Формирование рынка прав на побочные эффекты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование рынка прав на побочные эффекты



Один из самых новых подходов, предложенных для ликвидации негативных побочных эффектов, связан с теоремой Коуза. Суть этого подхода заключается в формировании рынка прав на побочные эффекты. Давайте ограничим наши рассуждения проблемой загрязнения окружающей среды, хотя такой подход применим и к другим побочным результатам. Основная причина для формирования рынка прав на загрязнение окружающей среды состоит в том, что воздух, реки, озера, океаны и государственные земельные участки, такие, как парки и улицы, являются первичными объектами загрязнения, поскольку права пользования этими ресурсами либо принадлежат всему обществу, либо не регулируются законом. В результате ни у частных лиц, ни у ведомств нет стимулов ограничивать использование этих ресурсов, сохранять их чистоту или качество, потому что ни у кого нет прав на денежное возмещение расходов на подобную деятельность. Мы сохраняем свою собственность - периодически красим и ремонтируем свой дом -отчасти потому, что получим назад стоимость этих улучшений, когда будем ее продавать. Но пока "права" на воздух, воду и некоторые земельные ресурсы принадлежат всем, и все ими свободно пользуются, не будет стимулов, чтобы их сохранять или ограничивать их использование. Вследствие этого природные ресурсы "чрезмерно потребляются" и тем самым загрязняются.

Рисунок 33-2. Рынок прав на загрязнение

Окружающей среды

Загрязнение окружающей среды должно контролироваться государственным органом, устанавливающим количество загрязняющих веществ, которое атмосфера или водоем могут "переработать", и продающим это ограниченное количество прав тем, кто загрязняет окружающую среду. Цель этой меры состоит в том, чтобы превратить окружающую среду в редкий ресурс, имеющий определенную цену. В будущем с развитием экономики и ростом населения спрос на права загрязнения возрастет, но это приведет не к увеличению загрязнения, а к повышению цен на права загрязнения.

Поэтому вносится предложение, чтобы соответствующее ведомство, контролирующее загрязнение окружающей среды, определяло количество загрязняющих веществ, которое может быть выброшено в воду или в воздух в данном районе в течение года при сохранении качества воды или воздуха на определенном приемлемом уровне. Например, ведомство определяет, что 500 т загрязняющих веществ может быть сброшено в столичное озеро и "переработано" природой. Следовательно, 500 прав на загрязнение, каждое из которых позволяет их владельцу в данном году сбрасывать в озеро 1 т загрязнителей, ежегодно предлагаются для продажи. Суммарное предложение прав на загрязнение не изменяется, поэтому оно абсолютно неэластично, как показано на рисунке 33-2. Кривая спроса на права загрязнения будет нисходящей, как и кривая спроса на любые другие ресурсы. При высоких ценах те, кто загрязняют окружающую среду, либо перестанут ее загрязнять, либо будут загрязнять ее меньше, приобретя очистное оборудование. Таким образом, устанавливается равновесная рыночная цена на права загрязнения - в данном случае 100 дол., - по которой права на загрязнение в количестве, позволяющем сохранить окружающую среду, выдаются тем, что ее загрязняет. Заметим, что без такого рынка, то есть если бы использование озера для сбросов было бесплатным, в него было бы сброшено 750 т загрязнителей и оно подверглось бы "избыточному потреблению" или загрязнению в объеме 250 т.

И со временем, по мере увеличения численности населения и предпринимателей, спрос увеличится с D1990 до D2000. Без рынка прав на загрязнение к 2000 г. загрязнение на 500 т превысило бы тот уровень, который может быть усвоен природой. При наличии рынка прав на загрязнение их цена повысится со 100 до 200 дол., а объем загрязняющих веществ останется прежним, а именно 500 т - объем, который может "переработать" озеро.

Такой план имеет ряд преимуществ. Потенциальные "загрязнители" получают явный материальный стимул для охраны окружающей среды: в противном случае они вынуждены покупать права на загрязнение. Сторонники охраны окружающей среды могут бороться с загрязнением, скупая права и удерживая их в своих руках, а тем самым уменьшая фактическое загрязнение по сравнению с нормами, установленными правительством. По мере увеличения спроса на права загрязнения растущие доходы от продажи данного количества прав могут быть использованы для природоохранных мероприятий. В итоге растущие с течением времени цены на права загрязнения будут стимулировать поиск усовершенствованных методов контроля за загрязнением.

Хотя из-за административных и политических трудностей правительство отказалось от формирования крупномасштабного рынка прав на загрязнение среды, фактически он возник как рынок прав на загрязнение воздуха. По условиям Закона о чистом воздухе Управление по охране окружающей среды (УООС) установило нормы загрязнения воздуха для различных районов страны. В регионах, где не соблюдаются минимальные нормы, не разрешается вводить новые источники загрязнения, если не уменьшены или не ликвидированы уже существующие. Кроме того, каждая фирма в этих регионах вынуждена уменьшить загрязнение воздуха в соответствии с нормами, установленными для нее УООС.

 


Рисунок 33-3. Распределение налога с продаж Введение налога с продаж величиной, например, в 1 дол. смещает кривую предложения вверх на величину налога. Это приводит к повышению цены для потребителя (до 4,5 доп.) и к снижению цены после вычета налогов для производителя (до 3,5 дол.). В данном случае налоговое бремя распределяется поровну между потребителями и производителями.  

             
Р              
          S1  
6           S  
          Налог=1дол.  
               
               
            D  
               
  5 10 15 20 25 Q Количество бутылок в месяц (млн.)

В 1977 г. УООС начало разрешать фирмам, которые снижают уровень загрязнения сверх установленных для них норм, продавать новым или уже существующим фирмам свои права на загрязнение. Например, новая фирма, желающая разместиться в данном районе, может купить права на ежегодный выброс, скажем, 20 т закиси азота у уже действующей там фирмы, если последняя сократила выброс этого загрязняющего вещества сверх установленной для нее нормы. Цена права на вырос этих 20 т закиси азота будет зависеть от предложения прав загрязнения и спроса на них. Возникший не так давно рынок этих прав в настоящее время растет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.94.166 (0.017 с.)