ТОП 10:

Происхождение славян: источники и гипотезы. Древнейшие сведения о славянах.



Костанайский филиал

Кафедра социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

 

 

УТВЕРЖДЕНО

заседанием кафедры СГЕНД

Протокол № ____ от «____» ________ 20__ г.

 

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «История »

 

 

Костанай, 2015 г.

Краткий конспект лекций по дисциплине «История» составлен: Федотовым А.А., магистром истории, старшим преподавателем кафедры СГЕНД

 

Краткий конспект лекций по дисциплине «История» обсужден на заседании методической комиссии кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

 

Протокол № ___ от «____» _________ 20__ г.

 

Председатель метод. комиссии __________________ И.А. Волошина

 

 

Тема 1. Сложение русской народности и проблема образования Древнерусского государства

ПЛАН:

1. Происхождение славян: источники и гипотезы. Древнейшие сведения о славянах.

2.Проблема образования Древнерусского государства: норманнская, антинорманская, евразийская теории.

Цель: изучить и проанализировать основные гипотезы и теории о происхождении славян и образовании у них государства.

Ключевые слова: исторический источник, научная гипотеза, норманны, евразийство

Тема № 2. Древнерусское государство в XI – XIII вв. Политический распад Руси.

ПЛАН:

1. Основные черты русской истории к началу XI в. Расцвет Руси при Ярославе Мудром.

2. Военная и политическая деятельность Владимира Мономаха.

3. Начало политической раздробленности Руси и образование на территории Древнерусского государства раннефеодальных княжеств-государств.

Цель: изучить основные особенности политического развития Руси в XI – XIII вв.; выявить непосредственные причины, приведшие к распаду Древнерусского государства на мелкие политические объединения.

Ключевые слова:междоусобица, феодальная смута, «Русская правда», крестовый поход, «отчина», политическая раздробленность, «Поучение».

Тема № 4. Становление Российского централизованного государства. Россия в эпоху реформ и контрреформ Ивана IV Грозного.

План:

1. Укрепление Московского государства в период правления Ивана III.

2. Внешняя и внутренняя политика Василия III.

3. Начало царствования Ивана IV Грозного. «Избранная Рада» и начало реформ.

4. «Государева светлость опричнина». Опричный террор и его последствия

5. Внешняя политика Москвы в период правления Ивана IV Грозного: «Казанская война», взятие Астрахани, покорение Сибири, Ливонская война.

Цель: рассмотреть политическое, а также социально-экономическое развитие Московского государства в XVI в. Показать неоднозначность и противоречивость суждений в отношении оценки государственной деятельности Ивана IV Грозного.

Ключевые слова: «Стояние на Угре», земщина, опричнина, «Избранная Рада».

Государева светлость опричнина». Опричный террор и его последствия

Тема №5. Исторические судьбы России в эпоху Смуты

План:

1. «Блаженный» на троне. Московское царство в период правления Федора Ивановича. (1584- 1597 гг.)

2. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова (1598-1605 гг.)

3. Начало смуты и ее главные действующие лица: Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Василий Шуйский.

4. Шведско-польская интервенция и начало национальной войны. Последствия Смуты.

Цель: изучить исторические судьбы России в эпоху Смуты и ее политические возможности.

Ключевые слова: политическая карта, княжество, феодальная смута, интервенция, самозванство.

ХРОНИКА СМУТНОГО ВРЕМЕНИ

ДАТЫ СОБЫТИЯ ЗНАЧЕНИЕ
1601-1603 гг. БЕСПРЕЦЕНДЕНТНЫЙ ГОЛОД ОБОСТРЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА
16.10.1604 ОТРЯД ЛЖЕДМИТРИЯ I (ГРИГОРИЯ ОТРЕПЬЕВА) ВСТУПАЕТ НА ТЕРРИТОРЮЮ РОССИИ К ЛЖЕДМИТРИЮ ПРИМЫКАЮТ РАЗОРЕННЫЕ ДВОРЯНЕ И КАЗАЧЕСТВО
13.04.1605 СМЕРТЬ БОРИСА ГОДУНОВА ЛЖЕДМИТРИ. ОТКРАВАЕТСЯ ДОРОГА В МОСКВУ
21.07.1605 ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО ЛЖЕДМИТРИЯ I КРАТКОВРЕМЕННОЕ ПРИМЕРЕНИЕ ВРАЖДУЮЩИХ БОЯРСКИХ КЛАНОВ
8.05.1606 БРАКОСОЧЕТАНИЕ ЛЖЕДМИТРИЯ С МАРИНОЙ МНИШЕК ПОЛЬСКАЯ СВИТА НЕВЕСТЫ БЕСЧИНСТВУЕТ В РУССКОЙ СТОЛИЦЕ. ЧАША ТЕРПЕНИЯ МОСКВИЧЕЙ ИСЧЕРПАНА
17.05.1606 ВОССТАНИЕ В МОСКВЕ ЛЖЕДМИТРИЙ УБИТ. ПРЕСТОЛ ЗАНИМАЕТ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ШУЙСКИЙ
ИЮЛЬ 1606 НАЧАЛО ПОХОДА ПОВСТАНЧЕСКИХ ВОЙСК ИВАНА ИСАЕВИЧА БОЛОТНИКОВА НА МОСКВУ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕ БЫЛИ РЕШЕНЫ, ПОЭТОМУ НОВОЕ ПОВСТАНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ БЫСТРО ОКРЕПЛО
28.10-2.12.1606 НЕУСПЕШНАЯ БЛОКАДА МОСКВЫ ВОСЙКАМИ БОЛОТНИКОВА ПРАВИТЕЛЬСТВУ УДАЛОСЬ ПЕРЕЛОМИТЬ СИТУАЦИЮ В СВОЮ ПОЛЬЗУ
МАРТ 1607 УКАЗЫ ШУЙСКОГО О ВОСТАНОВЛЕНИИ ДОБРОВОЛЬНОГО ХОЛОПСТВА И О 15-ЛЕТНЕМ СРОКЕ СЫСКА БЕГЛЫХ ЧАСТНО-ВЛАДЕЛЬЧЕСКИХ КРЕСТЬЯН ВРЕМЕННО ВОЗРАСТАЕТ ЛОЯЛЬНОСТЬ ДВОРЯНСТВУ ПРАВИТЕЛЬСТВА
ИЮНЬ 1607 ГРАНИЦУ РОССИИ С ПОЛЬСКИМ ШЛЯХЕТСКИМ ВОЙСКОМ ПЕРЕХОДИТ ЛЖЕДМИТРИЙ II НАЧИНАЕТСЯ НОВЫЙ ЭТАП СКРЫТОЙ ПОЛЬСКОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ
10.10.1607 РАЗГРОМ ВОЙСК БОЛОТНИКОВА В ТУЛЕ ОСТАТКИ РАЗБИТЫЙХ ВОЙСК ПРИМЫКАЮТ В ЛЖЕДМИТРИЮ II
ИЮНЬ 1608 СОЗДАНИЕ ПОДМОСКОВСКОГО ЛАГЕРЯ ЛЖЕДМИТРИЯ II В ТУШИНО ТУШИНСКИЙ ЛАГЕРЬ АККУМУЛИРУЕТ АНТИПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ СИЛЫ
28.02.1609 ВЫБОРГСКИЙ ДОГОВОР СО ШВЕЦИЕЙ О ПОМОЩИ В БОРЬБЕ С ТУШИНЦАМИ У ПОЛЬСКОГО КОРОЛЯ РАЗВЯЗАНЫ РУКИ ДЛЯ ОТКРЫТИЯ ИНТЕРВЕНЦИИ В РОССИЮ. ПРИБЫВШИЕ ШВЕДСКИЕ ОТРЯДЫ ВСКОРЕ ВЫЙДУТ ИЗ ПОВИНОВЕНИЯ РОССИЙСКИМ ВОЕНАЧАЛЬНИКАМ И ПРИМКНУТ К ИНТЕРВЕНЦИИ
16.09.1609 НАЧАЛО ОСАДЫ СМОЛЕНСКА ПОЛЬСКОЙ АРМИЕЙ НАЧАЛО ОТКРЫТОЙ ПОЛЬСКОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ
29.12.1609 БЕГСТВО ЛЖЕДМИТРИЯ II В КАЛУГУ РАСПАД ТУШИНСКОГО ЛАГЕРЯ
4.02.1610 ГРУППА БОЯР-КОЛЛАБОРАЦИОНИСТОВ ПРИГЛАШАЕТ НА РОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ПОЛЬСКОГО КОРОЛЕВИЧА ВЛАДИСЛАВА У ПОЛЬСКОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ ПОЯВЛЯЕТСЯ БЛАГОВИДНОЕ ПРИКРЫТИЕ
24.06.1610 ПОРАЖЕНИЕ ЦАРСКОЙ АРМИИ ПОД КЛУШИНЫМ ПОЛЯКАМ ОТКРЫВАЕТСЯ ПРЯМАЯ ДОРОГА НА РОССИЙСКУЮ СТОЛИЦУ
17.07.1610 ПЕРЕВОРОТ В МОСКВЕ: СВЕРГНУТ ШУЙСКИЙ, К ВЛАСТИ ПРИХОДИТ «СЕМИБОЯРЩИНА» В УСЛОВИЯХ ОСТРОЙ НЕПРИЯТЕЛЬСКОЙ УГРОЗЫ РОССИЯ ФАКТИЧЕСКИ ОСТАЕТСЯ БЕЗ ПРАВИТЕЛЬСТВА
21.09.1610 ВСТУПЛЕНИЕ В МОСКВУ ПОЛЬСКИХ ВОЙСК УСТАНОВЛЕН ОККУПАЦИОННЫЙ РЕЖИМ ВОЕВОДЫ А. ГОНСЕВСКОГО
ДЕКАБРЬ 1610- ФЕВРАЛЬ 1611 ФОРМИРОВАНИЕ В РЯЗАНИ ПЕРВОГО ЗЕМСКОГО ОПОЛЧЕНИЯ ПРОИСХОДИТ САМООРГАНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ДЕЛЕ БОРЬБЫ С ЗАХВАТЧИКАМИ
МАРТ-АПРЕЛЬ НЕДОСТАТОК ДИСЦИПЛИНЫ ВНУТРИ ОПОЛЧЕНИЯ СРЫВАЕТ ОПРЕАЦИЮ ОСВОБОЖДЕНИЯ МОСКВЫ ВЫНУЖДЕННОЕ ПРОМЕДЛЕНИЕ УГЛУБИЛО ПРОТИВОРЕЧИЯ ДВОРЯНСКОЙ И КАЗАЧЬЕЙ ЧАСТЕЙ ОПОЛЧЕНИЯ, УСУГУБЛЯЕМЫЕ ПОЛЬСКОЙ ПРОПАГАНДОЙ
16.07.1611 ШВЕДСКИЕ ВОЙСКА БЕРУТ НОВГОРОД ВОЗНИКАЕТ РЕАЛЬНАЯ УГРОЗА УТРАТЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫХ РАЙОНОВ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ
25.07.1611 УБИЙСТВО РУКОВОДИТЕЛЯ ОПОЛЧЕНИЯ П. ЛЯПУНОВА ВЗБУНТОВАВШИМИСЯ КАЗАКАМИ РАСПАД ДЕЗОРГАНИЗОВАННОГО ОПОЛЧЕНИЯ
СЕНТЯБРЬ- ДЕКАБРЬ 1611 ФОРМИРОВАНИЕ ВТОРОГО ЗЕМСКОГО ОПОЛЧЕНИЯ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ ОРГАНИЗАТОРСКИЙ ТАЛАНТ ЗЕМСКОГО СТАРОСТЫ К. МИНИНА ПОЗВОЛИЛ ОБЕСПЕЧИТЬ НОВОЕ ОПОЛЧЕНИЕ СОЛИДНОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗОЙ
МАРТ 1612 ВТОРОЕ ЗЕМСКОЕ ОПОЛЧЕНИЕ ВЫСТУПИЛО ИЗ НИЖНЕГО НОВГОРОДА К ЯРОСЛАВЛЮ СФОРМИРОВАН РУКОВОДЯЩИЙ ВЫБОРНЫЙ ОРГАН – СОВЕТ ВСЕЯ ЗЕМЛИ – И УЧРЕЖДЕНЫ ВРЕМЕННЫЙ ПРИКАЗЫ  
22-24.08. ОТБРОШЕНЫ ОТРЯДЫ ГЕТМАНА ХОДКЕВИЧА, ДВИГАВШЕГОСЯ НА ПОМОЩЬ ОСКОВСКОМУ ГАРНИЗОНУ ПОЛЯКОВ ПОЛЯКИ В МОСКВЕ ОСКАЗАЛИСЬ В ПОЛНОЙ ОСАДЕ
18.08-26-10.1612 БЛОКАДА КИТАЙ – ГОРОДА И КРЕМЛЯ СИЛАМИ ВТОРОГО ЗЕМСКОГО ОПОЛЧЕНИЯ. УСПЕШНЫЙ ШТУРМ МОСКВЫ СИЛЫ ГОНСЕВСКОГО КАПИТУЛИРОВАЛИ
7.01-21.02.1612 СОБРАВШИЙСЯ В ОСВОБОЖДЕННОЙ СТОЛИЦЕ ЗЕМСКОЙ СОБОР ИЗБИРАЕТ НА ЦАРСТВО МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА РОМАНОВА НАЧИНАЕТСЯ ПРАВЛЕНИЕ НОВОЙ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ. ПОЛИТИЧЕСКИХ КРИЗИС ИДЕТ НА УБЫЛЬ
ДЕКАБРЬ 1615- ФЕВРАЛЬ 1617 ПРИ ПОСРЕДНИЧЕСТВЕ АНГЛИИ В ДЕРЕВНЕ ДИДЕРИНО ВЕДУТСЯ РОССИЙСКО-ШВЕДСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ 27.02.1617 г. ПОДПИСАН СТОЛБОВСКИЙ МИР, ПО УСЛОВИЯМ КОТОРОГО РОСССИЯ ВОЗВРАЩАЛА НОВГОРОД, НО ТЕРЯЛА КРЕПОСТИ ИВАНГОРОД, ЯМ, КОПОРЬЕ, КОРЕЛУ, ОРЕШЕК И ОБЯЗЫВАЛАСЬ ВЫПЛАТИТЬ ХЛЕБНУЮ КОНТРИБУЦИЮ. ВОЙНА НА ДВА ФРОНТА БЫЛА ПРЕКРАЩЕНА
АПРЕЛЬ 1617- ОКТЯБРЬ 1618 НЕУСПЕШНЫЙ ПОХОД КОРОЛЕВИЧА ВЛАДИСЛАВА НА МОСКВУ ПОРАЖЕНИЕ ПРИ БЕЛОМ ГОРОДЕ ОСТАНОВИЛО ПОЛЬСКИЕ ВОЙСКА. ОБЕ СТОРОНЫ БЫЛИ ИСТОЩЕНЫ И ПРИСТУПИЛИ К МИРНЫМ ПЕРЕГОВОРАМ
1.12.1618 ЗАКЛЮЧЕНО НА 14,5 ЛЕТ ДЕУЛИНСКОЕ ПЕРЕМИРИЕ С РЕЧЬЮ ПОСПОЛИТОЙ ПОЛЬША ОТТОРГЛА У РОССИИ СМОЛЕНСКИЙ РЕГИОН, ДИНАСТИЯ РОМАНОВЫХ НЕ БЫЛА ПРИЗНАНА ПОЛЯКАМИ

Выполняя волю бояр, Шуйский принес присягу и обязался править по закону, а не по царской прихоти. Независимо от личных качеств нового правителя, это был первый в России договор царя и общества. Однако новые политические идеи не успели одержать верх в условиях разгулявшейся народной стихии. Шуйский вступил на престол в результате закулисных интриг, «без воли всея земли», народное сознание отказалось признать его царем. Необычный характер происходивших на вершинах власти перемен подогревал сомнения и недоверие среди народа. Трудно было поверить в искренность бояр, недавно присягавших «царевичу Дмитрию», а теперь объявивших его лгуном и изменником. Брожение нарастало. В социальных низах антибояр­ские настроения переросли в открытые выступления, вылившиеся в восстание. Вставший во главе его Болотников призывал истребить бояр и овладеть «...женами их, и вотчинами, и поместьями». Масла в огонь подливала и Польша, посылавшая в Московию шляхтичей-авантюристов, готовых воспользоваться любой смутой ради грабежа и наживы.

Смута захлестнула страну. Грабежами занимались бродившие от города к городу польские, дворянские, казачьи отряды, различные ватаги и банды. От имени «тушинского вора» и польского наместника Гонсевского шла раздача поместий, хотя хозяева этих поместий были в полном здравии. Помутнение в умах раскалывало семьи, брат шел на брата, отец — на сына. В Москве у кремлевского дворца беспрестанно волновались толпы народа, предписывая Шуйскому, а затем и Боярской думе, что нужно делать и какие указы принимать.

После свержения Шуйского и нескольких месяцев «семибоярщины» поляки предъявили открытые претензии на московский престол. В августе 1610 года одна из боярских группировок «организовала» присягу польскому королевичу Владиславу, который после этого еще 24 года считал себя «законным Московским государем», хотя не выполнил главного условия бояр — не принял православия.

К концу 1611 года Московское государство выглядело полностью разрушенным. Правительство, управляющее страной от имени «государя, царя Владислава Жигимонтовича всея Руси», было парализовано. В центре страны хозяйничали поляки, захватившие Смоленск и Москву. Новгород оказался у шведов. Каждый русский город действовал особняком. Однако в сознании людей все настойчивее крепла тяга к порядку. В отдельных землях регулярно собирались местные земские советы, где люди сообща обсуждали свои интересы. Постепенно становилось все яснее, что решение проблем невозможно только в местных рамках — зрело пони­ма­ние необходимости общерусского движения. Отражением этого стали народные ополчения, собираемые в русских провинциальных городах. Несмотря на распад государственных связей, осознание национального единства не исчезло — напротив, Смута придала ему особую силу. Непре­рыв­ную проповедь в пользу единства всех православных вела церковь.

Проводя идею государственной консолидации, лидеры ополчения Минин и Пожарский четко сформулировали главные задачи: изгнать интервентов и подготовить условия для создания русского правительства, пользующегося доверием населения. В августе 1612 года произошли решающие бои, поляки были разбиты.

Смута преподала важный урок русскому народу. Призыв Козьмы Минина — не искать личных выгод, а отдавать все на общее дело — имел отклик у большинства простых людей, символизируя поворот общества к нравственному гражданскому началу. Народ, настрадавшись от беспорядков, на свои последние деньги собрал ополчение для восстановления спокойствия в стране, взял в свои руки судьбу государства. Произошло то, что С.М. Со­ловьев назвал «подвигом очищения», когда «народ, не видя никакой внешней помощи, углубился во внутренний, духовный мир свой, чтобы оттуда извлечь средства спасения». Во время Смуты обанкротилась правящая верхушка, а народ, спасая государство, обнаружил «такое богатство нравственных сил и такую прочность своих исторических и гражданских устоев, какие в нем и предполагать было невозможно».

Русские люди, перед лицом катастрофы собравшись с силами, воссоздали разрушенное государство, наглядно показав, что оно — не «царская вотчина», а предмет общей заботы и общего дела «всех городов и всяких чинов людей всего великого Российского Царствия».

21 февраля 1613 года государственная власть в стране была восстановлена: Земский собор избрал царем Михаила Романова. Эта кандидатура устраивала всех, поскольку новый царь и его окружение были способны настойчиво и спокойно вести восстановительную работу.

 

Основная литература

13. Кривошеев М. В., Ходяков М.В. Отечественная История. 2-е. изд. Издательство Юрайт. 2010. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.CEEA8B74-59FC-47A7-8CBA-65BB158B2C7E&type=c_pub

14. Семин В.П. Отечественная история. Учебник. – М.: КНОРУС, 2013 – 440с.

15. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до наших дней. [Текст]: учебное пособие. – М.: Проспект, 2014. – 768с.

Дополнительная литература

17. Некрасова М.Б. История России Учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт. 2014. - http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.2EE2D22F-66F5-4104-9A3B E336F0E1EC88&type=c_pub

18. Кириллов В.В.История России. 6-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата. Издательство Юрайт. 2014. http://www.biblio-online.ru /thematic /?id=urait.content.E0F7B54C-768B-4288-8BE9-6DD0856B7C03&type=c_pub

19. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. -8-е изд., испр.и доп.М.: Дашков и К, 2014. 816с.

20. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов - Изд. 5-е. М.: Норма, ИНФА-М 2013. – 752с.

 

Вопросы для закрепления знаний:

1. 1.Почему последний московский царь получил прозвище «блаженного»?

2. Что вы знаете о Борисе Годунове?

3. Сколько самозванцев было на Руси в период Смуты?

4. Что такое семибоярщина?

5. Кто возглавил первое и второе народное ополчение?

Тема №6. Государственная и военная деятельность Петра I. Образование российской империи.

План:

1. «Двоевластие» Ивана и Петра. Стрелецкие бунты и политика Софьи.

2. Первые шаги государственной деятельности Петра I. Азовские походы и «Великое посольство».

3. Внутренняя политика Петра I. Модернизация государственной системы и армии.

4. Внешняя политика Петра I: Северная война, война с Турцией, присоединение к России Прибалтики и Карелии, каспийский поход.

5. Ломка старых русских традиций и зарождение новой культуры. Цивилизационный раскол русского общества.

Цель: осветить основные этапы государственной и военной деятельности Петра I, показать как под воздействием петровской модернизации шел процесс зарождения новой культуры.

Ключевые слова: модернизация, протекционизм, империя.

 

Первая русская революция 1905-1907 гг. и ее историческое значение. Учреждение государственной Думы

Легализовал провозглашал

Деятельность создание

политических парламента

партийпполо

 

       
   
 
 

 


 

 

И митинги

Дума Сроки созыва Политический состав Принятые решения
Первая Государственная Дума Апрель-июнь 1906г. 153-кадета, 63-автономиста, 13-октябристов. Председатель: С.А. Муромцев «Декларация» по аграрному вопросу
Вторая Государственная Дума Февраль-июнь 1907г. 84-кадета, 194-трудовики, эсеры-37, 16-социалисты. Председатель: Ф.А. Головин «Декларация» по аграрному вопросу  
Третья Государственная Дума 1907 – 1012 г.   136-октябристов, 53-кадета, 90-националистов, 13-трудовиков, 19-социал-демократов. Председатель: Н.А. Хомяков, с 1910г. – А.И. Гучков, с 1911г.- М.В. Родзянко Дума провела 611 заседаний, утвердила 2572 законопроекта.
Четвертая Государственная Дума 1912 – 1917г. 157-националисты, 98-октябристы, 48-прогрессисты, 59-кадеты, 14-социал-демократы. Председатель: М.В. Родзянко Думу раздирали распри и противоречия. Важных решений она не приняла.

Деятельность государственных Дум и их результаты

 

 

Костанайский филиал

Кафедра социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

 

 

УТВЕРЖДЕНО

заседанием кафедры СГЕНД

Протокол № ____ от «____» ________ 20__ г.

 

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «История »

 

 

Костанай, 2015 г.

Краткий конспект лекций по дисциплине «История» составлен: Федотовым А.А., магистром истории, старшим преподавателем кафедры СГЕНД

 

Краткий конспект лекций по дисциплине «История» обсужден на заседании методической комиссии кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

 

Протокол № ___ от «____» _________ 20__ г.

 

Председатель метод. комиссии __________________ И.А. Волошина

 

 

Тема 1. Сложение русской народности и проблема образования Древнерусского государства

ПЛАН:

1. Происхождение славян: источники и гипотезы. Древнейшие сведения о славянах.

2.Проблема образования Древнерусского государства: норманнская, антинорманская, евразийская теории.

Цель: изучить и проанализировать основные гипотезы и теории о происхождении славян и образовании у них государства.

Ключевые слова: исторический источник, научная гипотеза, норманны, евразийство

Происхождение славян: источники и гипотезы. Древнейшие сведения о славянах.

История славян уходит в глубину времен, и первые сведения о них зафиксированы в древнейших письменных источниках. Все они с привязкой к определенной территории фиксируют славян лишь с середины I тысячелетия н. э. (чаще всего с VI века), то есть тогда, когда они выступают на исторической арене Европы как многочисленная этническая общность.

Античные авторы знали славян под различными именами: венеды, анты, склавины; но, прежде всего, под именем венедов. Впервые это название встречается в Естественной истории Плиния (середина I века н. э.). Плиний называет венедов в числе народов, соседствующих с группой германских племен — ингевонами: «земли до реки Вистулы обитаемы сарматами, венедами, скифами, гиррами». Скорее всего, это были области в бассейне реки Вислы и, может быть, более восточные земли.

К концу I века н. э. относятся сообщения о венедах Корнелия Тацита. Тацит указывает, что венеды жили между народами певкинов (северная часть Нижнего Подунавья) и феннов, занимавших территорию лесной полосы Восточной Европы от Прибалтики до Урала. Точное место локализации венедов указать невозможно. Трудно сказать к тому же, были ли венеды времен Тацита славянами. Существует предположение, что венеды в то время ассимилировались славянами и получили их имя. И если о венедах Тацита можно спорить, то венеды уже более поздних авторов — это несомненно славяне. Более точны сведения о славянах середины I тысячелетия н. э. Теперь славяне называются своим именем — словены. Византийские авторы описывают в основном славян Подунавья и Балканского полуострова. Византийскими авторами сообщаются сведения о разных сторонах жизни и быта славян. Более существенные сведения имеются в труде готского епископа Иордана. По Иордану, венеды — суть славяне. Из его труда видно, что в VI ве­ке славяне заселяли широкую полосу, простиравшуюся от Среднего Придунавья до Нижнего Днепра.

Информацию о восточных славянах дают нам не только византийские авторы, содержится она и в описаниях крупнейших арабских географов 2-й половины IX—X вв. О славянах имеются и полулегендар­ные сведения в скандинавских сагах, во франкском эпосе, германских сказаниях. Места проживания древних славян, получившие название «прароди­ны», определяются неоднозначно.

Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне, был летописец Нестор — автор «Повести временн‹х лет». Он определил территорию славян по нижнему течению Дуная и Паннонию. С Дуная начался процесс расселения славян, то есть речь идет об их миграции. Киевский летописец явился родоначальником миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская», или «балкан­ская». Дунайскую «прародину» славян признавали С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др. По мнению В.О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз во главе с дулебо-волынянами. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII—VIII вв. К эпохе средневековья восходит зарождение еще одной миграционной теории происхождения славян — «скифо-сарматской». Впервые она зафикси­ро­вана Бавар­ской хроникой XIII века, а позднее воспринята многими западно-европейскими авторами. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья рассеялись на запад и юго-запад.

Третий вариант, близкий к скифо-сарматской теории, предложил академик А.И. Соболевский. По его мнению, названия рек, озер, гор в пределах расположения древних поселений славян якобы показывают, что они получили эти названия от другого народа, который был здесь ранее. Такой предшественницей славян, по предположению Соболевского, была группа племен иранского происхождения (скифского корня). Позже эта группа ассимилировалась (растворилась) с жившими далее к северу предками славяно-балтийцев и дала начало славянам где-то на берегах Балтийского моря, откуда славяне и расселились.

Четвертый вариант миграционной теории дал академик А.А. Шах­ма­тов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв имя венедов (от кельтов), продвинулись на Нижнюю Вислу, откуда только что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж II—III вв.). Следовательно, здесь (Нижняя Висла), по мнению А.А. Шах­матова, была вторая прародина славян. Когда готы ушли из Причерноморья, то часть славян, а именно восточная и южная их ветви, двинулась на восток и на юг в Причерноморье и образовала здесь племена южных и восточных славян. А значит, следуя этой «прибалтийской» теории, славяне явились пришлыми на землю, на которой они затем создали свои государства.

Существует ряд других теорий миграционного происхождения славян и их «прародины» — это и «азиатская», выводившая славян с территории Средней Азии, где предполагалась общая для всех индоевропейцев «прародина», это и «среднеевропейская», по которой славяне и их предки оказывались пришельцами из Германии (Ютландии и Скандинавии), расселяясь отсюда по Европе и Азии, вплоть до Индии, — и ряд других теорий.

В противоположность миграционным теориям признается автохтонное — местное происхождение славян. Согласно автохтонной теории, славянство образовалось на обширной территории, в состав которой вошла не только территория современной Польши, но также значительная часть современной Украины и Белоруссии.

Автохтонная теория отмечает сложность процесса образования славян. Первоначально складывались мелкие отдельные разрозненные древнейшие народы на определенной обширной территории, которые затем образовались в более крупные и, наконец, в исторически известные народы. Выделяются протославянский, пра­славянский и собственно славянский периоды.

Предки протославян в результате своего культурного сближения дали славянство. Этот процесс археологами прослежи­вается до н. э. с III тысячелетия до I.

Праславянский период начинается с конца I тысячелетия до н.э. Устанавливается культурная, а также и языковая общность. Значительная часть праславян была включена в орбиту скифского влияния. В VI—VII вв. завершается период праславянской истории. Расселе­ние славян на обширнейших пространствах, их активное взаимо­действие с иными народами привели к культурной дифференциации славянского мира и членению единого языка на отдельные славянские языки.

В VIII—IX вв. наступает период собственно славянской истории, формирование союзов, образование государств. Происходит скла­ды­ва­ние современных славянских народов.

Таким образом, важнейшим историческим фактом является наличие в I тысячелетии н.э. на территории Восточной Европы славян.

2. Проблема образования Древнерусского государства: норманнская, антинорманская, евразийская теории.

Первые века нашей эры стали временем массовых миграций на территории Европы и Азии, получивших название Великого переселения народов. Для обозначения этого явления порой пользуются термином «этническая революция». Он призван подчеркнуть масштаб миграционных процессов в I тысячелетии и их роль в изменении этнополитической карты Европы и Азии. В ходе глобальных перемещений людей стирались и изменялись границы традиционного расселения, смешивались разные этнические компоненты, создавались новые народы.

Первая волна Великого переселения была связана с германцами. Во II—III вв. через Восточно-Европейскую равнину, с севера на юг — из районов Сканди­навии и Прибалтики в Крым, на Балканы и оттуда в Южную Азию — двинулись германские племена готов. У Иордана есть упоминание о мордве, мери, веси, эстах и об онежской чуди, которые вошли в состав готского царства, созданного вождем готов Германарихом.

Под напором гуннов и славян в V веке готы были вытеснены из Причерноморья на запад, приведя в движение другие германские племена, граничившие с Римской империей. В VI—VIII веках политическими лидерами на Евразийском континенте ста­ли тюркские племена — авары, хазары, булгары. Тюрки выделялись в азиат­­ских миграциях — особенно при заселении Сибири: кыргызы, уйгуры и др.

К последним миграционным волнам Великого переселения относятся арабские завоевания, начавшиеся в VII веке и охватившие Аравию, Западную и Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку. С эпохой Великого переселения совпало несколько этапов еврейской миграции с Ближнего Востока. Рассеивание евреев началось еще до новой эры в связи с вавилонскими, македонскими, римскими завоеваниями. Походы арабов вызвали еще несколько волн исхода евреев с их прародины. К концу VIII века относятся первые экспедиции норманнов как в Западную, так и в Восточную Европу.

В IX веке в южно-русские степи ворвались печенеги, а в XI веке — половцы. В это же время (в конце IX века) далекий переход мадьяр (угро-финское племя, родственное ханты-манси) с Южного Урала в Европу завершился заселением ими Паннонии, где они ассимилировали местных славян. Таким образом, Великое переселение народов в I тысячелетии н.э. изме­нило этнополитическую панораму Европы и Азии, положило начало современным народам и государствам. Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу.

В кни­гах православных авторов история России трактовалась как история народа, наделенного Божественным призванием, имеющая корни в далеких библей­ских временах. Точкой отсчета Российского государства является Киевская Русь, ее крещение.

Всемирно-историческая теория. Исходя из предмета изучения (общемирового развития, прогресса человечества).Историки “выстроили” народы по иерархической лестнице с “передовыми” (славяне) и “отсталыми” (угро-финны, половцы) народами. История России рассматривается как история славян. Локально-историческая теория изучает единство человека и территории, составляющее понятие локальная цивили­зация. На территории России такой цивилизацией является Евразия.

Евра­зий­цы (нач. и сер. XX века) рассматривали Россию как целый историко-географи­ческий континент с особой судьбой. На территории междуречья Днепра и Волги, существовавшей во времени I т.н.э., было много государственных объединений (скифское, сарматское, гуннское, хазарское, булгарское, половецкое и др.) с этнически “смешанным” составом населения. Евразийцы считали, что российские истоки – не только в Европе, но и в Азии — пристально изучали роль Востока в истории России. Они впервые обратили внимание на Восточно-Европейскую равнину как на некий “котел” для этнических “переплавок”, выдвинув тезис “Россия — это соборность наций”.

Наследие евразийцев отразилось в творчестве историка и этнолога Л.Н. Гумилева (1912—1992) , написавшего большое количество работ, посвя­щенных истории древних народов. Особое внимание он уделял проблеме межэтнических контактов, в том числе и в российской истории, утверждая, что россияне — это этнос, сложившийся из трех компонентов: славян, финно-угров и татар.

Каждая теория выбирает из множества историче­ских фактов свои факты, выстраивает свою причинно-следственную связь, имеет свои объяснения в литературе, историографии, изучает свой исторический опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее. В христианской историографии начало истории государства Киевская Русь связано с принятием им истинной веры — хри­сти­ан­ства православного толка. Тысячелетняя история Русской православной церкви (988) — это одновременно начало и история русского, Российского госу­дарства. Российское государство постоянно расширяло сферы влияния, территорию за счет приобщения к истинной вере иноверцев (басурман), проживающих на территории Восточной Европы и Северной Азии.

Христианская теория связывает возникновение Киева с про­ро­чест­вом апостола Андрея Первозванного. После вознесения на небо Иисуса Христа его ученики (апостолы) разошлись по свету проповедовать новую веру. Апостол Андрей Первозванный (его первого позвал Христос в ученики) в I веке был в Восточной Европе. Поднимаясь в верховья Днепра, Андрей сделал остановку в районе сегодняшнего Киева, благословил окрестные хол­мы и сказал: “На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей”.

Великие киевские князья, Ольга, а затем ее внук Владимир I приняли христианство. В 988 году князь Владимир I начал крещение Руси. Согласно религиозному подходу, это событие начинает отсчет исторического времени православного государства: Киевского – Московского — Российского.

Всемирно-историческая теория. В стенах Российской академии наук в XVIII веке родилась “норманнская теория”, согласно которой Киевское государство было создано норманнами-варягами. Родоначальниками этой теории выступали З. Байер, кенигсбергский ученый-лингвист, а вслед за ним другой немецкий ученый И. Миллер. Против этого утверждения сразу же выступили русские ученые и, в частности, М. Ломоносов, который положил начало полемике между “норманнистами” и “антинорманнистами”. М. Ломоносов подверг сомнению выводы Г. Миллера о создании государства варягами. Особое внимание Ломоносов уделил происхождению термина “русь”. Если Миллер связывал термин с северными племенами русь = варяги = скандинавы = норманны, то Ломоносов возводил происхождение термина к наименованию южно-славянского племени “роксоланов”, широко используя при этом данные топонимики. Он считал, что роксоланы вместе с готами (по Ломоносову, тоже славянами) пришли с берегов Черного моря к побережью Балтийского моря, получив там название “варяги”.

Полемика между “норманнистами” и “антинорманнистами” обозна­чилась по ряду вопросов: 1) Являлись ли варяжские князья основателями государства Киевская Русь? 2) Термин “русь” является словом скандинав­ского или иного происхождения?

Наибольшей остроты дискуссия достигла в середине XIX века, когда в защиту “норманнской” теории выступили датский историк, профессор Ко­пен­гагенского университета Томсен и русский историк - А. Ку­ник. В работе В. Томсена “Начало русского государства” (1891 г.) были сформулированы основные аргументы в пользу норманнской теории. После выхода в свет этой работы многие ученые пришли к выводу, что норманнское происхождение Русского государства можно считать доказанным.

Вместе с тем ряд историков XIX века стояли на позициях воинствующего “антинорманнизма”. В частности, Гедеонов в своем двухтомном труде “Варяги и Русь” (1876) подверг критике взгляды норманнистов и привел ряд доказательств местного проис­хож­дения термина “русь” и присутствия его в Восточной Европе с очень давних времен.

После 1917 года в зарубежной литературе, как и в российской до­ре­во­лю­ционной, продолжало преобладать либеральное направление всемирно-исторической теории образования государства Киевская Русь. В основе ее лежала идея фран­цуз­ских просветителей XVIII века Ж.-Ж. Руссо, Вольтера и др. об общест­вен­ном договоре как основе образования государства. В то же время у части зарубежных историков норманнская теория под­верг­лась политизации. Неприятие западным обществом советского госу­дар­ст­ва переносится и на историю. В 30-е годы норманнизм приобретает анти­славянскую направленность, доказывающую неспособность народов Вос­точ­ной Европы самостоятельно создать свое государство, свою культуру. “Расцве­тает” расистская теория неполноценности народов.

Материалистическое направление становится официаль­ным в советский период. В соответствии с историко-материалистической заданностью опре­де­ле­ние государства наполняется следующей трактовкой: “государство никаким образом не представляет из себя силы, извне навязанной обществу, а является продуктом его длительного развития” (Ф. Энгельс).







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.254.12 (0.028 с.)