Тема первая: Социология как наука, введение в социологию. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема первая: Социология как наука, введение в социологию.



13.02.2012

Пирогов Сергей Владимирович.

20.02.2012

Постулаты и понятия позитивистской социологии.

1. Общество – это объективная структура отношений между людьми – объективная реальность. Отношения между людьми относительно устойчивы, существуют устойчивые модели взаимодействия, инвариантные формы, механизмы. Всегда имеется некоторый социальный порядок. Общество – это социальный порядок. Для позитивистской существенна сама идеи структуры: наличие устойчивой и повторяющейся связи между элементами. Идея структуры пришла из естествознания. Общество есть система отношений между субъектами социального действия – группами. Группа – совокупность людей, объединенный каким-либо признаком социальной дифференциации т.е. имеющих одинаковое социальное положение, обладающие одним социальным статусом. Признаки социальной дифференциации: Статус – позиция индивида в группе и обществе, место в социальной структуре совокупность значимых признаков социальной дифференциации.

2. Общество – функциональная система. Функциональная система – система распределения функциональных обязанностей и контроля за их соблюдением. Общество – система функциональных групп. Социальная функция – «Функция – это те наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации или приспособлению данной системой (к изменению окружающей реальности)» Дисфункция – это те наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособлению или адаптацию системы. Деятельность каждый социальной группы есть действие самой системы. Позитивисты понимают социальное действие как типовую реакцию человека или группы на типовую ситуацию; нестандартные реакции или ситуации рассматриваются как дисфункциональное состояние системы. Типовые реакции можно рассматривать, как наиболее эффективные отобранными людьми в процессе исторической эволюции способы адаптации к среде обитания. Позитивистская социология интересуется именно предметом изучения, главным образом, механизмы, порядок. Социология – это наука о механизмах функционирование социальной системы. Социальный механизм – способ поддержания однотипных социальных действий; средства создания и поддержания отношений. М. Вебер классифицировал социальные механизмы.

Типы социального действия Варианты социальных механизмов
Аффективное Подражание, эмоциональное заражение, сопереживание.
Традиционное Традиции, ритуал
Целерациональное (позитивистская) Социальный институт, ядро социального института – формальные нормы. Это изобретение западного общества для управления огромными империями. Западное общество – это институциональное общество, восточное – традиционное. Институты: 1) Право 2) Семьи 3) Экономические 4) Познания (обучение и наука) равенство всех перед законом, регламентом.
Ценностно-рациональное (герменевтическая) Вебер считал, что основой первичным типом социального действия является ценностно-рациональное действие, над которым надстраиваются все остальные типы действия. Символические системы: мораль, религия, наука, искусство.

 

27.02.2012

Недостатки позитивистской социологии.

1. Игнорирование свободы воли человека: действие, которое совершает человек не полностью детерминированы внешним воздействием и не заданы однозначно; человек волен выбирать из имеющихся возможностей.

2. Увеличение рациональности человеческого поведения. Целерациональное действие не единственное в поведение человека.

3. Игнорирование интерпретации ситуации и событий с точки зрения их участников. В соответствии с теоремой Томаса

05.03.2012

Позитивистская социология изучает статусные группы Герменевтическая изучает мировоззренческие группы. П.Бурдвё – «Социальный мир – ансамбль групп, характеризующийся своим специфическим пространством взглядов, вкусов, привычек, потребляемых товаров, форм досуга и многим другим» Различаются своими образами жизни, а не статусными характеристиками. Бурдвё различает объективированный класс, как тип групп – совокупность людей, выделенных на основании объективных статусных признаков – статистическая категория. Инкорпорированный класс группа единомышленников – совокупность людей, объединенных одинаковым отношением к жизни общими одинаково значимыми предметами вещами, идеями, чувствами о осознающие свою общность.

Общество, как единство социальных структур и личностных смыслов.

«Конечно, агенты конструируют собственное видение мира, но оно осуществляется под структурным давлением»

Структурное давление в обществе формирует в личности: «Внутренний порядок, который располагает её к определенным действиям: стремится к одному и отказываться от другого, испытывать субъективное желание социально-необходимого и неизбежного». Бурдьё предложил термин, теорию «Habitus». «Человеческая жизнь – это монетка, стоящая ребром – все зависит только от поворота». Многовековой исторический процесс, который меняется очень быстро. Внутренний порядок личности, который формируется исторически обладает одновременно субъективной и объективной природой существует как схема восприятия и оценивания, как мы смотрим на мир. Сферы восприятия и оценивания, которые складываются в обществе, как матрица восприятия, как предпосылка целеполагания, как алгоритм решения задачи. На основе габитуса люди производят выборы мест, где они хотят бывать и жить; событий, которые для них интересны и значимы; людей для знакомства и совместной деятельности, обеспечивая себе настолько, насколько это возможно среду, в которой они привыкли и приспособлены. Структура личности такая социальная переменная, которая возникает на пересечении трех моментов: 1.Индивидуального жизненного опыта 2. Совокупности биографических случайностей 3. Макросоциальных характеристик: тип общества, степень социальной интеграции, состояние институциональных механизмов. Структура меняется, но типы личности продолжают существовать для того, чтобы новая структура победила необходимо формирование соответствующий ей типа личности.

Личность как социально отношенческий феномен.

Личность – особое социальное качество индивида, приобретаемое им в процессе жизни, процесса развития его связей с другими субъектами социальных отношений.

Особенность социального качества заключается в том, что оно носит не субстратный, а отношенческий характер. Личные качества индивида возникают, как опыт отношений с людьми. Поведение личности характеризуется двумя социальными признаками:

1. Мотивированностью

2. Коммуникативностью

12.03.2012

Чем принципиально отличается личность в разных предметах? Личность – это представитель группы, группа есть социальный дом личности.

19.03.2012

Бихевиоризм.

Постулаты о природе взаимодействия.

1. Гедонистическая природа человека: «чтобы ясно о чем понятно было». Теория с греческого – умное зрение. В основе лежит стремление человека к удовольствию. Взаимодействие направлено на удовлетворение потребностей, потребности у людей разные, удовольствие тоже понимается по-разному, но в своем стремление люди одинаковы. Все хотят наслаждаться жизнью. «Отойди, не закрывай небо».

2. Прагматизм: люди стремятся к пользе и одновременно хотят избежать вреда. Взаимодействие направлено на извлечение выгоды. Возможно взаимовыгодные взаимодействие – сотрудничество, условие: адекватное понимание своей выгоды и во-вторых, общее понимание пользы.

3. Рационализм – люди знают свою выгоду и могут выработать общепринятые представления о пользе и вреде. Это возможно потому, что люди могут осознать цель: люди знают, что хотят, найти оптимальное наилучшее решение для достижения цели, переработать в поисках оптимального решения всю поступающую к ним информацию

Теория обмена.

Взаимодействие – это обмен капиталами; сущность социального взаимодействия является «рынок». Каждый человек обладает личным капиталом – способностями, возможностями, предпочтениями, которые он стремится превратить в товар и выгодно его обменять на другой товар на то, что ему необходимо для жизнедеятельность, то чего у него нет, но есть у других. В процессе взаимодействия человек вкладывает свой товар в надежде получить вознаграждение в виде товары, которым располагают другие. Т-Д-Т. К->Т<->Т<-К Механизмом мотивации – является соотношение между вкладом и вознаграждением. Он либо воспроизводит ситуацию, либо нет и тогда выстраивает другую линию поведения. Восприятие и оценка. Снижение уровня субъективности, упорядочивание процесса обмены достигается за счет социальных норм, которые регулируют процесс обмена, задавая стандартные формы поведения. Социальные нормы возникают из действия людей, рационально рассчитывающих и представляющих собой:

1. Правила реагирования на внешние стимулы.

2. Стандартные схемы поведения в конкретных ситуациях.

26.03.2012

Интеракционизм.

Постулаты:

1. Эмпатическая структура человека: в основе человеческого поведения лежит способность к сопереживанию и подражанию, взаимодействие первоначально возникает на основе социальных чувств: интерес, признательность, уважение. Акты подражания помогают представить внутренний мир человека. Эмпатия – восприятие внутреннего мира другого человека, которая становится мотивом поведения.

2. Игровая природа человека: человеческое взаимодействие – это игра по правилам; игра – это атрибутивная характеристика человеческой активности. Человеческое взаимодействие всегда избыточно.

3. Символическая природа человека - взаимодействие непрерывно сопровождается обменов взглядами на ситуацию и жизнь в целом. Поведение ориентировано на ценности как стратегические цели, более того рациональность – это культурно-исторический феномен, у разных народов в разное время существовали разные представление о рациональных, эффективных, правильных действиях. Кроме того, людям свойственно фантазировать и мечтать. Он ориентирует свои действия на то, чего не существует. Действие – это реакция на внешние явление.

Мотивом поведения является символ. Символ – это любой предмет, который объединяет людей и направляет их действия к общей цели.

Механизм означивания.

Не существует объективных значений как таковых, люди всегда интерпретируют ситуации и действия т.е. описывают разными словами. Блумер сказал: «Интерпретировать действия другого – это определить для себя, что действие имеет то или иное значение, той или иной характер». Люди не реагируют на все внешние воздействия, они принимают во внимание только те фрагменты мира, которые им знакомы и имеют для них значение. Люди сами выделяют значимые для них фрагменты реальности: так появляются объекты. «Объект – т.е. то, что индивид мысленно обозначает, отличается от стимула, объект является установкой (готовностью) индивида действовать определенным образом На самом деле индивид сам конструирует свои объекты. Значения возникают в процессе выделения свойств предмета и их формулирования правил действия с ними. Люди договариваются, что и как делать.

02.04.2012

Люди договариваются о том, что и как надо делать. Так появляются роли, которые являются:

1. Распределением совместных действий.

2. Как схема последовательных операций по реализации действий.

В устойчивом социальном порядке возникают устойчивые способы реагирования на внешнее воздействие. Так появляются статусы – устойчивые поведенческие комплексы, модели, структура социально приемлемого поведения. Позитивистская – статуса – есть система функций. Статусы в интер – это договоренности, совместно сконструированные модели поведения, система взаимопризнанных позиций.

Механизм осмысления.

Люди постоянно сталкиваются с необходимостью определения перспектив совместных действия, действия и поведения непросто протекают, а выстраиваются человеком. Причем этот процесс также протекает совместно с другими. Для выделения социально-признанных значений предмета люди признают символы, которые работают как маркеры социально-значимых предметов, человеческого внимания и деятельности. Символ – любой предмет, задающий согласованную систему действий. Принимая символы – мы принимаем модели поведения. Поведение выстраивается и по отношению к квази объектам – идеальным предметам. Человек не отражает, а постоянно изменяет мир. Человек не живет в реальном мире, а он живет в мире, придуманный людьми. Нет, они его конструируют. Человеческое действие не может быть объяснено факторами, которые предшествовали поведению. А.Щюц предложил различать два типа мотивов:

1. Потому что – обусловлен актуальной ситуацией

2. Для того чтобы – обусловлен представлениями о будущем как идеальной моделью совместных действия.

Адекватное понимание поведения человека в большей степени достигается через знание проекта совместной жизни в будущем. Смысла существуют в символической форме; символы – программа совместного поведения. Символ как программа поведения содержит две стороны:

1. Целевой компонент в виде идеальной прогностической конструкции. Перспективы взаимодействия.

2. Инструментальный на социально приемлемые достижения цели.

Смыл сценарий совместных действий, социальное групповое определение сценария, перспектива совместных действий Смысл появляется как понимание взаимных событий, как предвосхищение реакции. Понимание взаимных позиций и во вторых как принятие согласования позиций. Общества как символическая интеракция – это взаимодействие между людьми опосредованное символами. Разрушение символических систем всегда приводит к разрушению сложившихся системы социальных отношений.

Девиантное поведение.

Отклоняющиеся поведение, оно бывает двух типа, в зависимости от типа норма:

1. Ожидания.

2. Правила.

3. Ценности.

Делинквентное нарушение норм правил.

Девиантное поведение, как социологическая проблема. Суть проблемы – девиация – это «неправильное» поведение. Поведение не соответствующие ожиданиям субъектов взаимодействия. Феномен девиантного поведения появляется в ситуации в субъективной интерпретации проигрываемых ролей, на интерпретацию поведения влияют нормы принятые в разных группах – национальные обычаи. Нормы поведения, соответствующие разным статусам – демографическим.

Социальная значимость проблемы:

Различия в интерпретации поведения порождают недоразумения и конфликты. Когда социальная структура начинает быстро меняться, резко увеличивается т.е. все больше число людей, вступает в конфликт в процессе интерпретации норм. Наиболее социально серьезными, опасными, являются: суицид, аддикциая.

Девиантное поведение нельзя ни запретить, ни разрешить.

Сексуальная девиация: проституция, гомосексуализм и т.д. Гилинский

16.04.2012

Раздел второй: Макросоциология.

23.04.2012

Pcrogollengs.ru

«ИХ РАЗЫСКИВАЕТ ДЕКАНАТ».

Способы конструирования социального пространства:

1. Элитаристский – социальная структура состоит из двух основ групп элита и масса. Элита – нормозадающая, масса – нормоисполняющая.

2. Стратификационный – основная идея – социальная структура сложный социальный организм, состоящий из большего числа группа. Каждая группа выполняет определенную функцию, внося свой вклад в существование и развитие общества, сторонники этой концепции разделяют идею о функциональной взаимной дополняемости. Основания группировки- выделение функции. Эта концепция формировалась из представления об обществе как организме – органицизме, по аналогии с биологическими организмами

3. Символический – социальная структура – продукт интерпретационной деятельности людей. Общество – это то, что люди думают об обществе, о себе и о своем месте в обществе.

Социальное пространство – это пространство значимых предметов – символическое пространство; основание группировки самоидентификация индивидов по средством выделения «называния» «номинации» значимых для них аспектов социальной реальности.

Статус – совокупность декларируемых личностью социально признанных позиций; совокупность социально и личностных значимых признаков социальной дифференциации.

Ст. = права + обязанности.

Ст. = позиция + образец.

Различают предписываемыми (предписанные) и достигаемые или достигнутые статусы. Общество можно различать по представленности (удельному весу) тех или иных видов статусов

29.04.2012

Типы социальной мобильности:

1. Вертикальная – перемещение из одной группы в другую и повышением или понижением ранга. Может быть восходящей, так и нисходящей.

2. Горизонтальная – переход из одной группы в другую без изменения ранга.

Виды:

1. Межпоколенная

2. Внутрипоколенная – многократное изменение статуса в течение жизни.

Факторы социальной мобильности:

1. Научно-технические факторы

2. Экономические факторы.

3. Политические факторы.

4. Демографический

Каналы социальной мобильности – лифты

1. Межличностные – личностные связи, знакомства

2. Институциональный

3. Социокултурный

Механизмы социальной мобильности:

1. Образование

2. Власть

3. Доход

4. Брак

13.02.2012

Пирогов Сергей Владимирович.

Тема первая: Социология как наука, введение в социологию.

Вопрос первый: (объект и предмет социологии)

Социология – наука о социальном поведении или поведении в социальном контексте (в ситуации, когда на человека воздействуют другие субъекты социального взаимодействия)

Субъекты социального взаимодействия:

1. Личности

2. Группы

3. Сообщества

4. Институты

5. Символические системы (религия, мораль, искусство)

6. Социальная система в целом

Социология – это наука о социальном взаимодействие.

Объектом социологии является социальная реальность, возникающая в результате социальных действии и социальных событий. Предмет социологии – причины социального поведения: поведение человека сложно, но можно выделить три группы причин:

· Витальные

· Метафизические (духовные)

· Собственно социальные

Четыре группы частных причин:

1. Объективные социальные обстоятельства

2. Мотивы

3. Ожидание со стороны других (Экспектация)

4. Личностные смыслы

Специфика социологического изучения социальной реальности:

Все социологии согласны, что общество это некоторый социальный порядок. Идея повторяемости и закономерности, нужно создать науку об общества, которая бы вскрыла законы общественного развития.

Общество, как социальный порядок. Социальное поведение обусловлено их включенностью в групповое взаимодействие. Человек живет в группе и смотрит на мир глазами группы, общество есть система группа. Группа есть реальность, есть факт и социальное поведение обусловлено или детерминировано самим фактом включенности в группу – принцип социального детерминизма. Социология – наука о группах.

Группа – это система норм прав © П.А. Сорокин

Основания различных представлений о социальном порядке:

1. Социальные события – это результат комплекса причин часть, из которых не видны сразу и не видны всем. Можно выделить много причин, но надо попробовать охватить все.

2. Интерпретация события зависит от места группы в системе отношений, отражает цели и интересы групп. (Человек принимает мнение группы, он считает его своим. Он полностью растворяется в некотором групповом сознание.) Классовая принадлежность. «Женской логики нет, есть женские взгляды» © Пирогов С.В.

3. Интерпретация события обусловлена ценностными, мировоззренческими ценностями интерпретатора

Стратегические концепции формирования социального порядка и цели социологического познания:

Стратегические концепции познания:

1. Позитивизм (полезный). (Термин «социология» предложил Огюст Конт). Она сформировалась под влияниям естествознания и представляет общество как устойчивую систему, как самовоспроизводящуюся структуру. Цель – объяснять устройство системы. Слово познание шире, объяснить. Объяснять т.е. обнаружить законы общественного развития, закон - устойчивое и повторяющиеся связи между элементами, явлениями. Карл Маркс «закон соответствия производства общественных отношений». Какова техника, то таковые и отношения. Меняется техника – меняется общество. Закон «Капитала» - производство прибавочной стоимости «деньги должны делать деньги». Описать общество, как систему, состоящую из элементов; найти «атом», «клеточку» общества. Классы есть группа людей, различающимся своим отношениям к собственности, по Марксу.

2. Герменевтическая или герменевтика (от имени Гермес в обязанности которого входило связи богов с общественностью, чтобы люди слышали богов и боги не забывали о людях, он помогал путешественникам, купцам и т.д.) Проблема коммуникации – это основанная проблема. Это более современно для отдельного человека и Российского общества. Она почти не представлена в учебниках. Герменевтическая стратегия представляет общество как непрерывно продолжающийся процесс коммуникативный. Коммуникативный процесс – это согласование взглядов и действий, в котором социальная реальность конструируется человеческим мышлением, поступками и представлением. Цель – понять действия людей путем прояснения смыслов, которыми они руководствуются. «Лодка на аллеях парка». Герменевтическая социология – по-другому называется понимающая, интерпретативная социология именно так её называл М.Вебер. «От чего зависит интерпретация? От определения ситуации». Одним из фундаментальных положений герменевтики является, так называемая, теорема Томаса: «Если люди определяют ситуацию как реальную, она действительно становится реальностью по своим последствиям». Человек ведет себя в соответствии с собственным определением ситуации. Что влияет на определение ситуации?

Представители первой стратегии стремятся ответить на вопрос «почему?» (в силу каких объективных причин совершают действия)

Представители второй стремятся ответить на вопрос «зачем?» «какой в этом смысл?»

20.02.2012



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.059 с.)