Тема 5. 1. Современное государство и право США 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. 1. Современное государство и право США



Развитие политической системы США после первой и второй мировых войн. Закон об избирательном праве 1965 г. Решение Верховного суда США о десегрегации белых и “цветных”, об отмене утренней молитвы в школах, об отмене антикоммунистического законодательства, перераспределение избирательных округов. Основные тенденции развития института президента, конгресса, Верховного суда.

Экономический кризис 30-х годов. “Новый курс” Ф.Рузвельта. Прямые и косвенные методы регулирования государственной экономики. Налоговая кредитно-денежная амортизационная политика. Законы о минимуме заработной платы, о помощи живущим за черной бедности, государственная программа здравоохранения.

Государство и экономика в 1980-е годы. «Рейгономика». Изменения в государственной системе США после 11 сентября 2001 г. Антитеррористическое законодательство. Особенности современной правовой системы США.

Семинар

(очная и заочная форма обучения)

1. Круглый стол: «Развитие государства и права США в ХХ в.»

Вопросы для обсуждения

1) Повышение роли государства в жизни американского общества: причины и следствия. “Новый курс” Ф.Д.Рузвельта. Доклад.

2) Эволюция американской конституции. Конституционные изменения в 60-70-е гг. XX в.

3) Изменения в государственном аппарате и политическом режиме на основных этапах современной истории США. Закон Смита 1940г„ Закон Маккарена-Вуда 1950г. и Закон Хемфри-Батлера 1954г. в США.

4) Основные изменения в гражданском, трудовом, брачно-семейном и уголовном праве.

2. Разбор конкретных историко-правовых ситуаций, решение правовых задач на основе норм американского прецедентного и статутного права.

Задания для самостоятельной работы

1.Письменно дать определения следующих понятий и терминов:

«либерализм»; «кейнсианство»; «Великая депрессия»; «кодексы честной конкуренции»; «мозговой трест»; «Закон Норриса‑Лагардия»; «Закон Вагнера»; «новый курс»; «программа «борьбы с бедностью»; «рейгономика»; «политика нового федерализма»; «маккартизм».

2. Подготовить доклад: «Повышение роли государства в жизни американского общества: причины и следствия. “Новый курс” Ф.Д.Рузвельта».

3. Письменно ответить на контрольные вопросы и составить блок-схему конспекта рассматриваемой темы.

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

Целью настоящего занятия является углубление знаний в сфере правового регулирования экономики ("новый курс" Рузвельта) и трудовых отношений в США.

При подготовке к семинару следует усвоить указанные термины и понятия. Для этого рекомендуется воспользоваться учебниками по данному курсу, хрестоматиями, энциклопедиями и словарями. Определения приводятся с обязательной ссылкой на источник.

Студентам необходимо подготовить доклад., в котором обратить внимание на то, что «новый курс» президента США Ф.Д.Рузвельта был первым опытом масштабного вмешательства государства в капиталистическое хозяйство страны и представлял собой комплекс мер (в области.экономики, финансов и трудовых отношений), призванных ослабить разрушительное воздействие мирового экономического кризиса 30-х годов.

Студентам следует изучить содержание ряда принятых во время в после 2-ой мировой войны антикоммунистических законов. Наиболее известным из этих законов является Закон Маккарэна-Вуда, который в нарушении V поправки американской Конституции предусматривал обязательную, регистрацию в органах министерства юстиции членов организаций "коммунистического действия", прежде всего Коммунистической партии и различные другие формы их дискриминации (запрещение коммунистам работать в государственных учреждениях и пр.).

Основной из целей законодательства об отношениях в промышленности является регламентация государством права на забастовки. Студентам предлагается изучить два примера такого законодательства: Закон Вагнера 1935 г. и закон Тафта-Хартли 1947 г., сравнить их. Кроме того, следует проанализировать основные изменения в гражданском, семейном и уголовном праве США в ХХ веке.

В ходе занятий эти проблемы должны стать предметом дискуссии. Разбор конкретных правовых ситуаций производится на основе вариантов, выработанных студентами в ходе самостоятельной работы с опорой на конкретные источники права США.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Раскройте особенности развития политической системы США в Новейшее время.

2. Дайте характеристику «Нового курса» Ф. Рузвельта и его последствий для развития государственности и права США.

3. Раскройте сущность и содержание политики «рейономики» и её последствий для США.

4. Какие изменения в политической и правовой системе США произошли в начале XXI в.? Антитеррористическое законодательство.

Тема 5.2. Государственные институты и правовая система современной Великобритании

Эволюция двухпартийной системы. Экономические реформы правительства К.Эттли: национализация, социальное законодательство, роль профсоюзов. Индикативное регулирование экономики. Централизация государственной власти, возрастание контроля над местным управлением. Изменения в избирательном праве: законы 1918, 1928, 1949, 1969 годов. Распад британской колониальной империи и образование Содружества наций. Политики М.Тетчер и ее результаты. Эволюция политической системы Великобритании в 90-е годы ХХ века при лейбористах. Изменения вправе Великобритании в ХХ в.

Семинарское занятие

(очная форма обучения)

1. Дебаты по теме: «Государство и право Англии в ХХ веке»

1) Чрезвычайное и антикоммунистическое законодательство в Англии:

‑ Закон "О чрезвычайных полномочиях" 1920г.;

‑ Закон "О возбуждении недовольства" 1934г.;

‑ Закон "О поддержании публичного порядка" 1936г. в Англии.

2) Государственное регулирование трудовых отношений в Англии: Акт о стачках и тред-юнионах 1927г.

2. Разбор конкретных историко-правовых ситуаций, решение правовых задач на основе норм английского общего права.

Задания для самостоятельной работы

1.Письменно дать определения следующих понятий и терминов:

«народный капитализм»; «консерваторы»; «лейбористы»; «официальная оппозиция»; «палата лордов»; «тэтчеризм»; «Ольстер»; «суд коронера»; «Суд короны»; «Высокий суд»; «общее право»; «право справедливости»; «консолидированное законодательство»; «доктрина прецедента».

2.Подготовить доклад: «Эволюция британской политической и правовой системы в ХХ веке: общая характеристика, основные тенденции».

3. Письменно ответить на контрольные вопросы и составить блок-схему конспекта рассматриваемой темы.

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

Цель занятия — показать основные изменения и особенности развития британской политической и правовой системы в ХХ веке, изучить те антидемократические тенденции, которые проявились в буржуазных государствах в период между двумя мировыми войнами и после второй мировой войны, ознакомление слушателей с отдельными примерами правового регулирования трудовых отношений в Англии.

Для рассмотрения данных понятий и терминов рекомендуется воспользоваться учебниками по данному курсу и курсу теории государства и права, хрестоматиями, иной справочно-информационной литературой и источниками.

Занятия начинаются с интеллектуальной летучки по указанной терминологии. Дебаты необходимо связать с влиянием Октябрьской революции 1917 г. в России на общественную жизнь Британии. Буржуазные правительства вынуждены пойти на ряд уступок (например, в избирательном праве, в области трудовых отношений). Вместе с тем, английское правительство получило право по Закону 1920 г. вводить чрезвычайные меры, направленные на временное приостановление демократических прав и свобод английских граждан.

Как уже отмечалось на предыдущем семинаре в XX в. начало активно осуществляться государственное регулирование отношений между рабочими и предпринимателями. На это необходимо обратить внимание в ходе дебатов. Можно отметить такие общие черты англо-американского социального законодательства: провозглашение "равенства прав" рабочих и предпринимателей, объявление незаконными стачек солидарности рабочих разных отраслей промышленности и забастовок, выдвигающих политические требования.

В ходе дискуссии необходимо дать общую характеристику политической и правовой системы Великобритании в ХХ веке, раскрыть суть Акта о парламенте 1911 г. и реформы парламента в 1949 году, показать изменения в системе государственного управления и суда. Следует детально проанализировать политику «тэтчеризма», новую роль государства в 1980-е годы, причины отказа от этой политики в конце ХХ в.

Анализируя изменения в британском праве студентам необходимо показать развитие системы «общего права» и «права справедливости», раскрыть доктрину прецедента, развитие делегированного и консолидированного законодательства.

Разбор конкретных правовых ситуаций производится на основе вариантов, выработанных студентами в ходе самостоятельной работы с опорой на конкретные источники права современной Великобритании.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Особенности эволюции политико-правовой системы Великобритании в Новейшее время.

2. Суть изменений в избирательной системе Великобритании в ХХ в.

3. Проанализируйте причины распада Британской империи и его последствия для государственности Великобритании.

4. Сущность политики «тэтчеризма» и её последствия для развития государства и права Великобритании.

5. Особенности современной политико-правовой системы Великобритании.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.47.14 (0.009 с.)