Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Категории рабочих мест: физические и экономические. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Физические – совокупность технических средств и некоторой части физического пространства, предназначенных для трудовой деятельности. Экономические – совокупность материально-вещественных, экономических и социальных условий обеспечения занятости одного работника безотносительно к числу физических рабочих мест.
Принято выделять рабочие места: занятые, вакантные, резервные, сопряженные, рабочие места первичной и вторичной занятости и др., а также исследовать совокупность факторов, влияющих на движение рабочих мест, таких как инвестиционный цикл, инвестиционная политика, жизненный цикл продукции, стоимость рабочего места и т.д.
Предложение рабочей силы – предложение наемными работниками принадлежащих им способностей к труду работодателю (предприятию, организации) на определенное время за определенную плату. Предложение рабочей силы определяется спросом населения на рабочие места и формируется под влиянием экономических, социально-демографических, психологических и других факторов. Предлагать свою рабочую силу на рынке труда могут: 1) люди, впервые выходящие на рынок труда, – выпускники учебных заведений (школ, колледжей, ПТУ, вузов); 2) те, кто ищет работу после длительного перерыва, – завершившие службу в вооруженных силах; женщины, выходящие из отпуска по уходу за детьми; беженцы; безработные и др.; 3) работники, занятые в любых секторах экономики, но желающие сменить место работы. Их движение предопределяет формирование потоков и запасов рабочей силы на рынке труда. Цена рабочей силы. Цена рабочей силы с позиций работника и работодателя имеет и количественные, и качественные отличия. С позиции работника цена его рабочей силы представляет собой доход, куда помимо заработной платы входят: выплаты по системе участия в прибылях, затраты на профессиональное обучение, льготы на питание в рабочее время, льготы по содержанию детей в дошкольных учреждениях, загородный отдых и т.д. Формула для укрупненного расчета цены рабочей силы: Цена рабочей силы = З + П + С + О, где: З – зарплата, П – участие в прибылях, С – все расходы на социальную поддержку работников предприятия, О – отчисление в фонды. Из формулы видно, что для работника цена рабочей силы будет определяться первыми тремя составляющими, а для предпринимателя – четырьмя.
Взаимоотношения работника и работодателя по поводу цены рабочей силы на рынке труда регулируются на основе контракта/договора, который может быть письменным и/или устным, индивидуальным и/или коллективным. В договоре определяется не только заработная плата, но и компенсационные выплаты, предоставленные предприятием, а также другие неденежные факторы (интенсивность труда, график работы и т.п.).
Типы рынков труда. Рынок труда имеет сложную структуру, поэтому существуют многообразные подходы к классификации и структуре его элементов и как следствие его сегментации. В основе сегментации рынка труда могут лежать следующие критерии: · форма собственности; · сложившийся в обществе преимущественный тип социально-трудовых отношений; · механизм регулирования рынка труда; · уровень фондоемкости и трудоемкости производства; · особенности технологии; · квалификация занятых; · уровень разделения и обобществления труда; · система организации и стимулирования труда; · традиции мотивационного поведения работников. Сочетание этих критериев формирует определенные типы (модели) рынков труда, основные характеристики которых представлены в таблице Таблица – Основные типы рынков труда и их основные характеристики
Каждый из типов рынка труда может быть структурирован на ряд секторов (сегментов), определяемых административно-территориальными, профессионально-квалификационными различиями, демографическими и другими признаками. Так, по демографическим признакам различают рынок труда молодежи, пожилых трудящихся, женщин, инвалидов. По профессиональным признакам выделяют рынки труда: инженеров, учителей, врачей, экономистов, юристов и т.п. По пространственному масштабу и административно-территориальной зависимости рынок труда подразделяют на международный, национальный и региональный. Модели рынка труда Понятие о моделях рынка труда возникает также при рассмотрении особенностей его функционирования и регулирования в разных странах. В данном случае сложно выделить один фактор, который определял бы национальную модель рынка труда.
Факторами модели рынка труда являются системы профессиональной подготовки, переподготовки повышение квалификации работников, практика продвижения работников и заполнения вакантных рабочих мест, способов регулирования трудовых отношений. Различают, прежде всего, японскую модель рынка труда, модель США и шведскую модель рынка труда. Проследим характерные черты разных моделей рынка труда с учетом современных тенденций. Японская модель. Система трудовых отношений в этой стране базируется на так называемом пожизненном найме, который предусматривает гарантии занятости постоянным работникам вплоть до наступления предельного возраста работы на предприятии в 55–60 лет. Пожизненный найм – это не юридическое право, его утверждение – дань традиции. Фирма морально обязана заботиться о каждом своем работнике вплоть до выхода на пенсию. Заработная плата, премиальные, социальные выплаты устанавливаются в соответствии со стажем и квалификацией. Работники последовательно проходят повышение квалификации в соответствующих внутрифирменных службах и перемещаются на новые рабочие места строго по плану. Ориентация японских фирм на использование наемных работников в течение длительного периода послужила основой политики, направленной на воспитание у работников творческого отношения к выполнению своих обязанностей, высокой отдачи и высокого качества работы, формирование внутрифирменного «патриотизма». Отсюда стремление предпринимателей решать вопросы сокращения производства не за счет увольнения работников, а за счет перевода работников на дочерние предприятия или на предприятия другой фирмы по взаимному соглашению. Однако все это относится в основном к постоянному персоналу фирмы. Также чем меньше фирма, тем больше на ней временных работников и больше вероятность потерять работу.
Модель США. Для нее характерна децентрализация рынка труда. В каждом штате США есть свое законодательство о занятости, свои фонды страхования по безработице. Взносы предприятий и самих работников вносятся раздельно в фонды штатов и федеральный фонд. Налоговые ставки различаются не только в разных штатах, но и для разных предпринимателей в одном штате. При изменении конъюнктуры и необходимости сокращения объемов применяемого труда и производства фирмы США прибегают к увольнению работников, а не к сокращению рабочего времени, как в Японии. Причем работники не получают информации об увольнении вплоть до наступления самих увольнений и закрытия предприятий. Мало внимания уделяется внутрифирменной подготовке персонала, за исключением профподготовки к специфическим работам. Все это приводит к высокой географической и профессиональной мобильности рабочей силы. Шведская модель. Характеризуется активной политикой государства в области занятости. Политика Швеции на рынке труда сводится в основном не к содействию заполнения безработными вакантных рабочих мест и выплате пособий по безработице, а носит превентивный характер, предупреждающий появление безработицы. В такой интегрированной модели связаны воедино экономическое развитие, оплата труда и политика на рынке труда. В данной модели выделяют четыре основных элемента: 1. Проведение ограничительной фискальной политики, которая направлена на поддержку менее прибыльных предприятий и сдерживание прибыли высокодоходных фирм для снижения инфляционной конкуренции между фирмами в повышении заработной платы. 2. Проведение политики «солидарности» в заработной плате, которая означает, что все рабочие и служащие должны получать равную оплату за равный труд независимо от финансового положения своего предприятия. 3. Активная политика на рынке труда, в соответствии с которой определенные категории работников обеспечиваются социальной помощью, а предприниматели получают значительные субсидии с целью сохранения определенных рабочих мест на своем предприятии. 4. Поддержка отраслей, определенных государственной программой предпочтительного развития. Она заключается в государственной поддержке занятости в секторах с низкими экономическими показателями, но обеспечивающих социально-необходимые услуги. Функционирование той или иной модели рынка труда зависит от многих обстоятельств внутреннего и внешнего порядка, в частности, от особенностей социально-экономического и политического устройства, культурных и национальных традиций, особенностей менталитета, общественного настроения, способности приспосабливаться к изменениям, происходящим в экономике.
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.233.157 (0.014 с.) |