Тема 17. Педагогическое общение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 17. Педагогическое общение.



Педагогическое общение и профессиональная деятельность педагога. Характеристика педагогического общения, его структура. Основные этапы педагогического общения. Учет возрастных особенностей учащихся при организации процесса общения и взаимодействия. Психология взаимодействия в системе: учитель - ученик - класс. Стиль педагогического общения.

Барьеры в педагогическом общении. Прогнозирование в педагогической деятельности. Творческое применение психологических знаний в деятельности учителя. Конфликты в педагогическом общении, конструктивные пути их разрешения. Пути оптимизации педагогического взаимодействия учителя с учащимися

 

Основные понятия (тезаурус)

Воспитание, самовоспитание, развитие, социализация, культура, девиантное поведение, образование, обучение, обучаемость, психодидактика, учебная деятельность, учение, научение, оценка, отметка, образовательная среда, неуспеваемость, знание, умение, навык, личность учителя, Я - концепция, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, педагогические способности, педагогическое общение, профессиональные качества.

Организация самостоятельной работы студентов, включая перечень учебно-методического обеспечения.

Организация самостоятельной работы является важной и неотъемлемой частью формирования профессиональной компетенции студентов в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа понимается как совокупность всей самостоятельной деятельности студентов в учебной аудитории, так и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии, направленная на формирование профессиональных и общекультурных компетенций, развитие познавательной активности студента и мышления будущего профессионала.

Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.

Возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов: 1. Увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий, что требует от преподавателя выбора соответствующих методов, форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки. 2. Повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время.

Преподаватель определяет содержание самостоятельной работы, ее формы, виды и время, условия и объем, разрабатывает и подбирает учебно-методическое обеспечение, составляет график консультаций, осуществляет индивидуальную педагогическую поддержку в выполнении студентом данной работы, оценивает ее результаты.

Формы организации самостоятельной работы возможны: ф ронтальная, индивидуальная, групповая самостоятельная работы.

При изучении данной дисциплины организация самостоятельная работа студентов представляет собой единство трех взаимосвязанных видов: внеаудиторная самостоятельная работа; аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя; творческая, научно-исследовательская работа.

Самостоятельная работа организуется в соответствии с технологической картой учебного курса, методическими рекомендациями по выполнению заданий для самостоятельной работы.

Одной из задач изучения курса является создание условий для самостоятельной и исследовательской работы студентов образования, которая включает:

- наличие учебно-методического комплекса по данной дисциплине, включающего описание курса в печатном и электронном виде, формы и средства контроля за уровнем освоения студентом заданий для самостоятельной работы с указанием содержания и сроков их проведения, справочник-путеводитель для студента на весь период обучения;

- обеспеченность учебной литературой, дидактическими и учебно-методическими материалами, наличие их в библиотеках;

- выбор формы самостоятельной работы студентов в зависимости от целей и задач учебной дисциплины, степени сложности и востребованности практикой;

- основные цели заданий для самостоятельной работы должны быть понятны студентам, доступны, учебные задания должны содержать элементы новизны и алгоритмы их выполнения;

- обеспеченность компьютерной и телекоммуникационной техникой;

- применение инновационных технологий (совокупность технических средств, обеспечивающих свободный доступ студента к различным источникам информации и создающих оптимальные условия для использования электронных средств обучения);

- оптимальная нагрузка студентов;

- система мониторинга самостоятельной работы должна иметь личностную, развивающую направленность и творческий характер, соединяться с самоконтролем, быть необходимой и полезной, прежде всего самому студенту;

- возможно внедрение междисциплинарных самостоятельных работ и проектов.

Примерный перечень видов заданий для самостоятельной работы студентов: работа с лекционным материалом и подготовка к семинарским занятиям; анализ, аннотирование научной и методической литературы; составление глоссария; выполнение творческих, исследовательских заданий по темам; написание эссе; составление сравнительно-аналитической таблицы; решение психолого-педагогических задач; разработка индивидуальных проектов; работа по составлению портфолио.

Способы сопровождение самостоятельной работы студентов должно быть организовано в следующих формах:

- согласование индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки предоставления результатов) самостоятельной работы в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу;

- консультации (индивидуальные, групповые) по оказанию помощи при разработке плана или программы работы над исследованием, портфолио, индивидуальным проектом и др.;

- промежуточного контроля хода выполнения задания;

- оценки результатов выполнения заданий;

- проведение итоговых конференций.

При организации самостоятельной работы преподавателю необходимо:

отчетливо видеть роль данной работы в общей структуре учебного процесса;

- ориентироваться в требованиях определенного уровня овладения учебным материалом;

- максимально учитывать уровень подготовленности и возможности студентов;

- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;

- использовать индивидуальные и дифференцированные задания;

- обоснованно определять объем работы;

- определять длительность самостоятельной работы с учетом ее сложности и подготовленности студентов;

- разнообразить задания по содержанию;

- подбирать рациональные способы проверки работ;

- правильно сочетать самостоятельную работу с работой под руководством преподавателя;

- проектировать самостоятельную работу с учетом достигнутого уровня.

Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм: самоконтроль и самооценка студента; контроль и оценка со стороны преподавателей, государственных экзаменационных и аттестационных комиссий, государственных инспекций и др.

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

Дисциплина «Психология» модуль «Психология образования человека» занимает центральное место в подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование», так как она предполагает комплексный характер, соединяя фундаментальную теоретическую и прикладную подготовку. В соответствии с использованием балльно-рейтинговой системы все виды учебной и внеучебной работы бакалавров оцениваются в ходе текущего контроля. По дисциплине предусмотрено 18 часов аудиторных занятия в 4 семестре и 36 часов аудиторных занятий в 5 семестре, поэтому посещение каждого из них является обязательным для студента.

Подготовка резюме и конспекта учебной и научной литературы является обязательным к каждому занятию, поскольку без этого невозможно качественное усвоение учебного материала, ведение дискуссии, обсуждение проблемных вопросов и анализ педагогических ситуаций и высказываний, и в целом, реализации одной из важнейших функций психологической науки взаимодействие различных форм психологического знания обыденного и научного. При подготовке к занятиям, за одну две недели студенты получают установку на проведение занятия. Им сообщается цель тема и цель занятия, дают указания на самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, ее резюмирование и конспектирование.

При конспектировании студент должен обращать внимание (после принятия соответствующего решения) на те моменты, которые являются ключевыми (как теоретический или общий аргумент, так и эмпирический аргумент или тематическое исследование конкретного вопроса). Студентам предлагается следующий метод конспектирования: разделить блокнот, учебную тетрадь на две колонки. В левой, конспектируется учебный, или научный материал, а в правой (в то же время или позже) осуществляется сравнительный анализ содержания данного конспекта с другими фактами, о которых уже есть представления, которые обсуждали, а также с собственными комментариями и критическими замечаниями по тексту. В качестве конспектов не принимаются материалы, «скачанные» из Интернета и распечатанные.

В ходе изучения дисциплины предусмотрено несколько контрольных работ по основным разделам изучаемой дисциплины. Немаловажным моментом качественной подготовки по дисциплине «Психология» модуль «Психология образования человека» является проведение самоисследования студента на основании предложенных психодиагностических методик и составление программы саморазвития.

При успешном выполнении всех работ бакалавр может получить итоговую оценку по результатам текущей аттестации. Премиальные баллы начисляются за участие студентов в научных конференциях, психолого-педагогических олимпиадах и за публикацию материалов, тезисов, статей, выполнении заданий повышенной сложности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.009 с.)