Жизненный путь Н.И. Пирогова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жизненный путь Н.И. Пирогова



Глава 2

Глава 3

Глава 4

Глава 6

Глава 9

Н.И. Пирогов - педагог

Учитель! Научи нас трудной науке среди людей оставаться человеком. Научи нас, где черпать ту силу, чтобы сохранить чистоту и свежесть идеалов, чтобы жизнь, пригибая к земле наше тело, не старило нашего духа.

Из прощальной с Н.И. Пироговым речи киевских студентов

Своей деятельностью в области медицины и образования Н.И. Пирогов снискал признательность медицинской и педагогической общественности. В России его идеи

служили источником для дальнейшего творчества и практической деятельности в педагогике и образовании. Они близки нам актуальностью поставленных проблем, таких как единство школы и жизни, педагогической науки и практики.

В работе "Вопросы жизни" (1856) Н.И. Пирогов обосновал гуманистическую идею воспитания истинного человека, гражданина, которую он стремился реализовать в своей административной, научно-теоретической и педагогической деятельности. Он пишет о том, что готовящиеся быть гражданами, в первую очередь, должны научиться быть людьми. Не нужно человека делать поклонником мертвой буквы, он должен научиться свободно и самостоятельно мыслить. Статья Н.И. Пирогова была сочувственно воспринята прогрессивной частью общества. После "Вопросов жизни" в России стала издаваться педагогическая литература, которой практически не существовало.

Николай Иванович стремился реформировать учебный и воспитательный процессы, освежить их новыми идеями, изжить казенщину. Он придавал большое значение развитию у учащихся наблюдательности, добивался, чтобы учителя во время преподавания держали класс в постоянном напряжении и обращались к каждому учащемуся с наводящими вопросами, организовывал литературные беседы и вечера, отстаивая свободу мысли и самостоятельность учащихся.

В марте 1862 года Н.И. Пирогов направляется в Германию руководителем группы молодых ученых. Он часто повторяет своим коллегам, что без лекций нет профессора, лекции препятствуют научному застою, они будоражат мысль, увлекают ее и обогащают. Н.И. Пирогов учил молодых профессоров постоянной активности в науке: ученый всегда должен стремиться к новому, к открытиям, к кипучей деятельности. Его опыт и мудрость помогали им за границей, как никогда. Многие беседы Николая Ивановича, дополненные


 




размышлениями о педагогической деятельности в германских и отечественных
университетах, составили своеобразный цикл "Писем из Гейдельберга", проникнутых
гуманизмом и свободомыслием. В них чувствуется не теоретическая отвлеченность от
жизни, а богатый жизненный опыт, наблюдательность по отношению к передовому
преподаванию в Германии. Он говорит, что учиться надо по призванию, но даже окончив
университет, необходимо постоянно совершенствовать свои знания.

К личности преподавателя Н.И. Пирогов предъявлял высокие нравственные требования. Педагог должен нести ответственность за результаты обучения. Н.И. Пирогов писал: "Пусть учится тот, кто хочет учиться, это его дело, - но кто хочет у меня учиться, тот должен чему-нибудь научиться ~ это мое дело. Так должен думать каждый преподаватель".

В трудах Николая Ивановича, как педагога-медика, изложены идеи по методике преподавания. Одной из основных форм для всех видов учебных занятий должна быть наглядность преподавания. Эту особенность его педагогической работы следует отметить прежде всего потому, что демонстративная сторона у других профессоров была на крайне низком уровне. При преподавании курса оперативной хирургии и топографической анатомии Н.И. Пирогов использовал совершенно новую и наглядную методику: "Я днем изготовлял препараты обыкновенно на нескольких трупах, демонстрировал на них положение частей какой-либо области и тут же делал на другом трупе все операции, производящиеся на этой области, с соблюдением требуемых хирургической анатомией правил. Этот наглядный способ заинтересовывал слушателей; он для них был нов, хотя почти все слушали курсы и в заграничных университетах". Комплексное преподавание оперативной хирургии и топографической анатомии по Н.И. Пирогову сохраняется и совершенствуется в настоящее время, несмотря на экономические трудности.

Николай Иванович в письме к И.В. Бертенсону писал: "В медицине, я, как врач и начальник с первого же моего вступления на учебно-практическое поприще, поставил в основание анатомию и физиологию в то время, когда это направление, теперь уже общее, было еще ново, не всеми признано и даже многими значительными авторитетами... вовсе, и даже для хирургии, отрицаемо". Следовательно, Н.И. Пирогов был у истоков анатомо-физиологического направления в отечественной хирургии, что потребовало изменения организации учебного процесса на медицинских факультетах.

Н.И. Пирогов был противником неглубокого и непрочного усвоения знаний. Занятия, которые не обеспечивают основательных и прочных знаний, он расценивал не только как бесполезные, но и как вредные для дела воспитания. Они способствуют развитию верхоглядства и легкомысленного отношения к науке и делу вообще. По


мнению Н.И. Пирогова, гораздо лучше, если учащиеся усвоят меньший по объему материал, но хорошо и, что особенно важно, почувствуют в процессе обучения вкус, влечение к работе. Чтобы обеспечить это, необходимы, с его точки зрения, два условия: доступность предлагаемого материала и высокое искусство преподавания. Основой методического искусства Н.И. Пирогов считал умелое сочетание наглядности и слова. Этому вопросу он посвятил немало строк в своих педагогических трудах. Он утверждал, что допускает грубейшую ошибку тот, кто думает основать все воспитание на одной только наглядности или только слове.

В организации учебно-воспитательного процесса в вузах Н.И. Пирогов много внимания уделял содержанию и методам обучения. Он призывал развивать у студентов самостоятельность путем приобщения их к науке, к методам и способам, которыми современная наука доходит до конечных результатов. Остальное, считал он, учащиеся добудут сами. Развитие активности студентов в научной деятельности возбуждает критичность и самостоятельность мысли, интерес к науке, укрепляет доверие между студентами и преподавателем. Вместе с тем, Н.И. Пирогов большое внимание уделял самостоятельной работе преподавателей над повышением уровня знаний и совершенствованием их педагогического мастерства. В этой работе особое место он отводил творческим исканиям, соединенным с повседневной практической работой. Он говорил, что только в практической учебно-воспитательной работе, только становясь воспитателем, педагог может сам воспитываться. Свои педагогические идеи и взгляды в области высшего образования Н.И. Пирогов неуклонно претворял в жизнь.

 


 




Глава 10

Глава 11

Глава 12

Н.Н. Бурденко

Ряд требований Н.И. Пирогова к инстанциям "военно-полевой администрации", с успехом были использованы в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) и послевоенные годы, а некоторые из них сохранили практическое значение и в современных условиях.

В Великую Отечественную войну медицинская сортировка раненых лежала в основе организации работы медико-санитарных батальонов дивизий, полевых подвижных госпиталей 1-ой линии и специальных армейских и фронтовых сортировочных госпиталей. Сортировка раненых по Н.И. Пирогову была и впредь должна служить основанием для определения объема медицинской помощи в зависимости от обстановки и отвечать главному принципу военно-полевой хирургии: в каждом конкретном случае оказывать помощь большинству раненых.

Военная медицина широко использовала идеи Н.И. Пирогова в лечебно-эвакуационном обеспечении войск в Великой Отечественной войне, продолжив, тем самым, развитие его научного наследия. Их практическая реализация способствовала восстановлению боеспособности кадрового состава Красной Армии.

Значительная часть из двадцати "начал", сформулированных Н.И. Пироговым прошли проверку в годы тяжелейших испытаний армии, советского народа и государства, оправдали своюжизненность и целесообразность.

Опыт Великой Отечественной войны подтвердил мысли Н.И. Пирогова об индивидуальном и коллективном травматизме в военных условиях. Поэтому, мало считать его создателем учения о травмах и реакции на них организма; он заложил основы для понимания военной патологии, и указывал в каком направлении должно идти ее изучение. Достижения советской медицины в Великой Отечественной войне полностью


подтвердили значение указаний Н.И. Пирогова о том, что на войне хирург не мог ограничиться лишь лечебной работой', он всегда, а в особенности, при массовом поступлении раненых, прежде всего, выступал как организатор.

Сортировка раненых и больных, на этапах медицинской эвакуации являлась основным фундаментом организации работы медицинских подразделений этих этапов. Сортировка раненых - это принцип функционирования системы этапного лечения с эвакуацией по назначению, принятое в Советской Армии.

Сортировка раненых и больных, введенная Н.И. Пироговым, является одним из образцов его административно-врачебных мероприятий. "Учение Н.И. Пирогова об организации военной медицины было положено в основу лечебно-эвакуационного обеспечения боевых действий войск нашей армии" (Е.И. Смирнов).

Н.И. Пирогову принадлежит идея использования женского труда в госпиталях и на поле боя: "Неоценимую услугу в лазаретах, на перевязочных пунктах и в транспортах доставляли под Севастополем сестры Крестовоздвиженской общины...". Этот опыт был успешно использован во время Великой Отечественной войны. Организации Красного Креста и Красного Полумесяца в годы войны подготовили более 280 тысяч медицинских сестер, около 500 тысяч санитарных дружинниц, 36 тысяч санитарок, которые, работая в действующей армии, спасли жизнь многим сотням тысяч раненых солдат и офицеров.

Впервые в истории отечественной военной медицины хирурги вступили в войну, имея единые установки в лечении боевых травм. Это способствовало успешной работе медицинской службы, которая вместе с другими органами здравоохранения возвратила в строй 72,3% от общего числа раненых и около 90,6% от общего числа больных.

 


Глава 13

Значение музея Н.И. Пирогова в учебном процессе Рос­сийского государственного медицинского университета

Гуманизм и сострадание, долг и честь, клиническое мышление и интуиция, авторитет и ответственность за принятые решения, коллегиальность и самодисциплина -это основные качества врачебной профессии, которые приобретаются и воспитываются в процессе обучения в медицинском вузе.

Особое значение в вузе имеет воспитательная работа в настоящее время. В нелегких социально-экономических и деидеологизированных условиях, с нерешенными проблемами сегодняшнего и завтрашнего дня, в медицинских вузах закладывается будущее российской медицины - медицина XXI века. Какой она будет!?

В Российском государственном медицинском университете скромный вклад в формирование врача вносит кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии, где одним из элементов воспитательной и патриотической работы в ходе учебного процесса является музей Николая Ивановича Пирогова - основоположника оперативной хирургии и топографической анатомии как "двуединой" дисциплины. Музей был открыт 13 ноября 1989 года (179-летие со дня рождения Н.И. Пирогова). С этого времени он стал уникальной достопримечательностью не только РГМУ, но и всех российских медицинских вузов. Следует подчеркнуть, что аналогичные музеи есть в Москве, в Виннице (Украина), в Военно-медицинской академии (Санкт-Петербург). Энтузиазм сотрудников кафедры, неформальное отношение к делу, стремление донести до студентов искру из зажженного Н.И. Пироговым факела любви и беззаветного служения медицине, позволили создать уникальную экспозицию, объединившую стенды музея Н.И, Пирогова и топографо-анатомического музея. Оформление музея приводит в восторг посетителей -от лицеистов медицинского колледжа и первокурсников до профессоров и членов иностранных делегаций, включая правнука Н.И. Пирогова - Дональда Пирогова - юриста из Канады. Оба музея находятся в двух залах. На не очень больших площадях экспозиции размещены компактно, дополняя друг друга. Стенды музея Н.И. Пирогова знакомят студентов с этапами его жизненного пути и творческих исканий от докторской диссертации, посвященной перевязке* брюшной аорты, до экспериментального метода в


хирургии, от научных концепций анатомо-физиологического направления в хирургии до создания знаменитой "ледяной анатомии", от первых опытов применения эфирного наркоза на поле боя в ауле Салты и в осажденном Севастополе, до иммобилизации крахмальной повязкой, от основ военно-полевой хирургии и воспоминаний современников о его великой доброте и человечности. Это короткое, далеко неполное перечисление разделов экспозиции музея позволяет судить о широте научных анатомо-хирургических интересов Н.И. Пирогова и позволяет на его примере воспитывать будущих врачей.

Музей Н.И. Пирогова - одно из самых посещаемых студентами мест в университете. Экскурсии по музею давно стали учебными занятиями, о чем свидетельствует постоянно пополняющаяся благодарностями книга посетителей музея. В ходе таких, занявших законное место в учебном расписании занятий, студенты не просто узнают о фактах и датах в жизни Н.И. Пирогова. Они знакомятся с путями его вхождения в науку, соединения науки и практической деятельности, с примером беззаветного служения Родине. На занятиях в музее используются старинные, прекрасно изданные труды Н.И. Пирогова, в частности, атлас "ледяной анатомии", "Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций" и другие, во многом опередившие свое и обогатившие наше время. Так, атлас "ледяной анатомии", может служить учебным пособием при изучении столь современного метода диагностики, каковым является компьютерная томография и ЯМР. Занятия по классическим учебным пособиям позволяют не только изучать многие разделы топографической анатомии и оперативной хирургии, облегчить понимание многих разделов факультетской, госпитальной и военно-полевой хирургии, но и оценить колоссальный труд Н.И. Пирогова при подготовке их к изданию. Не даром частыми посетителями музея становятся студенты старших курсов, которые приходят не просто в музей, а в своеобразную учебную библиотеку, где им всегда предоставляют место и время для самостоятельной работы. Организация и управление самостоятельной работой студентов, как неотъемлемой части учебного процесса, заключается в создании условий для ежедневных занятий в музее Н.И. Пирогова и топографо-анатомическом музее. В топографо-анатомическом музее имеется более 280 влажных препаратов по всем разделам топографической анатомии и стенды по оперативной хирургии. Эти уникальные наглядные учебные пособия не только великолепно подготовлены сотрудниками кафедры, но многие из них по специальным методикам были заново фиксированы, чтобы сохранить возможность их изучения другими поколениями студентов. Препараты распределены по темам. Студенты могут использовать тематическую картотеку, облегчающую самостоятельное изучение препаратов. Некоторые занятия по самым сложным темам


 

оперативной хирургии и топографической анатомии преподаватели проводят у стендов музея, где есть уникальный иллюстративный материал (например, различные пороки развития органов, варианты кровоснабжения и т.д.). В музее соседствуют студенты разных курсов. Пока в одном зале идет лекция о творческом пути Н.И. Пирогова для двух групп, в соседнем - у стендов и топографо-анатомических препаратов готовятся к зачету или курсовому экзамену еще две группы, причем с огромной пользой для тех и других. Именно в музее проходят курсовые экзамены по оперативной хирургии и топографической анатомии. Привычные стенды и знакомые стены снимают у студентов экзаменационный стресс.

За годы существования в университете музея Н.И. Пирогова проведены занятия с 590 группами студентов. Многие врачи укрепили и обновили свои теоретические знания при самостоятельной работе с препаратами топографо-анатомического музея. Изучение и использование творческого и научно-практического опыта Н.И. Пирогова с использованием материалов музея кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии РГМУ способствуют формированию у студентов высокой культуры, творческого начала, твердых навыков самостоятельной работы, что можно рассматривать как один из путей реализации целей обучения в медицинском вузе.

74




 

Жизненный путь Н.И. Пирогова

Народ, имевший своего Пирогова, имеет право гордиться, так как с эmuM именем

связан целый период развития врачебове-

дения.

Начала, внесенные в науку (анатомия, хирургия) Пироговым, останутся вечным вкладом и не мо­гут быть стерты со скримапей ее, пока будет существовать европейская наука, пока не замрет на этом месте последний звук богатой русской речи.

Н.В Склифосовский

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ родился 13 (25) ноября 1810 в Москве, в семье небогатого чиновника, майора провиантского депо. Первоначальное образование он получил дома, пользуясь иллюстрированной азбукой с изображениями событий Отечественной войны 1812 года. Затем с ним занимались студенты Московского университета. В 1822 году Н.И. Пирогов поступил в частный пансион известного педагога B.C. Кряжева, который через два года был вынужден оставить из-за недостатка средств в семейном бюджете.

По совету друга семьи Пироговых, декана медицинскою факультет Московского университета Е.О. Мухина (он лечил старшего брата Николая Ивановича, тяжело болевшего ревматизмом), Николай Пирогов начал подготовку к поступлению и пот вуз. Четырнадцатилетний юноша 24 сентября 1824 года блестяще сдал вступительные экзамены и был зачислен на медицинский факультет Московского университета, где среди его преподавателей были клиницист М.Я.Мудров, Е.О.Мухин, анатом Х.ИЛодср и другие известные педагоги, которые пробудили в нем интерес к науке. В архивах имеется запись: "По назначению господина ректора университета, мы' испытали Николая Пирогова... в языках и науках, требуемых от вступающих в университет в звание студента, и нашли его способным к слушанию профессорских лекций в сем звании".

Годы обучения Н.И. Пирогова в университете совпали со временем господства жестокой реакции, хотя и не было таких ее проявлений, как в Казани, где мракобес ~~ попечитель М.Л.Магницкий запрещал анатомирование и отпевал по церковному обряду анатомические препараты. Несмотря на это, в Москве преобладала словесно-книжная форма обучения. Действенное и наглядное обучение не поощрялось, не говоря об


экспериментах. В своих воспоминаниях Н.И. Пирогов пишет: "об упражнениях в операциях над трупами не было и помину; из операций над живыми, мне случалось видеть несколько раз литотомию у детей, и только однажды видел ампутированную голень. Перед лекарским экзаменом нужно было описать на словах или на бумаге какую-нибудь операцию на латинском языке, и только!". Несмотря на неблагоприятную обстановку, существовавшую в Московском университете, НИ Пирогов проводил экспериментальные работы. В "Началах общей военно-полевой хирургии" он вспоминал: "Если, например, внесешь кусок эластического зонда в шейную вену собаки и оставишь его там, то около него образуется вскоре сгусток....Это я знал давно уже из моих студенческих опытов над животными".

В 1828 году НИ. Пирогов окончил медицинский факультет Московского университета со званием "лекаря первого отделения ". В числе лучших воспитанников он был командирован в Дерптский университет (ныне г. Тарту), в клинику профессора И.Ф. Мойера для подготовки к профессорской деятельности по хирургии и повивальному искусству (рис.2). Создание в России профессорского института являлось, безусловно, положительным начинанием правительства. Вместе с Н.И. Пироговым в первом наборе слушателей этого высшего учебного заведения были: Г.И. Сокольский - его товарищ по Московскому университету, Ф.И. Иноземцев и A.M. Филомафитский, закончившие Харьковский университет. Предполагалось, что после двухлетнего обучения в Дерпте молодые ученые будут направлены за границу для знакомства с развитием соответствующих отраслей науки и завершения подготовки. Однако первому набору слушателей пришлось пробыть в Дерпте вместо двух, пять лет. Молодой Н.И. Пирогов в Московском и Дерптских университетах проявлял значительный интерес к изучению физиологии. Именно этот предмет он хотел избрать в качестве своей специальности, но в связи с отсутствием специализации по этой дисциплине остановил свой выбор на хирургии. На незаурядные способности Н.И. Пирогова к научной и практической деятельности в Дерпте было обращено внимание. Уже в декабре 1829 года он получает золотую медаль за конкурсную работу "Что наблюдается при перевязке больших артерий? ". Пять лет пребывания Н.И. Пирогова в Дерпте прошли в напряженной работе. Готовясь к хирургической деятельности, Николай Иванович серьезное внимание уделял экспериментально-физиологическим исследованиям. "Приехав в Дерпт..., я бросился очертя голову, экспериментировать", - писал он позднее в своих воспоминаниях.

Работая над диссертацией, посвященной перевязке брюшной аорты при паховых аневризмах, Н.И. Пирогов много оперировал на животных. Экспериментально-физиологический характер носили и его поздние работы: по тенотомии - перерезке


ахиллова сухожилия с наблюдением "пластического процесса, употребляемого природой для сращения концов перерезанной жилы" (1841), физиологические исследования наркоза - эфирного и хлороформного (1847, 1848) и др.

Со временем пребывания Н.И. Пирогова в Дерпте совпала эпидемия холеры в России (в 1830 г. и последующих годах). Не миновала она и Прибалтики. Осенью 1830 года около двух месяцев Н.И. Пирогов почти ежедневно вскрывал трупы погибших от холеры. Этим было положено начало его будущим патолого-анатомическим исследованиям лиц, погибших от холеры, проведенным в Петербурге.

Таким образом, перед практической хирургической деятельностью Н.И. Пирогов уделяет большое внимание изучению анатомии (применительно к хирургии), сравнительной физиологии, опытам на животных. Это был принципиально новый подход к познанию хирургии как науки и новый путь в дальнейшей разработке ее теоретических основ. Докторская диссертация, написанная Н.И. Пироговым по результатам экспериментально-хирургических исследований, была успешно защищена в 1832 году на медицинском факультете Дерптского университета и впоследствии опубликована в Германии.

В мае 1833 года Н.И. Пирогов выехал в Германию, где продолжил изучение анатомии, совершенствование техники операций, знакомился с преподаванием медицинских дисциплин. Он активно занимался исследовательской работой в области хирургической анатомии, расширяя круг своих научных интересов. За два года командировки (Берлин и Геттинген) Н.И. Пирогов был поражен тем, насколько хирургия, как и медицина в целом, оторвана "от главных реальных ее основ: анатомии и физиологии... Было так, что анатомия и физиология - сами по себе, а медицина сама по себе... Ни Руст, ни Грефе, ни Диффенбах не знали анатомии...". Н.И. Пирогов тесно соединял клиническую деятельность с анатомо-физиологическими основами и не мыслил се в отрыве от них. Он был крайне удивлен тем, что известный немецкий клиницист-хир\ рг Руст даже бравировал нежеланием знать анатомию.

Вместе с тем, пребывая в разных странах, Н.И. Пирогов отмочил наличие передовых хирургов, создателей крупных школ, оставивших положительный след в хирургии. Такими, в частности, были французский хирург Г.Дюпюитрен (1777-1835), английский - Э.Купер (1768 -1841), немецкий - К.Лангенбек (1776 -1851).

После возвращения в Россию (1836) Н.И. Пирогов был избран в Дерпте экстраорднарным (1836), а затем ординарным профессором (1837) по кафедре хирургии медицинского факультета Дерптского университета. Чития лекции, Н.И. Пирогов


одновременно руководит хирургической клиникой, заменяя И.Ф. Мойера, и ведет

научную работу (рис. 3). В 1837-1838 гг. Николай Иванович Пирогов публикует большой научный труд "Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций" на латинском и немецком языках с атласом, за который Академия наук присудила ему Демидовскую премию 2-ой степени (1840). Этой работой он положил начало новому, хирургическому подходу к изучению анатомии. Н.И. Пироговым создана новая отрасль медицины - хирургическая

анатомия. В этот же период им изданы "Анналы Дерптской хирургической клиники" в двух томах (1837-1839). В "Анналах" ("летописях") он сообщал не только об успехах, но и

о неудачах, разбирая их причины с беспощадной суровостью. "Я положил себе за правило,

при первом моем вступлении на кафедру, - писал он впоследствии, - ничего не скрывать

от моих учеников и, если не сейчас же, то потом, и немедля открывать перед ними

сделанную мною ошибку, - будет ли она в диагнозе, или в лечении болезни".

И.П. Павлов так говорил об "Анналах" Н.И. Пирогова: "Первым его профессорским подвигом было издание его "Клинических анналов". Такая беспощадная, откровенная критика к себе и к своей деятельности едва ли встречается где-нибудь еще в медицинской литературе. И это - огромная заслуга". Критическая оценка своей работы стала потом традицией передовых врачей-клиницистов.

В феврале 1841 года Н.И. Пирогов был приглашен в Петербургскую Медико-
хирургическую академию.
К этому времени он, еще сравнительно молодой человек, уже встал в ряды видных мировых хирургов (рис.4). В Медико-хирургической академии Николай Иванович получил должность профессора кафедры госпитальной хирургии, патологической и хирургической анатомии; одновременно был главным врачом хирургического отделения при II-ом военно-сухопутном госпитале, директором по технической части Санкт-Петербургского инструментального завода. Министерство народного просвещения, отдавая должное заслугам Н.И. Пирогова в области высшего медицинского образования, избирает его членом медицинской комиссии (позже комитета) по реорганизации высшего медицинского образования. В Медико-хирургической академии Н.И. Пирогов работал в течение 15 лет (1841-1856). Это были годы наиболее интенсивной и плодотворной научной работы, расцвета его таланта как хирурга и преподавателя (рис.5). Здесь он написал ряд фундаментальных научных трудов, которые принесли ему всемирную известность, а три из них были удостоены полных Демидовских премий Академии наук: "Полный курс прикладной анатомии человеческого тела..." (12 выпусков 1843-1848), "Патологическая анатомия азиатской холеры..." (1849), и его знаменитая "Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными


 



через замороженное тело человека в трех направлениях " ("Ледяная анатомия") в 4-х томах (1851-1859). В январе 1847 года Н.И. Пирогова избирают член-корреспондентом Академии наук по биологическому отделению, а 20 апреля - его утверждают в звании академика Медико-хирургической академии.

В октябре 1854 года НИ. Пирогов выехал в первую командировку в Крым на театр военных действий во главе организованной им группы врачей-хирургов и общины сестер милосердия для оказания медицинской помощи раненым и больным. Русской армией в Крыму командовали бездарные военные бюрократы, сковывавшие инициативу таких героев, как адмиралы В.А. Корнилов и П.С. Нахимов. Н.И. Пирогов, как и другие патриоты России, не мог оставаться равнодушным и бездеятельным перед лицом страданий народа и особенно армии. "Я люблю Россию, люблю честь родины, а не чины", писал он, высказывая свое негодование в адрес бюрократического аппарата военного ведомства. В Севастополе Н.И. Пирогов увидел крайне тяжелую обстановку. Солдаты страдали от дизентерии, тифа, холеры и других инфекционных заболеваний. Раненые, в том числе с ампутированными конечностями, часто лежали в грязных лужах, под проливным дождем. "Везде воруют и везде беспорядок, - отмечал он...- в госпиталях нет ни одного лишнего матраца... - даже на случай, когда тиф разовьется. Врачей почти целая половина лежит - больны...". Н.И. Пирогов развернул перевязочный пункт в зале Дворянского собрания, под огнем противника. Наряду с напряженной хирургической работой, он вел большую организационную работу, значительную долю которой занимало руководство отрядом сестер милосердия Крестовоздвиженской общины.

Участие Н.И. Пирогова в Севастопольской обороне окончательно закрепило за ним славу родоначальника военно-полевой хирургии. СП. Боткин, наблюдавший за его деятельностью в Севастополе, утверждал, что Н.И. Пирогов встал "рядом с нашими народными героями". Николай Иванович получил возможность непосредственно убедиться в порочности и бессилии общественно-политической и военной системы России. В письмах к жене, - А.А. Пироговой,- он пишет о "раздорах и интригах", господствующих "между нашими военноначальниками". "Сердце замирает, когда видишь перед глазами, в каких руках судьба войны". Накануне возвращения в Петербург, в письме от 14 мая 1855 года он отмечает: "Не нужно быть большим стратегом, чтобы понимать, какие делаются здесь глупости, и видеть, из каких ничтожных людей состоят штабы..., грубые ошибки, нерешительность и бессмыслицу, господствующую здесь в военных действиях". Такого рода впечатления не могли, конечно, не повлиять на становление его мировоззрения и прогрессивных общественных позиций. В январе 1855


года Н.И. Пирогова избирают почетным членом Московского и Харьковского университетов, а в апреле того же года - почетным членом Киевского университета.

После окончания Крымской войны и возвращения в Петербург 4 января 1856 года он подает рапорт об уходе из Медико-хирургической академии, мотивируя это своим расстроенным здоровьем и домашними обстоятельствами. В июле 1856 года был подписан указ об увольнении Н.И. Пирогова. Время увольнения Н.И. Пирогова совпало с выходом в "Морском сборнике" (июль, 1856) его первой педагогической статьи "Вопросы жизни". В ней автор подверг резкой критике существовавшую систему воспитания, образования и обучения. Статья привлекла к себе внимание прогрессивной общественности России глубиной поставленных вопросов и способами их решения, убедительностью доводов и формой изложения. Н.И. Пирогов заявил о себе как крупнейший теоретик и мыслитель в области педагогики. Вскоре после публикации "Вопросов жизни" был подписан указ (3 сентября 1856 года) о его назначении попечителем Одесского учебного округа. В сентябре 1858 года Н.И. Пирогов занимает должность попечителя Киевского учебного округа, связывая большие надежды с возможностью улучшения народного образования. Недружелюбная обстановка, созданная в Медико-хирургической академии, также не располагала Н.И. Пирогова к возвращению в это учреждение. Так, в 1856 году, в возрасте 46 лет, он отошел от преподавания хирургии и анатомии "по болезни и домашним обстоятельствам ".

Н.И. Пирогов резко меняет установившийся в Киевском учебном округе уклад жизни учебных заведений. Газета "Киевский телеграф" (1862) сообщала, что "сущность новейшей педагогики, вводимой Н.И. Пироговым, приноровленной к развитию учащихся, а освоение учениками предмета было сознательным; преподавание находилось в ближайшей связи с уважением к человеческому достоинству и нравственной свободе личности". Для улучшения состава научно-педагогических кадров Н.И. Пирогов в университете и гимназиях ввел систему конкурсов. Это было необходимо для решения кадровых вопросов в вузах. Николай Иванович писал: " повышение в должности не основывается только на долговременности службы или одном личном взгляде начальства округа, а на их знаниях и педагогической опытности". Ему принадлежит выдающаяся роль в организации первых воскресных школ в России. В них он видел "не предмет роскоши, как на Западе", а настоятельную необходимость, поскольку они "заохочивают" к учению ремесленный и рабочий класс народа. Первая воскресная школа была открыта в городе Киеве на Подоле в 1859 году при непосредственном участии Н. И. Пирогова в помещении уездного дворянского училища. Н.И. Пирогов добился разрешения на сбор средств в пользу воскресных школ.


 




через замороженное тело человека в трех направлениях " ("Ледяная анатомия") в 4-х томах (1851-1859). В январе 1847 года Н.И. Пирогова избирают член-корреспондентом Академии наук по биологическому отделению, а 20 апреля - его утверждают в звании академика Медико-хирургической академии.

В октябре 1854 года НИ. Пирогов выехал в первую командировку в Крым на театр военных действий во главе организованной им группы врачей-хирургов и общины сестер милосердия для оказания медицинской помощи раненым и больным. Русской армией в Крыму командовали бездарные военные бюрократы, сковывавшие инициативу таких героев, как адмиралы В.А. Корнилов и П.С. Нахимов. Н.И. Пирогов, как и другие патриоты России, не мог оставаться равнодушным и бездеятельным перед лицом страданий народа и особенно армии. "Я люблю Россию, люблю честь родины, а не чины", писан он, высказывая свое негодование в адрес бюрократического аппарата военного ведомства. В Севастополе Н.И. Пирогов увидел крайне тяжелую обстановку. Солдаты страдали от дизентерии, тифа, холеры и других инфекционных заболеваний. Раненые, в том числе с ампутированными конечностями, часто лежали в грязных лужах, под проливным дождем. "Везде воруют и везде беспорядок, - отмечал он...- в госпиталях нет ни одного лишнего матраца... - даже на случай, когда тиф разовьется. Врачей почти целая половина лежит - больны...". Н.И. Пирогов развернул перевязочный пункт в зале Дворянского собрания, под огнем противника. Наряду с напряженной хирургической работой, он вел большую организационную работу значительную долю которой занимало руководство отрядом сестер милосердия Крестовоздвиженской общины.

Участие Н.И. Пирогова в Севастопольской обороне окончательно закрепило за ним славу родоначальника военно-полевой хирургии. СП. Боткин, наблюдавший за его деятельностью в Севастополе, утверждал, что Н.И. Пирогов встал "рядом с нашими народными героями", Николай Иванович получил возможность непосредственно убедиться в порочности и бессилии общственно-политической и военной системы России. В письмах к жене, - А.А. Пироговой, он пишет о раздорах и интригах", господствующих "между нашими военноначальниками". "Сердце замирает, когда видишь перед глазами, в каких руках судьба войны". Накануне возвращения в Петербург, в письме от 14 мая 1855 года он отмечает: Не нужно быть большим стратегом, чтобы понимать, какие делаются здесь глупости, и видеть, каких ничтожных людей состоят штабы..., грубые ошибки, нерешительность и бессмыслицу. господствующую здесь в военных действиях". Такого рода впечатления не могли, конечно, не повлиять на становление его мировоззрения и прогрессивных общественных позиций. В январе 1855


юла Н.И. Пирогова избирают почетным членом Московского и Харьковского \ ниверситетов, а в апреле того же года - почетным членом Киевского университета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.041 с.)