Классификация стратегий поведения по преодолению стресса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация стратегий поведения по преодолению стресса



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип стратегий Превентивное направление Оперативное направление
1. Преобразую­щие 1)практические действия и вербальные формы реагирова­ния
2) «антиципирующие»  
3)перестройка когнитивной структуры  
4) коррекция своих ожиданий и надежд  
5) «идущее вниз сравнение»  
6) «идущее вверх сравнение»  
  7) решение проблемы
  8)«рационализация»
  9)«компенсация»
II. Приспособле­ние к трудным ситуациям 10) изменение своего отношения к ситуации
11)изменение личностных свойств
12) снижение психической напряженности
13) установление социальных взаимосвязей
14) идентификация личности с более удачливыми людьми  
  15)«проекция»
  16)«оппозиция»
  17) «замещение»
III. Контроль за стрессом 18)поиск необходимой информации
19) знание ощущений при стрессе
IV. «Самораскры­тие» и «катарсис» 20) знание: на чем фокусировать контроль
21)«самораскрытие»
  22)«катарсис»
23) стимуляция за достойное поведение в стрессовых условиях
V. Избегание трудных ситуаций 24) «фокусирование на эмоциях»
  25)«конструктивное отвлечение внимания»
  26)«подавление» и «отрицание» 27)«интеллектуализация» 28)«пассивный протест»
VI. «Самопоража­ющие» стратегии 29) курение, прием наркотиков и алкоголя, самолечение


Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 9. Стратегии и стили преодоления стресса


_2!2


 


тельство в ситуацию, или на поведение по избеганию трудных ситуаций; в) активности или пассивности форм преодоления; г) характера мобилизованных на преодоление личных ресурсов (психологических, физиологических, профессиональных, со­циальных). Некоторые стратегии достаточно четко дифферен­цируются по перечисленным признакам, другие же отражают полиморфизм признаков и обладают многофункциональными свойствами.

Преобразующие стратегии

Преобразующие стратегии преодоления стресса предполагают возможность использования для этих целей как практических действий, так и вербальных форм реагирования, воздействуя, например, силой убеждения, разъяснения на субъектный ис­точник конфликтной ситуации. Человек может также пытать­ся сформировать и использовать новую систему психической саморегуляции. Если преобразование стратегии не приводит к позитивному результату, а неудача заставляет пересматривать свои жизненные ценности и установки, снижать самооценку, то возможно использовать стратегию сравнению себя с людь­ми, находящимися в еще более незавидном положении или же вспомнить о своих успехах в других областях и ситуаци­ях, — эти приемы обесценивают личную неудачу, не требуют негативной перестройки отношения к себе. Однако не всякую ситуацию человек может преодолеть.

Велико адаптивное значение специфической стратегии «антиципирующего совладания» и «предвосхищающей печали», если иметь в виду, что факт неожиданности трудной ситуации усиливает ее негативную значимость для человека и порождает массу дополнительных отрицательных эмоций, препятствую­щих поиску успешных путей совладания со стрессом [10]. Эти стратегии позволяют психологически подготовиться к воз­можным нелегким испытаниям и заранее наметить способы предотвращения несчастных поворотов судьбы.

Стратегия перестройки когнитивной структуры путем из­менения значений события или восприятия личной адекват­ности ему направлена на управление ситуацией. Преодоление стресса часто является упреждающим процессом, который


начинается еще до встречи со стрессором, до развития угрозы его воздействия (например, хирургическое вмешательство). Когнитивные усилия в этом случае заключаются в попытке переключить свое внимание и мысли на приятные события, найти примеры положительных исходов, осуществить со­знательный контроль эмоций, поиск внешней поддержки, использование техники снижения напряженности.

Теория S. Taylor [480] о когнитивной адаптации объе­диняет многие важные компоненты преодоления стресса, связанного с тревожными событиями. Автор утверждает, что приспособление к угрозе включает решение трех вопросов. Во-первых, мы ищем смысл в событии, в опыте столкновения с ему подобными обстоятельствами. Мы можем даже изменить значение события после его анализа или получения дополни­тельной информации о нем от компетентных достоверных ис­точников. Во-вторых, угроза часто заставляет нас чувствовать неуверенность при осуществлении контроля за событием или оценки эффективности его преодоления, что повышает вни­мание к нему, усиливает чувство ответственности за решение проблемы, собственное господство над ситуацией. В-третьих, поскольку угроза часто поражает чувство самоуважения, то его укрепление возможно путем положительной самооценки.

Для изменения когнитивной структуры в клинике часто используют рационально-эмоциональную терапию и «при­вивку» стресса. Средством перестройки структуры восприятия стрессорных событий может быть также проявление юмора. Еще в 1937 году D. Allport отметил роль юмора в качестве значимой способности понимания сущности явления. Благодаря юмору люди могут по-другому, порой очень неожиданно, не тривиаль­но формулировать и воспринимать обычные жизненные пробле­мы и неприятности. Они приобретают новую систему отсчета, новый ракурс рассмотрения и оценки этой проблемы. R. Martin и Y. Lefcourt [387] обнаружили, что юмор смягчает взаимосвязь между отрицательными событиями жизни и нарушениями на­строения. Следует только помнить, что существуют индивиду­альные, национальные и другие различия в восприятии юмора и в его типе, форме, используемой для преодоления стресса.

В тех случаях, когда неоднократные и неудачные по­пытки преобразовать травмирующую ситуацию приводят


234.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.254 с.)