Б. 1. Б. 19 «безопасность жизнедеятельности» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б. 1. Б. 19 «безопасность жизнедеятельности»



по направлению подготовки

Государственное и муниципальное управление»

направленность (профиль)

«Государственное административное управление», «Государственное регулирование рыночной экономики»

квалификация выпускника

Бакалавр

 

 

Форма обучения

Очная, заочная

 

Пятигорск, 2015


 

Автор (ы)-составитель(и)

кандидат биологических наук, доцент ___Квартыч Елена Ивановна

 

 

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА для использования в учебном процессе

кафедрой истории, права и гуманитарных дисциплин

Протокол от «___»_________ 2015 г. №________

 

Заведующий кафедрой истории, права

и гуманитарных дисциплин _______________________Кулиев Ф.М.__________


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цель и задачи дисциплины.. 4

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине. 4

3. Место дисциплины в структуре ОП ВО.. 5

4.Объем дисциплины.. 5

5. Содержание и структура дисциплины.. 6

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 12

7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 45

8.Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 49

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 52

10. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины.. 53

 

1. Цель и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является формирование у студентов профессиональной культуры безопасности, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приемы оказания первой помощи и методы защиты в условиях чрезвычайной ситуации.

К задачам освоения следует отнести:

- изучение основных методов защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

- овладение приемами оказания первой помощи в условиях чрезвычайной ситуации;

- формирование культуры безопасности

 

 

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине

Таблица 1.

Планируемые результаты обучения по дисциплине

Код компетенции Содержание компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине
ОК-9 способность использовать приемы первой помощи и методы защиты в условиях чрезвычайной ситуации Знать: З. 1.характер воздействия на человека вредных и опасных факторов; З. 2.приемы первой помощи и методы защиты в условиях ЧС.
Уметь: У. 1.оценивать риски реализации опасностей; У. 2. выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности.
Владеть: В.1. законодательными и правовыми основами в области безопасности; В.2. основными методами защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; В.3. понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности.

 

 

2. Место дисциплины в структуре ОП ВО

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (Б1. Б.19) относится к базовой части учебного плана направления подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление». Дисциплина преподается в 1 семестре для студентов очной и заочной форм обучения. Изучение дисциплины опирается на знания, полученные при изучении школьного курса математики, физики, экологии. Эти знания являются необходимыми для изучения экономических, нормативных и правовых основ безопасности, поэтому данная дисциплина неразрывно связана с экономикой, экономикой предприятия, гражданским и конституционным правом. Предметная область дисциплины, обеспечивающая достижение поставленных целей, включает изучение окружающей среды обитания, взаимодействия человека со средой обитания, взаимовлияние человека и среды обитания с точки зрения обеспечения безопасной жизни и деятельности, методов создания среды обитания допустимого качества. Основой содержательной части предметной области является круг опасностей, определяемых физическими полями, потоками вещества и информации. Объектами изучения в дисциплине являются биологические и технические системы как источники опасности, а именно: человек, коллективы людей, человеческое сообщество, природа, техника, техносфера и ее компоненты. Изучение объектов как источников опасности осуществляется в составе систем «человек – техносфера», «техносфера-природа», «человек-природа». Изучение характеристик объектов осуществляется в сочетании «объект, как источник опасности – объект защиты». Объектами защиты являются человек, компоненты природы и техносферы.

.

 

4.Объем дисциплины

Таблица 2.

Объем дисциплины

Вид учебных занятий и самостоятельная работа Объем дисциплины, час.
Всего Семестр
                     
Очная форма обучения
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:                      
лекционного типа (Л)                      
лабораторные работы (практикумы) (ЛР)                      
практического (семинарского) типа (ПЗ)                      
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)                      
Самостоятельная работа обучающихся (СР)                      
Промежуточная аттестация форма Зачет зачет                  
час                      
Общая трудоемкость (час. / з.е.) 72/2 72/2                  
Заочная форма обучения
  Курс
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе: Всего          
           
лекционного типа (Л)            
лабораторные работы (практикумы) (ЛР)            
практического (семинарского) типа (ПЗ)            
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)            
Самостоятельная работа обучающихся (СР) 60          
Промежуточная аттестация форма зачет зачет        
час.            
Общая трудоемкость (час. / з.е.) 72/2 72/2        
                                 

Примечание 1 - семестр - для очной, курс - для заочной формы обучения

5. Содержание и структура дисциплины

 

Таблица 3.

Содержание дисциплины

№ раздела Наименование тем (разделов) Содержание тем (разделов) Коды компетенций Коды ЗУН (в соответствии с табл. 1)
  ЧЕЛОВЕК И СРЕДА ОБИТАНИЯ Тема 1. Введение в безопасность. Основные понятия и определения. Предмет, цель и задачи курса. Производственная, городская, бытовая, природная среда. Взаимодействие человека со средой обитания. Понятия «опасность», «безопасность». Безопасность как одна из основных потребностей человека. Значение компетенций в области безопасности для обеспечения устойчивого развития социума. Место и роль безопасности в предметной области и профессиональной деятельности. Тема 2. Вредные и опасные производственные факторы Понятия «вредного» и «опасного» фактора. Виды опасностей: природные, антропогенные, техногенные, глобальные. Вред, ущерб, риск – виды и характеристики. Тема 3. Классификация ЧС.Природные и техногенные ЧС Чрезвычайные ситуации (ЧС) – понятие, виды, классификация. Фазы развития ЧС. Характеристика природных ЧС. Особенности и классификация техногенных ЧС. Поражающие факторы техногенных ЧС. Методы прогнозирования и оценки обстановки при ЧС. ОК-9   ОК-9   ОК-9   З.1   У.1   В.3
  ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ     Тема 4. Основные средства поражения и поражающие факторы. Краткая характеристика поражающих факторов ядерного оружия (ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение местности, электромагнитный импульс). Очаг ядерного поражения. Зоны разрушений, пожаров, радиоактивного заражения местности. Химическое оружие, способы и признаки его применения. Классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм. Зоны химического заражения. Способы защиты от отравляющих веществ. Бактериологическое (биологическое) оружие. Способы и признаки его применения. Краткая характеристика основных видов бактериологических средств. Очаг бактериологического поражения. Понятие о карантине и обсервации. Тема 5. Основные принципы и способы защиты населения в ЧС в мирное время Способы защиты населения при радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении местности, их краткая характеристика. Мероприятия дегазации, дезактивации и дезинфекции. Санитарная обработка людей. Инженерные мероприятия по защите населения. Сущность эвакуационных мероприятий. Организация и проведение эвакомероприятий. Порядок хранения и выдачи населению средств индивидуальной защиты (СИЗ). Организация обеспечения (СИЗ) населения в мирное время. Защитные сооружения (убежища, ПРУ), требования, предъявляемые к ним. быстровозводимые защитные сооружения, их эффективность. Место и роль гражданской обороны (ГО) в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Порядок оповещения и действия населения в чрезвычайных ситуациях. Тема 6. Современный терроризм. Истоки, виды, противодействие терроризму Виды экстремальных ситуаций. Оценка экстремальной ситуации, правила поведения и обеспечения личной безопасности. Формы реакции на экстремальную ситуацию. Психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях. Понятие, типология терроризма. Особенности проявления терроризма на Юге России. Виды терроризма, применяемые средства. Действия при обнаружении взрывоопасных предметов, при получении террористического акта, при захвате заложников. ОК-9 ОК-9 ОК-9 З.2   У.2       В.1
  УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема 7. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека. Взаимосвязь условий жизнедеятельности со здоровьем и производительностью труда. Комфортные условия жизнедеятельности. Климатическая, воздушная, световая, акустическая и психологическая среды, влияние среды на самочувствие, состояние здоровья и работоспособность человека. Принципы, методы и средства организации комфортных условий жизнедеятельности. Тема 8. Эргономические основы безопасности. Эргономика как наука о правильной организации человеческой деятельности, соответствие труда физиологическим и психическим возможностям человека, обеспечение эффективной работы, не создающей угрозы для здоровья человека. Система «человек-машина-среда». Антропометрическая, сенсомоторная, энергетическая, биомеханическая и психофизиологическая совместимость человека и машины. Организация рабочего места. ОК-9 ОК-9 З.1 У.1
    Тема 9. Управление безопасностью жизнедеятельности Органы государственного управления безопасностью: органы управления, надзора и контроля за безопасностью. Их основные функции, права и обязанности. Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью. ОК-9 В.2
           

Таблица 4.

 

 

Структура дисциплины

№ п/п Наименование тем (разделов) Объем дисциплины, час. Форма текущего контроля успеваемости4, промежуточной аттестации
Всего Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий СР
Л ЛР ПЗ КСР
Очная форма обучения
Тема 1 Тема 1. Введение в безопасность. Основные понятия и определения   и определения.             опрос (О)
Тема 2 Тема 2. Вредные и опасные производственные факторы               реферат (Р)
Тема 3 . Тема 3 Классификация чрезвычайных ситуаций. Природные и техногенные ЧС             тестирование (Т)
Тема 4 Тема 4. Основные средства поражения и поражающие факторы.             самостоятельная работа (СР)
Тема 5 Тема 5. Основные принципы и способы защиты населения в ЧС в мирное время               деловая игра (ДИ)
Тема 6 Тема 6. Современный терроризм. Истоки, виды, противодействие терроризму             реферат (Р)
Тема 7 Тема7. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека             опрос (О)
Тема 8 Тема 8. Эргономические основы безопасности.               дискуссия (Д)
Тема 9 Тема 9. Управление безопасностью жизнедеятельности                 тестирование (Т)
Промежуточная аттестация              
Форма Зачет            
Всего:              
Заочная форма обучения рма обучения
Тема 1 Тема 1. Введение в безопасность. Основные понятия и определения              
Тема 2 Тема 2. Вредные и опасные производственные факторы              
Тема 3 Тема 3 Классификация чрезвычайных ситуаций. Природные и техногенные              
Тема 4 Тема 4. Основные средства поражения и поражающие факторы             опрос (О)
Тема 5 Тема 5. Основные принципы и способы защиты населения в ЧС в мирное время              
Тема 6 Тема 6. Современный терроризм. Истоки, виды              
Тема 7 Тема7. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности              
Тема 8 Тема 8. Эргономические основы безопасности.                 тестирование (Т)
Тема 9 Тема 9. Управление безопасностью жизнедеятельности чрезвычайной ситуации жизнедеятельности                 контрольная работа(КР)
Промежуточная аттестация              
Форма Зачет            
Всего:              

Примечание 4 - формы текущего контроля успеваемости опрос (О), тестирование (Т), контрольная работа (КР),

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

6.1. Вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям лекционного, практического (семинарского) типов, к лабораторным работам (практикумам по темам (разделам) дисциплины

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.042 с.)