Китайское государство и общество в период империй (III в. до н.э.-ХIХ в. н.э.). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Китайское государство и общество в период империй (III в. до н.э.-ХIХ в. н.э.).



В сер. 4 века до н.э. шан - ян провел реформы в царстве Цинь, он создал мощное гос-во и разрушил родовой строй. Сильное гос-во стало захватывать соседей. В 221г. до н.э. было создана первая империя. Началась эпоха царских китайских империй: цинь (3 до), хань (2-2), сунь (3-5), вэй (5), суй (6), тан (7-10), сунн(10-13), юань (13 -14), шин (14 – 17), цин (17 – нач. 20).

Первый император – шихца ди провел реформы. Территория гос-ва бы на 36 округов, родоплеменные границы были нарушены, округа делились на уезды(джоу), уезды на волости, волости на общины. Во всех административных единицах было по два правителя для взаимоконтроля. Они назначали нижестоящих чиновников. Императоры следили за местной администраций. Был создан большой центральный аппарат, включавший министров, цензоров, главного сборщик народов, судья, командующим войском. Вводилось единое законодательство. Если один человек совершал преступления, то наказанию подвергались вся его семья и родственники до третьего поколения. Основное наказание рабство. Применялась квалифицированная смертная казнь: четвертование, разрубление пополам, удушение, обезглавливание, закаптивание живьем, варка в котле, пробивание темени, сверление головы, разрывание колесницами, членовредительных наказания. Вырезание коленных чашечек. Вырезание носа. Отрывание ребер, кастрация, телесные. Битье по пяткам. Цинь шуханди развязал террор против родовой аристократии. Аристократические титулы упразднили. Аристократия переселена в столицу. У населения изъято оружие. Конфуцианство осуждало политику цина, тогда его представителей закопали живьем.

Чтобы народ не бездельничал, все население Китая участвовало в великих народных стройках: китайская стена, дороги, каналы, строили 700 дворцов для императоров. Вводится единая система мер, весов, единая монета, письменность. После смерти Цинь династия пала.

В 3 веке н.э. эпоха цинь. Была проведена первая надельная реформа. Вся земля считалась гос-ной собственностью, а крестьяне были держателями наделов. В 5 в. прошла вторая надельная реформа (уравнительное земельное пользование). Крестьяне от 15-70 лет получали земельные участки под зерновые и тутовые деревья. После смерти или превышении 70 лет участок забирался. Наделы получали и рабы, те кто имел излишки, должен был землю продать. Тутовые поле наследовалось. Запрещалось отклоняться от работы и переходить на другое место без разрешение гос. органов.

В эпоху тан окончательно сложилась трехчленное деление китайского общества. Богуань –чиновники, мншиль – добрый человек, цзяньминь – подлый народ. В конце династии тан была вновь разрешена купля –продажа земли и империи погибл

Хань – копировало цинскую империю. Было отменено правовое законодательство. В это время формируется ортадон – сильное конфуцианство – соединение легизма и конфуцианства, с преобладанием второго. Создана академия для чиновников. начальники округов рекомендовали кандидатов из способных людей на должности. Сущ. Стандартный набор ведомств: военное, дворцовое, финансовое, и т.д. Окончательное формирование китайской гос. системы завершилось при династии Тан. Китайцы воспринимают гос-во, государь и мир – единое тело. В период китайских империй сложилось разделение органов власти на две части. Как правило сущ. Ведомства чинов, обрядов, финансов, военная, общ. Работ. Одна часть ведомства подчинялась правому канцлеру, другая - левому. Титул можно было купить. в эпоху хань сущ. 20 чиновничьев рангов. В поздние времена 18 рангов. 2 высших ранга получали в кормление дворы. Несколько рангов имели привилегии. Существовали частные и гос-ные рабы. Можно было легко перейти из сословия в сословие.

В Китае идея власти императора и личность императора были разделены. Из 208 императоров 1\3 была убита. Жизнь императора была окружена обрядами. Имя его священно и произносить его нельзя. Было фиксированное число слуг. Евнухи возглавляли дворцовую гвардию, руководили тайной полицией и дипломатией. Гос. органы были построены виде пирамиды. Все органы власти делились на три части: гражданские, военные и надзорные.

Со времен Цинь существовало более 1000 уездов. Местное управление копировало центральную власть. Штатных чиновников всегда было мало. В нас 19 века сущ. 12000 гражданских и 7000 военных чиновников.

Китайцы создали систему рациональной бюрократии, которая включала в себя штатное расписание, разделение функций между чиновниками, жесткий контроль за исполнением, экзамены и аттестация.

Экзамены ввели во 2 веке до н.э. экзаменующийся выбирал 1 из рангов. При династии сунн ввели экзамены в уездах и провинциях. Судебная система в Китае постоянно изменялась. Суд воспринимался как отдельный административный орган власти. в эпоху династии шин низшим считался суд общины, суд уездной управы, провинциальный суд. смертные приговоры выносились только в столичный судах. Ведомство наказаний – храм большой истины.

1911 – шихайская революция. Китая погрузился в гражданскую войну, продолжавшаяся 37 лет. Китай пытался построить буржуазное гос-во. 1949 – 1975 – в Китае тоталитарный режим. Мао цзезунь. С 1975 – авторитарный режим.

В эпоху империи Китай развивался циклично. Каждая империя составляла отдельный цикл. К власти приходит новая династия. Проводится уравнительная реформа. Гос-во расцветает чиновники добивается купли –продаже земли, земля переходит в собственность кучки чиновников. Зависимость людей от чиновников возрастает. Появляется множество люмпенов. Социальное напряжение возрастает. Грандиозная крестьянская война. Империя подает. Вожди крестьянских масс или князьки кочевников становятся императорами.

Государственный аппарат царств шан и джоу был примитивный.

 

Законы Хаммурапи.

Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления.

Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов.

Текст сборника состоит из трех частей:

введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого", а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;

• 282 статьи законов;

• обширное заключение

Источниками при составлении сборника послужили:

• обычное право;

• шумерские судебники;

• новое законодательство.

2. При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:

• царские;

• храмовые;

• общинные;

• частные.

Царским и храмовым хозяйством управлял царь. С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало.

Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат, подчинялись особому правовому режиму.

3. Законодательству Хаммурапи известны договоры:

• аренды;

• имущественного найма;

• личного найма;

• займа;

• купли-продажи;

• хранения;

• товарищества;

• мены;

• поручения.

Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде - поля, сада, еще не освоенной земли. В Законах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда.

Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградитьдолжника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали следующие положения:

• ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;

• ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;

• ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

Договор купли-продажи также был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями:

• продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях;

• продавцом мог быть только собственник вещи;

• продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

4. Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену. Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали:

• дети;

• усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление детей);

• внуки;

• дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.

5. Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений:

• против личности;

• имущественные;

• против семьи.

К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев. Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.

Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть.

Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды.

Основными видами наказаний являлись:

• смертная казнь в различных вариантах - сожжение, утопление, посаженые на кол;

• членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.;

• штрафы;

• изгнание.

При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался "принципом талиона" - "мера за меру", когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему.

Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили.

Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством - например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.

6. Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии

(например, испытание водой, регламентированное законодателем). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.

“Законы” принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще древневосточному праву, на долгое время послужили основой вавилонского права и тем самым дают возможность восстанавливать многие стороны социально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н.э. Следует учесть, что Хаммурапи, существенно усилив роль государства в общественной и хозяйственной жизни страны (впоследствии частично утраченную), не изменил основ этой жизни, как они сложились в начале тысячелетия и сохранялись вплоть до его конца, а частично и позже.

Язык “Законов” – классический вавилонский диалект аккадского. Введение и заключение составлены в ритмической форме.

 

Законы Ману

1. Законы Ману являются так называемой дхармашастрой – сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было.

Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновос (кастовое) устройство.

2. В соответствии с Законами Ману существуют следующие способы возникновения права собственности:

наследование;

• получение в виде дара или находка;

• покупка;

• завоевание;

• ростовщичество;

• исполнение работы;

• получение милостыни;

• давность владения (10 лет).

3. В Законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматриваются следующие виды договоров:

• договор займа;

• договор найма рабочей силы;

• договор аренды земли;

• договор купли-продажи;

• договор дарения.

Наиболее подробно описывается договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он обязан был его отработать. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

Вследствие применения труда свободных наемных работников (кармакаров) Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабочей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалованье.

Договор аренды земли получил развитие в Древней Индии ввиду проникновения в общину процесса имущественной дифференциации – землю были вынуждены арендовать разорившиеся общинники, которые лишались ее.

Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.

В Законах Ману рассматриваются также обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательствауказывались порча имущества, вред, причиненный движением повозкипо городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб иуплатить штраф царю.

4. В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он "лишен добродетели". Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей - в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.

5. Законам Ману известны следующие понятия уголовного права:

формы вины;

• рецидив;

• соучастие;

• тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.

Это указывает на довольно высокий уровень развития. О существовании в то время пережитков старины свидетельствует сохранение следующих понятий:

• принцип талиона ("мера за меру");

• ордалии (суд богов);

• принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Виды преступлений, называемых Законами Ману:

• государственные преступления;

• преступления против собственности;

• преступления против личности;

• преступления, посягающие на семейные отношения.

На первом месте стоят государственные - служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот.

Законы Ману подробно описывают преступления против собственности и против личности.

Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества, от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже.

К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили и убийство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой.

Законы Many знают также понятие необходимой обороны: убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.

Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины.

Существовало множество видов наказаний, в том числе:

смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.);

• для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;

• членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);

• штрафы;

• изгнание;

• тюремное заключение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.113 (0.068 с.)