-учащихся данного образовательного учреждения.Обучение в условиях общих классов массовой школы, с предоставлением ученику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами.Подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание комфортных условий обучения,Формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.

Минусы:
Отсутствие гибких образовательных стандартов.Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.

Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.).Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.Развитие системы инклюзивного образования в нашей стране, требует принципиальных изменений в системе не только среднего (как «школа для всех»), но и профессионального и дополнительного образования (как «образование для всех»)

 


СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ

Проблемой трудовой деятельности занимались: Дьячков, Новоселов, Гузова, Пенин.

Принципы построения системы

Связь трудового обучения с общеобразовательным обучением (уч-ся овладевают знаниями и на их основе получают трудовые навыки).

Учет особенностей развития учащихся с н\с.

Вся система трудового обучения должна готовить глухих к самост-ной трудовой деят-сти.

Задачи трудового обучения:

Воспитание честного отношения к труду.

Развитие потребностей в труде.

Расширение и закрепление умений (пракитике в труде).

Коррекция недостатков физического развития. Участие в трудовой деятельности помагает преодолеть глухим недостаточную быстроту, ловккость, скоординированность движений ит.д.

Нравственное воспитание в труде.

Подготовка к самостоятельной трудовой деятельности (профориентация, профподготовка).

Развитие речи учащихся в процессе трудовой деятельности.

ППО как учебный предмет ведется с подготовительного по 12 класс

В школе глухих оно осуществляется в 3 этапа:

I этап —ППО и выращивание растений в подготовительном, 1—4 классах. Основной формой организации ППО является урок, который имеет свою специфическую структуру, включающую основные этапы работы над изделием, в том числе ознакомление с видом и объектом деятельности, планирование деятельности, подготовку материалов и инструментов, изготовление изделия и отчет о работе.

II этап — общетрудовая подготовка в 5—8 классах с дифференцированным обучением мальчиков и девочек.Этот этап предусматривает раздельное обучение мальчиков по техническому труду, девочки изучают обслуживающий труд. Обучение школьников элементарным приемам обработки материалов, изучение элементов техники и технологии, ознакомление с элементами организации труда и основ производства. знакомство с различными профилями труда, включая сельскохозяйственный.

слесарное, столярное и швейное дело. Большое внимание в процессе трудового обучения уделяется развитию речи. В программе по каждой теме определены словарь и фразеология, которые должны быть усвоены учащимися в процессе трудовой деятельности.

III этап — общетрудовая, профильная и профессиональная подготовка в 8—11 классах. Обучение на этом этапе проводится на базе учебно-производственных комбинатов, учебных цехов, участков промышленных предприятий Общества глухих.

Программа по трудовому обучению предусматривает развитие речи в связи с разными видами труда на уроках трудового обучения используется речевой материал программы по языку и другим предметам, обогащение речи новой (соответствующей содержанию занятий трудом) лексикой; совершенствование навыков построения некоторых типов высказываний (просьба, отчет, рассказ, объяснение и др.) В процессе трудового обучения широко используются различные формы работы: фронтальная, групповая (бригадная) и индивидуальная.

Содержание трудового обучения в начальной школе слабослышащих имеет свои особенности. На I этапе в программе выделяются следующие виды деятельности: технический труд, бытовой труд, основы художественной обработки различных материалов, сельскохозяйственный труд.

При организации учебной деятельности на уроках трудового обучения учитываются и особые задачи, которые определяются специфичностью состава учащихся специальной образовательной школы II вида, ограниченностью речевого развития слабослышащих учащихся. Все этапы урока максимально насыщены речевым общением, при этом учитель стимулирует детей к активному пользованию речью, создавая специальные педагогические ситуации. На уроках трудового обучения, в процессе общественно полезного труда, внеклассной работы по техническому творчеству предусматриваются меры для обеспечения безопасности труда, личной гигиены учащихся. С этой целью перед выполнением практических работ, началом общественно полезного труда необходимо проводить дополнительный инструктаж учащихся.

Для расширения технического кругозора младших школьников, закрепления знаний, полученных на уроках математики, ознакомления с окружающим миром и природоведения, изобразительного искусства, занятия организуют таким образом, чтобы дети принимали активное участие в планировании предстоящей трудовой деятельности, организации рабочего места, проводили в процессе работы необходимые измерения, расчеты, пользовались техническими рисунками, чертежами, инструкционными картами, самостоятельно контролировали свои действия.

В задачу II этапа (общетехническая подготовка учащихся 5—7 классов) входит:

• обучение элементарным приемам обработки материала (главным образом металла, древесины и текстиля);

• изучение элементарных сведений о технологии;

• знакомство с различными профилями труда, включая сельскохозяйственный.

На данном этапе учащиеся последовательно изучают слесарное, столярное и швейное дело. Ход обучения позволяет создать условия для переноса знаний и умений, которые сформировались в процессе овладения одним видом труда, на другой. Занятия трудом на II этапе обучения призваны помочь в дальнейшем сознательном выборе профессии.

Программа III этапа трудового обучения предусматривает профилирующую подготовку, включающую ознакомление школьников с работой на механических станках и обучение важнейшим производственным операциям. На этом этапе учащиеся выполняют комплексные работы (при обеспечении производственного характера труда), проходят практику на местных предприятиях, имеющих достаточно хорошее оборудование и условия для ее проведения.

В ходе трудового обучения необходим инструктаж учащихся по технике безопасности (в связи с особенностями производственных операций и типом оборудования в мастерских и на предприятиях). По окончании трудового обучения проводят квалификационные экзамены в установленном порядке.

При основных требованиях, обеспечивающих приобретение учащимися соответствующих знаний и навыков по трудовому обучению, программа предусматривает на производственно-трудовую подготовку учащихся старших классов 1-го отделения меньшее количество часов, чем во 2-м отделении. Школам предоставляется возможность расширить профиль трудовой подготовки учащихся старших классов 1-го отделения; в этом случае можно использовать программу массовой школы для 10—11 классов (трудовые политехнические практикумы по электротехнике, техническому черчению, машинописи, плодоводству, овощеводству, животноводству).

Программа по трудовому обучению предусматривает развитие речи в связи с разными видами труда в двух направлениях:

• обогащение речи новой (соответствующей содержанию занятий трудом) лексикой;

• совершенствование навыков построения некоторых типов высказываний (просьба, отчет, рассказ, объяснение и др.).

При этом имеется в виду, что на уроках трудового обучения используется речевой материал программы по языку и другим предметам. При всем многообразии форм (фронтальная работа, индивидуальная, индивидуализированная, парная, бригадная и др.)> применяемых в специальной школе, для обновления профессионального обучения и производительного труда важна прежде всего бригадная (звеньевая) форма.

Такая организация работы с одновременным разделением трудовых функций между школьниками-исполнителями помогает установлению важных с педагогической и экономической точек зрения отношений взаимной зависимости и взаимного контроля, будит творческую мысль детей, воспитывает у них чувство ответственности за качество изделий, сроки изготовления, экономию материала, дисциплинирует их.

 

 

.

 

КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ В РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

В настоящее время в качестве одного из наиболее перспективных направлений реабилитации людей с нарушениями слуха и прежде всего детей с большими потерями слуха и их интеграции в среду слышащих можно рассматривать кохлеарную имплантацию.

Кохлеарная имплантация – это операция, в процессе которой во внутреннее ухо пациента вводится система электродов, обеспечивающих восприятие звуковой информации посредством электри



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 3234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.65.102 (0.097 с.)