Гипотеза Зейгарник о нарушениях психики при шизофрении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гипотеза Зейгарник о нарушениях психики при шизофрении



Основные тезисы:

1. Нарушение мышления при шизофрении нельзя рассматривать в отрыве от целой жизнедеятельности человека как личности;

2. В основе нарушений мышления при шизофрении может быть (предположение) явление смысловой смещенности, то есть изменение всей системы всех личностных смыслов (отсылка к Леонтьеву);

3. Смысловая смещенность обнаруживается не только в мышлении, но и в познавательной сфере в целом (память, восприятие и так далее);

 

Основные типы методик исследования:

· Биографический метод;

· Обычный патопсихологический эксперимент, при котором используется множество методик для оценки и диагностики состояния познавательной сферы;

· Выполнения неких проб и заданий в условиях вариации инструкции;

· Экспериментальное моделирование некоторых процессов в исследовании построенном по типу работ Курта Левина (моделирование аффекта у Дембо, феномен пресыщения Карстен, уровень притязаний у Хоппе, незавершенность Зейгарник и проч.);

 

Этапы исследования (период после второй мировой, 50-е - 60-е)

Один из первых этапов. Работа о запоминании завершенных и незавершенных действий (работа самой Зейгарник). Этот эффект, характерный для нормы, у больных шизофренией отсутствует. В норме незавершенные запоминаются в 1,8 раз лучше, при шизофрении обнаружить этот феномен невозможно. Это интерпретируется как показатель нарушения мотивации. Левин интерпретировал это иначе, у него испытуемый перенимает намерение (заряженная система), про шизофреников он бы сказал, что они не переняли.

 

Мотивация и восприятие. Нарушение восприятия как патология смыслового звена деятельности. Эксперимент Соколовой восприятия в норме и патологии. Группа нормы и шизофрении, задания перцептивного характера (картинки разной степени неопределенности, даже что-то из теста Роршаха), вариация инструкции (просто посмотреть и сказать, говорят про исследование сообразительности или воображения). В норме характер перцептивной деятельности меняется в зависимости от инструкции (чем более значимая инструкция, тем более вычурное восприятие. Этой тенденции у больных шизофрении нет. У них меньше гипотез (в 2-3 раза), частота появления гипотез формальных или не адекватных по содержанию, не обнаруживается интереса к человеческим лицам там, где он есть, частота опоры на отдельные фрагменты изображения, а не в целом. Больной интактен и не мотивирован.

Лекция 6

В предыдущей серии: нарушения мышления при шизофрении, гипотезы природы нарушений, гипотеза Зейгарник.

 

Гипотеза Зейгарник: нарушения мышления при шизофрении нельзя рассматривать в отрыве от целостной жизнедеятельности человека, в основе - изменения системы личностных смыслов, смысловая смещенность оказывает влияние на протекание всей познавательной сферы.

 

Эффекта Зейгарник при шизофрении нет.

 

Школа Зейгарник: Тепеницына, Соколова, Коченов, Братусь, Поляков, Васильева, Петренко (Бондарева)

 

Мышление и мотивация

Задача - получить эмпирическое подтверждение гипотезы Зейгарник на модели мыслительной деятельности. Группы нормы и больных шизофренией вне психоза на этапе выхода в ремиссию. Участникам предлагается серия мыслительных задач на обобщение, сравнение, понимание переносного смысла. Предъявляются в условиях вариации инструкции. Первая инструкция - глухая (просто говорят, что надо решить задание), вторая - " мы исследуем вашу сообразительность", третья - здоровым говорили о способностях быстро и оригинально решить задачу, шизофреникам про выполнение задач необходимо для решения о выписке.

Результаты: У здоровых в зависимости от инструкции менялось исполнение (они ею руководствовались) и были мотивированы на успех. Шизофреники от инструкции не зависели. Процесс смыслообразования в личностном контексте страдает.

 

Задача: Изучение процессов и смыслообразования и целеполагания у больных шизофренией в ситуации свободного выбора заданий. Нормальные испытуемые и больные шизофренией. По типу экспериментов Курта Левина.

Эксперимент: испытуемому предлагается тестовый материал (9 разных заданий). Они элементарные: счет по Крепелину, корректурная проба, кубики Кооса, полная коробка спичек, которые надо сложить в колодец, коробка скрепок, их которых надо сложить цепочку, нарисовать сто крестов, три детские головоломки.

Инструкция: надо выбрать только три и уложиться в 7 минут. Норма: пытались уложиться и волновалась, выбирает экономичные задания (не спички и скрепки и не головоломки), кресты делают автоматически по 10. Эмоциональная реакция в норме довольно сильная.

 

Ключевые отличия больных шизофренией: понимали формально декларативно, не ориентируются на скорость, не стараются и признают это, отбор заданий иной (в малой степени на скорость, часто выбирали колодец хотя у них был тремор от нейролептиков).

Больные часто выбирали головоломки и часто ломали их, кресты хаотично писались, разная мотивация выбора (потому что "люблю красиво", "лежит ближе", "мне это нравится", "я это никогда не делал"), но не инструкция. Реакции на успех/неуспех не было.

 

Интерпретация: у шизофреников нарушен процесс смыслообразования. Адинамия мотива, разноплановостью мотивировок, нарушение мотивационной иерархии (этот из биографий) к примеру с хорошим образованием, но лежит в постели постоянно это к адинамии, к нарушению иерархии 20-30 лет не работает и не учится, нетрадиционной ориентации нет, озабочен внешностью. Молодая больная "любила музыку" (слушать), избивала младшего брата, когда он брал не ту ноту. Молодая больная любила философию на деле же покупала книги (справочники) по философии и газеты.

 

В основе нарушения познавательной деятельности при шизофрении происходит нарушение системы личностных смыслов, которая влекла за собой нарушение целеполагания и целедостижения и ошибки в когнитивной сфере. Можно выделить и описать особый патопсихологический синдром как систему взаимосвязанных нарушений. Относительно устойчивая, внутренне связанная система нарушений поведения в эмоциональном реагировании и когнитивной сфере.

 

Работы Полякова

Основной тезис: нельзя неправомерно выводить нарушения мышления из патологии другой стороны личности. Проблема в самом мышлении. Опирался на гипотезу Беренгера и работы Матусека.

Гипотеза: у больных шизофренией нарушается процесс отбора и селекции признаков из прошлого опыта. Отбора, необходимого для решения задачи. Вследствие такого нарушения больные при решении мыслительной задачи в равной степени опираются как на существенные признаки, так и на несущественные. Вероятно структура прошлого опыта нарушена.

 

В связи с этим эксперименты:

• Работа Критской на модели слуховое восприятия. Фразы с высоко вероятным и маловероятным окончанием. Конец зашумляется слабо/средне/сильно. Надо опознать окончание фразы. Слабый шум одинаково хорошо, сильный одинаково плохо. В средней различия в пользу больных шизофренией. Здоровые испытуемые ориентируются на контекст и стереотип прошлого опыта. У шизофреников это не работает.

• Эксперимент Богданова со зрительным восприятием. Основное звено - прошлый опыт. Изображения (стандартные и необычные) проецируются на экран или через тахистоскоп. Разная степень расфокусировки. Все так же.

• Работы Мелешко по мышлению. Больным и здоровых серия мыслительных задач. Искажение у больных шизофренией. И были творческие задачи. Больные находят скрытый признак быстрее и проще. Но почему они так неуспешны? В жизни надо ориентироваться на нелатентные признаки.

 

Почему все это получается так? Гипотезы: это нарушение актуализации прошлого опыта связанно с качеством содержания ведущей психопатологической симптоматики (не подтвердилась), нарушение актуализации знаний может быть связанно с длительностью течения болезни (не подтвердилась), нарушение актуализации связанно с выраженностью общего психического дефекта (не подтвердилась), у больных шизофренией нарушение актуализации может быть преморбидной особенностью и характерна не только для больного, но и близких, это особый конституциональный тип (обследовали больных и близких родственников). Даже у здоровых родственников обнаруживается весь тот комплекс нарушений (особенностей) познавательной деятельности. Это назвали шизоидией.

 

Два пути исследования этого: исследовать генетические предпосылки или же онтогенез. Онтогенез: обследовалась большая выборка детей от 5 до 14. Метод возрастных срезов (5-6, 7-8, 9-11, 12-14 лет). Предлагались адекватные возрасту мыслительные задачи.

• Семейный климат у здоровых и больных. При шизофрении дефицит общения, трудности установления эмоциональных контактов, малый интерес к другому человеку (аутизация семьи в целом).

• Отличие в познавательной сфере в мышлении: у больных признаки дизонтогенеза. Проявляются в опережении формально-логической стороны мышления у больных и задержка в развитии избирательности и селективности (в том числе и из прошлого опыта).

• Личностное развитие. У больных невыраженность потребности в общении, склонность к играм особого рода (аутистического рода), формальное отношение к учебе (есть отметка и хорошо). Проблема взаимодействия с другим человеком - проблемная зона.

 

Как больные шизофренией строят отношения с партнером? Эксперимент: надо взаимодействовать (здоровым), сидят друг на против друга, видят лица, но не руки. В одной серии геометрические фигуры перед испытуемом, в другой лица с эмоциями. Надо описать так, чтобы партнер понял и опознал изображение по рассказу. Диалога у шизофреников нет. Он либо объясняет коротко, но на цель не ориентируется.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.013 с.)