Понятие, характеристика и правовая основа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, характеристика и правовая основа



МОСКВА 2003


 

Рекомендовано к опубликованию

Редакционно-издательским советом

ВНИИ МВД России

 

Р е ц е н з е н т ы:

В. П. Илларионов, доктор юридических наук, профессор

(Московский университет МВД России)

Д. А. Литваковский, кандидат юридических наук

(УОРИ СКМ МВД России)

 

 

А в т о р с к и й к о л л е к т и в:

В. В. Скосарев, кандидат юридических наук, доцент – § 1.1 (в соавторстве), § 1.2; § 2.1 (в соавторстве), § 2.2, § 2.3 (в соавторстве);

О. А. Королькова, кандидат юридических наук – § 1.1 (в соавторстве), § 1.3; § 2.1 (в соавторстве), § 2.3 (в соавторстве);

С. В. Соколов – § 1.4 (в соавторстве), § 2.4 (в соавторстве);

М. А. Магомеди – § 1.4 (в соавторстве), § 2.4 (в соавторстве);

Д. С. Соколов – § 1.4 (в соавторстве)

 

Организация розыска без вести пропавших лиц, исчезнувших при криминальных обстоятельствах/ В.В. Скосарев, О.А. Королькова, С.В. Соколов, М.А. Магомеди, Д.С. Соколов: Методическое пособие. – М.: ВНИИ МВД России, 2003. – 48 с.

 

Излагаются основы организации межгосударственного розыска без вести пропавших лиц, исчезнувших при криминальных обстоятельствах. Рассматривается правовая основа деятельности правоохранительных органов государств – участников СНГ, формы взаимодействия и порядок осуществления оперативно-розыскных мероприятий и иных поисковых действий по розыску без вести пропавших лиц.

Для сотрудников правоохранительных органов государств – участников СНГ, а также курсантов и слушателей образовательных учреждений министерств внутренних дел.

У

 

 

© Государственное учреждение

«Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России», 2003

 
 
 

 


ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях развития интеграционных отношений между государствами – участниками Содружества Независимых Государств[1] возникает необходимость укрепления взаимодействия правоохранительных органов бывших союзных республик не только при осуществлении розыска скрывшихся преступников[2], но и лиц, пропавших без вести, в том числе исчезнувших при криминальных обстоятельствах.

Наиболее остро проблема розыска без вести пропавших граждан, исчезнувших при криминальных обстоятельствах, стоит в приграничных регионах стран СНГ[3]. Зачастую один регион государства граничит с двумя и более административно-территориальными образованиями другого государства, например, Омская область Российской Федерации – с Павлодарской и Северо-Казахстанской областями Республики Казахстан; Алтайский край – с Павлодарской и Восточно-Казахстанской областями Казахстана. Брянская область Российской Федерации имеет общие границы с двумя государствами: Республикой Беларусь и Украиной. Протяженность границ Брянской области с Гомельской и Могилевской областями Белоруссии составляет 400 км, а с Сумской и Черниговской областями Украины – 300 км.

Упрощенное перемещение через государственную границу нередко используется преступниками для «укрепления» общего криминального пространства и, как следствие – сокрытия следов преступления, уничтожения доказательств, запутывания следствия[4]. По данным Главного организационно-инспекторского управления МВД России, в приграничных районах отмечается стремление организованных преступных групп взять под контроль незаконный оборот наркотиков и оружия[5]. Подобные преступления зачастую сопровождаются убийствами конкурентов, свидетелей совершения особо опасных преступлений, сотрудников правоохранительных органов. Нередко совершенные преступниками убийства, в том числе серийные, маскируются под безвестное отсутствие лица, потерпевшего от этих преступлений.

При существующих негативных факторах, влияющих на «укрепление» общего криминального пространства, организация своевременного взаимодействия на основе принятых международных правовых актов[6], регламентирующих в числе прочих вопросы межгосударственного розыска, позволит имеющимися силами и средствами министерств внутренних дел стран СНГ адекватно вести розыск без вести пропавших лиц, раскрывать преступления (в том числе убийства прошлых лет) либо идентифицировать неопознанные трупы.

Поэтому в настоящее время необходимо дальнейшее развитие и совершенствование практики межгосударственного розыска лиц, без вести пропавших, путем более тесного взаимодействия соответствующих структур правоохранительных органов стран СНГ. Побудительными причинами этого процесса, требующего поддержки и дальнейшего развития, служит совокупность обстоятельств объективного характера, к которым следует отнести исторически сложившуюся демографическую и экономическую общность государств – бывших республик СССР, схожесть, а во многом и тождественность их уголовного, уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства, аналогичность структур их правоохранительных органов, тенденции государственного сближения этих стран. Не случайно розыск без вести пропавших лиц в странах СНГ является одной из приоритетных задач, решаемых правоохранительными органами[7]. Это нашло отражение и в Инструкции о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц[8].

В пособии материал изложен на основе практического опыта розыскной работы правоохранительных органов Российской Федерации. Вместе с тем, учитывая схожесть норм материального и процессуального законодательства стран Содружества, данные рекомендации о порядке организации и осуществления розыска безусловно приемлемы специализированным розыскным подразделениям всех министерств внутренних дел государств – участников СНГ.

В основной части рассматриваются правовые основы и понятие межгосударственного розыска без вести пропавших лиц, исчезнувших при криминальных обстоятельствах; общая характеристика состояния розыскной работы при безвестном исчезновении лиц; организация розыска без вести пропавших лиц, исчезнувших при криминальных обстоятельствах; особенности проведения следственных действий, первоначальных и последующих ОРМ по розыску таких лиц. В приложении представлен перечень нормативно-правовых актов, в той или иной мере касающихся регламентации вопросов, связанных с осуществлением розыска без вести пропавших лиц.

При подготовке работы были проанализированы статистические данные Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ (БКБОП СНГ), ГИЦ МВД России, аналитические материалы ГУУР СКМ МВД России, действующие международные договоры, национальные нормативно-правовые акты Российской Федерации, регламентирующие вопросы розыска.

 

____________


Г л а в а 1

Обстоятельствах

Одним из наиболее важных направлений практической деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступностью является розыскная работа. Именно успешная реализация мероприятий по розыску преступников обеспечивает соблюдение принципа неотвратимости наказания, а эффективный розыск без вести пропавших лиц способен снизить уровень латентной преступности, повысить степень доверия населения к правоохранительным органам.

Современная криминалистика и теория оперативно-розыскной деятельности делят розыск по содержанию проводимых мероприятий на розыск в узком и широком смысле этого понятия. Под первым понимается розыск конкретных, известных правоохранительным органам лиц; в широком смысле слова розыск представляет собой весь комплекс мероприятий по раскрытию и расследованию преступлений. Критерием разделения на указанные разновидности является индивидуальная определенность объекта розыска.

 
Энциклопедический словарь определяет розыск как деятельность компетентных правоохранительных органов по установлению места нахождения или пребывания обвиняемого; подсудимого, уклоняющегося от явки в суд; осужденного, уклоняющегося от исполнения приговора суда или бежавшего из мест лишения свободы[9]. Таким образом, дается определение розыска в узком значении этого понятия и применительно лишь к лицам, скрывающимся либо уклоняющимся от правосудия.

В литературе в основном даны похожие определения розыска известных лиц, скрывшихся от следствия и суда, т. е. розыска в узком смысле[10]. Например, А.Ю. Шумилов говорит о нем как о «комплексе оперативно-розыскных мероприятий, а также иных мер (включая уголовно-процессуальные), проводимых с целью установления места нахождения разыскиваемого и его задержания»[11].

В настоящее время в оперативно-розыскной теории прочно закрепился подход к понятию розыскной работы как к поиску уже известных правоохранительным органам объектов: скрывшихся преступников, лиц, пропавших без вести, и иных категорий разыскиваемых.

Следует отметить, что впервые в число разыскиваемых лиц такая категория, как без вести пропавшие граждане, была включена Н.В. Тетерзиевым[12].

Сегодня под розыскной работой (розыском) понимается базирующаяся на оперативно-розыскном и ином законодательстве, а также отдельных подзаконных нормативных правовых актах комплексная система оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных, административно-правовых и иных мероприятий, осуществляемых в рамках особого делопроизводства уполномоченными на то законом субъектами и направленных на обнаружение местонахождения лиц, скрывшихся от следствия и суда, без вести пропавших лиц и иных категорий разыскиваемых.

Практически во всех странах мира объявление розыска – функция полиции (милиции), а его проведением занимаются действующие в ее составе специальные службы или подразделения розыска. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» «розыск без вести пропавших лиц» является самостоятельной задачей ОРД. Подобные задачи, как мы уже отмечали, ставятся перед правоохранительными органами всех государств Содружества: Республики Беларусь (ст. 3 Закона РБ «Об оперативно-розыскной деятельности»); Казахстана (абз. 5 ст. 1 разд. 1 Закона РК «Об оперативно-розыскной деятельности»); Республики Молдова (абз. 2 ст. 2 Закона Республики Молдова «Об оперативно-розыскной деятельности») и т.д.

Розыск без вести пропавших направлен на установление места нахождения конкретного известного, но пропавшего (исчезнувшего) лица, а также на обнаружение тех изменений среды, которые явились причиной пропажи.

В связи с этим большое значение имеет правильное установление пространственно-временных границ розыска и самый тщательный анализ всей информации – как собранной в связи с работой по заявлению о пропаже без вести, так и иных оперативных сведений.

Мероприятия правоохранительных органов, направленные на розыск пропавших лиц, могут проводиться как в границах одного государства, так и за пределами государства – инициатора розыска. В зависимости от охватываемой мероприятиями по розыску территории розыск разделяют на местный, проводимый в рамках территории обслуживания объявившего такой розыск органа полиции (милиции); региональный, охватывающий территорию нескольких регионов (округов) области, края, провинции и т. п.; общегосударственный, при котором поисковые действия разворачиваются на территории всей страны; международный (в том числе межгосударственный) розыск, при осуществлении которого мероприятия охватывают как территорию государства, где было совершено преступление, так и других государств, помощь которых запрашивается.

С образованием на постсоветском пространстве Содружества Независимых Государств розыск без вести пропавших лиц, а также скрывающихся на территории бывших союзных республик стал носить международный характер.

На основе заключенных государствами – участниками СНГ договоров, закрепляющих основы сотрудничества в борьбе с преступностью, начал формироваться новый вид розыска лиц, ограниченный территориальными рамками государств Содружества.

Количество лиц, объявляемых в межгосударственный розыск правоохранительными органами участников СНГ, в том числе России, ежегодно растет. По состоянию на 1 января 2003 г. в межгосударственном розыске находились как без вести пропавшие 57 291 человек, из них 47 430 (80%) лиц объявлено в розыск правоохранительными органами Российской Федерации.

Потребность в осуществлении правоохранительными органами стран Содружества такого розыска обусловила необходимость его правовой регламентации в целях четкой организации и оптимального проведения. Первым документом, положившим начало созданию такой нормативной основы, можно считать принятое 24 апреля 1992 г. в г. Алма-Ате Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью. В соответствии с его статьей 1 одним из основных направлений сотрудничества сторон является «розыск преступников, лиц, без вести пропавших и скрывшихся от следствия и суда…». Министерства внутренних дел в соответствии с Соглашением взаимодействуют друг с другом по вопросам розыска указанных лиц, руководствуясь законодательством своих государств.

С утверждением на заседании Совета министров внутренних дел государств – участников СНГ Временной инструкции о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц (Баку, 12 сентября 1997 г.) этот вид розыска получил особую регламентацию и нормативное определение. Инструкция дала юридическую дефиницию межгосударственного розыска, под которым понимается комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных мероприятий министерств внутренних дел, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц, находящихся за пределами государства (инициатора розыска), но в пределах территории государств – участников СНГ, при котором используется сигнальная система всех оперативно-справочных учетов информационных центров (ИЦ) и адресных бюро министерств внутренних дел.

В 2002 г. после многолетних доработок и согласований была утверждена новая Инструкция о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц[13], заменившая Временную. Она определяет межгосударственный розыск практически так же, но уже разграничивая категории разыскиваемых.

Согласно этой Инструкции межгосударственный розыск – комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных мероприятий министерств внутренних дел, направленных на обнаружение в целях последующего ареста и выдачи разыскиваемых обвиняемых, подсудимых, осужденных, а также установление местонахождения лиц, без вести пропавших, находящихся за пределами государства – инициатора розыска, но в пределах территорий государств – участников СНГ.

Таким образом, учитывая, что на сегодняшний день межгосударственный розыск является самостоятельным типом, по охватываемой розыскными мероприятиями территории можно выделить следующие виды розыска: внутригосударственный (местный) – в России проводится на территории субъекта Федерации; государственный (федеральный, всероссийский) – охватывает территорию всех субъектов Федерации); межгосударственный – ведется на территории государств – участников Содружества Независимых Государств; международный – ведется на территории зарубежных стран (в большинстве случаев координируется Международной организацией уголовной полиции – Интерполом).

В соответствии с утвержденной приказом МВД России от 5 мая 1993 г. «Инструкцией об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел» различают местный, федеральный и международный розыск.

Местный розыск – это комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных действий органа внутренних дел, направленных на обнаружение разыскиваемого лица, при котором сигнальная система оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро используется локально.

При федеральном розыске используется сигнальная система всех оперативно-справочных учетов и адресных бюро МВД, ГУВД, УВД регионов, входящих в Российскую Федерацию.

Международный розыск (в соответствии с приказом МВД России от 2 августа 2000 г. «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел») – это комплекс оперативно-розыскных и информационно-справочных мероприятий, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц, проводимых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и национальными законодательствами уполномоченными органами Российской Федерации и правоохранительными органами зарубежных стран через посредничество национальных бюро Интерпола.

В соответствии с указанием МВД России от 28 марта 2002 г. № 1/1784 «Об объявлении Инструкции о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц» на территории Российской Федерации проведение межгосударственного розыска аналогично существующей системе федерального розыска, и, как уже было отмечено, не подменяет международный. По этой Инструкции межгосударственный розыск объявляется в случаях, когда меры внутри государства – инициатора розыска исчерпаны, разыскиваемое лицо не найдено и имеются основания полагать, что оно выехало в другое государство СНГ.

Межгосударственный розыск лиц объявляется в случаях, когда в результате оперативно-розыскных мероприятий будет установлено вероятное местонахождение разыскиваемых на территории одного или нескольких государств – участников СНГ либо будет получена информация о намерении лица выехать или неоднократных выездах ранее в государства – участники СНГ.

Статья 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» закрепляет возможность проведения российскими правоохранительными органами, осуществляющими ОРД, оперативно-розыскных мероприятий на основании запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств. При этом ОРМ, проводимые по таким запросам, осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством России.

Таким образом, межгосударственный розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда, можно определить как проводимый в соответствии с внутренним законодательством участвующих в розыске государств, а также на основе заключенных государствами – участниками СНГ международных договоров комплекс оперативно-розыскных, информационно-справочных и иных мероприятий правоохранительных органов государств – участников СНГ, направленных на обнаружение в целях возможного ареста и последующей выдачи (экстрадиции) или принятия иного решения в отношении разыскиваемых лиц, находящихся за пределами государства – инициатора розыска, предположительно в пределах территорий государств – участников СНГ. При межгосударственном розыске лиц используется сигнальная система всех оперативно-справочных учетов информационных центров и адресных бюро министерств внутренних дел государств – участников СНГ.

Формирование и ведение централизованного информационного массива межгосударственного розыска осуществляется согласно п. 5 Инструкции Главным информационным центром МВД России (ГИЦ МВД России) в рамках Межгосударственного информационного банка (МИБ), функционирующего в соответствии с Соглашением о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией от 3 августа 1992 г.

Межгосударственный розыск без вести пропавших объявляется инициатором розыска через ГИЦ МВД России (на базе которого функционирует МИБ) постановлением, которое выносится органом внутренних дел, осуществляющим розыск.

Таким образом, розыск лиц, без вести пропавших, независимо от их гражданства осуществляется инициатором и органами внутренних дел государства, на территории которого будет установлен факт последнего местонахождения разыскиваемого лица.

Поводами для осуществления розыска данной категории лиц являются заявления (сообщения) граждан либо запросы и поручения правоохранительных органов государств – участников СНГ.

Г л а в а 2

ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

 

Заключение

Розыскная работа в настоящее время – одна из социально необходимых и востребованных функций органов внутренних дел государств – участников СНГ. Во-первых, это резерв повышения раскрываемости преступлений, а быстрое задержание подозреваемого – предупреждение совершения им новых преступлений. Во-вторых, своевременное и качественное реагирование на заявление (запрос) об исчезновении человека, оперативный розыск без вести пропавшего – способ повышения доверия населения к милиции (полиции).

Повышения эффективности работы по розыску лиц, без вести пропавших, исчезнувших при криминальных обстоятельствах, можно достичь благодаря: регистрации заявлений и сообщений о безвестном исчезновении как о факте преступления; квалифицированному осмотру места происшествия; выявлению фактов, указывающих на совершение преступления в отношении без вести пропавшего лица; своевременному возбуждению уголовного дела по признакам умышленного убийства либо похищения человека; своевременному объявлению в межгосударственный розыск; комплексному использованию сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности; своевременной постановке вещей, принадлежащих пропавшему, на оперативно-розыскной учет; полной отработке выдвинутых следственных и оперативно-розыскных версий и профессиональному осуществлению оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

Следует также отметить, что своевременное реагирование на заявления граждан (запросы и поручения правоохранительных органов) и участие органов внутренних дел государств – участников СНГ в розыске без вести пропавших граждан на всем пространстве стран Содружества позволит в целом несколько снизить темпы продолжающегося роста преступности в странах СНГ, раскрыть замаскированные под безвестное отсутствие граждан убийства, установить личности по неопознанным трупам. Зачастую выявленная при раскрытии и расследовании замаскированных убийств информация свидетельствует и о проявлении транснациональной преступности в сфере теневой экономики, контрабанде наркотических средств и оружия, переделе собственности и отмывании незаконно добытых доходов, деятельности деструктивных нетрадиционных религиозных сект. Умелое использование подобной информации и взаимный обмен позволит не только поставить на оперативный учет членов ОПГ, но и организовать их совместную оперативную разработку с целью предотвращения замышляемых ими преступлений, разобщения ОПГ.

 

____________


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

 

СООБЩЕНИЕ

Нормативно-правовые акты

1. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: Спарк, 1997.

2. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349; 1997. № 29. Ст. 3502; 1998. № 30.
Ст. 3613; 1999. № 2. Ст. 233; 2000. № 1. Ст. 8.

3. Совместное указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 сентября 1998 г. № 1/19934 «О совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан и розыску лиц, пропавших без вести».

4. Инструкция о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц (утверждена решением Совета министров внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств от 30 января 2002 г. Объявлена указанием МВД России от 28 марта 2002 г. № 1/1784 «Об объявлении Инструкции о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц»).

5. Решение коллегии министерств внутренних дел Союзного государства от 21 ноября 2002 г. «О взаимодействии органов внутренних дел Российской Федерации и Республики Беларусь в розыске обвиняемых и лиц, без вести пропавших».

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………...…….  
Г л а в а 1. Понятие, характеристика и правовая основа межгосударственного розыска без вести пропавших лиц ………………………………………… § 1.1. Понятие и содержание межгосударственного розыска без вести пропавших лиц, исчезнувших при криминальных обстоятельствах ………………………………………………………………. § 1.2. Понятие и характеристика криминальных обстоятельств безвестного исчезновения лица ……………………………………… § 1.3. Правовая основа межгосударственного розыска без вести пропавших лиц, исчезнувших при криминальных обстоятельствах § 1.4. Общая характеристика состояния розыскной работы при безвестном исчезновении лиц ………………………………………..          
Г л а в а 2. Организационно-методические аспекты розыска без вести пропавших лиц, исчезнувших при криминальных обстоятельствах……….  
§ 2.1. Организация розыска без вести пропавших лиц, исчезнувших при криминальных обстоятельствах …………………..……….  
§ 2.2. Особенности действий сотрудников органов внутренних дел при осмотре места происшествия и других объектов ……………...  
§ 2.3. Проведение ОРМ по розыску без вести пропавших лиц, исчезнувших при криминальных обстоятельствах …………………...  
§ 2.4. Действия министерств внутренних дел при установлении местонахождения без вести пропавших лиц, а также утративших связь с родственниками ………..…………………………………….. Заключение ………………………………………………………………………….. Приложение № 1 ……………………………………………………………………. Приложение № 2 ……………………………………………………………………. Приложение № 3 ……………………………………………………………………. Список использованных источников ………………………………………………    

 

____________

 

 

 
 
 

Вне Плана ВНИИ, 2003

 

 


ОРГАНИЗАЦИЯ РОЗЫСКА

БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИХ ЛИЦ,

МОСКВА 2003


 

Рекомендовано к опубликованию

Редакционно-издательским советом

ВНИИ МВД России

 

Р е ц е н з е н т ы:

В. П. Илларионов, доктор юридических наук, профессор

(Московский университет МВД России)

Д. А. Литваковский, кандидат юридических наук

(УОРИ СКМ МВД России)

 

 

А в т о р с к и й к о л л е к т и в:

В. В. Скосарев, кандидат юридических наук, доцент – § 1.1 (в соавторстве), § 1.2; § 2.1 (в соавторстве), § 2.2, § 2.3 (в соавторстве);

О. А. Королькова, кандидат юридических наук – § 1.1 (в соавторстве), § 1.3; § 2.1 (в соавторстве), § 2.3 (в соавторстве);

С. В. Соколов – § 1.4 (в соавторстве), § 2.4 (в соавторстве);

М. А. Магомеди – § 1.4 (в соавторстве), § 2.4 (в соавторстве);

Д. С. Соколов – § 1.4 (в соавторстве)

 

Организация розыска без вести пропавших лиц, исчезнувших при криминальных обстоятельствах/ В.В. Скосарев, О.А. Королькова, С.В. Соколов, М.А. Магомеди, Д.С. Соколов: Методическое пособие. – М.: ВНИИ МВД России, 2003. – 48 с.

 

Излагаются основы организации межгосударственного розыска без вести пропавших лиц, исчезнувших при криминальных обстоятельствах. Рассматривается правовая основа деятельности правоохранительных органов государств – участников СНГ, формы взаимодействия и порядок осуществления оперативно-розыскных мероприятий и иных поисковых действий по розыску без вести пропавших лиц.

Для сотрудников правоохранительных органов государств – участников СНГ, а также курсантов и слушателей образовательных учреждений министерств внутренних дел.

У

 

 

© Государственное учреждение

«Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России», 2003

 
 
 

 


ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях развития интеграционных отношений между государствами – участниками Содружества Независимых Государств[1] возникает необходимость укрепления взаимодействия правоохранительных органов бывших союзных республик не только при осуществлении розыска скрывшихся преступников[2], но и лиц, пропавших без вести, в том числе исчезнувших при криминальных обстоятельствах.

Наиболее остро проблема розыска без вести пропавших граждан, исчезнувших при криминальных обстоятельствах, стоит в приграничных регионах стран СНГ[3]. Зачастую один регион государства граничит с двумя и более административно-территориальными образованиями другого государства, например, Омская область Российской Федерации – с Павлодарской и Северо-Казахстанской областями Республики Казахстан; Алтайский край – с Павлодарской и Восточно-Казахстанской областями Казахстана. Брянская область Российской Федерации имеет общие границы с двумя государствами: Республикой Беларусь и Украиной. Протяженность границ Брянской области с Гомельской и Могилевской областями Белоруссии составляет 400 км, а с Сумской и Черниговской областями Украины – 300 км.

Упрощенное перемещение через государственную границу нередко используется преступниками для «укрепления» общего криминального пространства и, как следствие – сокрытия следов преступления, уничтожения доказательств, запутывания следствия[4]. По данным Главного организационно-инспекторского управления МВД России, в приграничных районах отмечается стремление организованных преступных групп взять под контроль незаконный оборот наркотиков и оружия[5]. Подобные преступления зачастую сопровождаются убийствами конкурентов, свидетелей совершения особо опасных преступлений, сотрудников правоохранительных органов. Нередко совершенные преступниками убийства, в том числе серийные, маскируются под безвестное отсутствие лица, потерпевшего от этих преступлений.

При существующих негативных факторах, влияющих на «укрепление» общего криминального пространства, организация своевременного взаимодействия на основе принятых международных правовых актов[6], регламентирующих в числе прочих вопросы межгосударственного розыска, позволит имеющимися силами и средствами министерств внутренних дел стран СНГ адекватно вести розыск без вести пропавших лиц, раскрывать преступления (в том числе убийства прошлых лет) либо идентифицировать неопознанные трупы.

Поэтому в настоящее время необходимо дальнейшее развитие и совершенствование практики межгосударственного розыска лиц, без вести пропавших, путем более тесного взаимодействия соответствующих структур правоохранительных органов стран СНГ. Побудительными причинами этого процесса, требующего поддержки и дальнейшего развития, служит совокупность обстоятельств объективного характера, к которым следует отнести исторически сложившуюся демографическую и экономическую общность государств – бывших республик СССР, схожесть, а во многом и тождественность их уголовного, уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства, аналогичность структур их правоохранительных органов, тенденции государственного сближения этих стран. Не случайно розыск без вести пропавших лиц в странах СНГ является одной из приоритетных задач, решаемых правоохранительными органами[7]. Это нашло отражение и в Инструкции о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц[8].

В пособии материал изложен на основе практического опыта розыскной работы правоохранительных органов Российской Федерации. Вместе с тем, учитывая схожесть норм материального и процессуального законодательства стран Содружества, данные рекомендации о порядке организации и осуществления розыска безусловно приемлемы специализированным розыскным подразделениям всех министерств внутренних дел государств – участников СНГ.

В основной части рассматриваются правовые основы и понятие межгосударственного розыска без вести пропавших лиц, исчезнувших при криминальных обстоятельствах; общая характеристика состояния розыскной работы при безвестном исчезновении лиц; организация розыска без вести пропавших лиц, исчезнувших при криминальных обстоятельствах; особенности проведения следственных действий, первоначальных и последующих ОРМ по розыску таких лиц. В приложении представлен перечень нормативно-правовых актов, в той или иной мере касающихся регламентации вопросов, связанных с осуществлением розыска без вести пропавших лиц.

При подготовке работы были проанализированы статистические данные Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ (БКБОП СНГ), ГИЦ МВД России, аналитические материалы ГУУР СКМ МВД России, действующие международные договоры, национальные нормативно-правовые акты Российской Федерации, регламентирующие вопросы розыска.

 

____________


Г л а в а 1

ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРАВОВАЯ ОСНОВА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.194 (0.074 с.)