Чудеса на песке. Песочная игротерапия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чудеса на песке. Песочная игротерапия



Содержание

ОТ АВТОРОВ

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИГР НА ПЕСКЕ

ЧТО НУЖНО ДЛЯ ИГРЫ В ПЕСОК?

Глава 1 ПЕСОЧНЫЕ УРОКИ: Обучающие игры на песке

1.1. СОВЕТЫ АВТОРОВ

1.2. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК “ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ ЛАДОШКИ”

1.3. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА, КОРРЕКЦИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ. “ПЕСОЧНАЯ ГРАМОТА”

Глава 2. ПЕСОЧНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. Познавательные игры на песке

2.1. СОВЕТЫ АВТОРОВ

2.2. ВИДЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИГР НА ПЕСКЕ:

2.3. ИСТОРИЯ РОССИИ В ИГРАХ НА ПЕСКЕ

2.4. ИГРА-ЭКСКУРСИЯ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ

Глава 3 ТАЙНЫ НАШЕЙ ДУШИ. Проективные игры на песке

3.1. СОВЕТЫ АВТОРОВ

3.2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ИГРЫ

3.3. ГРУППОВЫЕ ИГРЫ

3. 4. ПРОТОКОЛ ГРУППОВОЙ ИГРЫ

3.5. КОММЕНТАРИЙ К “ПРОТОКОЛУ”

СТИЛЬ СИТУАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Заключение

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОБ АВТОРАХ

ОТ АВТОРОВ

Многие родители часто задают себе и специалистам вопрос: “Когда начинать учить ребенка?”. Одни говорят - еще в утробе матери; другие -не учите вообще, школа научит; третьи, посоветуют отдать Вашего любимца в руки грамотных специалистов, как только он начнет ходить и говорить. Сделать выбор непросто.

Давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Действительно, ребенок начинает познавать мир, находясь в утробе матери. Причем, учеными установлено, что основой этого процесса является тактильная (кожная) чувствительность. Недаром говорят: “Кожей чувствую”. Появившись на свет, он активно исследует окружающий мир. Собственно, это и есть процесс самообучения. Может, все чаще Вам приходится слышать от специалистов фразу: “Главное, ребенку не мешать!”

“Как не мешать? Чем я могу ему помешать?” - задаете Вы себе вопрос. Оказывается, помешать можно, если подходить к ребенку со взрослыми мерками. Как же этого избежать?

Давайте понаблюдаем за нашими детьми. Они тянутся к ярким и далеко небезопасным предметам; могут запустить обе руки в тарелку с манной кашей и с большим удовольствием размажут ее по себе, столу и любимому родителю; им нужно все попробовать “на зуб”; но главное - их просто тянет к тому, что нельзя. Безусловно, все это доставляет взрослым множество хлопот. И мы вынуждены, как заботливые родители и педагоги, ставить перед ребенком череду запретов. Так, кирпичик за кирпичиком, растет и крепнет “Стена Плача”, отделяя и отдаляя миры Ребенка и Взрослого.

Как же сохранить связь между нашими мирами; предоставить ребенку возможность и право развиваться в собственном темпе; направлять, не ограничивая? Давайте отложим на время эти вопросы и обратимся к Ребенку, живущему внутри каждого из нас. Наверняка, ему хочется творить что-то свое; ломать, чтобы почувствовать силу, но при этом чувствовать себя защищенным. Эти желания могут реализоваться в играх с песком.

С каким упоением дети варят супы и каши из песка и кормят ими всех подряд: кукол. Вас, гостей! При этом, они часто повторяют услышанные от Вас реплики: “Чтобы съел все до конца!”, “Я так старалась!”, “Здесь много витаминов!”, “Ложку за маму, ложку за папу” и др. Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается “семья”. Все это - Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищенно, где ему все близко и понятно. И это - отражение нашего Взрослого Мира.

Теперь, наверное, Вам легче будет ответить на вопрос: когда и как начинать обучение ребенка. Быть может, тогда, когда Вы интуитивно почувствуете готовность подключиться к процессу его саморазвития. Надеемся, что наша книга поможет Вам в этом.

С уважением, авторы.

ВВЕДЕНИЕ

Просто сыграем, как делают дети,

Что “вне игры”, то для них - мишура,

Это сладчайшее дело на свете –

Общая наша игра!

Кто из нас в детстве не играл “в куличики”? Ведерко, формочки, совок - первое, что Вы приобретаете ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Мы с Вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка.

Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка и воды. Но как оптимально использовать их мало кто знает. Часто на наши вопросы: “Зачем Вам это нужно? Как Вы с детьми играете в песок?”, многие работники отвечают: “Песок и вода нужны, чтобы дети чувствовали себя зимой как летом, а играть с ними даже не надо - они это делают сами”. Интересно, что интуитивно педагоги подошли к таинству “песочной терапии”, в основе которой лежит спонтанность проявления ребенка в песочных играх.

Принцип “Терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека “возиться” с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает “негативную” психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении созданного ею Лондонского Института Детской Психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки “жили” в коробке. Маленькие пациенты института использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли “миром”. Поэтому М.Ловенфельд назвала свой игровой метод “мировой методикой”.

Формированием концепции “песочной терапии” (или “sand-play”) занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Однако, для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Чтобы заполнить этот пробел, нами создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.006 с.)