Предмет и метод Теории государства и права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и метод Теории государства и права



ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

М.И. Могачев

23 октября 2004. 4

Предмет и метод Теории государства и права. 4

-1- Предмет ТГП.. 4

-2- Структура ТГП.. 4

-3- Система методов ТГП.. 4

-4- Соотношение ТГП с другими науками. 5

30 октября 2004. 5

Понятия, признаки и сущность государства. 5

-1- Понятие государства. 5

-2- Основные признаки государства. 6

-3- Понятие и общие черты государственной власти. 6

-4- Сущность государства. 6

Функции государства. 7

-1- Понятие функций государства. 7

-2- Классификация функций государства. 7

-3- Форма осуществления функций государства. 8

6 ноября 2004. 8

Типология государства. 8

-1- Типология. 8

-2- Типология государства на основе -формационного подхода. 9

-3- Цивилизационный подход в типологии государства. 10

Форма Государства. 10

-1- Понятие и элементы формы государства. 10

-2- Понятие и вида государственного правления. 11

-3- Понятия и виды формы государственного устройства. 12

-4- Виды политических режимов: 12

13 ноября 2004. 13

Механизм государства. 13

-1- Понятие и элементы.. 13

-2- Понятие признаки и виды государственных органов. 13

-3- Принципы организации и действия государственного аппарата. 14

-4- Правоохранительные органы.. 14

20 ноября 2004. 15

Государство в политической системе общества. 15

-1- Понятие, структура и функции политической системы общества (ПСО) 15

-2- Место и роль государства в ПСО.. 16

-3- Иные субъекты ПСО.. 16

9 февраля 2005. 17

Законы и подзаконные акты.. 17

-1- Понятие, признаки, виды законов и подзаконных актов. 17

-2- Классификация законов. 18

-3- Подзаконные акты.. 18

-4- Действия нормативных актов во времени, пространстве и по курсу лиц. 19

16 февраля 2005. 19

Понятия и принципы права. 19

-1- Понятие сущность и социальное назначение права. 19

-2- Признаки права. 20

-3- Принципы права. 20

-4- Функции права. 21

23 марта 2005. 22

Право в системе нормативного регулирования. 22

-1- Понятия системы нормативного регулирования. 22

-2- Понятия классификации социальных норм.. 22

-3- Соотношение права с другими социальными нормами. 22

2 апреля 2005. 23

Нормы права. 23

-1- Понятия и признаки норм права. 23

-2- Структура норм права. 24

-3- Классификация норм права. 25

Система права. 25

-1- Понятие системы права. 25

-2- Структура системы права. 25

-3- Общая характеристика отраслей российского права. 26

-4- частное и публичное право. 27

-5- Критерии деления права на отрасли и институты.. 27

6 апреля 2005. 27

Правотворчество. 27

-1- Понятия и принципы правотворчества. 27

-2- Формы, виды и субъекты правотворчества. 28

-3- Понятия и стадии законотворчества. 28

-4- Сущность и формы юридической техники. 29

-5- Систематизация нормативно-правовых актов. 29

Правовые отношения. 29

-1- Понятие, виды и состав правоотношений. 29

20 апреля 2005. 30

-2- Признаки правоотношений. 31

-3- Содержание правоотношений. 31

-4- Понятие и виды объектов правоотношений. 31

-5- Субъекты правоотношений. 31

-6- Юридические факты и их классификация. 32

18 мая 2005. 33

Толкование норм права. 33

-1- Понятие и значение толкования. 33

-2- Способы толкования. 33

-3- Акты толкования. 34

-4- Юридическая практика. 35

Реализация права. 35

-1- Понятие и формы реализации права. 35

-2- Стадии процесса применения норм права. 35

-3- Пробелы и коллизии. 36

Правосознание и правовая культура. 36

-1- Сущность, структура и функции правосознания. 36

-2- Сущность структура и функции правовой культуры.. 37

-3- Формы и методы правового воспитания. 37

-5- Правовой нигилизм и правовой идеализм.. 37

21 мая 2005. 37

Правомерное поведение. Правонарушения. Юридическая ответственность. 37

-1- Понятие правомерного поведения. 37

-2- Понятие и виды правонарушений. 38

-3- Юридическая ответственность. 40

Законность и правопорядок.. 40

-1- Понятие законности. 40

-2- Правопорядок. 40

Механизм правового регулирования. 41

-1- Понятие механизма правового регулирования. 41

Октября 2004

Функции ТГП

Функции – основные направления действия данной науки, с помощью которых решаются стоящие перед ней цели и задачи.

1. Онтологическая (Онтология – учение о бытие) – позволяет понять суть государственно-правовых явлений, ответить на вопросы: «Что такое государство и право, как и почему они возникают и действуют?»

2. Гносеологическая (Гносеология – теория познания) – позволяет вырабатывать научные концепции, доктрины, приемы и способы, помогающие научному сознанию

3. Прогностическая – проявляется в предвидении изменений в государственно-правовой действительности, в определенных тенденциях ее развития

4. Методологическая – позволяет создать систему понятий и категорий, использующихся в других юридических науках

5. Идеологическая – с ее помощью ТГП воздействует на сознание субъектов и на социальную жизнь в целом

Октября 2004

Функции государства

1. Понятие функций государства

2. Классификация функций государства

3. Формы методы осуществления функций государства

-1- Понятие функций государства

Функции государства – основные направления деятельности государства

Цель – то, к чему стремится государство

Задачи – то, что необходимо сделать

Функция государства раскрывает его политическую природу. Это понятие историческое, изменяющееся с течением времени. Основные направления его деятельности, обусловленные потребностью людей решать общие проблемы, содержание которых задано характером, исторически определенного общества.

-2- Классификация функций государства

Классификация – объединение в группы отдельных элементов одного характера

Классификация функций:

1. Внешние:

1. Обороны – базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны. Предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения вооруженных конфликтов.

2. Содействия по обеспечению международного мира – деятельность по предотвращению воин, разоружению, сокращению ядерного и химического оружия, нераспространение оружия массового поражения и т.д.

3. Сотрудничества с другими государствами – деятельность, направленная на установление и развитие различных отношений, отвечающих интересам обоих сторон.

2. Внутренние

1. Экономическая – выработка и координация основных направлений экономической политики в устойчивом режиме

2. Налогообложения – налог является универсальным регулятором в экономической сфере

3. Социальной защиты – обеспечивает нормальные условия жизни для общества и социальную защищенность населения

4. Экологическая – разработка природоохранного законодательства, установления правового режима природопользования и т.д.

5. Культурная – поднятие культурного и образовательного уровня населения, создание условий для участия населения в культурной жизни общества

6. Охранительная – обеспечение прав и свобод граждан, деятельность государства по обеспечению правопорядка и борьбе правонарушением.

Подфункции:

1. Охрана конституционного строя

2. Охрана прав и свобод человека

3. Охрана собственности

4. Охрана общественного порядка

5. Охрана природной среды

6. Борьба с преступностью

-3- Форма осуществления функций государства

Форма осуществления функций государства – однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

1. Правовые формы – определяются конституцией и другими правовыми актами

1. Правотворческая деятельность - подготовка и издание нормативных актов, способствующих существованию политической функции государства

2. Правоприменительная деятельность – реализация нормативных актов путем принятия актов применения прав.

3. Правоохранительная деятельность – защита прав и свобод граждан, предупреждение и пресечение правонарушений, привлечение к юридической ответственности виновных лиц.

2. Организационные формы:

1. Организационно – регламентирующая – текущая работа

2. Организационно – хозяйственная – оперативная работа, связанная с бухучетом, снабжением, статистикой

3. Организационно – идеологическая – форсирование общественного мнения, например.

Методы осуществления функций государства:

1. Убеждение – склонение субъекта к определенной деятельности, соответствующей его воле без силового давления, при обеспечении свободы выбора

2. Принуждение - склонение субъекта к определенной деятельности посредством силового давления, при ограничении свободы выбора

3. Рекомендация – ориентирование на определенный вариант действия желательный с точки зрения государства

4. Поощрение – склонение к определенной деятельности с помощью систем вознаграждения.

Ноября 2004

Типология государства

  1. Типология
  2. Типология на основе формационного подхода
  3. Цивилизованный подход в типологии государства

-1- Типология

Типология – учение о типах, т.е. больших группах (классах), обладающих набором общих, характерных для всех типов признаков.

Типология государства – его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

Особенности процесса развития государства и права:

  1. развитие происходит по восходящей линии, т.е. по мере того, как один тип государства сменяется другим, развиваются и укрепляются демократические принципы организации и деятельности государства, расширяются его социальные основы, увеличивая круг прав и свобод граждан.
  2. развитие государства и права по своему характеру представляет собой необратимый процесс:
  3. проявляется в невозможности остановить естественное историческое развитие государства, невозможно историю повернуть вспять.
  4. в тоже время не носит фатальный характер, т.е. наряду с исторической необходимостью проявляется историческая случайность, которая может привести к торможению прогрессивного развития.

Значение типологии:

  1. Разработка ее положений дает возможность объективно оценить естественно – исторический путь развития государства и права, последовательный переход от одной ступени к другой.
  2. помогает понять внутреннюю логику и закономерность процессов исторического развития государства и права, служит основой научного предвидения и будущности.
  3. позволяет сочетать исследования общих закономерностей развития, свойственным всем без исключения типам государства и права, с их особенностями, присущих конкретным типам.
  4. предоставляет возможность для систематизации и анализа фактического материала различных общественных наук.
  5. позволяет проводить различия между научными и псевдонаучными государственно-правовыми теориями.

-2- Типология государства на основе -формационного подхода

Формационный подход - в его основе лежит критерий, в соответствии с которым типология государственных и правовых систем проводится на основе принадлежности к той или иной общественно-экономической формации. Представителями формационного подхода являются Маркс, Энгельс и др.

Формация – Исторический тип общества, основанный на присущем ему способе производства.

Типы общества на основе формационного подхода:

  1. до-государственный (первобытнообщинная формация), в ней государства плохо развиваются.
  2. Эксплуататорское общество – рабовладельческое, феодальное, буржуазное
  3. Социалистическое общество – коммунистическая формация

Типы государств и права:

  1. Рабовладельческий
  2. Феодальный
  3. Буржуазный
  4. Социалистический

Достоинства формационной типологии

  1. представляет деление государства на основе социально-экономических факторов, существенно влияющих на развитие общества.
  2. показывает естественно – исторический характер развития государства, его поэтапность

Недостатки формационной типологии:

  1. Излишняя запрограммированность - разделение происходит только на основе эксплуатации, т.е. определенного круга общественных отношений.
  2. отсутствие гибкости – принимается в расчет только экономический критерий, в то время как недооцениваются духовные факторы – культурные национальные, религиозные.

-3- Цивилизационный подход в типологии государства

.

Цивилизационный подход – в его основе лежит категория - цивилизация, т.е. уровень, достигнутый в своем развитии тем или иным народом, при этом основным критерием оценки служат духовные признаки (культурные, национальные, религиозные и т.д.) Представителями цивилизационного подхода являются Шпенглер, Вебер, Тойнби, Данилевский.

В настоящее время число современных цивилизаций колеблется от 5 до 8:

  1. Западная
  2. Исламская
  3. Китайская
  4. Индуистская
  5. Японская
  6. Русская (православная)
  7. Латиноамериканская
  8. Африканская

Достоинства:

  1. Духовные факторы определены как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях
  2. В данном случае предоставляется географически-адресная типология государства

Недостатки:

  1. Недооцениваются социально-экономические факторы
  2. По сути дела производится типология не столько государства сколько общества

Другие подходы:

Идеологический – выступает основанием

  1. Государство с коммунистической идеологией – государственность с коммунистична и партийна (КНР, КНДР, Куба)
  2. Государство с социалистической идеологией – у власти находится социально-демократическая партия
  3. Государство с либеральной идеологией – индивидуальная свобода и свобода предпринимательства не ограничена государственными структурами. Свобода от всякого вмешательства. (Период правления Б. Клинтона – США)
  4. государство с консервативной идеологией – сохранение традиционных ценностей, связанных с семьей, религией. Приверженность к порядку, дисциплине и сильной власти государства. (Германия времен Коля, Великобритания времен Тэтчер)
  5. государство с националистической идеологией – приоритет титульной нации (страны Прибалтики)

Форма Государства

  1. Понятие и элементы формы государства
  2. Понятие и вида государственного правления
  3. Понятия и виды формы государственного устройства
  4. Понятия, признаки и виды политического режима

-1- Понятие и элементы формы государства

  1. Форма государства – в первую очередь его строение, основные составные част, основные методы установления и осуществления государственной власти
  2. Сущность государства – определяется слоем общества волю и интересы, которых она в первую очередь выражает и защищает
  3. Содержание государства – направления, в которых, оно действует

Форма государства – способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим

Элементы формы государств:

  1. форма правления – в зависимости от ее особенностей государство делится на монархические и республиканские
  2. Форма государственного устройства – унитарные, конфедеративные, федеративные.
  3. Политический режим – демократический и антидемократический

-2- Понятие и вида государственного правления

Формы государственного правления – организация и порядок образования высших органов власти, их структура и компетенция, а также порядок взаимоотношений между этими органами и населением

Верховная государственная власть - глава государства (монарх или президент), законодательный орган и правительство

Формы правления:

1. Монархия (единовластие) – власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства.

Признаки монархии:

  1. власть передается по наследству
  2. власть осуществляется бессрочно
  3. не зависит волеизъявления населения

Виды Монархий:

1. Неограниченная (абсолютная) – полномочия монарха не ограничиваются. Отсутствуют представительные учреждения народа. Монарх является единственным представителем суверенитета государства

2. Ограниченная – наряду с монархом, носителем суверенитета выступают другие высшие государственные органы

a. Дуалистическая монархия – характерно наличие парламента, обладающего законодательной властью. Исполнительная власть - в руках монарха. Управление государством монарх осуществляет через правительство, им сформированное. Парламент в данном случае влиять на правительство не может.

b. Конституционная – полномочия… Правительство формирует парламент. Власть монарха ограничена подписанием законов разработанных и принятых парламентом. Монарх может издавать свои указы, но они проходят подписание в правительстве.

Ноября 2004

Механизм государства

1. Понятие и элементы

2. Понятие признаки и виды государственных органов

3. Принципы организации и действия государственного аппарата

4. Правоохранительные органы

-1- Понятие и элементы

Механизм государства – система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства

Элементы:

1. Государственные органы – президент, правительство, парламент, министерства, губернаторы

2. Государственная организация – вооруженные силы, милиция, полиции, служба безопасности

3. Государственные учреждения – больницы, почта, телеграф, школы, ВУЗы, Татры

4. Государственные предприятия – хозяйственно-экономическая деятельность – заводы

5. Организационные и финансовые средства – необходимы для обеспечения деятельности государственного аппарата

6. Государственные служащие – специально занимаются управлением и имеют правовое положение в государстве

Государственная должность – постоянное государственное установление с точно определенным комплексом прав и обязанностей лица, занимающего должность для непрерывного выполнения той или иной работы по осуществлению государственных функций.

-2- Понятие признаки и виды государственных органов

1. Представительные органы, обеспечивающие законодательную деятельность – Федеральное собрание. Главной функцией является принятие законов.

2. Система органов исполнительной власти, осуществляющих исполнительную деятельность (непосредственные исполнители) и распорядительную (обеспечивают исполнение своих распоряжений со стороны подчиненным им органов).

3. Система судебных органов – осуществление правосудия

4. Органы прокуратуры – надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государства, должностными лицами и гражданами.

5. Государственный орган – звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства, и поэтому наделено соответствующими полномочиями.

Признаки:

1. Не только самостоятельный элемент механизма государства, но и одновременно является его неотъемлемой частью.

2. Действует от имени государства и по его поручению.

3. Образован и функционирует на основе нормативно-правовых документов.

4. Имеет соответствующую компетенцию (совокупность законодательно закрепленных прав и обязанностей).

5. Состоит из государственных служащих и подразделений

6. Имеет необходимую материальную базу и финансовые средства.

7. Выступает как юридическое лицо.

8. Действует на определенной территории.

Виды:

1. По порядку образования:

a. Органы, избираемые непосредственно народом (Госдума, президент)

b. Органы, формируемые другими государственными органами (правительство, конституционный суд и т.п.)

2. По характеру подчиняемости:

a. Органы исключительно вертикального подсинения (Суд, прокуратура)

b. Органы Двойного (вертикально – горизонтального) подчинения

-3- Принципы организации и действия государственного аппарата

Принципы – наиболее важная идея или положение, раскрывающая сущность, содержание, назначение чего-либо:

9. Демократизма – выражается в широком участии граждан в формировании и организационной деятельности государственных органов.

10. Гласности – прозрачность деятельности государственных органов.

11. Разделения властей – каждая из них не только должна выполнять только свою определенную функцию, но и одновременно создавать механизмы, снижающие произвол со стороны других ветвей власти.

12. Профессионализма и этики государственных служащих

-4- Правоохранительные органы

Правоохранительная деятельность – деятельность по правовой охране общественных отношений.

Признаки:

1. Осуществляется с помощью юридических мер воздействия – мер государственного принуждения и мер по профилактике и предупреждению противоправных действий.

2. Мер воздействия должны соответствовать требованиям законов и иных правовых актов.

3. Возможно лишь в установленном законом прядке.

Основные направления:

  1. Конституционный контроль
  2. Прокурорский надзор
  3. Правосудие
  4. Выявление и расследование
  5. Предупреждение правонарушений
  6. Организация юридической помощи
  7. Защита по уголовным делам

Правоохранительные органы:

  1. Органы правосудия
  2. Органы полиции
  3. Органы внутренних дел
  4. Прокуратура
  5. Таможенные органы
  6. Органы ФСБ
  7. Командиры воинских частей
  8. Начальники военных учреждений
  9. Органы государственного пожарного надзора
  10. Капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании
  11. Начальники зимовок

Ноября 2004

Февраля 2005

Законы и подзаконные акты

  1. Понятие, признаки и виды законов и подзаконных актов
  2. Классификация законов
  3. Подзаконные акты
  4. Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц

2.Срок действия:

· на неопределенно длительное действие

3.От сферы действия:

· обще федеральные

· акты Субъектов РФ

· Акты органов местного самоуправления

· Локальные нормативные акты

-1- Понятие, признаки, виды законов и подзаконных актов

Закон – нормативный акт, принятый в особом порядке огранном законодательной власти или на референдуме, выражающий волю народа или обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее высшие общественные отношения

Признаки:

Принимается только высшим представительным органом или непосредственно самим народом на референдуме (Референдум – федеральное собрание высших представительных органов)

  1. Порядок подготовки и здания закона определяется конституцией РФ и регламентами федерального собрания
  2. Закон должен выражать волю и интересы народа
  3. Обладает высшей юридической силой (верховенство, все подзаконные акты должны ему соответствовать и не противоречить)
  4. Регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения

-2- Классификация законов

  1. По юридической силе:
    1. Конституция РФ - Закрепляет основы конституционного строя, определяет организацию различных ветвей государственной власти, принципы государственных отношений, содержание основных прав и свобод граждан.
    2. Федеральные конституционные законы:

i. Закон о конституционном суде РФ

ii. Закон о правительстве РФ

iii. Закон о референдуме

    1. Федеральные (текущие)

i. Гражданский кодекс

ii. Уголовный

iii. Семейный

    1. Законы субъектов Федерации

i. Закон такой-то области о муниципальной службе

ii. закон о социальных гарантиях

  1. По сроку действия:
    1. Постоянные
    2. Временные
  2. По характеру:
    1. Текущие
    2. Чрезвычайные

-3- Подзаконные акты

Определение:

Разновидность нормативно правового акта, издаваемого полномочным органом на основе и во исполнение закона, в соответствии с законом для его дальнейшей конкретизации и развития.

Признаки:

  1. Основываются на положениях закона и не должны им противоречить
  2. Присущ упрощенный порядок принятия
  3. Более оперативно реагируют на изменение обоснования
  4. Присуща высокая степень неоднородности

Виды: (основание – иерархическая зависимость)

  1. Указы президента России -Обязательны для исполнения на всей территории РФ. Подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституцией и законом
  2. Постановления Правительства России - часто принимаются не только во исполнение законов, но и указов президента
  3. Указы, инструкции, уставы, положения ведомств, министерств
  4. Решения, постановления местных органов государственной власти
  5. Решения, распоряжения, постановления муниципальных органов (на уровне городов и т.п.)
  6. Локальные нормативные акты (на уровне организаций.)

-4- Действия нормативных актов во времени, пространстве и по курсу лиц.

Действие во времени:

Вступление в силу нормативного акта

  1. Дата его принятия или утверждения
  2. Дата его опубликования, обнародования
  3. Либо определяется самими актами, либо указывается в других, специально изданных для этого нормативного акта

Прекращение действия

  1. По истечению срока действия акта, заранее указанного в самом акте
  2. На основании прямого указания конкретного органа об отмене этого акта (прямая отмена)
  3. в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена)

Обратная сила закона - распространение действия закона на все случаи жизни и общественные отношения, которые имели место до вступления его в силу. По общему правилу нормативные акты обратной силы не имеют.

Предание закону обратной силы:

  1. Если об этом сказано в самом законе (гражданское право)
  2. Если закон смягчает или устраняет ответственность (уголовное право)

Действие в пространстве - определяется территорией, на которые распространяются властные полномочия органа, его издавшего.

Территория РФ - ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, а также недра. К ней относится территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные, торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны.

Действие по кругу лиц

  • На территории России НА действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций иностранцев, лиц без гражданства. Существуют специальные НА в отношении определенных категорий граждан и должностных лиц
  • Если гражданин России совершит преступление на территории другого государства, он несет ответственность по закону России даже в том случае, если это деяние не является преступлением в той стране.
  • Существует категория лиц, в отношении которых действия НА ограничены: сотрудники дипломатических представительств и члены их семей, пользующихся дипломатическим иммунитетом. На них не распространяется административная и уголовная ответственность, не подлежат аресту.

Февраля 2005

Понятия и принципы права

  1. Понятие, сущность и социальное назначение права
  2. Признаки права
  3. принципы права
  4. функции права

-1- Понятие сущность и социальное назначение права

Сущность права

Формальная сторона - совокупность наиболее глубоких и устойчивых свойств предмета, определяющих его происхождение, характер, и направление развития.

Любое право по своей природе – это, прежде всего, регулятор общественных отношений.

Содержательная сторона – какие функции в приоритетном порядке она выполняет, чьи интересы обслуживает

При классовом подходе право определяется как система юридических норм, выражающих государственную волю господствующего класса

При общесоциальном подходе право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами или слоями общества

Марта 2005

Апреля 2005

Нормы права.

1. Понятия и признаки норм права

2. Структура норм права

3. Классификация норм права

-1- Понятия и признаки норм права

Понятие норма происходит от латинского слова правило. Норма права отражает наиболее важные основные свойства, которые часто повторяются. Норма права указывает, что и как должно быть сделать. Каждая правовая норма – это отдельная клеточка права, из которых складывается система права. Норма права – это модель поведения.

Норма права – обязательное формальное определенное правило поведения, установленное и санкционированное государством и направлено на урегулирование общественных отношений.

Признаки:

  1. Общеобязательность – предписания норм права обязательно для всех. Норма права носит безличностный характер, т.е. государство адресует норму права не конкретным индивидам, а всем субъектам (физическим и юридическим лицам)
  2. Формальная определенность - выражается в письменной форме оригинальных документах. Она призвана четко и строго определять рамки и деяния субъектов.
  3. Системность – каждая норма существует не сама по себе, а во взаимосвязи с другими нормами, т.е. в системе
  4. Связи государства
    1. содержит и выражает государственную волю.
    2. они обеспечиваются государственным принуждением
  5. Представительно – обязывающий характер - норма правила двухстороннее правило поведения – предоставляются одним субъектам права, а на другие накладывают обязанности

-2- Структура норм права

Структура норм права - внутреннее строение, порядок расположения составляющих и элементов.

1. Гипотеза - содержит указания на конкретные жизненные обязательства и условия (юридические факты), при которых данная норма реализуется. Их спектр широк и разнообразен. Пример: события – пожар, конкретное действие – сдача рукописи в редакцию, возрастной факт – достижение 14 лет

2. Диспозиция. Центральный аспект норм права определяет модель поведения, содержит само поведение, которому должны следовать участники отношений. В диспозиции чаще всего указываются права и обязательства сторон (договор купли – продажи, договор кредитования)

3. Санкция – определяет последствия соблюдения и не соблюдения предусматривает меры государственного воздействия. Санкции могут быть как негативными, так и позитивные. Также бывают простые, в которых, предусматривается 1 вид ответственности, а в сложных несколько

Классификация:

(по способу воздействия на регулируемые отношения)

  1. поощрительная – стимулирует совершение действий, которые являются образцовыми (премия, награда, благодарность и т.д.)
  2. компенсационные – определяют виды и порядок компенсации пострадавшему от чьих-либо действий или событий, возмещение ущерба от стихийных бедствий)
  3. право - восстановительные – направлены на восстановление нарушенного права – реабилитации.
  4. Карательные – устанавливаются для предупреждения вредных и опасных действий, а также для наказания правонарушителей.

Соотношение норм и права (из статьи нормативного акта)

Норма права – правило поведения, а статья нормативного акта – это форма выражения нормы права (в статье выражаются не правила поведения, а норма права, в котором содержится правило поведения)

Варианты соотношения норм права и статьи нормативного акта:

  1. Прямой способ норм права непосредственно прилагается в статье нормативного акта. (Т.е. все ее составные элементы полностью совпадают со структурой статьи или даже всего нормативного акта)
  2. отсылочный способ – статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта
  3. бланкетный – статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду других нормативных актов.

-3- Классификация норм права

Основание: - в зависимости от характера регулированных отношений::

1. материальные нормы права – регулируют различные материальные отношения, определяют правовой статус граждан, их права и обязанности.

2. Процессуальные нормы права – закрепляют процедуру правила и порядок осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами прав

Система права

  1. Понятие системы права
  2. структура системы права
  3. Общая характеристика отраслей российского права
  4. частное и публичное право
  5. Критерии деления права на отрасли и институты

-1- Понятие системы права

Понятие системы права – в целом соответствует в структуре общества, т.е. той системы общественных отношений, которые закрепляются правом. Система права развивается вместе с обществом. Система права – это внутреннее строение, определенный порядок организации и распределения, составляющие эту систему частей.

-2- Структура системы права

Структура:

  1. Норма права – это первичный элемент системы. Она составляет основу этой системы. Это тот материал, из которого строятся все остальные уровни
  2. Институт права – это сравнительно небольшая, устойчивая, относительно обособленная группа юридических норм, которые взаимосвязаны между собой и регулируют определенную разновидность общественных отношений.

Пример:

В уголовном праве:

· институт необходимой обороны

· институт крайне необходимости

· Институт невменяемости

В административном праве:

· Институт должностного лица

В семейном праве:

· Институт брака

Виды правовых институтов:

  1. отраслевые и межотраслевые
  2. регулятивные
  3. охранительные
  4. учредительные (запретительные)

Отрасль права – совокупность однородных правовых норм, которая обособилась внутри системы и регулирует определенную сферу общественных отношений. Наиболее крупные отрасли имеют подотрасли

-3- Общая характеристика отраслей российского права



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.147 с.)