Пропавших лиц, исчезнувших при криминальных обстоятельствах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пропавших лиц, исчезнувших при криминальных обстоятельствах



Розыск без вести пропавших лиц, исчезнувших при криминальных обстоятельствах и имеющих гражданство стран СНГ, возможен только при тесном сотрудничестве государств – участников СНГ в вопросах борьбы с общеуголовной преступностью.

Поэтому в настоящее время процесс оказания государствами взаимной правовой помощи, в частности в деле межгосударственного розыска без вести пропавших лиц, путем более тесного взаимодействия соответствующих структур правоохранительных органов нуждается в развитии и совершенствовании[16].

В Российской Федерации, помимо заключенных с ее участием международных договоров, правовую основу розыска преступников составляют Конституция, федеральные законы, указы Президента, постановления и распоряжения Правительства, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел, иные нормативно-правовые акты[17].

Принятый решением Совета глав государств СНГ (Минск, 22 января 1993 г.) Устав гласит: «Государства – члены Содружества осуществляют сотрудничество в области права, в частности, путем заключения многосторонних и двусторонних договоров об оказании правовой помощи и способствуют сближению национального законодательства. В случае противоречий между нормами национального законодательства государств-членов, регулирующего отношения в сферах совместной деятельности, государства-члены проводят консультации и переговоры с целью выработки предложений для устранения этих противоречий». Таким образом, основополагающий документ Содружества одним из первых закрепил возможность сотрудничества государств – участников СНГ в правовой сфере.

Вопросы взаимного оказания правовой помощи регулируют также положения Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) и Протокола к ней (Москва, март 1997 г.).

В числе документов, закрепляющих основы сотрудничества государств в рамках Содружества, отметим большое количество заключенных Российской Федерацией межгосударственных и межправительственных двусторонних соглашений c государствами – участниками СНГ, а также со странами Балтии по проблемам взаимодействия, в том числе при осуществлении розыска лиц[18].

Параллельно с формированием правовой основы розыска лиц путем подписания многосторонних и двусторонних договоров о правовой помощи, юридического закрепления процедур розыска в странах Содружества идет процесс нормативного регулирования практического взаимодействия их правоохранительных органов. В этой связи следует назвать такие документы, как Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел государств – участников СНГ в сфере борьбы с преступностью (Алма-Ата, апрель 1992 г.); Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел в сфере обмена информацией (Чолпон-Ата, август 1992 г.), по которому стороны согласились с тем, что необходимо создание и развитие МИБ, а держателем его было определено МВД России; Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере борьбы с организованной преступностью (Ашхабад, февраль 1994 г.); Соглашение о порядке передачи и транзитной перевозки лиц, взятых под стражу (Ашхабад, февраль 1994 г.); Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в борьбе с преступностью на транспорте (Ереван, октябрь 1995 г.).

Единственным многосторонним документом, полностью посвященным сотрудничеству при проведении межгосударственного розыска лиц, в том числе пропавших без вести, до недавнего времени была утвержденная на заседании Совета министров внутренних дел государств – участников СНГ Временная инструкция о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц (Баку, 12 сентября 1997 г.). Ее утверждению предшествовало принятие решения Советом о едином порядке объявления и прекращения межгосударственного розыска, в соответствии с которым министерствам было рекомендовано усилить контроль за своевременным объявлением разыскиваемых лиц в межгосударственный розыск. БКБОП как органу СНГ было поручено совместно с МВД России подготовить предложения по унификации процедуры объявления и прекращения межгосударственного розыска на территории государств – участников СНГ с учетом действующего в странах Содружества национального законодательства и принятых ими международных обязательств.

В соответствии с Межгосударственной программой совместных мер борьбы с преступностью на период с 2000 до 2003 гг. заинтересованными ведомствами был разработан проект новой Инструкции о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц, которая заменила Временную инструкцию.

Регламентируя порядок объявления межгосударственного розыска на территории государств – участников Содружества, Инструкция закрепляет основания и условия объявления розыска, устанавливает сроки объявления в межгосударственный розыск различных категорий лиц; определяет процедуру передачи документов, необходимых для осуществления розыска; перечисляет оперативно-розыскные мероприятия, проведение которых должно предшествовать направлению в МИБ постановления об объявлении межгосударственного розыска.

Министерство внутренних дел Российской Федерации заключило также большое количество двусторонних соглашений с МВД государств –участников СНГ. В их числе не только соглашения общего характера[19], но и соглашения о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных регионов[20].

После подписания этих документов органы внутренних дел приграничных районов получили правовую основу для улучшения сотрудничества на многих направлениях деятельности.

Примером межгосударственного сотрудничества может служить эффективное взаимодействие Суражского РОВД Брянской области Российской Федерации с Хотимским и Костюковичским РОВД Могилевской области Республики Беларусь.

Сотрудниками этих органов проводятся совместные оперативно-поисковые мероприятия, направленные на выявление и пресечение каналов нелегальной транспортировки наркотических средств и оружия через границу, обнаружение и задержание угнанного и похищенного автотранспорта. Определены посты по перекрытию совместной границы. Для оздоровления обстановки реализованы мероприятия по усилению контроля за положением на автотрассах.

Нашли свое закрепление в правовом отношении и вопросы, касающиеся создания совместных следственно-оперативных групп по расследованию тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных на приграничной территории, а также разрешения выезда подчиненных сотрудников в сопредельные приграничные районы при преследовании преступников, для выполнения неотложных следственных действий и оперативно-поисковых мероприятий по совершенным преступлениям.

Между Суражским отделом внутренних дел Брянской области и ОВД соседних районов Республики Беларусь налажен взаимный обмен оперативно-розыскной информацией об уголовных преступлениях, совершенных гражданами сопредельных государств; о лицах, находящихся в розыске, в том числе без вести пропавших. По нераскрытым преступлениям в адрес РОВД соседних областей Республики Беларусь направляются информационные карточки со следами рук для постановки на дактоучет, а также дактокарты на подучетных лиц.

Правовую основу межгосударственного розыска без вести пропавших лиц, как отмечалось выше, помимо международно-правовых актов, составляет и национальное законодательство стран СНГ.

Российские правоохранительные органы руководствуются прежде всего Конституцией Российской Федерации, положениями Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции» (в редакции 1999 г.), Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и др.

В числе подзаконных нормативно-правовых актов, в той или иной мере регулирующих осуществление розыска лиц, следует назвать Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации[21], Инструкцию об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел, утвержденную приказом МВД России от 5 мая 1993 г.[22], приказ МВД России от 21 августа 2000 г. № 820 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел», приказ МВД России от 7 декабря 1998 г. № 797, утвердивший Положение о Главном информационном центре Министерства внутренних дел Российской Федерации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.203.242.200 (0.021 с.)