Право в системе нормативного регулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право в системе нормативного регулирования



  1. Понятия системы нормативного регулирования
  2. Понятия классификации социальных норм
  3. Соотношение права с другими социальными нормами

-1- Понятия системы нормативного регулирования

Вся совокупность норм осуществляет регулирование поведения и деятельности общества. И составляет систему нормативного регулирования общественных отношений

Система нормативного регулирования:

  1. Социальные нормы
  2. Технические нормы – определяют отношения людей к различным средствам производства, орудиям труда, к природе, к животному миру и т.п.
    Если социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, то технические – между людьми и внешним миром.

-2- Понятия классификации социальных норм

Термин «Социальные нормы» – нормы (правила поведения), регулирующие отношения между индивидуумами, между индивидуальными и социальными группами, между индивидами и обществом.

Социальные нормы – объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного поведения. Социальные нормы регулируют не всякие, а наиболее типичные и наиболее массовые отношения.

Классификация:

1. Правовые

2. Моральные

3. Религиозные

4. Политические

5. Семейные

6. Корпоративные

7. Нормы обычаев, традиций привычек

8. Правила этикета, приличия, корректности

Механизм социального регулирования – совокупность средств и методов, с помощью которых общество действует на общественные отношения, с целью координации поведения людей, а также развития самих общественных отношений.

Методы:

1. Побуждения – воздействие направлено на общественное или индивидуальное сознание (убеждение в полезности определенного вида поведения)

2. Поощрения - стимулирование главным образом материальное (как правило, с помощью установленной выгоды)

3. Принуждения – необходимое поведение достигается возможностью применения насилия

-3- Соотношение права с другими социальными нормами

Основные различия правовых и внеправовых социальных норм:

1. В характере отношений, на которые накладываются правовые и внеправовые нормы. Правовые закрепляют, прежде всего, жизненно важные общественные отношения, а внеправовые регулируют все остальные (межличностные, межгрупповые и т.п.).

2. В порядке и способе установления.
Нормы права содержатся в правовых актах, установленных и санкционированных в процессе самой общественной жизни, общественной практике, в быту, либо в результате различных общественных организациях.

3. В нормах и способах выражения.
Нормы права всегда содержатся в конкретных правовых актах и излагаются в письменной форме. Внеправовые, как правило, содержатся в сознании людей и передаются из поколения в поколение в узкой форме

4. В формах и средствах обеспечения.
Для правовых норм наряду с материальными, организационными и другими формами применяются и юридические (санкции). Внеправовые - не обеспечиваются в прямой форме юридическими средствами.

5. В характере и степени определенности мер воздействия.
В случае правовых норм возможны меры государственного принуждения, которые облекаются в соответствующие формы. В случае нарушения внеправовых норм возможны меры общественного воздействия, которые не всегда строго определены.

Мораль – совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, убеждений и основанных на них форм поведения, регулирующих отношение людей друг к другу, к обществу, к окружающей действительности.

Единство права и морали:

1. Единые цели и задачи: совершенствование общественной жизни, развития личности, защита прав человека

2. Единый объект регулирования: общественные отношения

Различия права и морали:

1. Исторически возникают в разное время.
Право формируется в период становления государственного строя. Государство заинтересованно в праве.

2. По характеру и способу воздействия на сознание и поведение людей.
Разные оценочные критерии

3. По уровню требований, предъявляемых к поведению человека.
Уровень морали значительно выше, она требует отличности больше, чем закон.

4. По объему охвата.
Моральное пространство гораздо шире правового

Право и религиозные нормы

Функции религии:

1. Мировоззренческая - создание особого миропонимания

2. Регулятивная - регулирует поведение человека с точки зрения религиозных норм.

Правовые нормы зарождались после религиозных.

Апреля 2005

Нормы права.

1. Понятия и признаки норм права

2. Структура норм права

3. Классификация норм права

-1- Понятия и признаки норм права

Понятие норма происходит от латинского слова правило. Норма права отражает наиболее важные основные свойства, которые часто повторяются. Норма права указывает, что и как должно быть сделать. Каждая правовая норма – это отдельная клеточка права, из которых складывается система права. Норма права – это модель поведения.

Норма права – обязательное формальное определенное правило поведения, установленное и санкционированное государством и направлено на урегулирование общественных отношений.

Признаки:

  1. Общеобязательность – предписания норм права обязательно для всех. Норма права носит безличностный характер, т.е. государство адресует норму права не конкретным индивидам, а всем субъектам (физическим и юридическим лицам)
  2. Формальная определенность - выражается в письменной форме оригинальных документах. Она призвана четко и строго определять рамки и деяния субъектов.
  3. Системность – каждая норма существует не сама по себе, а во взаимосвязи с другими нормами, т.е. в системе
  4. Связи государства
    1. содержит и выражает государственную волю.
    2. они обеспечиваются государственным принуждением
  5. Представительно – обязывающий характер - норма правила двухстороннее правило поведения – предоставляются одним субъектам права, а на другие накладывают обязанности

-2- Структура норм права

Структура норм права - внутреннее строение, порядок расположения составляющих и элементов.

1. Гипотеза - содержит указания на конкретные жизненные обязательства и условия (юридические факты), при которых данная норма реализуется. Их спектр широк и разнообразен. Пример: события – пожар, конкретное действие – сдача рукописи в редакцию, возрастной факт – достижение 14 лет

2. Диспозиция. Центральный аспект норм права определяет модель поведения, содержит само поведение, которому должны следовать участники отношений. В диспозиции чаще всего указываются права и обязательства сторон (договор купли – продажи, договор кредитования)

3. Санкция – определяет последствия соблюдения и не соблюдения предусматривает меры государственного воздействия. Санкции могут быть как негативными, так и позитивные. Также бывают простые, в которых, предусматривается 1 вид ответственности, а в сложных несколько

Классификация:

(по способу воздействия на регулируемые отношения)

  1. поощрительная – стимулирует совершение действий, которые являются образцовыми (премия, награда, благодарность и т.д.)
  2. компенсационные – определяют виды и порядок компенсации пострадавшему от чьих-либо действий или событий, возмещение ущерба от стихийных бедствий)
  3. право - восстановительные – направлены на восстановление нарушенного права – реабилитации.
  4. Карательные – устанавливаются для предупреждения вредных и опасных действий, а также для наказания правонарушителей.

Соотношение норм и права (из статьи нормативного акта)

Норма права – правило поведения, а статья нормативного акта – это форма выражения нормы права (в статье выражаются не правила поведения, а норма права, в котором содержится правило поведения)

Варианты соотношения норм права и статьи нормативного акта:

  1. Прямой способ норм права непосредственно прилагается в статье нормативного акта. (Т.е. все ее составные элементы полностью совпадают со структурой статьи или даже всего нормативного акта)
  2. отсылочный способ – статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта
  3. бланкетный – статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду других нормативных актов.

-3- Классификация норм права

Основание: - в зависимости от характера регулированных отношений::

1. материальные нормы права – регулируют различные материальные отношения, определяют правовой статус граждан, их права и обязанности.

2. Процессуальные нормы права – закрепляют процедуру правила и порядок осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами прав

Система права

  1. Понятие системы права
  2. структура системы права
  3. Общая характеристика отраслей российского права
  4. частное и публичное право
  5. Критерии деления права на отрасли и институты

-1- Понятие системы права

Понятие системы права – в целом соответствует в структуре общества, т.е. той системы общественных отношений, которые закрепляются правом. Система права развивается вместе с обществом. Система права – это внутреннее строение, определенный порядок организации и распределения, составляющие эту систему частей.

-2- Структура системы права

Структура:

  1. Норма права – это первичный элемент системы. Она составляет основу этой системы. Это тот материал, из которого строятся все остальные уровни
  2. Институт права – это сравнительно небольшая, устойчивая, относительно обособленная группа юридических норм, которые взаимосвязаны между собой и регулируют определенную разновидность общественных отношений.

Пример:

В уголовном праве:

· институт необходимой обороны

· институт крайне необходимости

· Институт невменяемости

В административном праве:

· Институт должностного лица

В семейном праве:

· Институт брака

Виды правовых институтов:

  1. отраслевые и межотраслевые
  2. регулятивные
  3. охранительные
  4. учредительные (запретительные)

Отрасль права – совокупность однородных правовых норм, которая обособилась внутри системы и регулирует определенную сферу общественных отношений. Наиболее крупные отрасли имеют подотрасли

-3- Общая характеристика отраслей российского права

  1. Конституционное право – ведущая отрасль регулирует наиболее важные государственные отношения. В ее круг входят вопросы формирования представительной и судебной власти, принципы деятельности федеративного устройства, правовой статус граждан. Главным нормативным актом является конституция
  2. Административное право – регулирует сферу управленческой и исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций. Основным документом является кодекс административных правонарушений
  3. Финансовое право регулирует финансовые отношения, формирование и исполнение государственного бюджета, банковские операции, предметы займа
  4. Земельное право – вопросы землепользования, землеустройства, распределение земельного фонда и т.д. В земельном праве есть свои подотрасли: лесное, горное, водное. Основной нормативный акт – земельный кодекс.
  5. Трудовое право – регулирует сферу трудовых отношений, организацию труда, определение тарифных ставок, разрядов, окладов, рабочее время, отпуск, порядок заключения и расторжения трудовых соглашений
  6. Гражданское право – регулирует имущественные и лично–неимущественные отношения (владение, пользование и распоряжение собственностью, купля - продажа, дарение, наследование, аренда, транспортировка, поставка сырья и продукции.) Подотрасли: наследственно, авторское, транспортное, изобретательное. Основной документ – гражданский кодекс, а также воздушный кодекс, установка железных дорог и т.д.
  7. Семейное право – тесно связано с гражданским, регулирует порядок заключения и расторжения брака, взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, вопросы усыновления, опеки, попечительства и т.д. Нормативный акт – кодекс о браке и семье
  8. Уголовное право – определяет совокупность норм о характере общественно опасных действий, принципы карательной политики государства. Вида и система санкций, состава конкретных деяний, форму и степень, виды и т.д. Основной документ – уголовный кодекс РФ
  9. Уголовно – исполнительное право – регламентирует порядок отбывания наказания лицами, осужденными судом к лишению свободы, а также деятельность государственных органов и учреждений в местах заключения. Основной акт – Уголовно – исполнительный кодекс.
  10. Уголовно – процессуальное право – регулирует деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания по раскрытию и расследованию уголовных дел, определяет права и обязанности участников процесса, их правовое положение. Основной акт – уголовно – процессуальный кодекс.
  11. Гражданско–процессуальное право – схоже по содержанию с уголовно – процессуальным правом. Основной акт – гражданско-процессуальный кодекс
  12. Международное право – эта отрасль не входит не в одну национальную систему права. Оно занимает наднациональное положение, т.к. регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. Его нормы закрепляются в международных соглашениях, уставах, декларациях, конвенциях, а также в документах ООН. Состоит из международно-публичного и международно-частного права.

-4- частное и публичное право

· Публичное право - нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов других представителей и представительств, правосудия и борьбы с посягательством

· Частное право – совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства их интересы, как свободных субъектов

-5- Критерии деления права на отрасли и институты

Критерии деления:

  1. Предмет правового регулирования (основной) – совокупность однородных общественных отношений, которые регулируются нормами, относящимися к той или иной отрасли права
  2. Метод правового регулирования (вспомогательный) – способ воздействия норм права на те или иные общественные отношения и поведение людей:
  3. Императивный (авторитарный) – способ, при котором участь правоотношений представляет только один строго определенный вариант поведения. Используется в уголовном праве. Широко применяется в административном и финансовом праве
  4. Диспозитивный (автономный) – нормами права устанавливаются пределы, в которых участники общественных отношений самостоятельно определяют варианты своего поведения, самостоятельно устанавливают свои взаимные права и обязанности, используются в гражданском и коммерческом праве.

Апреля 2005

Правотворчество

  1. Понятия и принципы правотворчества
  2. Формы, виды и субъекты правотворчества
  3. Понятия и стадии законотворчества
  4. Сущность и формы юридической техники
  5. Систематизация нормативно-правовых актов

-1- Понятия и принципы правотворчества

Государственное правотворчество – деятельность государства, направленная на издание, изменение или отмену правовых норм или решений

Принципы:

  1. Демократизма
  2. Законности
  3. Гуманизма
  4. Научного характера – правотворчество должно быть научно обоснованным, учитывать и использовать последние достижения науки и техники, основываясь на теоретических разработках проблемы
  5. Профессионализма – привлечение специалистов – профессионалов
  6. Тщательности подготовки

НАУЧНЫЕ ДАННЫЕ – полученные на практике, исследуемые данные

ЭМПЕРИЧЕСКИЙ – опытный

Правообразование – естественноисторический процесс формирования права, в ходе которого происходит анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие правовых предписаний.

Правотворчество входит в процесс правообразования.

-2- Формы, виды и субъекты правотворчества

Формы:

  1. Принятие нормативных актов органами государства (в России – федеральным собранием РФ или на уровне субъектов РФ)
  2. Путем референдума (Решения, принимающиеся обладают высшей юридической силой)
  3. Заключение различных соглашений, содержащих нормы права (между субъектами РФ или ими и Федеральным центром)

Субъекты: Государственные и негосударственные структуры

Виды правотворчества в зависимости от субъектов:

  1. Правотворчество народа в ходе референдума
  2. Правотворчество государственных органов, парламента, правительства.
  3. Правотворчество отдельных должностных лиц (президент, министр)
  4. Локальное правотворчество (конкретные предприятия, учреждения, организации)
  5. Правотворчество общественных организаций (профсоюзов)

Виды:

  1. Законотворчество
  2. Делегированное правотворчество – деятельность органов исполнительной власти (правительства), осуществляемая по поручению парламента, с целью принятия нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа. (Федеральное собрание издает законы, если они не успевают, то могут поручить правительству (исполнительной власти) разработку закона)
  3. Подзаконное правотворчество – нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, которые не относятся к высшим представительным органам (руководители предприятий) ____

-3- Понятия и стадии законотворчества

Законотворчество – главная составная часть правотворчества

Законодательная процедура – установленный порядок прохождения проектов законов до их принятия и вступления силу.

Законодательная инициатива – права определенных субъектов вносить предложения об издании законов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.244.83 (0.039 с.)