Тема 2. 2. Возникновение и особенности развития государства и права в Древнем Египте и Древней Месопотамии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. 2. Возникновение и особенности развития государства и права в Древнем Египте и Древней Месопотамии



Древний Египет. Основные этапы развития древнеегипетского государства. Общественный строй. Значение сельской общины. Государственная собственность.

Основные черты государственного строя. Характер государственности. Деспотический характер власти. Государственный аппарат. Судебная система.

Особенности правовой системы Древнего Египта.

Государство и право стран Древней Месопотамии. Государственность и право Древнего Шумера. Общественный строй Вавилонского государства. Рабство в Вавилоне. Свободное население. Государственный строй.

Законник царя Хаммурапи: общая характеристика. Правовое регулирование экономики. Обязательственное право. Брачно-семейные отношения. Систематика преступлений и наказаний. Суд и процесс.

Семинар

(очная форма обучения)

«Правовые памятники древних государств Месопотамии

(Законы Хаммурапи, законы Среднеассирийского царства)»

1. Доклад и дискуссия по теме: Право Древнего Вавилона и Ассирии: способы правообразования, характерные черты, особенности.

2. Государственный и общественный строй в Древнем Вавилоне и Ассирии.

3. Гражданско-правовые отношения: сущность и особенности.

4. Уголовное право и процесс в государствах Месопотамии.

5. Разбор конкретно-исторических правовых ситуаций.

Задания для самостоятельной работы

I. Письменно дать определения следующих понятий и терминов: «цивилизация»; «общественный строй»; «государственный строй»; «община»; «протогосударство»; «патрономия»; «царско-храмовое хозяйство»; «общественные классы»; «восточная деспотия»; «форма государственного правления»; «форма государственного устройства»; «монархия»; «республика»; «демократия»; «право»; «власть»; «идеология»; «теология»; «религия»; «мораль»; «обычай» и другие, по которым будет проводиться интеллектуальная разминка.

2. Разработать блок-схему конспекта темы.

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

При рассмотрении терминов и понятий необходимо использовать учебную и справочно-информационную литературу (словари, энциклопедии). В письменных ответах надо обязательно указывать источник.

Конспект темы следует подготовить на основе лекции и изучения учебников и учебных пособий. Материал должен быть структурирован, логически взаимосвязан и типологизирован по блокам в виде структурно-логической схемы.

При подготовке к занятию необходимо руководствоваться выше предложенным планом.

В начале занятия проводится блиц-опрос по терминам и понятиям, проверяется выполнение заданий на самостоятельную работу. По первому вопросу предусмотрен доклад. При его подготовке докладчик должен установить типологическое сходство и преемственность источников права Древнего Междуречья, и, в частности, Законы Хаммурапи (ЗХ), Среднеассирийских законов (САЗ).

При ответе на второй вопрос обратить внимание на особенности государственного устройства Древнего Вавилона и Ассирии, показать формы государственного правления, раскрыть статус основных органов государственной власти, систему местного управления, военную организацию, судоустройство, правовое положение различных групп свободного и зависимого населения.

При ответе на третий вопрос студент должен выявить характерные особенности экономического строя Древнего Вавилона, Ассирии, наличие в них государственной собственности на землю. Рассмотрение обязательственных отношений следует начать с общих положений о договорах.

Следует остановить свое внимание и на весьма характерных для ЗХ нормах права о брачном договоре, о последствиях его невыполнения, об условиях действительности браков, об основаниях развода. С нормами семейного права непосредственно связаны нормы, регулирующие наследственные отношения.

При рассмотрении четвертого вопроса следует раскрыть общее понятие преступления, показать, что оно лишь начало складываться ко времени появления ЗХ и трактовалось как общественно опасное деяние, направленное против государства, царя, храмов, религии, либо против личности, собственности, семьи и т.д.

Разбор конкретно-исторических ситуаций и решение историко-правовых задач производится на основе источников права соответствующего периода развития государственности древневосточной цивилизации.

Контрольные вопросы по теме:

1. Дайте общую характеристику Древневавилонского царства.

2. Раскройте структуру и основные институты права в Законах Хаммурапи и Среднеассирийских законах.

3. Дайте сравнительный анализ государственно-правовых систем Древнего Египта и Древневавилонского царства.

4. Каковы особенности гражданско-правовых отношений по Законах Хаммурапи и Среднеассирийским законам.

5. Выделите специфические черты уголовного права и процесса в Законах Хаммурапи и Среднеассирийских законах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.101 (0.004 с.)