Res in commercio и res extra commercium. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Res in commercio и res extra commercium.



Из вещей одни могут быть доступны частному обладанию, могут быть предметом оборота, a другие частному обладанию вовсе не доступны. На этом основано деление вещей на находящиеся в обороте - res in commercio и вещи частному обладанию недоступные - res extra commercium. Вещи могут быть изъяты из оборота: или по самой их природе, по их естественным свойствам, не дозволяющим им быть объектом частного обладания, или же по законодательным определениям, основанным на религиозных, политических или юридических соображениях. Все эти res, quarum non est commercium не могут быть объектами частного обладания, не могут быть предметом юридических сделок. Сделки между лицами по таким вещам будут ничтожны. Ничтожность эта не устранится и в том случае, когда может быть предположено, что такая вещь, составляющая предмет сделки, со временем будет способна к обороту, со временем может стать объектом права.

I. Изъяты совершенно из человеческого господства, вещи, по природе своей составляющие достояние всех и каждого и не могущие поэтому быть заключенными в пределы, границы частного обладания—res communes или communia omnium, каковы aë aqua profluens, mare et per hoc litora maris—(§ 1 Inst, 2 кн. 1 m., fr. 2 § 1. D. 1. 8 t. 1). Ho если возможно отделение частей таких вещей, то эти части могут стать объектами частного обладания. Так, соеlum supra locum, т. е. воздушный столб над недвижимостью принадлежит собственнику последней; затем почерпнутая из реки или моря вода; все, что несет или покрывает собою вода реки или моря: растения, животные и камни—все это может стать предметом завладения и оборота. Морской берег считается недоступным частному обладанию до линии высшего зимнего прилива. По Цельзу морской берег относится в res publicae.

II. Изъяты могут быть из оборота вещи по религиозным основаниям, на основании священного права—res diviпи juris. Римские юристы подразделяли вещи этой категории на три разряда:

1) Res sacrae—святые вещи. В языческую эпоху сюда относились вещи, посвященные торжественно через жрецов высшим богам, a в христианскую - вещи, посвященные Богу через священнослужителей христианской церкви (священные сосуды, антиминсы и т. п.).

2) Res religiosae—священные вещи, посвященные богам Манам, т. е. теням умерших и культу их, особенно места погребения. За последними, т. е. кладбищами. удержалось это религиозное значение и в христианскую эпоху.

3) По словам Гая и Юстиниана, приравниваются к вещам божеского права (quodammodo divini juris sunt) так называемые неприкосновенные вещи— res sanctae, составляющие третий разряд вещей этой категория, как бы нечто среднее между вещами божеского и человеческого права. В Дигестах fr. 953 D. 1 кн. 8 lit. про эти вещи говорится, что они и не обыкновенные вещи (т. е. не вещи человеческого права), и не святые, и не священные. В виде примера Гай и Юстиниан в числе таких вещей указывают городские стены и ворота. Конечно, этими последними круг неприкосновенных вещей не ограничивался. В древности в этот разряд причислялись все те вещи, которые хотя и не были посвящены божествам и принадлежали людям, но в виду их особого значения поставлены были под защиту определений религиозного закона, божеского права. Сюда относились: межи между полями, городские рвы, пограничные знаки государства и общин и т. п. довольно многочисленные вещи. С ослаблением древних религиозных верований и с освобождением правовых норм из-под влияния религии почти все эти вещи утратили свой религиозный характер, и выделение их в особый разряд потеряло практическое значение. Одни из них зачисляются в категорию вещей публичных, другие делаются доступными частному обладанию. Юристы однако но традиции продолжают выставлять эту третью рубрику вещей божеского права и усматривают отличительный признак их в том, что нарушение их неприкосновенности наказывается уголовным законом. Это признак общий опять-таки и для вещей божеского права и для так называемых вещей публичных, т. е. предназначенных служить интересам всего общества, государства.

Обращаясь к рассмотрению определений римского права о каждом из трех перечисленных разрядов вещей божеского права в отдельности, прежде всего мы должны сказать, что святой вещь может стать лишь после ее посвящения божеству, a посвящение это по отношению к недвижимостям не могло иметь места без разрешения государственной власти, т. е. народного собрания, сената или императора. Самое посвящение (dedicatio, consecratio) должно быть совершено по установленному торжественному обряду. Для посвящения вещей движимых разрешения государственной власти не требуется. Вещь, ставшая святой, по правилу остается таковой навсегда и могла сделаться доступной частному обладанию в языческую эпоху лишь через exauguratio, особый религиозный обряд совершавшийся понтификами и авгурами, обратный обряду посвящения.

Святая вещь, попав во власть неприятеля, перестает быть святою, но по обратном ее отнятии из неприятельских рук она вновь делается святой по jus postliminii. Святые вещи ни в каком смысле не могут быть объектами частного обладания; по отношению к ним не могут иметь места ни jura in re, ни обязательства, и всякое нарушение их неприкосновенности влечет, как святотатство, очень строгое наказание (в некоторых случаях смертную казнь).

Со введением христианства посвящение святых вещей Богу совершается епископами, которые, по Юстиниановому законодательству, не нуждаются для этого в разрешении государственной власти, когда им принадлежит право распоряжения вещью. С разрешения же епископа вещь святая может стать вновь вещью in commercio. N. 67 с. 1 и 131 с. 7. Юстиниан позволил отчуждение святых вещей в следующих 3-х случаях:

1) для уплаты долгов той церкви, которой святые вещи принадлежат;

2) для выкупа пленных;

3) для пропитания бедных.

Что касается вещей священных, res religiosae, то, как мы сказали, это суть места погребения. Но не всякое место, где зарыт труп, не всякая могила есть locus religiosus. Чтобы стать таковым, необходимо, чтобы, во-первых, в этом месте было действительное погребение человека, хотя бы то был раб, и погребение не на время, a навсегда; во 2-х, чтобы хоронить в этом месте не запрещалось законом; в 3-х, чтобы погребение было совершено лицом, имеющим на то право и без нарушения интересов других лиц, т. е. должно иметь место на своей земле, a если на чужой, то с дозволения ее собственника. Священным становится только место самой могилы, a не все поле, на котором последняя находится. Характер священной вещи место утрачивает, если труп вырывается из могилы с разрешения государственной власти, или если данное место попадает во власть неприятеля.

Существенное отличие священных вещей от святых состоит в том, что свой характер вещей божеского права они получают по воле частного лица и что, будучи изъяты из оборота, они составляют все же объект особого права частного лица, называемого jus sepulcri. Нарушение неприкосновенности этого рода вещей не есть уголовное преступление, преследуемое правительственными органами ex officio; оно преследуется по жалобе частного лица при помощи особого иска, actio de sepulcro violato, принадлежащего к числу actiones populаres, т. е. вчинаемых всяким гражданином.

В противоположность вещам божеского права все остальные суть res humani juris, вещи права человеческого. Последние обыкновенно способны к обороту, хотя бы случайно и не были ни в чьем обладании (res nullius).

Между этими вещами человеческого права имеются такие, которые не могут находиться в частном обладании, потому что предназначены для общественного пользования — publico usui destinataе sunt. Сюда относят: flumina perennia, порты, улицы, площади, публичные здания и т. д. Обыкновенно эти вещи принадлежат государству или общинам, но они могут также принадлежать и частным лицам, ибо заставляет исключать их из оборота только общественная потребность, для удовлетворения которой они назначены. Эти вещи называются res publicae. Последнее выражение часто употребляется еще в более обширном смысле, обозначая вещи, принадлежащие государству иди общинам и корпорациям в частную собственность и предназначенные на текущие расходы государства или общины. Последнего рода вещи из оборота не изъяты, хотя бы касательно управления этими вещами и отчуждения их в законе были особые правила. Между вещами humani juris имеются такие, отчуждение которых и вообще распоряжение которыми ограничивается в видах общественной пользы, например, общественной безопасности. Так, римское право запрещает продажу ядов, запрещает под страхом тяжкого наказания продавать оружие варварам. (Tit. Codicis: Quae res venire non possunt и Tit. Quae res expoitari non debent).

 

Res mancipi et neс mancipi.

Историческое деление вещей на res mancipi et neс mancipi было уничтожено в юстиниановом законодательстве; уже задолго до этого указа оно являлось переживанием удерживавшимся в римском действующем праве только по свойственному определениям гражданского права консерватизму. Мы знаем, что к вещам mancipi принадлежали недвижимости на итальянской почве, рабы, вьючные животные (быки, лошади, мулы, ослы, но не слоны и верблюды, так как последние римлянам были еще неизвестны, когда сложилось это деление) и так называемые сельские сервитуты на итальянской почве.

Отличие res mancipi от других заключалось в способах их приобретения и отчуждения, т. е. перехода их из одних рук в другие. Вещь neс mancipi можно передать другому лицу в квиритскую собственность путем traditio. т. е. простой передачи. При желании можно устроить переход собственности по этим вещам путем акта in jure cessio, т. е. особой формальной сделки, облекавшейся в форму вымышленного процесса; но применение этого акта к переходу квиритской собственности по этим вещам не обязательно. Res mancipi, напротив, не могут перейти в квиритскую собственность от одного лица к другому путем отчуждения без совершения помянутого in jure cessio, или без совершения равного с ним по последствиям акта манципации, т. е. связанной с обрядовыми словами мнимой, вымышленной купли продажи, совершавшейся в присутствии 5 свидетелей из совершеннолетних римских граждан и особого гражданина, державшего весы (libripens), на которых взвешивалась как бы даваемая в уплату за вещь медь. Этот последний акт к вещам neс mancipi вовсе не мог быть применен.

 

Вещи движимые и недвижимые.

I. Признаком, на котором основано это различие, является способность вещей к перемещению с сохранением их физической сущности - salva rei substantia, т. е. без изменения их формы, их экономического назначения и без вреда или значительного уменьшения их ценности. Вещи, неспособные к такому перемещению, суть недвижимые (res immobiles). Они составляют самое прочное основание людского благосостояния. Во главе их следует указать землю - solum и res soli т. е. solo cohеrentes вещи, связанные прочно с землею или по самой природе (например, деревья) или же искусственно (здания). В источниках римского права встречаются различные названия для обозначения частей земной поверхности и того, что с нею связано.

Недвижимое имение, т. е. участок земли с находящимся на ней строением, будет ли это земля пахотная или же нет, называется—fundus. Таким образом fundus это общее название для обозначения недвижимого имения, хотя первоначально это слово обозначало землю без строений. Большие, обширные земельные имения называются campi или latifundia.

Слово praedium употребляется также для обозначения участка земли с находящимися на нем зданиями. Слово praedium применяется к имению независимо от его размера, a слово locus означает обыкновенно не целое земельное имение, a часть известного земельного участка. «Locus est non fundus, sed portio aliqua fundi, fundus autem integrum aliquid est; et plerumque sine villa «locum» accipimus» говорит Ульпиан в fr. 66 pr. Dig. h. t. и далее прибавляет: «Non magnitudo locum a fundo separat, sed nostra affectio», т. e. не величина служит здесь отличительным признаком, a ваше личное отношение, усмотрение. Часть fundi мы можем выделить и обсуждать, как fundus и наоборот fundus можем соединить с другими участками в одно целое и обсуждать его как lacus, как часть этого целого. Есть впрочем, и еще одно существенное различие между этими понятиями - fundus—это участок, имеющий известные границы, locus же означает участок, относительно которого не известно, каков его предел и границы.

Участок земли, служащий экономическим целям без дома и вне города называется ager. В техническом смысле ager иногда обозначает участок земли, принадлежащий в собственность, в отличие от possessio—участка, находящегося только во владении. Пустопорожнее место в городе называется area. Городские строения называются aеdes, a сельские villae (см. fr. 211. D. h. t.), причем оба названия обнимают и землю, под ними находящуюся и к ним принадлежащую.

Для обозначения всех вещей, возвышающихся над земною поверхностью, но тесно с землею связанных, употребляется слово superficies. Отношение этих вещей к земле, с которой они связаны, выражается в правиле: «superficies solo cedit». В римском быту и в римском праве имело значение деление недвижимых имений по их экономическому назначению на praedia urbana и praedia rustica, т. е. на городские и сельские недвижимости. К первым, городским, относятся жилые постройки, aеdes et villae, недвижимости, служащие для отправления ремесел, для целей удобства и роскоши (сады, конюшни, магазины, склады и т. д.) все равно будут ли эти имения находиться в черте города или за городом. Сельские же недвижимости служат для целей сельского хозяйства, извлечения плодов из земли.

II. Все прочие вещи, способные к перемене своего места, суть движимые - res mobiles. Между ними отличаются те, которые передвигаться могут по своей воле и своими силами - res se moventes, каковы животные и рабы и остальные вещи движимые—rеs mobiles в собственном смысле.

Самое свойство подвижности или неподвижности не есть безусловное. Не говоря уже о том, что самый наш земной шар движется и неподвижных вещей нет, мы и по юридическим определениям можем одну и ту же вещь рассматривать то как движимую то как недвижимую. Например, дверь для комнаты, пока она существует отдельно от дома, будет движимая вещь, a присоединенная к дому она делается принадлежностью последнего и становится недвижимой. Наоборот, хотя solum и res soli суть вещи недвижимые, но части земли, металлы и минералы, находящиеся в ее недрах, растения, на ней произрастающие, с момента отделения их от земли становятся вещами движимыми.

Отделенные от земли предметы, добытые на ее поверхности или в ее недрах, носят в источниках техническое обозначение - ruta et caesa. «Если при договоре купли продажи исключаются из проданного ruta et caesa, то под ruta должно разуметь вещи, которые вырыты из земли, как песок, мел и т. п.; caesa же суть такие вещи, как срубленные деревья, угли и им подобные». Ср. fr. 241. D. 51. 16.

Деление вещей на движимые и недвижимые должно бы относиться лишь к вещам телесным, но юриспруденция распространяет его на объекты имущественного права вообще, т. е. на права, входящие в состав имущества, причисляя все вещные права на недвижимости к недвижимому, a остальные права к движимому имуществу.

Вопрос о таком делении прав возникает тогда, когда по закону или по воле самого субъекта права приходится делить все имущество последнего на движимое и недвижимое.

Практическое значение деления вещей на движимые и недвижимые сказывается в отдельных постановлениях положительного права, например, в институтах давности, в наследовании, опеке, сервитутах и в других случаях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 790; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.02 с.)