Осознание своих потребностей действительно не так уж просто. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осознание своих потребностей действительно не так уж просто.



 

Моя домашняя кошка никогда не имела отношений с котом. Мы не позаботились об этом вовремя. А когда позаботились – уже было поздно. Котов она к себе не подпускает. Упущенный момент в воспитании. Убежденная холостячка. Зато в критические периоды своей жизни она истошно воет и пятнадцать раз в день бегает к… миске с едой! И конечно, прибавляет в весе. Это ее психосоматика. Она ест чуть-чуть, но невероятно часто. Судя по всему, она понимает, что еда – это не совсем то, что ей нужно. А вот что именно, она не осознает. Однажды моя кош-ка даже убегала из дому и провела ночь в подвале. Увы! Оказалось напрасно. Может быть, она не встретила кота своей мечты. Но я подозреваю, что дело совсем в другом. Эта кошка действительно не понимает, чего она хочет! Ей вовремя не объяснили. Дефект воспитания. А психотерапевтов для кошек нет.

У меня есть серьезное подозрение, что все мы находимся в положении этой кошки. Помните как у Салтыкова-Щедрина, просыпаемся утром и не можем понять – чего же нам на самом деле хочется: «севрюги с хреном, или конституции?».

Младенцу плохо и он плачет. Мама пытается понять, иногда с помощью интуиции, иногда с помощью проб и ошибок то, что действительно ребенку нужно. Я готов предположить, что в этом возрасте дети осознают свои потребности только по результату. Ребенок испытывает дискомфорт и не очень понимает, чего же он хотел, пить или писать. Наконец он пописал. Стало лучше. «Ага, вот чего я хотел!» Или дали попить, и что-то внутри успокоилось, – потянусь к бутылочке.

В одной из своих статей я приводил фантастический пример с семьей, в которой с детства не пили воды. В ответ на жажду там было принято кушать, что-нибудь сочное, например, арбузы. В итоге ребенок, выросший в такой семье, не будет осознавать свою жажду, как желание выпить. Он будет верить в то, что хочет съесть арбуз. Но ведь арбуз – один из сотен способов удовлетворить жажду. Люди редко докапываются до своих потребностей, обычно они привыкли ориентироваться на способы. Например. Что дает вам кофе? Или сигарета? Всем курящим клиентам я с тупым постоянством задаю один и то же вопрос:

– Чего ты на самом деле хочешь? Нет потребности в курении. Это способ получить что-то другое. Если ты узнаешь для себя, чего же ты хочешь, у тебя появятся сотни способов получить то же самое.

Но вернемся к маме и младенцу. Мамы всего мира выполняют историческую миссию. Они пытаются понять потребности младенца, не задавая никаких вопросов. Немного позже, когда малыш уже может что-либо говорить, он по привычке продолжает мычать и тянуть руки. Мамы просят его сказать словами о том, что ему нужно. Но в той или иной степени привычка у детей и мам остается. Бывшие младенцы верят в то, что кто-то другой знает, что им нужно. И удивляются, когда их не понимают. Без слов. И по-тому фраза врача или гуру: «Успокойтесь, я знаю, что вам нужно» неизменно производит магическое действие. Такая замечательная фраза отправляет в безмятежное младенчество.

Но и у мам есть свои привычки. Многие из них до конца дней продолжает верить в то, что они знают о потребностях своего ребенка гораздо лучше, чем он сам. Мои родители неизменно пытаются очень настойчиво рекомендовать, когда мне одевать шапочку на голову, а когда нет. Люди забывают, что родители берут на себя функцию осознания и реализации потребностей ребенка временно. До тех пор, пока он не присвоит себе эту функцию сам. Самые прекрасные родители на свете выполняют эту функцию невероятно плохо, поскольку они в состоянии уловить только суть потребности. Но для них недоступны нюансы. Например, я хочу пить – это бесконечно мало. Ведь есть сотни разных напитков, которые помимо утоления жажды при-носят много других ощущений. Другому человеку сложно понять оттенки.

Даже при самой благополучной ситуации у каждого из нас, как у моей домашней кошки, многие потребности остаются в зоне слепого пятна. Если родители были не очень насильственными и обучали ребенка самому осознавать и следовать за его импульсами, то ситуация намного лучше. Если родители слишком долго подменяли эту функции, то неосознанных потребностей больше и навык их осознания выражен гораздо хуже. Априори такой человек должен быть более больным.

 

Пример.

Работа с заболеваниями суставов. Клиентка пожаловалась на подвижные, перемещающиеся боли в ногах. Я предложил ей самой на время превратиться в такое существо, двигаться так же, как перемещаются ее неприятные ощущения. Она начала носиться по комнате, прикасаясь к разным участникам группы. Ее лицо выглядело невероятно счастливым. «Вернувшись в себя», она призналась, что никогда не подозревала в себе такое сильное желание прикасаться к другим людям.

 

Я не знаю, что происходило в детстве этой клиентки. Может быть, ей действительно запрещали прикасаться к другим людям. Но она не помнит таких запретов. Просто в ее семье были не приняты прикосновения, но все страдали заболеваниями суставов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.004 с.)