Типы взаимодействий. Психологическая характеристика кооперации и конкуренции 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы взаимодействий. Психологическая характеристика кооперации и конкуренции



Типы взаимодействий: кооперация и конкуренция,

 

при этом конкуренция в виде межличностного конфликта лучше, чем кооперация. Шмелев вводит континуум форм взаимодействия. На полюсах – кооперация и конфронтация. Продуктивная конкуренция ближе к полюсу кооперации, чем к полюсу конфронтации. Продуктивная конкуренция – кооперативный заряд. Объединение усилий людей, по созданию единого объекта, предназначенного для совместного использования или на продажу.

Кооперация: две основные черты совместной деятельности по Леонтьеву: разделение единого процесса между учениками и изменение деятельности каждого (т.к. предмет и мотив не совпадают).

Конкуренция: под конфликтом понимается противоречие в намерениях, целях, ценностях и т.д. сторон. Конфликт связан с понятием противоречия. Структуре конфликта: 1. стороны конфликта; 2. конфликтную ситуацию – объективная ситуация этого противоречия; 3. осознание конфликтной ситуации участниками, образ конфликтной ситуации (хотя бы одним из них); 4. конфликтное взаимодействие (собственно поведение) – в обыденном – понимаем только это; 5. исход (результат) этого конфликтного взаимодействия. Функции конфликта: конструктивная и деструктивная.

Уровни конфликта: 1. внутриличностный; 2. межличностный; 3. внутригрупповой; 4. межгрупповой.

Образ конфликтной ситуации (КС). 1. Если присутствует и реальная ситуация противоречия, и осознание – это – истинный конфликт. 2. КС есть, противоречие существует но не осознается участниками – латентный (потенциальный) конфликт 3. Объективного противоречия нет, а кому-то кажется, что есть – ложный конфликт. 4. Условный (случайный) конфликт (сражаются за ресурс, который не является единственным. 5. Неверно приписанный конфликт (когда хотя бы одна из сторон реального взаимодействия не является истинной стороной конфликта, например, руководитель ругает сотрудника за то, что он выполняет распоряжения непосредственного начальника). 6. Смещенный конфликт (за внешним поводом конфликта скрывается более глубокая истинная его причина). О стратегиях поведения в конфликте. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях (в основе – представление об ориентации человека на собственные интересы или интересы партнера - Томас): 1. собственные интересы Þ противоборство, конкуренция и борьба. 2. Ориентация на интересы партнера и собственные - высоки – Þ стратегия сотрудничества. 3. Стратегия компромисса – пожертвовать своими на уступку партнера. 4. Приспособление – ориентация на интересы партнера в ущерб собственным, 5. Стратегия ухода, избегания – стратегия ухода от конфликта.

Доценко: Континуум (объединение, непрерывность) типов отношений. На левом полюсе - Я-Ты, на втором - Я-Оно – как к объекту воздействия (в первом - как к партнеру.) Содружество: другой – как самоценность, основной инструмент - согласие. Партнерство: учет целей, интересов, желаний другого человека, его личностных особенностей, основной инструмент – договор, который предполагает подспудно силовой способ контроля за отношениями. Мы договорились и договор – внешнее средство. Соперничество: возникает в ситуациях, когда партнер настолько силен, что им манипулировать невозможно. Инструмент - борьба, соревнование. Манипуляция: предполагает воздействие на партнера, цели которого (воздействия) от партнера скрыты, попытка выдать достижение собственных целей манипуляторов... Доминирование: открытые, насильственные способы воздействия, направленные на подавление.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.005 с.)