Выделение блоков и занятий на каждый этап. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выделение блоков и занятий на каждый этап.



Пояснительная записка.

Актуальность проблемы.

Младшие школьники растут в постоянных изменениях и пытаются приспособиться к новой жизни. Многие дети находятся в состоянии гиперактивности, следствием чего являются проблемы, как у самого ребенка, его родителей, так и у всего окружения: сверстников, учителей, других родственников. В группу риска входят дети, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные. Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни.

Основными проявлениями гиперактивности являются дефицит внимания, импульсивность и повышенная подвижность ребенка. По данным исследований, он встречается у 4–9% дошкольников и младших школьников. А это значит, что в классе, где в среднем учится 25–27 человек, есть один, а то и два гиперактивных ребенка. Что создает определенные трудности и условия для учителя в построении всего хода занятий.

Именно поэтому данной проблеме нужно уделять особое внимание и стремиться к сведению гиперактивности к активной жизненной позиции.

Целью данного тренинга является: обучение гиперактивных детей навыкам общения и сотрудничества с учетом специфики ВНД.

Выделяются следующие задачи:

1. Контроль чрезмерной двигательной активности;

2. Снятие внутреннего напряжения и возбудимости;

3. Обучение навыкам общения с окружающими людьми;

4. Контроль эмоционального состояния.

Условия, необходимые для проведения тренинга:

Количество участников 5 – 7 человек в возрасте от 7 до 10 лет;

Время занятий: 45 минут 3 раза в неделю. Тренинговые занятия рассчитаны на 2 недели, далее проводится диагностика детей и решается вопрос о продолжении занятий, о возможном перерыве или об их прекращении.

В основном используются такие методы, как коррекционные игры с детьми, направленные на реализацию поставленных задач.

Теоретическая часть.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — определенная картина физического и психологического развития ребенка, при которой у него наблюдаются дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и возбудимость. Такой ребенок стремится успеть все и сразу, однако эта торопливость непродуктивна, не успев толком ознакомиться с одним предметом или занятием, ребенок уже заинтересовывается другой вещью или родом деятельности, бросая начатые дела.

Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом

СДВГ является серьезной социальной проблемой, так как встречается у большого количества детей (по данным разных исследований, им страдают от 2,2 до 18% малышей) и очень мешает их социальной адаптации. Так, известно, что дети, страдающие СДВГ, входят в группу риска по развитию в дальнейшем алкоголизма и наркомании. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается у мальчиков в 4-5 раз чаще, чем у девочек.

В школьном обучении такие дети обнаруживают меньшую эффективность, нарушения чтения, правописания, письменной графики. Они трудно адаптируются к школе, плохо входят в детский коллектив, часто имеют разнообразные проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Матери отмечают, что их дети вступают в конфликты во время игр, агрессивны и т.д.

Все это осложняет положение ребенка в коллективе сверстников и не может не сказаться на успешности обучения и формировании соответствующего поведения. Быстрые и импульсивные дети не умеют сдерживать свои желания, организовать поведение. В любой ситуации доставляют окружающим много хлопот. Гиперактивные крайне "неудобны" для воспитателей, учителей и даже родителей. Данный вариант развития ребенка становится весьма распространенным в дошкольном учреждении и в школе. Дезадаптирующие особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмах психики, и прежде всего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в генезисе произвольных форм поведения.

Дети чрезвычайно подвижны, все время бегают, крутятся, не могут посидеть на месте, на уроках отвечают, не дожидаясь своей очереди, перебивают других, на вопрос отвечают, не выслушав его до конца, невнимательны, несобранны. При этом большинство таких детей имеют хороший общий уровень интеллектуального развития.
Ученые пришли к выводу, что причиной такого состояния выступают нарушения в нервной системе, дисбаланс процессов возбуждения и торможения. Это состояние названо синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), на постановку этого диагноза имеет право только врач.

Имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и будущей или настоящей учебной деятельности.

Гиперактивные дети очень тонко ощущают настроение окружающих и легко подхватывают как положительные, так и отрицательные эмоции.Необходимо обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности – значит изменить взаимоотношения его с близким взрослым, и прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.

Воспитание гиперактивного ребенка должно проводиться комплексно, при участии многих специалистов: психиатра, невропатолога, психолога, педагога и других.
Родителям необходимо понимать, что поведенческие проблемы ребенка невозможно решить волевыми усилиями. Дети ведут себя так не потому, что хотят досадить взрослым, не назло им, а потому, что у них имеются. Задача взрослых - помочь им справиться с ними.

Задачей психологов и педагогов становится изменение отношения близких родственников и прежде всего, матери к ребенку, с тем, чтобы лучше его понять и снять излишние напряжения, формирующиеся вокруг него.

Матери нужно объяснить, что улучшение состояния ребенка зависит не только от назначаемого специального лечения, даже если таковое нужно (направленно-компенсаторное нейропсихологическое или медикаментозное, замещающее дефект развития психических функций за счет других зон мозга), но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.

В организации помощи гиперактивным детям и их родителям необходимо и участие педагогов – учителей. И здесь роль психолога центра или школьного психолога неоценима. Выполнение ряда его рекомендаций позволяет нормализовать взаимоотношения педагога с "трудным" ребенком и его родителями, помогает ребенку достигать более высоких результатов на занятиях, в учении.

Чтобы помощь гиперактивным детям была эффективной, лучше браться за нее "всем миром". Это значит, что каждый специалист, работающий с ребенком, может внести свой вклад. Так, невропатолог назначит медикаментозную поддержку, воспитатели и учителя могут позаботиться о том, чтобы адаптировать предъявляемые требования под возможности ребенка, применять правильные методы в поощрении и пресечении каких-то поведенческих проявлений.

Психологу, который занимается с этой группой детей необходимо тренировать навыки управления по вниманию и поведению. Именно в этом лучше всего может помочь игра, поэтому в данной программе предлагаются занятия на основе тренинга с учетом особенностей гиперактивных детей.

Тренинговая матрица.

Область психологической реальности Проблемы
Повышенная двигательная активность Внутреннее напряжение и возбудимость Обучение навыкам общения с окружающими людьми
Система представлений (когнитивная) Осознать свое поведение со стороны, понять мотивы такого поведения; сформировать положительную Я-концепцию. Понять мотивы возникновения данных состояний, научиться способами совладения ими. Знакомство, формирование представлений элементов эффективного общения и сотрудничества
Система отношений (эмоциональная) Принять свою активность, как природную данность и направить ее в деятельность (творческую). Научиться принимать себя и других. Научиться находить подход к людям, позитивно настраивать к общению с другими людьми. Дать опыт проживания чувств других людей.
Система умений (поведение) Научиться совладать собой, овладеть элементарными действиями самоконтроля, развивать рефлексию и способность к релаксации. Повышать самооценку, уверенность в себе, получить навыки саморегуляции и самоорганизации. Научиться поведению в разного рода ситуациях и с разными людьми.

Программа занятий.

Занятие 1.

Цель: научиться релаксировать и контролировать себя.

1. Знакомство и приветствие «Здравствуй!»*

Цель: знакомство с группой.

Оборудование: мячик

Время: 8 мин.

Тренер представляется и говорит о целях тренинга.

Инструкция: Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, - скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались "Леночка" или "Ленуля" или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, если их называют но отчеству, без имени - Петрович, Михалыч. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, и написать его на бейдже. Все остальные члены группы - и ведущие тоже - в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени. После представления, по кругу катится мячик и каждый, поворачиваясь к соседу справа, приветствует его: «Здравствуй, Максим!»

Принятие правил группы

Оборудование: ватман, фломастер, карточка «СТОП»

Время: 5 мин.

Дети совместно с тренером прописывают правила занятий:

1. «Я» (персонификация высказывания – все высказывания начинаем с местоимения «Я»)

2. «Здесь и теперь» (высказываемся от своего имени именно здесь и сейчас, не выносим за стены кабинет все, что узнали сегодня здесь)

3. «Будь активным!» (в группе нет зрителей, все работают наравне друг с другом)

4. «СТОП!» (можно показать карточку «СТОП» и отказаться от выполнения упражнения, но сделать это можно один раз за весь тренинг)

5. «00» (точность начала и конца, наказание за опоздание)

Ритуал прощания «Полет»

Цель: ритуал завершения занятия, снятия напряжения и установление душевного равновесия.

Оборудование: -

Время: 3 мин.

Ребята встают в общий круг, в котором участники стоят минуту с закрытыми глазами, положив руки на плечи товарищей и мысленно передавая группе свои позитивные эмоции и добрые пожелания. Почти всегда эта процедура сопровождается легким раскачиванием и ощущением легкости и полета.

Занятие 2.

Цель: развитие эмоциональной сферы личности

Рефлексия по занятию.

Ритуал прощания «Полет»

Цель: ритуал завершения занятия, снятия напряжения и установление душевного равновесия.

Оборудование: -

Время: 3 мин.

Ребята встают в общий круг, в котором участники стоят минуту с закрытыми глазами, положив руки на плечи товарищей и мысленно передавая группе свои позитивные эмоции и добрые пожелания. Почти всегда эта процедура сопровождается легким раскачиванием и ощущением легкости и полета.

Занятие 3.

Цель: снятие внутреннего напряжение и возбудимости.

Игра «Аисты – лягушки»

Цель: тренировка внимания, контроль двигательной активности.

Оборудование: -

Время: 10 мин.

Условия игры. Все игроки идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении.

Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Когда ведущих хлопнет два раза, игроки принимают позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Примечание. Можно придумать другие позы, можно использовать гораздо большее количество поз – так игра усложняется. Пусть дети сами придумывают новые позы

Упражнение «Два барана»

Цель: Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

Возраст: дошкольный, младший школьный.

Оборудование: -

Время: 10 мин.

Проведение: Психолог разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача - противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е». Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

Упражнение «Тух-тиби-дух»

Цель: Снятие негативных настроений и восстановление сил.

Оборудование: -

Возраст: дошкольный, младший школьный.

Время: 5 мин.

Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

5.Упражнение “Водопад”

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов и бодрый настрой.

Оборудование и материалы: расслабляющая музыка

Время: 10 мин.

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными …(пауза – поглаживание детей). А нежный свет течёт дальше по груди у …, по животу … Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт и по ногам и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

Рефлексия по занятию.

Ритуал прощания «Полет»

Цель: ритуал завершения занятия, снятия напряжения и установление душевного равновесия.

Оборудование: -

Время: 3 мин.

Ребята встают в общий круг, в котором участники стоят минуту с закрытыми глазами, положив руки на плечи товарищей и мысленно передавая группе свои позитивные эмоции и добрые пожелания. Почти всегда эта процедура сопровождается легким раскачиванием и ощущением легкости и полета.

Занятие 4.

Цель: обучение релаксации и контроля эмоционального состояния.

Рефлексия по занятию.

Ритуал прощания «Полет»

Цель: ритуал завершения занятия, снятия напряжения и установление душевного равновесия.

Оборудование: -

Время: 3 мин.

Ребята встают в общий круг, в котором участники стоят минуту с закрытыми глазами, положив руки на плечи товарищей и мысленно передавая группе свои позитивные эмоции и добрые пожелания. Почти всегда эта процедура сопровождается легким раскачиванием и ощущением легкости и полета.

Занятие 5.

Цель: обучение навыкам совместной деятельности.

Рефлексия по занятию.

Ритуал прощания «Полет»

Цель: ритуал завершения занятия, снятия напряжения и установление душевного равновесия.

Оборудование: -

Время: 3 мин.

Ребята встают в общий круг, в котором участники стоят минуту с закрытыми глазами, положив руки на плечи товарищей и мысленно передавая группе свои позитивные эмоции и добрые пожелания. Почти всегда эта процедура сопровождается легким раскачиванием и ощущением легкости и полета.

Занятие 6.

Цель: развитие навыков сотрудничества друг с другом.

Игра «Небоскреб»

Цели: В этой игре участвует сразу вся группа. В ней дети могут активно использовать как свои двигательные навыки, так и фантазию и рассудительность

Оборудование: Один складной метр и по два-три деревянных кубика на каждого ребенка Задача будет сложнее, если кубики окажутся разного размера. Среди них должно быть несколько деревянных цилиндров..

Время: 12 мин.

Инструкция: Возьмите каждый по два кубика и сядьте в круг на пол. Сейчас вам всем вместе нужно будет построить один небоскреб. Мне очень интересно узнать, на какую высоту вы сможете его возвести так, чтобы он не развалился. Один из вас может начать строительство, положив в центре один кубик на пол. Потом подходит следующий и кладет свой кубик рядом или сверху. Сами решайте, когда вы добавите один из своих кубиков. При этом вы можете говорить друг с другом и вместе думать, как вы поступите дальше. Я буду подсчитывать, сколько кубиков вы сложили, прежде чем башня упадет. Даже если свалится только один кубик, вам придется всю работу начать сначала. Кроме того, время от времени я буду измерять, на какую высоту уже поднялась башня.

Время от времени измеряйте высоту получающегося небоскреба. Было бы хорошо, если бы Вы могли комментировать действия и стратегию детей. В первую очередь поддерживайте все, что направлено на сотрудничество детей друг с другом.

Анализ упражнения:

— Понравилась ли тебе эта игра?

— Обижался ли ты на кого-нибудь в ходе игры?

4.Релаксационное упражнение "Тишина"

Оборудование: -

Время: 5 мин.

Тише, тише, тишина!

Разговаривать нельзя!

Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать

И тихонько будем спать.

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Ритуал прощания «Полет»

Цель: ритуал завершения занятия, снятия напряжения и установление душевного равновесия.

Оборудование: -

Время: 3 мин.

Ребята встают в общий круг, в котором участники стоят минуту с закрытыми глазами, положив руки на плечи товарищей и мысленно передавая группе свои позитивные эмоции и добрые пожелания. Почти всегда эта процедура сопровождается легким раскачиванием и ощущением легкости и полета.

*- модифицированное упражнение

 

 

Пояснительная записка.

Актуальность проблемы.

Младшие школьники растут в постоянных изменениях и пытаются приспособиться к новой жизни. Многие дети находятся в состоянии гиперактивности, следствием чего являются проблемы, как у самого ребенка, его родителей, так и у всего окружения: сверстников, учителей, других родственников. В группу риска входят дети, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные. Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни.

Основными проявлениями гиперактивности являются дефицит внимания, импульсивность и повышенная подвижность ребенка. По данным исследований, он встречается у 4–9% дошкольников и младших школьников. А это значит, что в классе, где в среднем учится 25–27 человек, есть один, а то и два гиперактивных ребенка. Что создает определенные трудности и условия для учителя в построении всего хода занятий.

Именно поэтому данной проблеме нужно уделять особое внимание и стремиться к сведению гиперактивности к активной жизненной позиции.

Целью данного тренинга является: обучение гиперактивных детей навыкам общения и сотрудничества с учетом специфики ВНД.

Выделяются следующие задачи:

1. Контроль чрезмерной двигательной активности;

2. Снятие внутреннего напряжения и возбудимости;

3. Обучение навыкам общения с окружающими людьми;

4. Контроль эмоционального состояния.

Условия, необходимые для проведения тренинга:

Количество участников 5 – 7 человек в возрасте от 7 до 10 лет;

Время занятий: 45 минут 3 раза в неделю. Тренинговые занятия рассчитаны на 2 недели, далее проводится диагностика детей и решается вопрос о продолжении занятий, о возможном перерыве или об их прекращении.

В основном используются такие методы, как коррекционные игры с детьми, направленные на реализацию поставленных задач.

Теоретическая часть.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — определенная картина физического и психологического развития ребенка, при которой у него наблюдаются дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и возбудимость. Такой ребенок стремится успеть все и сразу, однако эта торопливость непродуктивна, не успев толком ознакомиться с одним предметом или занятием, ребенок уже заинтересовывается другой вещью или родом деятельности, бросая начатые дела.

Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом

СДВГ является серьезной социальной проблемой, так как встречается у большого количества детей (по данным разных исследований, им страдают от 2,2 до 18% малышей) и очень мешает их социальной адаптации. Так, известно, что дети, страдающие СДВГ, входят в группу риска по развитию в дальнейшем алкоголизма и наркомании. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается у мальчиков в 4-5 раз чаще, чем у девочек.

В школьном обучении такие дети обнаруживают меньшую эффективность, нарушения чтения, правописания, письменной графики. Они трудно адаптируются к школе, плохо входят в детский коллектив, часто имеют разнообразные проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Матери отмечают, что их дети вступают в конфликты во время игр, агрессивны и т.д.

Все это осложняет положение ребенка в коллективе сверстников и не может не сказаться на успешности обучения и формировании соответствующего поведения. Быстрые и импульсивные дети не умеют сдерживать свои желания, организовать поведение. В любой ситуации доставляют окружающим много хлопот. Гиперактивные крайне "неудобны" для воспитателей, учителей и даже родителей. Данный вариант развития ребенка становится весьма распространенным в дошкольном учреждении и в школе. Дезадаптирующие особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмах психики, и прежде всего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в генезисе произвольных форм поведения.

Дети чрезвычайно подвижны, все время бегают, крутятся, не могут посидеть на месте, на уроках отвечают, не дожидаясь своей очереди, перебивают других, на вопрос отвечают, не выслушав его до конца, невнимательны, несобранны. При этом большинство таких детей имеют хороший общий уровень интеллектуального развития.
Ученые пришли к выводу, что причиной такого состояния выступают нарушения в нервной системе, дисбаланс процессов возбуждения и торможения. Это состояние названо синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), на постановку этого диагноза имеет право только врач.

Имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и будущей или настоящей учебной деятельности.

Гиперактивные дети очень тонко ощущают настроение окружающих и легко подхватывают как положительные, так и отрицательные эмоции.Необходимо обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности – значит изменить взаимоотношения его с близким взрослым, и прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.

Воспитание гиперактивного ребенка должно проводиться комплексно, при участии многих специалистов: психиатра, невропатолога, психолога, педагога и других.
Родителям необходимо понимать, что поведенческие проблемы ребенка невозможно решить волевыми усилиями. Дети ведут себя так не потому, что хотят досадить взрослым, не назло им, а потому, что у них имеются. Задача взрослых - помочь им справиться с ними.

Задачей психологов и педагогов становится изменение отношения близких родственников и прежде всего, матери к ребенку, с тем, чтобы лучше его понять и снять излишние напряжения, формирующиеся вокруг него.

Матери нужно объяснить, что улучшение состояния ребенка зависит не только от назначаемого специального лечения, даже если таковое нужно (направленно-компенсаторное нейропсихологическое или медикаментозное, замещающее дефект развития психических функций за счет других зон мозга), но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.

В организации помощи гиперактивным детям и их родителям необходимо и участие педагогов – учителей. И здесь роль психолога центра или школьного психолога неоценима. Выполнение ряда его рекомендаций позволяет нормализовать взаимоотношения педагога с "трудным" ребенком и его родителями, помогает ребенку достигать более высоких результатов на занятиях, в учении.

Чтобы помощь гиперактивным детям была эффективной, лучше браться за нее "всем миром". Это значит, что каждый специалист, работающий с ребенком, может внести свой вклад. Так, невропатолог назначит медикаментозную поддержку, воспитатели и учителя могут позаботиться о том, чтобы адаптировать предъявляемые требования под возможности ребенка, применять правильные методы в поощрении и пресечении каких-то поведенческих проявлений.

Психологу, который занимается с этой группой детей необходимо тренировать навыки управления по вниманию и поведению. Именно в этом лучше всего может помочь игра, поэтому в данной программе предлагаются занятия на основе тренинга с учетом особенностей гиперактивных детей.

Тренинговая матрица.

Область психологической реальности Проблемы
Повышенная двигательная активность Внутреннее напряжение и возбудимость Обучение навыкам общения с окружающими людьми
Система представлений (когнитивная) Осознать свое поведение со стороны, понять мотивы такого поведения; сформировать положительную Я-концепцию. Понять мотивы возникновения данных состояний, научиться способами совладения ими. Знакомство, формирование представлений элементов эффективного общения и сотрудничества
Система отношений (эмоциональная) Принять свою активность, как природную данность и направить ее в деятельность (творческую). Научиться принимать себя и других. Научиться находить подход к людям, позитивно настраивать к общению с другими людьми. Дать опыт проживания чувств других людей.
Система умений (поведение) Научиться совладать собой, овладеть элементарными действиями самоконтроля, развивать рефлексию и способность к релаксации. Повышать самооценку, уверенность в себе, получить навыки саморегуляции и самоорганизации. Научиться поведению в разного рода ситуациях и с разными людьми.

Выделение блоков и занятий на каждый этап.

Блок Цель Количество занятий Цель занятия Задачи занятия Психотехники
Блок 1 Повышенная двигательная активность Овладение элементарными действиями самоконтроля, развитие адекватной Я-концепции, повышение самооценки.   Занятие 1. Научиться релаксировать и контролировать себя. - ввести детей в тренинговое занятие; - через упражнения познакомиться с техниками релаксации; - учиться саморегуляции; - получить позитивный заряд эмоций.   Знакомство и приветствие «Здравствуй!» Принятие правил группы Упражнение-разминка «Огонь, вода, воздух, земля» Игра-упражнение на развитие внимания «Будь внимательным» Релаксационное упражнение «Драгоценность» Ритуал прощания «Полет»
Занятие 2. Развитие эмоциональной сферы личности -ознакомить с многообразием эмоций и чувств; -научить способам контроля эмоций; -развить умение выражать свои эмоции. Ритуал приветствия «Здравствуй» Упражнение группы «сказкотерапия» «Волшебная страна внутри нас» Ритуал прощания «Полет»
Блок 2 Внутреннее напряжение и возбудимость   Обучиться навыкам саморегуляции,самоорганизации и развитие уверенности в себе. Занятие 1. Снятие внутреннего напряжение и возбудимости. -тренировка внимания; -контроль двигательной активности; -снятие мышечных зажимов; -Релаксация; -создание позитивного настроя. Ритуал приветствия «Здравствуй» Игра «Аисты – лягушки» Упражнение «Два барана» Упражнение «Тух-тиби-дух» Упражнение “Водопад” Ритуал прощания «Полет»
    Занятие 2. Обучение релаксации и контроля эмоционального состояния. - формирование навыков самоуправления; -снятие напряжение и гармонизация эмоционального состояния.   Ритуал приветствия «Здравствуй» Упражнение «Проволочный человек» Упражнение «Волшебный сон» Ритуал прощания «Полет»  
Блок 3 Обучение навыкам общения с окружающими людьми     Занятие 1. Обучение навыкам совместной деятельности. -чередование энергичных движений и расслабления; -снятие напряжения; -увеличение тактильной восприимчивости; -прочувствование совместной деятельности. Ритуал приветствия «Здравствуй» Шалтай-Болтай «Сиамские близнецы" "Прикосновение" Ритуал прощания «Полет»  
    Занятие 2. Развитие навыков сотрудничества друг с другом. -участие в совместной деятельности; -создание позитивного настроя. Ритуал приветствия «Здравствуй» "Головомяч" «Небоскреб» «Тишина» Ритуал прощания «Полет»  

 

Программа занятий.

Занятие 1.

Цель: научиться релаксировать и контролировать себя.

1. Знакомство и приветствие «Здравствуй!»*

Цель: знакомство с группой.

Оборудование: мячик

Время: 8 мин.

Тренер представляется и говорит о целях тренинга.

Инструкция: Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, - скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались "Леночка" или "Ленуля" или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, если их называют но отчеству, без имени - Петрович, Михалыч. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, и написать его на бейдже. Все остальные члены группы - и ведущие тоже - в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени. После представления, по кругу катится мячик и каждый, поворачиваясь к соседу справа, приветствует его: «Здравствуй, Максим!»

Принятие правил группы

Оборудование: ватман, фломастер, карточка «СТОП»

Время: 5 мин.

Дети совместно с тренером прописывают правила занятий:

1. «Я» (персонификация высказывания – все высказывания начинаем с местоимения «Я»)

2. «Здесь и теперь» (высказываемся от своего имени именно здесь и сейчас, не выносим за стены кабинет все, что узнали сегодня здесь)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.201.131.213 (0.175 с.)