Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коммуникативно расчлененные высказывания ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Коммуникативно расчлененными являются высказывания, в которых есть и тема, и рема, т.е. актуальна только часть информации. Они употребляются, если участников коммуникации интересуют какие-либо детали, компоненты события. Коммуникативно расчлененных высказывания бывают контекстуально зависимыми и независимыми. Среди коммуникативно независимых расчлененных высказываний можно выделить несколько коммуникативно-синтаксических типов. 1. Тема – детерминант(ы) с обстоятельственным или субъектным значением, рема – комплекс из состава сказуемого и состава подлежащего (именно в таком порядке!): Из мастерской / послышались торопливые шаги и шуршанье платья (Чехов); На днях / умер Захар Воробьев из Осиновых двориков (Бунин); У Никиты / были растеряны все мысли (А.Н. Толстой); Между нами / произошел разговор (Булгаков). 2. Тема – детерминант(ы) с обстоятельственным или субъектным значением, рема – главный член односоставного предложения: В небесах / торжественно и чудно (Лермонтов); Ему / было неудобно лежать (Чехов); У Сонечки / звенело в голове (А.Н. Толстой); Наутро / полк выстроили дивизионным порядком (Шолохов). Высказывания этих двух типов являются ответами на вопросы Что случилось тогда-то?; Что произошло с тем-то или там-то? и т.п. 3. Темой является группа подлежащего, ремой – группа сказуемого: Наша ветхая лачужка / и печальна и темна (Пушкин); Толпа / хохочет над Хрюкиным (Чехов); Маленький захолустный городишко / уже спал (Куприн); Багровые тучи на западе / медленно гасли (Паустовский). Эти высказывания отвечают на вопросы Что сделал тот-то?, Каким был тот-то? и т.п. Препозиция группы подлежащего и постпозиция группы сказуемого – это так называемый повествовательный порядок слов. 4. Тема комплексная, состоящая из детерминанта (Т1) и группы подлежащего (Т2), рема – состав сказуемого. Коммуникативное задание таких высказываний – характеристика уже известного лица или предмета: В Камышине / Маша / сошла (Паустовский) (Это ответ на вопрос: «Что сделала Маша в Камышине?»); Потом / оба / побежали в сад (Чехов); Через полчаса / нищий / сидел в трактире за столом с дюжиной рыбаков (Грин); В восемь часов вечера / отряд Серпилина / подошел к юго-восточной окраине леса (Симонов). В синтагматически зависимых расчлененных высказываниях словопорядок изменяется в соответствии с коммуникативной задачей. Поэтому члены предложения, входящие в составы подлежащего, сказуемого, детерминанта, по-разному распределяются между темой и ремой. В результате как сказано выше, границы компонентов актуального членения могут не совпадать с границами синтаксических составов.
Разрушение иерархии синтаксического членения проявляется: 1) в нарушении порядка следования составов подлежащего, сказуемого и детерминанта. Например, в роли ремы может оказаться подлежащее или детерминант: При мне исправлял должность денщика / линейский казак (Лермонтов); Боялись его / и господа (Бунин); Андрей Ильич очнулся от обморока / по крайней мере через полчаса (Куприн); Сюрпризы продолжались / и на следующий день (Булгаков); Потапов подошел к дому / в сумерки (Паустовский); 2) в нарушении порядка слов внутри синтаксических составов подлежащего, сказуемого и детерминанта. Это приводит к тому, что компоненты словосочетания располагаются в необычном порядке или дистантно: И эти ресницы / волновали Тихона Ильича / страшно (Бунин); Яков делал гробы / хорошие, прочные (Чехов); Но возвращаться в Москву / было уже нельзя (Паустовский). Зависимый компонент словосочетания может являться темой и занимать начальную позицию (второй темой при этом может быть подлежащее): Кабинета и окна / уже не было (Чехов); В этом человеке / Очумелов / узнает золотых дел мастера Хрюкина (Чехов); Но конца этой торговли / Буланин / уже не слышит (Куприн). К одном высказывании могут происходить оба вида «нарушений»: А икру, сыр и белорыбицу / съели два брюнета и толстый актер (Чехов); Первой пришла к нему исповедоваться / Варя (Чехов); Покупателей у Тихона Ильича / было много (Бунин). Ср. порядок слов, обусловленный синтаксической структурой предложений: Два брюнета и толстый актер съели икру, сыр и белорыбицу; Варя пришла к нему исповедоваться первой; У Тихона Ильича было много покупателей.
[1] Шелякин М.А. Указ. соч. С. 165. [2] Русская грамматика: В 2 т. Т. II. М., 1980. С. 84. [3] Русская грамматика: В 2 т. Т. II. М., 1980. С. 106–107. [4] Русская грамматика: В 2 т. Т. II. М., 1980. С. 386.
[5] О понятиях диктум» и «модус» см. в разделе «Семантический аспект изучения предложения». [6] Здесь приведена одна из существующих точек зрения на разновидности вопросительных предложений во вторичных функциях. [7] Русская грамматика: В 2 т. Т. II. М., 1980. С. 191. [8] Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. М., 1976. С. 50–58. [9] Ср.: Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. М., 1980. С. 122; Современный русский литературный язык / Под ред. В.Г. Костомарова и В.И. Максимова. М., 2003. С. 649; Современный русский язык / Под общ. ред. Л.А. Новикова. С. 820. [10] Ковтунова И.И. Указ. соч. С. 37.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.142.210 (0.005 с.) |