При безвестном исчезновении лиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При безвестном исчезновении лиц



 

Перед розыскными подразделениями министерств внутренних дел государств – участников СНГ стоит задача определения общей причины исчезновения человека (криминальная или некриминальная)[23]. Для ее решения следует изучать обстоятельства, предшествующие исчезновению, ситуацию исчезновения как таковую, а также информацию о личности, социальном статусе, характере деятельности и иные характеристики пропавшего без вести человека.

Анализ статистических данных позволяет заметить некоторое увеличение числа без вести пропавших граждан. Так, например, в Российской Федерации в 2001 г. разыскивалось 108 479 без вести пропавших, из них с возбуждением уголовного дела – 5279 человек, за отчетный период 2002 г. объявлялись без вести пропавшими 116 812 человек, из них 6654 – с возбуждением уголовного дела; в Белоруссии в 2001 г. в розыске было 6232 человека, из них на конец отчетного периода в розыске осталось 1045 человек, в 2002 г. объявлялось в розыск 6753 человека, осталось в розыске 1031; в Казахстане в 2001 г. объявлялось 7324, из них на конец года в розыске числилось 1453, в 2002 г. объявлялось в розыск 8204, осталось в розыске 1401; в Украине в 2001 г. находилось в розыске 28 986 человек, из них стали жертвами преступлений 102 человека, в 2002 г. – 14 199 (жертв – 75).

Следует подчеркнуть, что во многих министерствах внутренних дел государств – участников СНГ нет данных о количестве разыскиваемых лиц, ставших жертвами преступлений. Такая информация в централизованных учетах некоторых государств отсутствует. Например, в республиках Беларусь, Молдова, Таджикистан, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан учет осуществляется по остатку неразысканных лиц либо по проценту розыска пропавших без вести граждан.

Следует отметить, что в ряде министерств внутренних дел стран СНГ не ведется учет лиц, объявленных в межгосударственный розыск. Подобные учеты имеются (по представленным министерствами внутренних дел в БКБОП СНГ данным) в республиках Беларусь (объявлялись в розыск в 2001 г. 488 человек, в 2002 г. – 539); Молдова (объявлялись в 2001 г. 46 человек, в 2002 г. – 56).

Централизованный учет граждан стран СНГ, пропавших без вести, согласно Инструкции о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц, как уже было отмечено, ведется в ГИЦ МВД России. По его данным, на 1 января 2003 г. на централизованном учете в АИС «ФР-ОПОВЕЩЕНИЕ» как без вести пропавших стояло 57 291 человек, из них граждан России – 47 430; граждан Республики Азербайджан – 381; Армении – 141; Белоруссии – 685; стран Балтии – 136; Республики Казахстан – 1697; Украины – 4339.

Статистические данные свидетельствуют о том, что из общего количества пропавших без вести в 5–8% случаев обстоятельства исчезновения квалифицируются как криминальные и по данным фактам возбуждаются уголовные дела.

Отметим, что риск стать жертвой преступления распределяется среди населения неравномерно. Повышенной уязвимостью для насильственных посягательств обладают, например, дети, женщины, старики, лица, злоупотребляющие спиртными напитками либо наркотиками, а также люди вздорные, агрессивные, алчные и легковерные.

Чаще всего без вести пропавшими при криминальных обстоятельствах, помимо убитых при изнасилованиях женщин, становятся лидеры и другие участники организованных преступных групп (40%); руководители крупных предприятий, финансовых учреждений, коммерческих структур (34%); представители органов власти и управления федерального, регионального и муниципального уровней (16%); работники средств массовой информации (6%); граждане, в том числе военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов и спецслужб (4%).

Одним из основных источников информации о лице, пропавшем без вести, на первоначальном этапе розыска является заявление (сообщение) по факту его исчезновения. В формализованном бланке протокола заявления содержатся данные не только биографического характера, но и сведения о состоянии здоровья, вредных привычках, приметах внешности и одежды, предполагаемых причинах исчезновения и т.д.

При выяснении обстоятельств некриминального характера исчезновения (самоубийство, внезапная госпитализация, длительный «загул» и т.п.) выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Дальнейшая работа по розыску в таких случаях проводится сотрудниками милиции общественной безопасности.

При наличии криминальных признаков исчезновения к розыскной работе целесообразно привлекать сотрудников уголовного розыска, специализирующихся на раскрытии тяжких преступлений против личности, а в случае выявлении факта похищения человека – сотрудников, специализирующихся на раскрытии таких преступлений.

Отметим, что расследование преступлений в отношении пропавших без вести при криминальных обстоятельствах существенно затруднено наличием ряда специфических причин.

Во-первых, преступники тщательно подготавливают деяние, предпринимают меры по сокрытию его следов и трупов. Конечные результаты розыскной работы, например, в Российской Федерации свидетельствуют, что 86% трупов обнаруживается за пределами населенного пункта, обслуживаемого инициатором розыска, однако в границах субъекта Российской Федерации.

Во-вторых, сотрудники уголовного розыска в процессе розыскной работы допускают ряд просчетов, среди которых можно выделить случаи несвоевременного принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела либо отказа в его возбуждении. Такие недостатки ведут к утрате доказательств и иных косвенных улик, которые при незамедлительном осуществлении следственных действий могли быть надлежащим образом зафиксированы. К изъянам розыскной работы следует также отнести несвоевременное заведение дел оперативного учета и наведение справок по различным ведомственным и вневедомственным учетам.

Зачастую утрата возможной доказательственной базы происходит из-за того, что только в 15% случаев информация об исчезновении лица регистрируется в ОВД в течение суток с момента события, а каждое третье заявление поступает по истечении десяти дней. Подобная ситуация является следствием правовой неграмотности населения и сложившегося у многих граждан ошибочного мнения о том, что только в связи с отсутствием человека более чем трех суток возможно обращение в ОВД.

В-третьих, на первоначальном этапе розыска не всегда анализируются факты, предшествующие исчезновению человека. На наш взгляд, при поступлении сообщения о без вести пропавшем лице необходимо не только проводить комплекс розыскных мероприятий, направленных на его поиск, согласно требованиям ведомственных нормативно-правовых актов (в России – Инструкции об организации и тактике розыскной работы в ОВД), но и тщательно изучать посредством ОРМ предшествующие исчезновению события.

В-четвертых, назрела необходимость увеличения штатной численности розыскных подразделений, нагрузка которых на сегодняшний день превышает оптимальную, например, в Российской Федерации в 2-2,5 раза и составляет 100-150 розыскных дел на одного сотрудника. Таким образом, на каждого разыскиваемого приходится не более 16 часов фактического времени в год[24].

Наиболее типичными просчетами в организации розыскной роботы являются и формальный подход к планированию оперативно-розыскных мероприятий без учета особенностей личности разыскиваемого; слабые оперативные позиции в среде лиц, имеющих непосредственное отношение к пропавшему; несвоевременное информирование служб пограничного контроля.

При рассмотрении заявлений и сообщений о безвестном исчезновении граждан дежурными службами горрайорганов зачастую не обеспечивается своевременный выезд следственно-оперативных групп (СОГ) к месту жительства разыскиваемого. Осмотры последнего места пребывания без вести пропавшего нередко проводятся без участия специалиста. Не принимаются необходимые меры для сбора идентификационного материала – отпечатков пальцев, образцов почерка, волос, иных следов; изъятия документов медицинского характера, записных книжек, дневников и т.п.

Часто проведение первоначальной проверки поручается участковым уполномоченным милиции, не прошедшим соответствующей подготовки. В результате подразделения уголовного розыска получают от них материалы, по которым необходимо заново проводить оперативно-розыскные мероприятия для изучения личности и обстоятельств исчезновения без вести пропавшего.

В силу того, что количество лиц, пропавших без вести, достаточно велико и имеет ярко выраженную тенденцию к росту, факт безвестного отсутствия, как уже отмечалось, должен рассматриваться как чрезвычайное происшествие, а реагирование на него должно быть таким же как на совершение опасного преступления.

Таким образом, в современных условиях повышение результативности национального и межгосударственного розыска возможно, главным образом, на основе совершенствования организации незамедлительного осуществления первоначальных и последующих мер поиска без вести пропавших лиц, тщательного осмотра мест жительства либо последнего пребывания исчезнувшего.

 

 

____________


 

Г л а в а 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.01 с.)