Светская политическая мысль эпохи Возрождения и Реформации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Светская политическая мысль эпохи Возрождения и Реформации.



Николло Макиаевелли (1469-1527). В «Рассуждениях» наилучшая форма правления – смешанная, в которой сочетаются элементы монархии, аристократии и демократии. А в «Государе» - принципат, единовластие. Причина: «Рассуждения» носят более общий, теоретический характер, а «Государь» - размышление о том, что пригодно для Италии начала 16 в. Идея – нет универсальной формы правления, лучшей во всех условиях.

Эпоха буржуазных революций.

Голландия. Бенедикт Спиноза (1632-1677). Исходным в его учении становится понятие естественного права, под которым он понимает «сами законы или правила природы, сообразно с которыми совершается все». Лучшая форма государства – та, в которой наиболее обеспечены мир и безопасность, прочность и устойчивость, а также свобода граждан. Симпатии на стороне демократии (каждый, соединяясь со всеми, повинуется лишь самому себе). «Цель государства в действительности есть свобода». Такая цель лучше всего достигается «в демократическом государстве (которое больше всего подходит к естественному состоянию), ибо в таком государстве каждый переносит свое естественное право не на другого, лишив себя на будущее права голоса, но на большую часть всего общества, единицу которого он составляет». Его политический идеал – республика.

Англия. Томас Гоббс (1588-1679). Разумные начала поведения, основанные на учете интересов других людей и призванные обеспечить мир, Гоббс назвал естественными законами. Естественные законы могут быть резюмированы в одном правиле: «не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе». Обеспечить естественные законы может только гражданская власть или государство. Цель государства – покончить с войной всех против всех, обеспечить мир и безопасность. Это достигается сосредоточением в руках суверена всей полноты власти. Лучшая форма государства – монархия.

Джон Локк (1632-1704). Государство ограничено в своих действиях. Смысл политической теории Локка в определении пределов деятельности государства. Оно не может покушаться на неотчуждаемые права граждан. Среди них Локк особо выделяет собственность, свобода мнений. Предлагает разделение властей. Другие средства от произвола – законность, право народа на восстание для восстановления попранной справедливости. Любую законную форму правления (демократия, олигархия, монархия) он ставит на почву общественного договора, объявляя ее производной от народного суверенитета, возникающей по доверенности.

Франция. Шарль Луи Монтескье (1689-1755). Обосновал идею правления законов, а не людей, идею конституционного правления. Суверен обязан исполнять не только естественные, но и положительные законы в государстве. Идеал – государственное устройство, обеспечивающее политическую свободу. Он полагал, что такое устройство существовало в Англии. Политическая свобода – «право делать то, что дозволено законами». Выделял два аспекта (формы) обеспечения политической свободы: первый связан с устройством гос власти (гос строем), второй – с положением гражданина.

Свобода по отношению к гражданину заключается в безопасности или в уверенности в своей безопасности и зависит главным образом от доброкачественности уголовных законов (неприкосновенность личности).

Политическая свобода возможна только в государстве с умеренной формой правления (демократия, аристократия, монархия), где законы господствуют над волей правителей.

Конституционный принцип – разделениеи властей на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть была выше. Его идеал – конституционная монархия.

Жан Жак Руссо (1712-1778). Эгалитарист – за равное, справедливое распределение частной собственности. Верховная власть должна принадлежать совокупному народу. Объединившись в гражданское общество, государство, люди отказываются от своей естественной свободы в пользу общей воли, в которой каждый из них имеет равную долю, участвуя в ее формировании на одинаковых для всех основаниях. Общая воля возможна только тогда, когда среди объединившихся царят мир, единение и равенство. Руссо отвергает осуществление высшей власти через представителей; суверенитет пребывает только в народе. Предлагает поделить власть между различными органами и социальными слоями. Два важнейших блага: свобода и равенство. Предпочтение отдает аристократии с демократической формой правления.

США. Томас Джефферсон (1743-1826). Государство – продукт общественного договора, оно создается людьми для максимально полной реализации своих неотъемлемых прав. Народ – единственный носитель суверенитета. Разделял принцип верховенства права в широком смысле и закона – в более узком, а также принцип обеспечения прав и свобод личности. Предлагал отменить имущественный, религиозный и прочие цензы с тем, чтобы к выборам были допущены все свободные мужчины.

Германия. Иммануил Кант (1724-1804). Категорический императив свойствен всем разумным существам: 1) «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»; 2) «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

«Право есть совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы». Принцип равенства субъектов.

Суверенитет принадлежит только народу и выражается в общей воле.

Разделение властей. Законодательная власть должна принадлежать только народу. Исполнительная власть подчинена законодательной, судебная власть назначается исполнительной.

Его идеал – гражданская свобода или обязанность повиноваться лишь тем законам, в создании которых гражданин принимал участие своим голосом, и равенство.

Современность. (ТГП Мартышина – стр. 487-491). В конституциях ряда стран закреплено, что их государства являются правовыми. Так, в Конституции РФ 1993 г. утверждается, что Россия есть правовое государство (ч.1 ст.1). Такого же рода положения содержатся в основных законах многих других государств.

Однако эти положения далеко не всегда соответствуют действительности. Значит, они представляют собой скорее декларации, лозунги, идеальные устремления, чем нормативно-правовые установления.

Юридическая наука всегда выдвигала идеалы развития государства и права в надежде на их воплощение в жизнь. Одним из таких идеалов является концепция правового государства. Теория правового государства служит ориентиром развития современного государства, и ни одно существующее государство не отвечает всем требованиям этой теории.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.005 с.)