Коммуникативная компетентность преподавателя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммуникативная компетентность преподавателя.



Коммуникативную компетентность педагога можно определить как такой уровень обученности взаимодействию с другими участниками образовательного процесса, который необходим ему для адекватного исполнения профессиональных функций в рамках своих способностей и социального статуса.

Из этой дефиниции следует, что коммуникативная компетентность характеризуется не только присущими конкретному педагогу индивидуально-психологическими свойствами, но и профессиональной и социальной средой.

Данное профессиональное качество личности педагога отличают три основные характеристики:

а) практическое владение индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств для актуализации информационной, экспрессивной и прагматической функций педагогической коммуникации;

б) умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с динамикой ситуации педагогического общения;

в) умение построения речевых актов в соответствии с языковыми и речевыми нормами.

Следует проводить различия между термином «коммуникативная компетентность» и широко применяемым в лингводидактике термином «коммуникативная компетенция».. Таким образом, компетенция с точки зрения коммуникации выступает как осведомленность в какой-либо деятельности, а компетентность рассматривается как обладание компетенцией, как уже сформированное профессионально значимое качество личности.

Коммуникативная компетенция может служить базой для развития коммуникативной компетентности педагога. Коммуникативная компетентность включает в себя

языковую (лингвистическую) компетенцию, предполагающую владение языковыми средствами и процессами порождения и распознавания текста;

профессиональную компетенцию, охватывающую профессиональные знания, умения, деловые качества;

социокультурную компетенцию, включающую в себя знание особенностей национальной и мировой культуры, правила поведения в обществе, соблюдение культурных норм.

Совокупность соответствующих знаний и умений в лингвистической и педагогической литературе последних лет нередко обозначается терминами «риторическая компетенция» или «культура речи». В структуру риторической компетенции входят следующие коммуникативные качества: правильность, логичность, чистота речи, точность, богатство, выразительность, образность, уместность, доступность, действенность.

Коммуникативная и риторическая компетенции составляют коммуникативную компетентность педагога, благодаря которой он не только организует свою профессиональную деятельность, но и создает гуманную атмосферу межличностного доверия, добра и согласия.

коммуникативная компетентность педагога, основу которой составляют следующие группы коммуникативных умений:

— речевые умения, связанные с овладением речевой деятельностью и речевыми средствами;

— социально-психологические умения, связанные с овладением процессами взаимосвязи, взаимоотношения, взаимопонимания, взаимовлияния;

— психологические умения, связанные с овладением процессами самомобилизации, самонастройки и саморегулирования;

— умения использовать нормы речевого этикета в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией;

— умения использовать невербальные средства общения (интонация, темп, громкость, мелодика, мимика, жесты, позы, контакт взглядов, прикосновения, дистанция, внешний облик);

— умения использовать различные организационно-коммуникативные формы (установление отношений, планирование совместной деятельности, дискуссия, полемика и проч.);

— умения взаимодействовать на уровне диалога с учащимся или группой, на уровне полилога, на уровне межгруппового диалога.

Специфика коммуникативной компетентности преподавателя-юриста определяется особенностями юридического дискурса, понимаемого как построение устной и письменной речи (текстов) в сфере права посредством конкретного языка. Преподавателям и студентам-юристам профессионально необходимо знать и уметь использовать наиболее рациональные и эффективные приемы создания и понимания правовых текстов.

Межкультурная коммуникация трактуется как совокупность специфических процессов взаимодействия людей, принадлежащих к разным культурам и языкам, когда представитель одной культуры воспринимает и должен понять сообщение, порожденное представителем другой культуры. Поскольку право есть нормативное выражение традиций и культуры каждого народа, то сравнительное правоведение, очевидно, может рассматриваться как феномен межкультурной коммуникации.

Авторитет преподавателя.

Авторитет выражается в способности лица направить, не прибегая к принуждению, поступки или мысли других людей. Авторитет трактуется как влияние, которым пользуется индивид в различных сферах жизни, основанное на признании его опыта, знаний, нравственных достоинств, как признание за ним права принимать решения в значимых для отдельных лиц или групп ситуациях.

Авторитет в отличие от власти возникает добровольно и связан с доверием.

Если преподаватель стремится завоевать авторитет, он должен развивать необходимые для профессиональной деятельности личностные качества, корректировать в соответствии с этим способы своей деятельности, совершенствовать стиль межличностных отношений. На основе результатов психолого-педагогических исследований авторитета преподавателя (А. Л. Бусыгина, Э. А. Захарян, Л. В. Иванцова, З. И. Рябкина) можно определить эталоны преподавателя высшей школы.

Научному анализу в этих исследованиях подвергались три вида оценивания: самооценка преподавателей, оценивание преподавателей студентами, оценивание преподавателей руководителями кафедр, факультетов и коллегами.

Студенты считают, что преподавателя вуза должны характеризовать следующие профессионально важные качества:

общительность, профессионализм, доброжелательность, интерес к людям, гуманность, естественность, эмоциональность, высокая способность к абстрактному мышлению, эмоциональная устойчивость, такт, способность противостоять трудностям, волевые качества, самоуверенность, напористость, стремление влиять на других, ответственность, справедливость, сдержанность, хорошие манеры, дипломатичность, жизнерадостность, смелость, склонность к сопереживанию, критический и аналитический стиль мышления.

Установлена связь между уровнем сформированности педагогических способностей и оценкой преподавателем своего профессионального мастерства: неавторитетные преподаватели более высоко оценивают свои педагогические умения, чем обучающиеся у них студенты. Начинающие преподаватели устойчиво ошибаются, включая больше личностных качеств и требований, чем студенты от них ожидают.

Авторитетные преподаватели склонны занижать свою самооценку. Вполне возможно, что чем критичнее преподаватель относится к себе, своим знаниям и умениям, тем более продуктивно он работает. Очевидно, одной из предпосылок для формирования авторитета преподавателя является его критическое отношение к собственной профессиональной деятельности. Молодые преподаватели вуза видят перспективы своего саморазвития в повышении интеллектуальности, самодисциплины, принципиальности, требовательности, смелости и достижении большей естественности в поведении.

Неавторитетных преподавателей характеризуют следующие черты: бестактность (резкость в выражениях); слабые знания (чтение текста лекции по бумажкам, нудность, однообразие, формальное отношение, к делу, некомпетентность, низкий интеллект); заурядная личность; субъективность; необщительность (черствый, не считается с мнением студентов); дефицит человеколюбия (холодность, отсутствие эмпатии, злопамятность, презрительность, высокомерие); отсутствие дисциплины; нескромность, зазнайство, хвастовство.

В студенческой иерархии положительных профессионально важных качеств личности преподавателя они сгруппированы следующим образом:

1) качества, характеризующие профессиональные познания преподавателя;

2) личностные качества, проявляющиеся в межличностных отношениях;

3) внешние характеристики.

Авторитетным для студентов является прежде всего тот преподаватель, который удовлетворяет их познавательную потребность. Далее наиболее важным является умение преподавателя общаться со студентами. Среди личностных качеств важнейшими студенты признают чуткость, справедливость, честность, принципиальность, требовательность, скромность, жизнерадостность, чувство юмора.

Как компонент профессионального мастерства студенты особенно высоко оценивают педагогический такт, т. е. чувство меры в оценке, контроле, любом педагогическом действии преподавателя, а также педагогический опыт, внимательность, доверие к студентам и веру в их личностный потенциал. Если преподаватель верит в студента, доверяет ему, студент отвечает ему тем же. Студенты высоко ценят желание и умение преподавателя сотрудничать, сопереживать, критически смотреть на себя глазами студента.

Таким образом, можно сделать вывод, что личностные качества преподавателя имеют для студентов не меньшее значение, чем профессиональные умения (концептуальные, психолого-педагогические, коммуникативные).

Чрезмерная направленность усилий преподавателя на постижение преподаваемого предмета в ущерб развитию других профессионально значимых умений и качеств является тупиковым путем для педагога.

Рост педагогического мастерства и соответственно авторитета преподавателя можно представить схематично в следующем виде:

в начале своей профессиональной деятельности в вузе неопытный (а потому и неавторитетный) преподаватель может развиваться в трех направлениях: 1) гармоничном, когда осваиваются все три вида профессионально-педагогической компетентности, что является предпосылкой становления авторитетного педагога; 2) предметном, когда развитие предметных знаний и умений значительно опережает развитие других компонентов профессионально-педагогической компетентности и преподаватель становится «чистым предметником»; 3) если преподаватель не сможет освоить ни одного из трех видов профессионально-педагогической компетентности на требуемом уровне, он становиться неавторитетным педагогом с устойчивой репутацией такового — своеобразным ярлыком, избавиться от которого намного труднее, чем его приобрести.

Как свидетельствуют результаты исследований, авторитетность преподавателя способствует прочному усвоению студентами знаний и умений, сдаче экзаменов без нервного напряжения.

Показателем уровня профессионального авторитета преподавателя может служить соотношение степени сформированности концептуальной, психолого-педагогической и коммуникативной компетентности вкупе с социально ожидаемыми профессионально важными личностными качествами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 717; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.008 с.)