Психолог, работающий с персоналом банка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолог, работающий с персоналом банка



Практически каждый из нас бывал в государственном или коммерческом сберегательном банке и сталкивался с его сотрудниками. Мы видели, сколько различной работы они выполняют, причем эту работу нельзя назвать легкой и развлекательной, поэтому человек должен иметь определенные личностные качества, чтобы занимать данный пост. Ведь помимо бесконечного оперирования с документами, им приходится общаться с людьми, и результат этого общения очень важен для дальнейшего процветания банка.

И, несмотря на это, желающих получить работу в банковской системе предостаточно. Вот тогда и выступает на арену психолог, работающий в структурах банка, способствуя увеличению эффективности его работы, ибо, в результате усилий психологов достигается большая удовлетворенность как самих клиентов, посещающих банк, так и сотрудников банка.

Должность банковского психолога появилась сравнительно недавно в связи с бурным развитием банковской сферы. Свои истоки она берет из прикладной психологии, обеспечивающей кадровые проблемы. Эта должность вышла в свет как трудовой пост, пользующийся большой популярностью и ценностью в банковых структурах, и которая, в связи с расширением банковских систем в будущем, не утратит своей актуальности.

Итак, психолог в банке занимается непосредственно самим персоналом. В его обязанности входят немало функций, во-первых, прием на работу в банк новых работников. Прежде, чем устраиваться здесь на любую должность, человек проходит собеседование с психологом, а также психологическое тестирование, необходимое для того, чтобы отсеять людей с психическими отклонениями. Банк – структура, связанная, прежде всего с деньгами, поэтому безопасность (не только внешняя, но и внутренняя, со стороны персонала) здесь очень важна.

Далее, банк – это структура, которая работает с клиентами и имеет прямую зависимость эффективности результатов от того, как взаимодействуют с клиентами сотрудники. Поэтому психолог при отборе кадров, смотрит, прежде всего, на присутствующие у претендента на вакансию профессиональные качества: на его личностные особенности, черты характера, темперамент, устойчивость к монотонным и стрессовым нагрузкам, которые имеют место в данной профессии.

Психолог принимает участие в формировании резерва кадров банковской системы. Формируется резерв менеджеров банка на среднем и на высшем уровне (управляющие, их заместители и т. д.). Кадровый резерв – это те сотрудники банка, которые имеют выраженные задатки к управленческой деятельности, и именно эти сотрудники банка при освобождении вакантных мест менеджеров смогут их занять в первую очередь. Психолог, проработавший в банке некоторое время, лучше узнает имеющихся сотрудников, к тому же он проводит с ними беседы, психологическое тестирование, смотрит, как проявляют себя определенные люди в тренингах, которые проводит сам психолог. На основе обобщения всех данных о конкретных сотрудниках психолог может кого-то порекомендовать на вакантные административные должности.

Психолог занимается также и обучением персонала. Цель данного обучения: научить персонал банка работать с клиентами так, чтобы те, после общения с сотрудником, захотели снова придти в банк и воспользоваться его услугами.

В обязанности психолога входят, кроме того, и многие другие обязанности: составление описаний трудовых постов, видов работ в организации, преодоление неблагоприятных функциональных состояний сотрудников, вопросы оценки профессионализма, улучшение делового взаимодействия, общения, консультирование сотрудников по их личным, профессиональным и семейным проблемам, совершенствование рабочих мест персонала и многое другое.

Но и сам психолог должен обладать определенными личностными качествами, чтобы наилучшим образом выполнять все эти функции. Главное, это умение общаться, говорить с другим человеком, умение снять его внутреннее напряжение, чтобы он не боялся взаимодействовать с психологом, т. е. умение психолога вступать в контакт и поддерживать его в беседе. Психолог должен обладать способностью приспосабливаться к изменению ситуации, настроений клиента, сотрудников. Важными для него качествами являются эмоциональная устойчивость, устойчивость к физическим и моральным нагрузкам (которые здесь часто имеют место), высокая ответственность за принятие решения, наблюдательность, способность к творчеству.

Какие орудия, средства труда чаще всего использует в своей практике психолог? Самое главное, это его знания и умения, владение устной и письменной речью, компьютером, как средствами труда, а также тесты, компьютерные программы (чаще – специально разработанные тесты).

Не стоит забывать, что банк – это жестко структурированная система и, несмотря на то, что психолог в ней по статусу занимает должность на уровне главного специалиста, он все же является здесь таким же подчиненным, как и все. Он тоже должен соблюдать установленный режим дня, выполнять строгие дисциплинарные требования. Нужно быть готовым к тому, что, выбрав эту профессию, придется большую часть жизненного времени потратить на работу, поэтому очень важно иметь глубокий интерес к выбранной специализации.

По истечению некоторого времени, работая психологом в банковской системе, можно достигнуть развития определенных качеств личности, индивидуальности. Так, например, развиваются маневренность, гибкость поведения, ибо психолог сталкивается в банке с разными людьми; увеличивается опыт работы и, следовательно, формируется высокая уверенность в себе, связанная с приобретением профессиональных навыков. Данная профессия привлекает возможностью самореализации через практику, т. к. в этой области довольно много свободы, и психолог может развивать любое направление, которое ему интересно, в том числе, и заниматься научной работой. Гордость за свою профессию всегда возникает у психолога, когда люди благодарны ему за помощь, когда они интересуются своими результатами, выполняют рекомендации; когда повышается эффективность работы банка в целом в результате немалых усилий, которые психолог приложил для этого. Таким образом, квалифицированный, эффективно работающий специалист-психолог чувствует свою необходимость и полезность для других людей.

К сложным, трудным моментам работы психолога можно отнести большую ответственность при принятии им решений. Ведь, когда психолог участвует в приеме людей на работу, ему приходится давать рекомендации, которые могут повлиять на исход дела. Таким образом, он на своих плечах несет тяжелый моральный груз ответственности за успешность работы набранного персонала.

Чтобы работать по данной профессии, необходимо закончить психологический факультет, который обеспечивает базовое образование. Для работы в банке предпочтительны психологи, специализировавшиеся в области психологии труда и организационной психологии, клинической и социальной психологии.

Психолог-методист

Что делает психолог-методист? Чем трудна и интересна эта работа? Познакомимся с этим видом деятельности психолога на примере Екатерины Лесовой, окончившей факультет психологии МГУ в 1996 году. Екатерина третий год работает психологом-методистом в Лаборатории социально-психологических проблем и охраны психического здоровья ребенка в Северо-восточном округе г. Москвы.

Круг обязанностей, которые входят в работу психолога-методиста, достаточно разнообразен, так как, по сути, ему приходится сочетать две профессии в одной. Екатерина ведет одновременно методическую и психологическую работу. К ней приходят психологи, педагоги, завучи и директора школ со всего северо-восточного района (в общей сложности она работает со 150-200 людьми). Конечно, в основном Екатерина работает именно с психологами.

Запросы у приходящих самые разные: утвердить новую программу, обсудить, «обкатать» и наладить новый семинар или тренинг, разобраться со сложностями, неизбежно возникающими у психолога при работе в школе. Особенно актуальна для Екатерины профилактика эмоционального «сгорания» на работе школьных психологов. Под термином «сгорание» Екатерина понимает переутомление на работе, потерю ориентиров, иногда появляющееся ощущение, что работа бессмысленна и не приносит удовлетворения. Для борьбы со «сгоранием» Екатерина проводит индивидуальные консультации и организует группы взаимоподдержки.

Работает Екатерина в Методическом центре. В этом учреждении имеется множество разных лабораторий. Но психологи-методисты во многом изолированы от других методистов. У них есть свои задачи и свои методы работы.

Какие же конкретные задачи решает Екатерина каждый день на рабочем месте? Во-первых, она занимается работой с документацией: заполняет необходимые бумаги, приводит в порядок всевозможные журналы. Во-вторых, беседует с приходящими учителями и психологами. Как говорит сама Екатерина: «Я всегда стараюсь перевести человека в развивающую плоскость. Не подписываю план формально, а просматриваю его вместе с психологом, стараюсь поработать над ним. Чисто формальное властное решение стараюсь не давать». Часто к ней приходят с какой-нибудь актуальной проблемой. Например, у психолога не сложились отношения с директором школы. В этом случае Екатерина старается не вмешиваться в конфликт, а поработать с пришедшим психологическими методами, провести консультацию, помочь найти ресурс для самостоятельного решения проблемы. В-третьих, Екатерина занимается подготовкой психологов к аттестации на высшую категорию. Рецензирует программы, помогает готовить и проводить семинары, готовит необходимые документы для аттестационной комиссии.

И, наконец, наиболее творческое и любимое Екатериной дело - подготовка и проведение обучающего спецкурса. Она обучает интенсивным методам работы в школе с помощью серии методик, которые способствуют решению психологами актуальных проблем. Группа психологов собирается раз в неделю. Екатерина готовит методику, о которой хочет рассказать сегодня. Затем происходит клиентская работа, когда учителя и психологи работают с актуальными проблемами с помощью этой методики. И во второй половине занятия происходит теоретический разбор материала и обучение работе с методикой. Таким образом, Екатерина старается не давать сухой теоретический материал, а пытается дать возможность психологам опробовать эффективность метода работы «на своей шкуре».

Плюсы работы психолога-методиста:

· Рабочее место для Екатерины - это площадка для экспериментов. Она сама долгое время работала практиком в рамках школ «рефлективной психологии» и «психодрамы». Ей нравиться брать техники и методики из этих практических школ, соединять их, переделывать, создавать что-то новое и обучать этому других людей.

· Екатерину очень поддерживает, что она работает не одна. В лаборатории четыре психолога, и всегда можно поделиться и посоветоваться с другими.

· Несмотря на то, что внешние рамки рабочего расписания заданы жестко (Екатерина работает в строго определенные часы), внутри этих рамок она сохраняет относительную свободу. Она имеет возможность самостоятельно структурировать свою деятельность, исходя из собственных представлений о том, что необходимо клиентам в данный момент. Она придумывает новые семинары или назначает учителям и психологам время консультаций, если считает это нужным и полезным.

· Психолог-методист по роду своей деятельности частично изолирован от других методистов. Он работает, в основном, не с бумагами, а с людьми. Екатерина очень довольна, что она ограждена от большого количества бумажной работы.

· У Екатерины очень большой круг учителей и психологов, с которыми она работает. Поэтому ей не приходится, как другим психологам-практикам, искать клиентов. Она мотивирует на работу уже доверяющих ей клиентов, и люди с удовольствием приходят на ее новый семинар или тренинг.

Что касается минусов работы психолога-методиста, то Екатерина назвала их гораздо меньше:

· Во-первых, необходимость исполнять некоторые формальные обязанности, такие как «заверение» документов, заполнение журналов, написание рецензий на предоставленные программы.

· Во-вторых, из-за фиксированного графика работы часто бывает неравномерное распределение клиентов: «То густо, то пусто», - как говорит сама Екатерина.

Какие качества, по мнению Екатерины, необходимы психологу-методисту в его профессиональной деятельности:

· Хорошее знание детской психологии.

· Компетентность в методиках работы.

· веренность в себе и в своем профессиональном опыте.

К Екатерине каждый день приходит много психологов, людей опытных, с большим стажем работы. Многие из них старше, чем Екатерина, на десятки лет. Но, тем не менее, она сохраняет уверенность в своем профессионализме и считает, что может помочь своим клиентам, рассказать им что-то новое или помочь найти новый взгляд на проблему.

Устойчивость к «искушению властью».

Екатерина работает с сотнями людей, которые приходят к ней за утверждением документов или за советом и при такой работе необходимо постоянно помнить, что твоя главная цель - помочь людям, а не доказать свою власть и влияние.

Чувство юмора.

У учителей и школьных психологов тяжелая работа, часто людям не хватает юмора, терпеливого и понимающего отношения к детям. Екатерине необходимо уметь отстраняться, смотреть со стороны, не принимая ничьей позиции. Она старается «децентрировать» учителей, помочь им найти новый взгляд на себя, на своих учеников и на проблему.

Умение и привычка к рефлексии.

Качества, которые мешают успешной работе психолога-методиста:

Властность, самоутверждение в плохом смысле, за счет других.

Излишнее бюрократизаторство и погружение в бумажную работу. «Я, в отличие от других методистов, считаю, что это плохое качество. Оно несовместимо с работой именно психолога-методиста. Все-таки я в первую очередь именно психолог, а потом уже методист» - говорит Екатерина.

Неуверенность, пассивность: «С учителями и психологами постоянно необходимо держать позицию взрослости, не «уходить» в детскую, беспомощную или родительскую, поучающую роль. Это никому не нужно и не приводит к хорошим результатам в работе».

Работа психолога-методиста требует одновременного владения теоретическими и практическими навыками. Необходимо постоянное расширение теоретической базы (чтение литературы, общение с коллегами). Также необходимо повышение практической квалификации, например, посещение специализированных учебных программ и тренингов. Также очень важно для психолога-методиста чутко относиться к своим клиентам и коллегам - школьным учителям, выслушивать, запоминать и усваивать новые для себя идеи и методики; как говорится, надобно «держать руку на пульсе». Екатерина работает с профессиональными психологами. Она умеет относиться с уважением к их опыту и сложившимся взглядам, но, тем не менее, она всегда сохраняет свою точку зрения, свое видение ситуации, хотя готова перенять и ассимилировать чужой опыт.

Как и в любой работе, в работе психолога-методиста есть определенные сложности. Екатерине часто приходится сталкиваться с ситуациями конфликтов между школьными учителями, психологами, администрацией, родителями. Иногда ситуации бывают очень непростыми. В некоторых случаях ей приходится вмешиваться в конфликт, стараться прояснить и смягчить ситуацию. Особенно важно найти правильное решение, если в результате конфликта страдают школьники. Но чаще Екатерина старается сохранить нейтральную и доброжелательную ко всем позицию. Она работает с пришедшими к ней учителями и психологами психологическими методами, обеспечивает информацией, дает поддержку.

Работа у Екатерины очень ответственная. Она и ее коллеги разрабатывают и обучают учителей и психологов новым методикам работы со школьниками. С другой стороны, они обеспечивают своих клиентов необходимой психологической поддержкой. Эта поддержка очень важна для людей, работающих в школе. Также от Екатерины зависит, насколько работники школы и родители будут доверять психологу-методисту (и вообще психологу), и обращаться за советом и поддержкой. Она гордится, что в ее лабораторию приходит много людей. Многие клиенты обращаются к ней регулярно и участвуют в пролонгированных программах. Екатерина чувствует, что она необходима и что ее работа приносит реальные плоды.

Для работы в роли психолога-методиста необходимо иметь высшее психологическое образование (по любой специализации, но предпочтительно в области педагогической психологии, психологии развития, общей психологии и психологии личности). Важен также стаж собственной успешной практической работы в должности психолога системы образования..

Политолог-психолог

(Политическая психология)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.50 (0.027 с.)