Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кудсийя бегам, сикандар бегам,
ДЖАХАН БЕГАМ, СУЛТАН ДЖАХАН БЕГАМ В СУЛТАНАТЕ БХОПАЛ В ИНДИИ
XVII, XVIII, XIX, XX КУДСИЙЯ БЕГАМ СИКАНДАР БЕГАМ ШАХ ДЖАХАН БЕГАМ СУЛТАН ДЖАХАН БЕГАМ
Государство Бхопал было расположено в центре полуострова Индостан, между 22°29' и 23°54' северной широты и 76°28' и 78°51' восточной долготы. Южной границей служила река Нарбада. Бхопал стал вторым по значению мусульманским государством на полуострове со времени после Хайдарабада1. Основателем государства был афганец Дост Мухаммед-хан, с молодых лет снискавший себе славу удачливого воина и поступивший затем на службу к Великому Моголу Аурангзебу (1659—1707). После смерти Аурангзеба Дост Мухаммед-хан объявил себя независимым владыкой земель, частично полученных за службу Великим Моголам, частично захваченных им, и стал править под титулом наваба. Когда в 1740 г. Дост Мухаммед-хан умер в возрасте 66 лет, у него осталось два сына и три внука, но его наследники — либо по малолетству, либо из-за отсутствия необходимых способностей — не могли управлять государством, и дела попали в руки честных и сильных министров-индусов. В правление третьего внука Дост Мухаммед-хана, в 1778 г., государство Бхопал впервые вступило во взаимоотношения с англичанами, и с этого момента был заложен фундамент постоянных связей между Бхопалом и Англией. В конце XVIII в. земли Бхопала подверглись нашествию грабительских отрядов пиндари2, после чего Бхопал был оккупирован маратхами, вызванными бхопальцами на помощь против пиндари. Однако в 1807— 1809 гг. двоюродному брату навваба Везир Мухаммед-Хану с помощью англичан удалось возвратить бóльшую часть захваченных маратхами земель и предотвратить гибель государства Бхопал. В 1816 г., после девятилетнего правления, везир Мухаммед-хан умер в возрасте 51 года. После него правителем Бхопала стал Назир Мухаммед-хан, женатый на дочери свергнутого навваба Кавс Мухаммед-хана Кудсийе Бегам. Назир Мухаммед-хан подписал с Англией договор, гарантирующий независимость Бхопала, обязавшись выставлять для английской армии 300 пеших и 600 конных воинов. Через три года Назир Мухаммед-хан умер. Его единственная дочь Сикандар Бегам была еще ребенком, и до ее совершеннолетия было решено назначить регентом ее мать Кудсийю Бегам3. Чтобы удержать свою личную власть в Бхопале, Кудсийя Бегам до 1835 не выдавала дочь замуж. Не хотела отказаться от регентства она и после того, как та вышла замуж.
Ее зять Джахангир Мухаммед (племянник Назира Мухаммед-хана) против такого ее самоуправства восстал, но был окружен в одной из крепостей войсками своих тещи и жены. В 1837 г. после вмешательства англичан управление государством было передано Джахангиру Мухаммед-хану, а Кудсийя Бегам вынуждена была отказаться от власти, став пенсионером британских властей. В 1844 г., после смерти Джахангир Мухаммеда, трон Бхопала заняла его жена Сикандар Бегам, которая до 1868 г. весьма умело и искусно управляла Бхопалом. Сикандар Бегам обладала беспримерными способностями в деле управления государством, и ее недюжинная энергия оказалась настолько полезной для Бхопала, что имя ее произносилось с великим уважением не только в стране, но и за ее пределами, а деятельность была примером для подражания тем, кто управлял Бхопалом после нее. В течение шести лет она полностью погасила долги Бхопала и ликвидировала систему передачи сбора налогов откупщикам. Она лично знала каждого деревенского старосту и городского голову. Ею были ликвидированы монополии на торговлю и народные ремесла. Она упорядочила полицейскую службу и провела еще много других реформ. Проводя в жизнь свои приятия, Сикандар Бегам выходила к народу в мужской одежде. Своим наследником она назначила свою единственную дочь Шах Джахан Бегам. В 1857 г., во время восстания сипаев, Сикандар Бегум с редкой даже для владык-мужчин решимостью жестоко наказала восставших. Поскольку во время этого восстания она предоставила убежище английским офицерам, Англия помогла ей расширить пределы границ государства Бхопал. В 1864 г. Сикандар Бегам совершила паломничество в Мекку и по возвращении написала книгу о своем путешествии4, Сикандар Бегам скончалась в 1868 г., и 19-й мусульманской государыней Бхопала стала ее дочь Шах Джахан Бегам, которая заняла престол под именем навваба Шах Джахан Бегам. После смерти в 1867 г. ее первого мужа Шах Джахан Бегам, решая государственные и служебные дела, открыто встречалась с людьми, но, выйдя замуж вторично (за Мухаммеда Сиддика Хасан-хана), на людях больше не показывалась. Она была такой же деятельной государыней, как и ее мать.
16 июня 1901 г. Шах Джахан Бегам умерла, и престол Бхопала заняла ее единственная дочь Султан Джахан Бегам. Она была замужем с 1874 г. Правительница придавала большое значение просвещению и оказанию медицинской помощи женщинам и содействовала росту промышленности и земледелия. В 1911 и 1925 гг. Султан Джахан Бегам совершила поездки в Европу, встречалась с султанами Абдул-Хамидом II и Решадом V. Во время этих поездок она добилась признания своим наследником ее сына навваба Мухаммеда Насрулла-хана и 18 мая 1926 г. отреклась от престола в его пользу. В 1927 г. по ее настоянию правительство Бхопала приняло закон, по которому в случае отсутствия наследника мужского пола бхопальский престол передается Женщине. Султан Джахан Бегам умерла 18 мая 1930 г. Итак, мы дали краткое жизнеописание 20 мусульманских владычиц и государынь, доселе остававшихся неизвестными для читателя.
ЖЕНЩИНЫ – РЕГЕНТЫ
Многие европейские исследователи неверно понимали положение женщины в исламском обществе. Они выдвигали тезис о том, что мусульманская женщина на протяжении веков была рабой мужчины или же влачила жизнь затворницы. Между тем она обладала и правами и дееспособностью, обретя свой правовой статус намного раньше европейской женщины. Мусульманка твердо знала свои права в области торговли, могла распоряжаться своим имуществом и не отказывалась занять подобающее ей место в обществе. Как уже отмечалось в начале книги, даже выполнение женщиной должности главы Дивана жалоб, считавшейся выше поста судьи, воспринималось в мумульманском обществе вполне нормальным явлением. В правление султана Мурада III (1574—1595), когда Османская империя переживала взрыв религиозного фанатизма, среди государственных деятелей высшего ранга мы видим, в частности, управительницу султанского гарема Джанфеду. Она занимала при дворе более высокое положение, чем, скажем, Газанфар-ага, Шемс Ахмед-паша или автор «Тад ат-теварих» ходжа Саад ад-Дин-эфенди и другие сановники. Ибн Халликан, восхваляя рассказчицу хадисов Шухда ал-Катибу, отмечал, что своим искусством каллиграфа она превосходила всех других мусульманских женщин-мастериц. На стенах медресе, построенных знаменитым владыкой и ученым Улугбеком в Бухаре и Самарканде, высечены следующие слова из предания, приписываемого пророку Мухаммеду: «Изучение науки обязательно для каждого мусульманина — женщины и мужчины». Как в области науки или искусства, так и в политической жизни женщина-мусульманка время от времени находила возможность увековечить свое имя. Некоторые из мусульманок сумели отличиться даже на военном поприще (это было, конечно, нечасто). Первой в этом ряду стоит жена пророка Айша, которая в сражении «Джамал» была руководительницей воинов наряду с полководцами Талхи и Ибн Хубайрой. А когда халиф Муавия создал мусульманский флот и двинул его на завоевание Кипра, первой погибла в сражении воительница из арабского племени Хазрадж — Умм Харам1. Историк ал-Балазури рассказывает также следующее об одном из омейядских полководцев, Мухаммеде ибн Касиме, которого по приказу халифа Сулеймана (715—717) заковали в цепи и доставили в Васит из Мултана (Индия), завоеванного еще в правление халифа Валида (705—715). Этот полководец выразил свое огорчение следующими словами: «Если бы я собрал вокруг своей ставки все разрозненные силы воинов, то готовые к сражению женщины и мужчины начисто вытоптали бы все вокруг»2. В 1600 г., когда правитель империи Великих Моголов Акбар (1542—1605) совершил мощное вторжение в государство, созданное в 1494 г. Ахмед Низам-шахом, наступление потерпело провал только благодаря регенту султаната — женщине по имени Джанд Биби. Многие исторические хроники отмечают ее бесстрашие в войне против Акбара. В 1857 г. во время войны алжирцев Кабилии с французскими колониальными войсками душой сопротивления являлась женщина по имени Лалла Фатима.
РЕГЕНТ СУБХ (САБИХА)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.37 (0.006 с.) |