Признаки социального конфликта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки социального конфликта



1. Наличие не менее двух сторон, контактирующих друг с другом.

2. Взаимозависимость сторон, побуждающая их к участию в конфликтном взаимодействии.

3. Несовместимость целей и ценностей конфликтующих сторон.

4. Нулевая сумма конфликтного взаимодействия, означающая, что в конфликте выигрыш одной стороны равнозначен проигрышу другой.

5. Действия конфликтантов направлены непосредственно друг против друга.

6. Использование психологического, экономического и иного давления или силы.

В основе конфликта лежат противоречия:

- объективные, существующие до их осознания людьми;

- субъективные, связанные с осознанием объективных противоречий.

Учитывая признаки социального конфликта, его можно определить как

 

основанное на реальных или мнимых противоречиях взаимодействие преследующих несовместимые цели сторон, действия которых непосредственно направлены друг против друга и исключают взаимную выгоду.

В зависимости от особенностей протекания конфликта выделяются его стадии. Авторы «Основ менеджмента» М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури выделяют четыре стадии конфликта:

1. Зарождение (конфликт имеет скрытый характер и проявляется как недовольство, выражаемое в словесной форме или в недоброжелательном поведении).

2. Формирование (происходит консолидация конфликтантов и выдвижение требований к оппоненту).

3. Расцвет (конфликтанты переходят к активным действиям).

4. Угасание или преобразование (конфликт полностью или частично разрешен).

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ КОНФЛИКТА

Конфликты могут проявляться в следующих формах:

- остракизм (изгнание, гонение, отвержение);

- споры между начальником и подчиненным;

- дискуссии, сопровождающиеся нападками сторон;

- забастовки и др.

ТИПОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ

1. В зависимости от количества и уровня конфликтантов конфликты делятся на:

- внутриличностные (индивидуальные, характеризующиеся столконовением несовместимых и примерно равных по силе потребностей, интересов и мотивов, а также выполняемых человеком ролей, например, жены и матери, с одной стороны, и руководителя органа власти, с другой);

- межличностные (конфликты между отдельными людьми);

- конфликты между личностью и группой;

-межгрупповые (конфликты, сторонами которых являются группы различных уровней).

2. В зависимости от ранговых различий конфликты подразделяются на конфликты:

- между равными по рангу участниками;

-между нижестоящими и вышестоящими на социальной лестнице субъектами.

3. В зависимости от количества причин выделяются:

- однофакторные конфликты, в основе которых лежит одна причина;

-многофакторные конфликты, возникающие в силу двух и более причин;

-кумулятивные конфликты, когда несколько причин накладываются одна на другую.

4. По сферам проявления различают:

-канализируемые конфликты (предполагают ограниченность сферы соперничества и активности конфликтантов);

-эскалирующие конфликты(характеризуются неограниченным спектром конфликтного взаимодействия).

5. По временным параметрам конфликты делятся на:

-единичные;

-периодические;

-частые;

-скоротечные;

-длительные.

6. В зависимости от форм проявления различают:

-открытые конфликты с ярко выраженными агрессивными действиями;

-скрытые конфликты, характеризующиеся закамуфлированным противоборством.

7. В зависимости от отношения к целям организации выделяют:

-конфликты с преимущественно позитивной направленностью(возникают при совпадении или близости целей конфликтантов с целями организации);

-конфликты с позитивно – негативной направленностью (характеризуются несовместимостью целей одной из сторон с целями организации, которые отстаивает вторая сторона);

-конфликты с негативной направленностью (характеризуются несовместимостью целей обеих сторон с целями организации).

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ

В общей форме субъективные причины любых организационных конфликтов, как правило, вызываются тремя факторами:

-взаимозависимостью и несовместимостью целей конфликтантов;

-осознанием несовместимости целей;

-стремлением конфликтантов реализовать свои цели за счет другой стороны.

Основные причины конфликта были выделены М.Месконом, М.Альбертом и Ф.Хедоури в работе «Основы менеджмента»:

- распределение ресурсов;

-взаимозависимость задач;

-различия в целях;

-различия в ценностях;

-различия в манере поведения и жизненном опыте;

-неудовлетворительные коммуникации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.147.110.47 (0.007 с.)