Гипотезы происхождения нарушений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гипотезы происхождения нарушений



Работа Ойгена Блейлера. Первая работа в психологии, которая была посвящена шизофрении. Он выделил аутистическое мышление как центральное при шизофрении. Связывает появление аутистического мышления с особенным состоянием мотивационно-потребностной сферы.

 

Он противопоставляет аутистическое и реалистическое мышление, отмечая, что эти два вида подчиняются разным принципам функционирования:

• Реалистическое мышление подчиняется принципу реальности и направлено на отражение явлений реальной жизни. Аутистическое мышление не зависит от реальности, управляется аффективными потребностями под которыми он понимает стремление к получению удовольствия и избеганию неприятных переживаний. Их генезис различен.

• Реалистическое формируется прижизненно. Аутистическое врожденное. Дань психоанализу.

• Структура реалистического мышления подчиняется законам формальной логики. Аутистическое не зависит от них, оно может использовать для своих целей материал, лишенный всякой логической связи (ассоциации по созвучию, случайное совпадение восприятий).

 

Аутистическое мышление может быть в норме при особых условиях (сны, мечты, фантазии, воображение). Там человек произвольно соединяет все со всем. Может проявляться в творчестве, оно есть у ребенка, у которого не сформированы основы реалистического мышления. И для решения задач, недоступных нашему познанию (суеверия, религия). Оно может быть на высоте аффекта.

 

Аутистическое мышление доминирует при шизофрении, но снова не специфическое. Брейлер говорил: "Аутистическое желание олицетворяет наши желания и опасения, играющего ребенка оно делает генералом, в религии оно исполняет наши желание вечной жизни, в сказке и поэзии отражает наши комплексы, во сне рисует наши затаенные мечты и страхи. Больному же оно создает мир реальности, которая для него реальней жизни. К примеру, бред величия". Если планы рушатся (при бреде), то аутистическое мышление снимает с него вину и перекладывает на обстоятельства. Экспериментов нет.

 

Мнение Ясперса. Другая точка зрения ХХ века. Ясперс за нарушением мышления видел патологию личности. Умственные способности больного остаются не затронутыми, а все изменения - это изменение самой личности. Сохранны память, речь, прошлые знания, но нарушена способность к мышлению, способность улавливать главное и существенное. "Безумное искажение человеческого естества с утратой спонтанности" - так говорил Ясперс. Важен личностный контакт с реальностью. У него тоже вывод об особом типе слабоумия. У него клинические, интерпретативные рассуждения без эмпирики.

 

Психология сознания, гипотеза 30-40х. Опирались на представления о мышлении, разработанные в Вюрцбургской школе. Предположение, что у больных шизофренией нарушена спонтанность и гипотония сознания (их слово). Активирующая роль сознания нарушена. Тут был эксперимент, но довольно простой. Методики позаимствовали у Вюрцбургской школы (определение понятий, сравнение понятий).

 

В 50-е в Германии Беренгерем еще одна гипотеза о нарушении мышления при шизофрении. Продуктивное и репродуктивное мышление. Отмечает феномен расщепления психики, касается состояния мышления. Расщепление происходит в разделении продуктивного и репродуктивного мышления. Вследствие этого больные шизофренией не имеют тенденции опираться на опыт и каждый раз решают задачу заново. Про причины он не говорил. Возражение: если наблюдается разделение мышления с невозможностью опереться на опыт, то тогда больные шизофренией были бы неуспешны при любом типе задач. Но этого нет. Даже в стадии глубокого дефекта иногда могут решать сложные творческие задачи (шахматы, математика, наглядно-действенное мышление и проч.)

 

Работы 60-70х. Америка. Стали рассматривать нарушения мышления как вторичные, связанные с состоянием внимания. А именно тезис о том, что у больных наблюдается феномен расширения внимания. Вследствие этого их сознание заполняется чрезмерной избыточной информацией, что и мешает им решать задачи. Исследователи опирались на самоотчеты испытуемых при пересказе текста. Больные жалуются, что не могут не обращать внимание на все. Нарушение мышления есть своего рода компенсация нарушения внимания. Вторичный при этом.

 

С конца 60-х снова Америка. Матусек и другие. Они высказали гипотезу, что нарушения мышления первичны и связаны с эффектом сверхвключаемости. Суть феномена в том, что нарушена селективность самого мышления. Больной использует при решении задачи избыточное количество информации. Нарушается сама структура понятия. В основе селективности лежит нарушение протекания процессов на уровне мозга. Это их предположение, не доказанное. Связывали с подкоркой.

 

Конец 90 - начало 00. Экзистенциальное направление. Связывают нарушение мышления с феноменом "расколотого Я". Расколотость внутренняя, расколотость в отношении с миром. Эти эффекты личностного расщепления проявляются в 5 основных признаках: амбивалентность личности, парадоксальности, потери витального контакта с миром, деструкции сознания, отгороженности своего внутреннего мира от внутреннего мира другого человека. Это и является причиной.

 

Критика теорий: у всех проблема - нет эмпирики. Многие еще живут и их пытаются доказать до сих пор. Два типа: суть в самом мышлении или другом процессе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.006 с.)