Кафедра гражданского и трудового права, гражданского процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра гражданского и трудового права, гражданского процесса



МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ

Кафедра гражданского и трудового права, гражданского процесса

 

 

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

 

Учебно-методические материалы

и методические рекомендации

для подготовки к семинарским и практическим занятиям

по дисциплине «Семейное право» по направлению подготовки (специальности) 40.05.02 Правоохранительная деятельность

 

 

МОСКВА 2016

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Семейное право»

для курсантов очной формы обучения

специальность 40.05.02 Правоохранительная деятельность,

специализация: административная деятельность органов внутренних дел

 

 

№ темы Название темы Всего ауд. час. В том числе Примечание
Лекции Семинары Практич. занятия Контр. работы
  Понятие семейного права. Источники семейного права Российской Федерации. Принципы семейного права.       - -  
  Семейные правоотношения: понятие, виды. Юридические факты в семейном праве.     -   -  
  Брак по семейному праву Российской Федерации.     -   -  
  Личные и имущественные права и обязанности супругов.       - -  
  Личные и имущественные права и обязанности родителей и детей.     -   -  
  Алиментные обязательства.     -   -  
  Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.     -   -  
  ВСЕГО:         -  
  Зачет            

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Семейное право»

для слушателей факультета заочной формы обучения

специальность – 40.05.02 Правоохранительная деятельность,

специализация – административная деятельность органов внутренних дел,

 

№ темы Название темы Всего В том числе Примечаие
Лекции Семинары Практич. занятия Контр. работы
  Понятие семейного права. Источники семейного права Российской Федерации. Принципы семейного права.            
  Семейные правоотношения: понятие, виды. Юридические факты в семейном праве.            
  Брак по семейному праву Российской Федерации.            
  Личные и имущественные права и обязанности супругов.            
  Личные и имущественные права и обязанности родителей и детей.            
  Алиментные обязательства.            
  Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.            
  Контрольная работа            
  ВСЕГО:            

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО»

 

Учебно-методические материалы являются пособием для изучения курсантами Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя дисциплины «Семейное право». Пособие составлено в соответствии с типовой программой по гражданскому и семейному праву для вузов Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Предметом семейного права являются общественные отношения, которые складываются между супругами, родителями и детьми, а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами.

Целевое назначение дисциплины «Семейное право» состоит в овладении курсантами Московского университета МВД РФ имени В.Я. Кикотя теоретических знаний, а также практических умений и навыков, необходимых для решения проблем, возникающих в сфере семейных правоотношений.

Основными задачами дисциплины являются:

- привитие курсантам знаний в сфере правового регулирования семейных отношений;

- обучение курсантов правильному ориентированию в действующем законодательстве;

- привитие им умений и навыков правильно толковать и применять нормы материального (семейного, гражданского, уголовного и др.) права;

Содержание дисциплины «Семейное право» базируется на основных положениях конституционного, гражданского, трудового, семейного и гражданского процессуального права, изучаемых в высших учебных заведениях.

В результате изучения дисциплины курсанты должны иметь представление о сущности изучаемых тем учебного курса; их взаимосвязи с другими отраслями права.

Курсанты, завершившие изучение дисциплины «Семейное право», должны знать:

а) основные понятия, категории, институты семейного права, правовой статус субъектов семейных правоотношений;

б) содержание основных нормативных правовых актов, регулирующих личные неимущественные и имущественные отношения в семейном праве;

в) виды юридических фактов, влекущих возникновение, изменение и прекращение семейных правоотношений;

г) источники семейного права, регулирующие личные неимущественные и имущественные отношения;

д) положения Конституции РФ; СК РФ, а также принимаемые в соответствии с ним законы и подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие семейные правоотношения;

е) положения Конституции РФ, СК РФ, ГК РФ и других законов и нормативных правовых актов, закрепляющих права и обязанности участников семейных правоотношений, а также формы и способы защиты семейных прав.

Выпускники также должны уметь:

а) использовать знания об основных институтах семейного права в практической деятельности;

б) применять нормы семейного законодательства для решения конкретных жизненных ситуаций;

в) квалифицировать факты, события и обстоятельства в семейном праве, используя нормативные правовые акты;

г) систематизировать источники семейного права по их юридической силе с целью применения в конкретных сферах юридической деятельности;

д) оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи ними семейные правоотношения;

д) толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения.

Завершив изучение дисциплины «Семейное право» курсанты должны владеть:

а) методами сбора, анализа и оценки информации семейно-правового характера, необходимой в правоприменительной деятельности;

б) навыками работы с нормативными правовыми актами, регулирующими семейные правоотношения;

в) навыками анализа различных правовых явлений и техникой выявления общественных отношений, регулируемых семейным правом;

г) способностью анализировать информацию семейно-правового характера, необходимой в правоприменительной деятельности;

д) юридической терминологией и навыками работы с законодательными и другими нормативными правовыми актами; техникой подбора необходимой нормативной базы; навыками выявления правовых коллизий;

е) способностью в установленном порядке вносить предложения о применении мер к лицам, осуществляющим родительские обязанности ненадлежащим образом.

Изучение дисциплины предполагает использование различных форм усвоения учебного материала. На лекциях курсанты должны уяснить сущность изучаемой темы курса, ее взаимосвязь с другими отраслями права.

На семинарских занятиях полученные на лекциях знания должны быть углублены на основе изучения теоретических вопросов темы во взаимосвязи с деятельностью различных служб органов внутренних дел.

Кроме того, к основным видам учебных занятий относятся и практические занятия, которые направлены на подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений.

Выполнение курсантами практических занятий направлено на:

- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплины;

- формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Наряду с формированием знаний, умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.

Формирование знаний, умений и навыков происходит и в процессе самостоятельной работы курсантов. Самостоятельная работа курсантов направлена на то, чтобы больше внимания обучающиеся уделяли изучению нормативных правовых актов, научной и учебной литературы для углубления, закрепления, анализа полученных знаний на лекционных, семинарских и практических занятиях.

Самостоятельная работа курсантов предполагает, в случаях предусмотренных учебным планом, подготовку к написанию контрольной работы в процессе самостоятельной подготовки.

Кроме того, курсанты должны в процессе самостоятельной работы уделить особое внимание контрольным вопросам и заданиям по каждой теме изучаемой дисциплины, а также решению тестовых заданий.

Изучение дисциплины «Семейное право» завершается сдачей зачета или экзамена.

 

УЧЕБНАЯ И НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ВСЕГО КУРСА

Нормативные правовые акты

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступил в силу для СССР 15.09.1990 г.) // Сборник законодательных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.

2. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам // СЗ РФ. - 1995. - №17. - Ст. 1472.

3. Конституция РФ // Российская газета, № 237, 25.12.1993.

4. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223 – ФЗ // СЗ РФ, 1996. - № 1, Ст. 16,

5. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51 –ФЗ // СЗ РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

6. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14 –ФЗ // СЗ РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.

7. Гражданский кодекс РФ (часть третья) от 26.11.2001 г. № 146 –ФЗ // СЗ РФ, 03.12.2001, № 49, ст. 4552.

8. Гражданский кодекс РФ (часть четвёртая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ // СЗ РФ, 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.

9. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 г. № 137 – ФЗ // СЗ РФ, 18.11.2002, № 46, ст. 4532.

10. Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1993. - № 10. - ст.357.

11. Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. – 2001. - № 17. – Ст. 1643.

12. Федеральный закон от 02.07.2013 № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. – 2013. - № 27. - Ст. 3459.

13. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // СЗ РФ. – 2008. - № 17. – Ст. 1755.

14. Федеральный закон от 19.05.95 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // СЗ РФ. - 1995.

15. Федеральный закон от 15.08.96 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // СЗ РФ - 1996. - № 34. - Ст. 4029.

16. Федеральный закон от 21.12.96 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. - 1996. - №52. - Ст. 5880.

17. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // СЗ РФ. – 2007. - № 41. Ст. 4849.

18. Федеральный закон от 15.11.97 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // СЗ РФ. - 1997. - № 47. - Ст. 5340.

19. Федеральный закон от 24.07.98 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3802.

20. Постановление Правительства РФ от 07.07.2011 № 558 «Об утверждении требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. – 2011. - № 29. Ст. 4483.

21. Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 № 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан» // СЗ РФ. - 2010. - № 48. – Ст. 6401.

22. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» // СЗ РФ. – 2009. - № 21. – Ст. 2572.

23. Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» // СЗ РФ. – 2000. - № 15. – Ст. 1590.

24. Приказ Минобрнауки России от 20.08.2012 № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2012 N 25269) // Российская газета, № 200. 31.08.2012.

25. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.96 г. № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1997. - №1. - С. 5.

26. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.98 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» // Российская газета. - № 110. - 10.06.98

27. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.98 г. № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» // Российская газета. – 18.11.1998.

2. Учебно-методическая и научная литература

2.1. Основная литература

 

1. Cемейное право [Текст]: учеб. для вузов по специальности 030501 "Юриспруденция"... 12.00.03 «Гражданское право... международное частное право» / под ред. П.В. Алексия, А.Н. Кузбагарова, О.Ю. Ильиной. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2012. - 335 с.

2. Коршунов Н.М. [и др.]. Семейное право: учеб. для вузов по спец. 030501 «Юриспруденция». 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2010.

3. Левушкин А.Н. Семейное право: учебник для вузов по спец. 030501 «Юриспруденция». – М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2012.

4. Муратова С.А. Семейное право [Электронный ресурс]: электрон. учебник для вузов по спец. "Юриспруденция" / С. А. Муратова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2011. - 1 электрон.опт.диск. - (Учебная литература для высшего и среднего профессионального образования. Электронный учебник).

5. Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник. / Л.М. Пчелинцева 6-ое изд., перераб. - М.: Инфра-М, 2010.

6. Семейное право [Текст]: практикум: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по специальности 030501 «Юриспруденция» и науч. специальности 12.00.03 «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право» / О. Ю. Ильина [и др.]; [гл.ред. Н.Д. Эриашвили]. - М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2013. - 111 с.

2.2 Дополнительная литература

1. Борисова Т.Е. Суррогатное материнство в Российской Федерации: проблемы теории и практики: монография. Москва: Проспект, 2012.

2. Ворожейкин Е.М. Семейное право - как самостоятельная отрасль права // Советское государство и право. – 1967. - № 4.

3. Гришаев С.П. Семейное право [Текст]: учебник / С. П. Гришаев; МГЮА им. О.Е. Кутафина. - М.: Проспект, 2011. - 272 с.

4. Ильина О.Ю.Частные и публичные интересы в семейном праве Российской Федерации [Текст]: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.03 - "Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право" / О. Ю. Ильина; [Ин-т государства и права РАН]. - М., 2006. - 42 с. - Библиогр.: с. 41-42.

5. Пчелинцева Л.М. Семейное право России [Текст]: учеб. для вузов / Л. М. Пчелинцева. - 6-е изд., перераб. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. - 719 с. - Библиогр.: с. 713-717.

6. Кравцова Л.Н.Семейное право [Текст]: учеб. для вузов / Л. Н. Кравцова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 314с. - (Высшее образование).

7. Семейное право [Текст]: учеб. для вузов по спец. 030501 «Юриспруденция»; 12.00.03 "Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право / Н. М. Коршунов [и др.]. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2010. - 335 с. - Библиогр.: с. 329-331.

8. Левушкин А.Н.Семейное право [Текст]: учеб. для вузов по спец. 030501 "Юриспруденция"... 12.00.03 "Гражданское право... международное частное право" / А. Н. Левушкин, А. А. Серебрякова. - М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2012. - 407 с.

9. Матанцев Д.А.Категория злоупотребления правом в гражданском и семейном законодательстве и цивилистической доктрине России [Текст]: монография / Д. А. Матанцев. - М.: Юрлитинформ, 2013. - 190 с.

Допускает ли семейное законодательство формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности?

1) допускает в случаях, предусмотренных федеральным законом;

2) нет, не допускает;

3) нет, не допускает, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом и законами субъектов РФ;

4) да, допускает в целях защиты основ конституционного строя.

Обязанности супругов.

Вопросы для подготовки к занятию

1. Личные неимущественные правоотношения супругов, регулируемые семейным правом: понятие, виды.

2. Законный режим имущества супругов (совместная собственность супругов; владение, пользование и распоряжение общим имуществом; собственность каждого из супругов; раздел имущества супругов).

3. Брачный договор: заключение, содержание, изменение и расторжение.

4. Основания для признания брачного договора недействительным.

5. Ответственность супругов по обязательствам.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

Изучая первый вопрос необходимо обратить внимание на признаки личных неимущественных отношений, а также детализировать их виды.

Далее стоит уделить внимание правам супругов как личным неимущественным, так и имущественным.

Что касается изучения вопроса о законном режиме имущества супругов, то необходимо акцентировать внимание на владении, пользовании и распоряжении общим имуществом, а также на проблемы, связанные с разделом совместно нажитого имущества.

Приступая к изучению третьего вопроса, стоит обратить внимание на то, что брачный договор это один из видов гражданско-правового договора. Уделить внимание понятию и форме брачного договора, субъектному составу и сроку его действия. Особое внимание, при подготовке к данному вопросу, стоит уделить на круг отношений, которые не могут быть урегулированы брачным договором.

Четвертый вопрос требует детального изучения оснований и порядка признания брачного договора недействительным.

Готовясь к изучению вопроса об ответственности супругов по обязательствам, стоит обратить внимание на само понятие «обязательство», а также уделить внимание критерию разграничения общих и личных обязательств каждого из супругов. Более того, необходимо детализировать объем ответственности каждого из супругов по обязательствам и основания обращения взыскания на имущество супругов.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

При решении тестовых заданий ко всем темам курса необходимо выбрать только один правильный ответ к каждому вопросу.

1. Исходя из принципа равенства, какие вопросы решают супруги?

1) материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи;

2) распределения бюджета семьи;

3) только воспитания детей;

4) только образования детей.

На какое имущество может быть обращено взыскание, если приговором суда установлено, что общее имущество супругов было приобретено или увеличено за счет средств, полученных одним из супругов преступным путем?

1) на имущество осужденного супруга;

2) на общее имущество;

3) на общее имущество супругов или на его часть;

4) на все имущество супругов.

 

Практическое занятие

(по решению задач см. рекомендации к практическому занятию по Теме № 1)

 

Задача № 1

Нина Лиховцева, окончив Московский педагогический институт, стала преподавать математику в средней школе в г. Софрино. Там она познакомилась с преподавателем физики Владиславом Пешковым. Оба влюбились в друг друга. Когда Владислав предложил ей стать его женой. Она согласилась. После регистрации брака Нина стала жить с Владиславом в доме его матери. Мать приветливо встретила невестку, надеясь, что та поможет по хозяйству. Дом был большой, с садом и огородом, имелись кролики, свинья и куры. Невестка с первого же дня стала помогать. Однако работа в школе не позволяла Нине полностью заниматься хозяйством, и поэтому свекровь предложила ей уволиться из школы. Владислав поддержал свою маму, давая тем самым понять, что главной в их семье является его мама. Нина вынуждена была уволиться из школы. Однако мысль вновь пойти на любимую работу не покинула ее.

Какое право Нины Лиховцевой нарушено Владиславом Пешковым?

Закреплено ли право, нарушенное Владиславом Пешковым, в конституции РФ?

Возможно ли применение к Владиславу Пешкову каких-либо санкций за нарушение права Нины Лиховцевой?

Задача № 2

Королева при регистрации брака с Белоусовым заявила, что желает носить его фамилию. Просьба была удовлетворена. Через несколько дней Королева, теперь уже Белоусова, пришла в орган загса и стала просить оставить ей добрачную фамилию, так как против новой фамилии возражают ее дети от первого брака 14 и 16 лет.

Вправе ли орган загса удовлетворить просьбу Белоусовой?

Каким федеральным законом установлен порядок изменения фамилии?

Наделены ли полномочиями на государственную регистрацию перемены имени органы местного самоуправления муниципальных образований и органы местного самоуправления сельских поселений?

Задача № 3

Поляков неоднократно настаивал на получении женой высшего образования, обещая ей за это купить бриллиантовые серьги и норковую шубу. Спустя некоторое время Полякова согласилась с этим предложением, но попросила заключить брачный договор, предусмотрев в нем покупку ей мужем серег в случае окончания третьего курса медицинского института, а шубы - после получения диплома о высшем образовании.

Обосновано ли на законе требование Поляковой?

Может ли брачный договор заключаться под отлагательным условием?

Задача № 4

Лопатин был осужден за уголовное преступление и приговорен к наказанию с конфискацией имущества. В связи с возбуждением уголовного дела по обвинению Лопатина по месту его жительства были произведены обыск и изъятие предметов (112 наименований), а также наложен арест на вклады в сбербанке на имя Лопатина и на имя его жены.

Жена осужденного Лопатина обратилась с иском в суд к Лопатину и финансовому органу об освобождении части подлежащего конфискации имущества от ареста (исключении из описи). Истица просила освободить от ареста часть имущества (23 наименований), как подаренного ей лично родственниками и знакомыми, денежный вклад в сумме 11 тыс. руб., внесенный на ее имя, а также часть имущества (28 наименований), как ее супружескую долю в общем имуществе с ответчиком Лопатиным.

Подлежит ли иск Лопатиной удовлетворению, если суд признает ее утверждения доказанными?

Какие доказательства должны быть представлены истицей в подтверждение своих требований?

Как изменилось бы решение суда по иску Лопатиной, если бы в приговоре суда по делу Лопатина содержалось указание о том, что имущество семьи Лопатиных, в том числе и вклады в банке, приобретено на средства, добытые преступным путем?

Задача № 5

Супруги Соколовы Алексей и Маша в первые годы их совместной жизни после регистрации брака уважительно, заботливо и чутко относились друг к другу. При этом обстоятельства их жизни никогда не выносились на обсуждение посторонних лиц. Через некоторое время Алексей стал замечать, что Маша, разговариваю по телефону со своими приятельницами, родственниками, стала слишком много и подробно рассказывать им об обстоятельствах жизни своего мужа: в частности, о том, что начальник мужа, по ее мнению, не уважает его как специалиста и не продвигает по службе, что положенные мужем в коммерческие банки деньги пропали из-за преступных махинаций их учредителей, что муж на почве этих неудач стал страдать стенокардией и у него обострилась давняя болезнь – язва желудка. Такие разговоры Маши не нравились Алексею. Он пытался довести свое недовольство до сознания Маши. Маша объясняла свое поведение тем, что ее волнуют его неудачи, потому что она любит его. При этом она заметила, что ее собеседницы также делятся с ней подробностями жизни своих семей и даже просят дать совет, как им поступить в той или иной жизненной ситуации. Однако доводы Маши Алексея не убедили. И он сделал вывод о том, что жена его не уважает и при этом нарушает не только нормы нравственности, но и нормы Конституции РФ.

Вправе ли Алексей запрещать жене обсуждать с посторонними лицами обстоятельства их жизни?

Правомерна ли ссылка Алексея на Конституцию РФ?

Относится ли понятие «уважение» к сфере правового регулирования?

Возможно ли обеспечить уважение супругов друг другом правовыми средствами?

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Надо ли устанавливать ответственность для супруга, инициировавшего развод в период беременности супруги или до достижения общим ребенком возраста трех лет?

2. Есть ли необходимость ввести в Семейный кодекс РФ норму, позволяющую взыскать с супруга (или с супруги) моральный вред, за злоупотребление спиртными напитками или наркотическими веществами в период брака?

3. Регулируют ли отношения между супругами законы субъектов Российской Федерации?

4. Кто должен нести расходы, связанные с внесением изменений в документы, после перемены фамилии одним из супругов?

5. Предусматривает ли семейное законодательство обязательное совместное проживание супругов?

6. Допускает ли Семейный кодекс РФ осуществление прав супругов через представителя?

7. Должны ли супруги строить свои отношения на чувствах взаимной любви и уважения?

8. Могут ли супруги (или один из них) поменять не фамилию, а имя при заключении брака?

9. Дайте определение понятию «имущественные отношения» между супругами.

10. Должен ли кто-то из супругов больше заботиться о благосостоянии семьи?

11. Охарактеризуйте понятие «добросовестный супруг».

12. Относятся ли имущественные права супругов к категории отчуждаемых?

13. Какие вещи супругов отнесены семейным законодательством к понятию «роскошь»?

14. Могут ли супруги пользоваться имуществом друг друга?

15. Как происходит распределение долгов при разделе совместно нажитого имущества между супругами?

16. Обязан ли супруг-должник сообщать своему кредитору сведения о брачном договоре?

 

Темы для докладов:

1. Природа личных неимущественных прав супругов.

2. Развитие института совместной собственности супругов.

3. Брачный договор: теория и практика.

4. Соотношение понятий «совместное проживание» и «право на жилище».

5. Этимология слова «супруг».

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Мыскин А.В. Брачный договор в системе российского частного права. М.: Статут, 2012. 172 с.

2. Гришаев С.П. Права и обязанности супругов по законодательству РФ // СПС КонсультантПлюс. 2011.

3. Как при разводе поделить квартиру, купленную в браке, в том числе в ипотеку? // Электронный журнал «Азбука права». 2016.

 

Родителей и детей.

Вопросы для подготовки к занятию

1. Установление происхождения детей.

2. Установление отцовства в судебном порядке.

3. Запись родителей ребенка в книге записей рождения.

4. Права детей (личные неимущественные и имущественные).

5. Права и обязанности родителей.

6. Основание, порядок и последствия лишения родительских прав.

7. Восстановление в родительских правах.

8. Основание, порядок и последствия ограничения родительских прав.

9. Отмена ограничения родительских прав.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

По первому вопросу необходимо определить, что права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке. В связи с этим необходимо изучить положения Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», регулирующие государственную регистрацию рождения.

Второй вопрос требует уделить внимание ситуациям, при наличии которых отцовство устанавливается в судебном порядке. Больше внимания следует сосредоточить на установлении отцовства, если ребенок родился у лиц, не состоящих в браке, а также на проведении экспертизы для установления отцовства. Кроме того необходимо определиться с установлением факта признания отцовства.

Готовясь к изучению вопроса о записи родителей, стоит уделить внимание реализации права каждым из родителей осуществить запись. Также детализировать ситуации о порядке осуществления записи, если ребенок родился у матери, не состоящей в браке, у лиц, состоящих в браке и давших свое согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона.

При изучении данного вопроса необходимо изучить проблему осуществления записи лицами, состоящими в браке между собой и давшими свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания.

Четвертый вопрос направлен на изучение личных неимущественных и имущественных прав несовершеннолетних детей. Следует также уделить внимание вопросу осуществления своих прав несовершеннолетними детьми.

Изучая пятый вопрос, стоит сосредоточиться на осуществлении родителями прав на воспитание и образование детей, защите их прав и интересов. Также стоит уделить внимание на осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, так как родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования.

Подготовка к изучению шестого вопроса должна быть сосредоточена на основаниях и правовых последствиях лишения родительских прав, а также на порядке лишения этих прав.

Седьмой вопрос связан с изучением особенностей восстановления в родительских правах. Данный вопрос также требует изучения ситуаций, при которых восстановление в родительских правах невозможно.

Изучая восьмой и девятый вопросы, стоит обратить внимание на признаки, которые разграничивают институт лишения родительских прав от института ограничения в родительских правах.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

При решении тестовых заданий ко всем темам курса необходимо выбрать только один правильный ответ к каждому вопросу.

1. Что устанавливается на основании документов, выданных медицинским учреждением где происходили роды, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения – на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств?

1) гражданство РФ;

2) происхождение ребенка от отца;

3) место рождения ребёнка;

4) происхождение ребенка от матери (материнство).

С какого возраста ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства?

1) по достижении 14-ти лет;

2) только с 10-ти лет;

3) не зависимо от возраста;

4) по достижении 6-ти лет.

6. Могут ли лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, записаны родителями ребенка?

1) да, но только по решению суда;

2) да, но только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери);

3) да, без согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери);

4) нет;

На какой орган временно возлагается исполнение обязанностей опекуна (попечителя) до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов?

1) на органы внутренних дел;

2) на органы опеки и попечительства

3) на органы прокуратуры;

4) на орган загс.

4. Допускается ли усыновление братьев и сестёр разными лицами?

1) да, допускается, но только с согласия братьев и сестёр, достигших возраста десяти лет;

2) нет, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Семейным кодексом РФ;

3) да, допускается, если это предусмотрено Семейным кодексом РФ и законами субъектов РФ;

4) нет, не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.

Допускается ли посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей?

1) не допускается, если иное не предусмотрено ГК РФ;

2) допускается;

3) не допускается;

4) допускается в случаях, предусмотренных СК РФ.

Собственность каждого из супругов – имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам.

Совместная собственность – имущество, нажитое супругами во время брака.

Социальный патронат – оказание необходимой помощи уполномоченной службой (организацией) в воспитании и защите прав ребенка, находящегося в семье, но признанного в установленном порядке нуждающимся в государственной защите.

Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы.

Социальная защита – система гарантированных государством постоянных и (или) долговременных экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная помощь – периодические и (или) регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению социальной недостаточности.

Социальная реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.

Социальные службы для детей – органи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.67 (0.19 с.)