Четвертая республика во Франции. Парижская коммуна. 1870-1871 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Четвертая республика во Франции. Парижская коммуна. 1870-1871 г.



Революция 4 сентября 1870 г. — четвертая буржуазная революция в истории Франции — коренным образом изменила характер Франко-прусской войны. Для Франции, покончившей с бонапартистским режимом, война на втором ее этапе стала оборонительной и справедливой. Для Пруссии же эта война превратилась в агрессивную, захватническую.
Провозглашение республики вызвало громадный патриотический подъем в стране. В различных городах и селах стали формироваться добровольческие ополчения, готовые с оружием в руках защищать родину от агрессора. В одном только Париже было дополнительно сформировано около 200 батальонов Национальной гвардии, подавляющее большинство которых составляли рабочие, а офицерский состав был выборным. С сентября 1870 г. гвардейцы стали получать жалование, хотя и в очень скромном размере. На народные деньги, собранные по подписке в течение двух недель, были отлиты на частных заводах 2830 артиллерийских орудий. Национальная гвардия Парижа, которая отныне имела и артиллерийские дивизионы, стала насчитывать до 250 тыс. чел. В феврале 1871 г. был избран руководящий орган Национальной гвардии — ее Центральный комитет.
Крепнущие патриотические настроения, лозунги защиты отечества все чаще стали переплетаться с требованиями революционного переустройства общества. В революционной печати стал все настойчивее звучать призыв к созданию Парижской коммуны, с которой связывались надежды не только успешной борьбы с внешним врагом, но и освобождение трудящихся от гнета эксплуатации, осуществление самых широких социальных чаяний. Зрела убежденность, что Парижская коммуна способна осуществить социальные перемены, укрепить принципы демократии, обеспечить братский союз всех народов мира.
Но патриотические усилия народных масс парализовались предательской тактикой правительства и генералитета. Уже на первом заседании правительства 4 сентября 1870 г. его глава Л.Ж. Трошю заявил о невозможности оборонять Париж. Правительство явно склонялось к капитуляции, опасаясь вооружения рабочего класса и его обращения против собственной буржуазии.
Между тем армия Франции на фронтах войны потерпела еще ряд сокрушительных поражений. Так, 27 октября 1870 г. маршал А. Базен капитулировал в крепости Мец со 173-тысячной армией. Возмущенное население Парижа дважды (в октябре 1870 г. и в январе 1871 г.) поднималось на восстание с целью свержения правительства, но оба раза эти выступления были подавлены.
28 января 1871 г. было подписано перемирие с Пруссией. Правительство обязалось в течение восьми дней провести выборы в Национальное собрание, которое должно было утвердить условия мира и учредить конституционное правительство, способное “обуздать Париж”. 8 февраля 1871 г. такие выборы состоялись. Местом заседаний вновь избранного Национального собрания был избран г. Бордо. 26 февраля 1871 г. последовало заключение предварительного мирного договора, по которому Франция лишалась Эльзаса и большей части Лотарингии. Кроме того, она обязывалась выплатить Пруссии контрибуцию в размере 5 млрд франков. Впредь, до уплаты контрибуции, оккупанты оставались на занятых ими территориях, в т. ч. и в окрестностях Парижа: с востока и частично с севера столицу Франции блокировала 150-тысячная группировка германских войск.
15 февраля 1871 г. по инициативе Национального собрания была произведена реорганизация “правительства национальной обороны”. Его главой стал А. Тьер. Большинство мест в правительстве составляли монархически настроенные землевладельцы и крупные капиталисты. Все издержки проигранной войны правительство стремилось возложить на народные массы. Была отменена оплата жалования национальным гвардейцам, являвшаяся для многих тысяч пролетариев единственным источником существования. Правительством срочно изыскивались и другие источники доходов, прежде всего, за счет сокращения социальных статей бюджета. Закрывались прогрессивные издания. Руководители восстания 31 октября 1870 г. были приговорены к смертной казни.

В ночь на субботу 18 марта 1871 г. правительственные войска предприняли попытку изъять артиллерию, принадлежавшую национальным гвардейцам и приобретенную ими на свои собственные средства. Разоружение Национальной гвардии осуществлялось по требованию прусского командования. Правительственным войскам вначале удалось захватить почти всю артиллерию Национальной гвардии (около 170 орудий), расположенную на высотах Монмартра. Однако вскоре по тревоге был поднят весь город. В ряде мест произошли стычки между народом и войсками, стихийно возникли баррикады. Почти вся дивизия версальцев перешла на сторону народа. Два генерала правительственных войск были расстреляны собственными солдатами. Отбив первое наступление правительственных войск, ЦК Национальной гвардии отдал приказ о занятии зданий полиции, некоторых министерств, вокзалов, воинских казарм. Вечером 19 марта над городской ратушей было поднято красное знамя.
Столкнувшись с открытым неповиновением, правительство А. Тьера бежало в Версаль; туда же ушла часть войск, подразделения полиции и жандармерии, сохранившие верность правительству, руководящий состав министерств и ведомств. Среднее звено бюрократии, оставшись в Париже, прекратило работу, встав на путь саботажа. Лишь мелкие служащие административных учреждений численностью 20—25 тыс. чел., остались на своих местах.
Столица Франции оказалась в руках восставшего народа. Особенностью революционного переворота 18 марта была его стихийность — его никто не готовил. Власть буквально “свалилась с неба” в руки парижских коммунаров. К тому же революция носила практически бескровный характер (число убитых и раненых в тот день не превысило 30 чел.).
Главной движущей силой революционных событий явился рабочий класс. Эта была первая в истории революция, в которой рабочий класс был открыто признан единственной силой, способной к общественной инициативе. К движению примкнули также слои средней и мелкой буржуазии.

Таким образом, в рассматриваемый период рабочий класс Франции еще не создал единой политической организации. Поэтому восставший в марте 1871г. парижский пролетариат не имел сплоченного руководства, располагавшего какой-либо конкретной программой действий. С самого начала и до конца событий Парижской коммуны ее руководители действовали стихийно и инстинктивно, без всякого плана, исключительно лишь под давлением обстоятельств.

Государственный строй Парижской коммуны. С первых же дней своего существования пролетарская власть была поставлена перед необходимостью слома старого государственного аппарата. Эта большая и сложная работа была начата с ликвидации вещественных придатков государства, т. е. с тех органов и учреждений, которые выполняют непосредственную функцию подавления. Первый шаг в этом направлении был сделан на следующий день после провозглашения Парижской коммуны. 29 марта был принят декрет об отмене рекрутского набора и об упразднении старой армии. Уничтожив постоянную армию, коммуна заменила ее всеобщим вооружением народа — Национальной гвардией, в которую включались “все пригодные к службе граждане” в возрасте от 18 до 40 лет. В декрете провозглашалось, что “никакая вооруженная сила, кроме Национальной гвардии, не может быть создана в Париже или введена в него”.

Высшим органом государственной власти явился Совет Парижской коммуны, состоявший из городских гласных, избранных на основе всеобщего избирательного права по различным округам Парижа. Выборы состоялись 26 марта 1871 г. В них приняли участие 229 167 избирателей из 485 569, числившихся в списках на январь 1870 г. Идя на эти срочные выборы, ЦК Национальной гвардии стремился избежать упреков в намерении противозаконно захватить и удерживать в своих руках государственную власть. Из 86 избранных членов Совета коммуны 65 представляли различные революционные группировки (неоякобинцы, прудонисты, бланкисты и др.). 25 из них являлись рабочими, 8 — служащими, 31 — представителями интеллигентских профессий (педагоги, врачи, журналисты, адвокаты). 16 представителей крупной и средней буржуазии и буржуазной интеллигенции, принадлежавшие к правому крылу республиканцев, вышли в отставку в первые же дни; в начале апреля заявили о своем выходе из Совета коммуны еще 4 буржуазных радикала. Чтобы заполнить вакантные места, 16 апреля были проведены дополнительные выборы, в результате которых было избрано 16 новых членов Совета (6 рабочих, 4 служащих, 4 интеллигента, 1 мелкий предприниматель, 1 офицер). В целом в Совете коммуны сложился блок пролетарских и мелкобуржуазных революционных социалистов, около 40 из них являлись членами интернационала.
Совет Парижской коммуны действовал постоянно в порядке заседаний. Руководил заседаниями выборный Президиум, состоявший из председателя, двух заместителей и двух секретарей. Принципиально новой чертой в организации и деятельности этого органа было соединение в его руках функций законодательной, исполнительной и судебной власти. Аппарат Парижской коммуны, действовавший в условиях восставшего и оккупированного города, был приспособлен к тому, чтобы максимально полно реализовать цели революции. Поэтому члены Совета коммуны не только принимали решения, но и участвовали во всей практической деятельности по их эффективному выполнению.
Уже на первом заседании Совета Парижской коммуны 29 марта были сформированы десять комиссий (по 5—6 человек каждая), из которых 9 были специализированы по отдельным отраслям управления (военное дело, продовольствие, финансы, юстиция, общественная безопасность, просвещение и др.), а на десятую (Исполнительную комиссию) было возложено проведение в жизнь всех декретов коммуны и координация деятельности всех остальных комиссий.

В период Коммуны была проведена и реорганизация местного управления в существовавших тогда 20 округах Парижа.
Коммуна не пошла на выборы окружных муниципалитетов, поскольку это отвлекло бы ее внимание от решения других, более важных задач. Декретом от 30 марта Совет Парижской Коммуны взял на себя непосредственное управление местной администрацией: руководство каждым округом было возложено на одного из делегатов коммуны, избранных от данного округа. При нем организовывалась комиссия из актива округа, которая выполняла функции окружного муниципалитета.
Как мы видим, структура государственных органов Парижской коммуны отличалась исключительной простотой: масштабы одного города, хотя и весьма крупного (его население вместе с пригородами превышало 2 млн чел.), на которые и была рассчитана данная система, не вызывали необходимости ее дальнейшего усложнения.
Итак, власть коммуны ограничивалась лишь Парижем. Но коммунары задумывались и над вопросом о будущем государственном устройстве общества в масштабах всей страны, когда другие ее регионы последуют примеру Парижа. 19 апреля была принята “Декларация к французскому народу” — программный документ коммуны, имеющий своей целью “разъяснить характер, смысл и цели происходящей революции”. Формой будущей государственности страны провозглашалась республика “как единственная форма правления, совместимая с правами народа”. При этом имелась в виду не старая буржуазная республика, а новая, “коммунальная”, способная обеспечить “правильное и свободное развитие общества”.

Во внешней политике коммуна руководствовалась стремлением к братству трудящихся всех стран, к миру и дружбе между всеми народами. 5 апреля делегат внешних сношений коммуны П. Груссе обратился к дипломатическим представителям иностранных государств с нотой, где было заявлено о желании новой власти “крепить братские узы” с другими народами. 12 апреля это заявление было подтверждено символическим жестом: была разрушена Вандомская колонна, воздвигнутая в честь побед Наполеона и являвшаяся олицетворением милитаризма и захватнических войн. Ответа из-за границы на эти шаги коммуны не последовало. Большинство иностранных послов покинуло Париж и передислоцировалось в Версаль; их отношение к новой власти было подчеркнуто враждебным.
Чтобы оградить Париж от новой военной интервенции, ЦК Национальной гвардии уже 19 марта заявил о своем намерении соблюдать условия мирного договора с Пруссией, подписанного 26 февраля. В апреле военный делегат коммуны Г. Клюзе-ре вел переговоры с уполномоченным германского командования об эвакуации оккупационных войск из окрестностей Парижа; при этом была выражена готовность уплатить германскому правительству часть военной контрибуции. Переговоры не достигли своей цели, поскольку симпатии германских властей были полностью на стороне правительства А. Тьера.
Право Парижской коммуны. Естественно, что за краткий срок своего существования коммуна не успела создать сколько-нибудь развернутой системы права по отдельным отраслям. Однако по инициативе и при активной помощи массовых общественных организаций трудящихся, революционных клубов, профессиональных союзов, секций интернационала Парижская коммуна осуществила целый ряд важных социально-экономических мероприятий, направленных на улучшение условий труда рабочих и служащих, повышение их заработной платы, упорядочение системы штрафов, борьбу с безработицей, улучшение жилищных условий и т. д. То, что было сделано в этой области, осуществлялось под непосредственным нажимом снизу, при активном участии массовых революционных организаций трудящихся. Особенно много внимания коммуна уделяла охране труда и борьбе с безработицей. Были организованы бюро по трудоустройству безработных. В период осады Парижа были организованы мастерские по пошиву военного обмундирования и цеха по изготовлению патронов. На работу в эти предприятиях было направлено большое число безработных, особенно женщин (свыше 3 тыс.). На пособия наиболее нуждающимся семьям был выделен 1 млн франков.
Большое принципиальное и практическое значение имел также принятый 27 апреля декрет об отмене произвольных штрафов и незаконных удержаний из заработной платы рабочих и служащих. Все вычеты, которые были произведены хозяевами начиная с 18 марта 1871 г., предлагалось возвратить рабочим в двухнедельный срок. За нарушение предписаний декрета хозяева привлекались к судебной ответственности.
Уроки Парижской коммуны. Просуществовав 72 дня, коммуна погибла под ударами войск версальского правительства. Анализируя причины поражения коммуны, В.И. Ленин пришел к выводу об отсутствии в то время во Франции условий для победы пролетарской революции. Мечты коммунаров об обществе социальной справедливости в своей стране, их надежды на то, что вслед за революцией во Франции последуют аналогичные события в других странах, вследствие чего возникнет Всемирная демократическая и социальная республика, оказались беспочвенными.
Этот вывод отнюдь не снижает огромного, всемирно-исторического значения рассматриваемого события. Коммуна внесла свой вклад в исторический опыт развития демократии, обогатив его принципиально новыми государственными и правовыми институтами. Вместе с тем та чрезмерная абсолютизация опыта коммуны, которая существовала в марксистской теории и активно применялась в практике государственного строительства в нашей стране в советский период, представляется совершенно неоправданной. Парижская коммуна возникла в экстремальных военно-политических условиях, действовала в пределах одного города, имела чрезвычайно кратковременный период существования. Уже в силу одних только этих обстоятельств опыт коммуны не должен был механически переноситься на другие государства, переживавшие совершенно иную историческую ситуацию, в том числе и на Россию с ее громадной территорией, многоукладной экономикой и многонациональным населением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.007 с.)