Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и задачи специальной психологииСтр 1 из 2Следующая ⇒
Выделение и развитие специальной психологии как науки связано с накоплением знаний в физиологии, психиатрии, философии, позволившим обнаружить и понять различные формы и стороны развития психики при недостатках психического или физического здоровья. Определением причин слабоумия и путей его профилактики занимались еще Платон и Гиппократ. Аристотель обнаружил патологические явления, связанные с нарушениями зрения, слуха и речи. Физиологическое объяснение глухоты и немоты и обоснование необходимости дифференцированного подхода к глухим, доказательства возможности их умственного развития на основе использования сохранных органов чувств были предложены врачом и философом Джероламо Кардано уже в XVI веке. Первые попытки дать материалистическое толкование психической деятельности слепых осуществил французский энциклопедист Дени Дидро в XVIII веке. Как самостоятельная отрасль специальная психология выделилась в начале XX века. До этого времени она как бы включалась в коррекционно-педагогический процесс — полученные практическим путем знания использовались в педагогической деятельности. Затем в специальной психологии начинает преобладать клини- ческии аспект, появился термин «патологическая психология». Интенсивное развитие системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии обусловило повышенное внимание к проблеме аномального детства. Заслуга окончательного оформления специальной психологии в самостоятельную научную область с собственным предметом, методами, задачами и системой объяснительных принципов принадлежит Л.С. Выготскому. Предметом специальной психологии являются закономерности развития и функционирования психики детей и взрослых с психическими и физическими недостатками, или дефектами. Выделяют два основных вида дефектов: органические — повреждение, отсутствие или недоразвитие какого-либо органа, его части или тканей; и функциональные — нарушение функций органа или всего организма без какого-либо нарушения их материального субстрата (самого органа). Ребенок, имеющий дефект(ы) психофизического здоровья, не приводящий к отклонениям, к группе аномального развития не относится, и особенности его онтогенеза предметом специальной психологии не являются.
Разделы специальной психологии: тифлопсихология (от rp.tiphlos — слепой), сурдопсихология (от лат. surdus — глухой), олигофренопсихология (от гр. oligos — малый, незначительный + phren — ум), логопсихология (от гр. logos — слово), психология лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, психология лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы, психология лиц со сложными дефектами. Изучение психики людей с отклонениями в развитии условно подразделяется на решение исследовательских задач. 1. Раскрытие основных закономерностей развития и 2. Определение модально-неспецифических закономерно 3. Установление модально-специфических закономерно
4. Выявление индивидуально-типологических особенностей 5. Выявление путей и механизмов компенсации и кор На этапе своего становления специальная психология акцентировала внимание на изучении модально-специфических закономерностей. Затем начали изучаться общие закономерности, и только в самую последнюю очередь — модально-неспецифические. Причиной этого стали распространенные недостатки в экспериментальной стратегии. Модально-специфические закономерности развития при нарушениях слуха, зрения и умственной отсталости стали исследоваться первыми, поэтому возникло убеждение в том, что именно они изучены лучше. Однако В.И. Лубовский, изучив эмпирические материалы и способы их получения, пришел к выводу, что в действительности речь идет о модально-неспецифических закономерностях. Например, было установлено, что недостатки речевого развития или восприятия и переработки информации являются характерными для самых разных вариантов отклоняющегося развития. Почему же вначале эти недостатки воспринимались как специфические, относящиеся только к конкретному варианту отклонения?
Проводя эксперимент, исследователь сопоставлял, как правило, результаты, полученные на одной группе детей с отклонениями в развитии в аналогичной по возрасту группе нормально развивающихся детей. Выявленные отличия рассматривались как свойственные только данному типу отклонения. Последующие исследования показали, что в большинстве случаев они типичны одновременно для нескольких групп детей с отклонениями в развитии и в сущности являются модально-неспецифическими. И те и другие закономерности представляют собой лишь своеобразное проявление общих, основных законов развития психики, характерных как для случаев нормы, так и для патологии. Перечисленные задачи по своему существу являются исследовательскими, но не менее важно их прикладное значение: сведения о разных группах закономерностей развития позволяют дифференцировать процесс специального обучения, строить адекватные и эффективные кор-
рекционные программы работы с детьми, создавать условия, препятствующие появлению у них новых отклонений. Непосредственная связь специальной психологии с педагогикой обнаружилась еще на заре ее становления. Разрабатывая схему исследования «дефективного» ребенка, Л.С. Выготский как особый этап выделял педагогическое или лечебно-педагогическое назначение, считая, что во имя него и строится само исследование. Такие стереотипные формулировки, как индивидуальный подход или вовлечение в коллектив, Выготский определял как неэффективные, поскольку они не имеют конкретного содержания и не указывают на способ их осуществления. Педагог должен знать, с чем именно в развитии ребенка он должен бороться, какие для этого привлекаются средства, какой от них ожидается эффект. В число прикладных задач Л.С. Выготский включал создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития; разработку форм и средств коррекции недостатков; обоснование педагогических воздействий, методов и средств обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, проверку их эффективности; изучение результатов социальной адаптации и социализации лиц с недостатками в развитии; коррекцию де- и диза-даптации. Появление новых направлений исследований в специальной психологии связано с осознанной необходимостью ранней психолого-педагогической коррекции детей с врожденными сенсорными нарушениями, а следовательно, и решением проблем семейного воспитания таких детей. Получили распространение разработки типов и форм взаимодействия семьи и системы коррек-ционной поддержки, в том числе психологического сопровождения такой семьи; схемы комплексного медико-психолого-педагогического обследования ребенка; диагностики и психологического сопровождения социально-эмоционального развития людей с отклоняющимся развитием. Важной особенностью исследований в специальной психологии является их комплексность, т.е. взаимодействие и взаимопроникновение результатов педагогических, психофизиологических и собственно психологических исследований.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.005 с.) |