![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Допустимые уровни звука и звукового давления в жилой застройке
Примечание. Дробью обозначено: вверху для времени суток с 7 до 23 ч, внизу - с 23 до 7 ч. Объектами шумозащиты являются территории города с нормируемым шумовым режимом. Для проведения акустических расчетов выявляются источники шума (ИШ), выбираются расчетные точки (РТ) на территории защищаемого объекта, определяются пути распространения шума. Уровни звукового давления в дБА, создаваемые условно точечным источником, в РТ (рис. 4.7) определяются по формуле [48, 64]: L=LW + ПН – 20 lgR – 10 lgW - ba R/1000 +DLотр - DLc , где LW – звуковая мощность источника шума, дБ; ПН – показатель направленности источника шума, дБА; R – расстояние от источника шума до расчетной точки, м; W - пространственный угол излучения шума; ba – коэффициент поглощения звука в воздухе; DLотр – повышение уровня звукового давления вследствие отражения звука от больших поверхностей (земля, стена), расположенных на расстоянии, не превышающем 0,1R, дБ; DLс – снижение уровня звукового давления элементами среды, расположенными между источником шума и расчетной точкой, дБ.
Октавные полосы частот, Гц ba , дБ/км 63 …………………………………………………… 0; 125 ……………………………………………… 0,3; 250 ……………………………………………… 1,1; 500………………………………………………. 2,8; 1000……………………………………………... 5,2; 2000……………………………………………... 9,6; 4000……………………………………………... 25; 8000……………………………………………... 83. DLотр = 3n, где n – число отражающих поверхностей (n £ 3). DLc определяется по формуле DLc = DLэкр + DLпов + bзел l , где DLэкр – снижение уровня звукового давления экранами; DLпов – снижение уровня звукового давления подстилающей поверхностью; bзел – коэффициент ослабления звука полосой лесонасаждений, дБ/м; l – ширина лесополосы, м. Уровень шума, дБ, от нескольких источников с одинаковым уровнем звукового давления, расположенных на одинаковом расстоянии от расчетной точки, определяется по формуле LS = Li + 10lgn , где Li – уровень звукового давления, дБ (уровень звука, дБА) i-го источника звука; n – число источников. Если источники шума имеют различные уровни звукового давления (уровни звука), то суммарный уровень шума, дБ, определяется по формуле LS = 10lg (100,1L1 + 100,1L2 +…+ 100,1Li) . Требуемое снижение октавных уровней звукового давления DLтер , дБ (или уровней звука DLтер , дБА) в расчетной точке на защищаемой от шума территории определяется как DLтер = LS - Lдоп , где Lдоп – допустимый уровень звукового давления, дБ (уровень звука, дБА). Основным источником шума на селитебной территории является транспорт. Ожидаемый эквивалентный уровень звука LАэкв.тер, дБА, создаваемый потоком автомобильного транспорта в расчетной точке у наружного ограждения здания, определяется по формуле [68] LАэкв.тер = LАэкв - DLА1 + DLА2 , где LАэкв - шумовая характеристика потока автомобильного транспорта, определяемая на расстоянии 7,5 м от оси ближайшей полосы движения транспорта, дБА; DLА1 – снижение уровня шума в зависимости от расстояния от оси ближайшей полосы движения транспорта до РТ, дБА; DLА2 – поправка, учитывающая влияние отраженного звука, дБА, определяемая в зависимости от соотношения h/B, где h - высота РТ над поверхностью территории, м; В – ширина улицы (между фасадами зданий), м. Наибольшие уровни транспортного шума наблюдаются у фасада здания на высоте 3…5-го этажей. На высоте 1-го, 2-го этажей уровни шума ниже из-за поглощения звука поверхностью земли и зелеными насаждениями. Поэтому РТ выбирают на высоте 12 м над поверхностью территории, в двух метрах от наружного ограждения. Шумовая характеристика транспортного потока определяется по формуле LАэкв = 10lgQ + 13,3 lgV + 4 lg(1 + ρ) + DLА3 + DLА4 + 15 , где Q – интенсивность движения, ед./ч; V – средняя скорость потока, км/ч; ρ - доля средств грузового транспорта и автобусов в потоке, %; DLА3– поправка, учитывающая вид покрытия проезжей части улицы или дороги, дБА (при асфальтобетонном покрытии DLА3= 0, при цементобетонном - DLА3= 3 дБА); DLА4 – поправка, учитывающая продольный уклон улицы или дороги, дБА. Для определения уровней шума от потока автотранспорта на примагистральной территории используют также графический метод расчета уровней звука LАэкв , разработанный ЦНИИП градостроительства. Кроме того, этим методом рассчитывается уровень шума от трамвайных линий, открытых линий метрополитена, от путей железнодорожного транспорта [11, 69]. Превышение эквивалентного уровня звука DLтер над допустимым рассчитывается как DLтер = LАэкв.тер - Lдоп . Результаты расчетов отражают на картограммах (картах-схемах) шумового режима (рис. 4.8) [69].
Рис. 8.Картограмма шумового режима застройки: 1 - зоны акустического дискомфорта в помещениях зданий (зачернены); 2 - то же, на территории; 3 - зоны акустического комфорта на территории и в зданиях; 4 - эквивалентные уровни звука в 7,5 м от оси крайней правой полосы движения транспорта Методы снижения шума. Градостроительные методы защиты селитебной территории от шума включают мероприятия по рациональному проектированию улично-дорожной сети, зонированию территории, организации территориальных разрывов (защита расстоянием), строительству акустических экранов. Принцип организации территориальных разрывов между источником шума и объектом шумозащиты основан на закономерности снижения уровня звука с расстоянием. При удвоении расстояния от точечного источника звука (например, с 200 м до 400 м) шум уменьшается на 6 дБА. Если источник протяжный, линейный (например, движущийся поезд), то при удвоении расстояния от него шум снижается на 3 дБА (в пределах расстояния, сравнимого с длиной источника). Принцип работы акустического экрана основан на создании за ним зоны звуковой тени. Шумозащитные экраны размещают на пути распространения звуков. Экранами могут быть естественные элементы рельефа местности – овраги, балки, выемки, холмы, земляные кавальеры, насыпи. Искусственными сооружениями, экранирующими транспортный шум, являются расположенные по краю дороги ограждающие и защитные стенки или барьеры, подпорные стенки, а также стенки на разделительной полосе дороги. Дороги могут размещаться в выемках. Варианты дорожных экранирующих сооружений приведены на рис. 4.9 [46].
Рис. 9. Шумозащитные экраны Шумозащитные стенки-экраны проектируют из различных материалов – монолитного и сборного железобетона, металлических панелей со звукоизолирующей облицовкой. Иногда в полотно панели включают светопрозрачные вставки из акрилового пластика, позволяющие водителям обозревать ландшафт. Экранирующие стенки должны иметь поверхностную плотность не менее 30 кг/м2 и могут быть облицованы звукопоглощающими материалами. Эффективность снижения шума прямо пропорциональна высоте и протяженности экранирующих сооружений. Скоростные дороги и магистрали улиц могут располагаться в туннелях. В качестве шумозащитных экранов используются здания, в помещениях которых допускаются уровни звука более 50 дБА. Это здания нежилого назначения – гаражи, склады, магазины, столовые, кафе и другие учреждения коммунально-бытового обслуживания. В качестве экранов используются жилые и общественные здания. При этом они должны иметь специальную планировку помещений. Со стороны источников шума располагаются подсобные помещения (коридоры, лестничные клетки, кухни, санузлы, вестибюли и прочее), одна из жилых комнат квартиры с числом комнат более двух, а также помещения, функциональное назначение которых допускает превышение уровня шума. Окна домов-экранов со стороны магистральных улиц должны иметь повышенную звукоизоляцию. Дома-экраны обычно имеют значительную длину и высоту. Они защищают расположенные за ними здания и внутриквартальные территории. Дома-экраны могут защищать целый микрорайон (рис. 4.10, 4.11). На перекрестках улиц размещают шумозащитные здания Г-образной конфигурации. Для защиты городской среды от шума применяются специально сформированные полосы зеленых насаждений. Полосы озеленения должны состоять из очень плотных посадок деревьев, смыкающихся своими кронами. Однако зеленые насаждения – это сезонное, временное средство шумозащиты. Приемами планировки создаются бестранспортные зоны на жилых территориях. При этом межмагистральные территории жилой застройки должны быть максимально укрупнены. Число перекрестков и других транспортных узлов должно быть по возможности уменьшено. Недопустим сквозной проезд автомобильного транспорта через территорию микрорайона. Зонирование селитебной территории по отношению к источнику шума – транспортной магистрали - должно предусматривать следующие приемы застройки (рис. 4.10). Вдоль магистральных улиц следует располагать здания предприятий торговли, бытового обслуживания, общественного питания, связи, коммунального хозяйства и здания других учреждений. Перечисленные здания будут выполнять роль шумозащитных экранов, и поэтому располагать их целесообразно без разрывов, используя как единый протяженный комплекс. В случае необходимости в качестве домов-экранов могут быть использованы жилые здания. Остальная межмагистральная территория, в пределах пешеходной доступности, отводится под жилую застройку. Этажность жилых домов, в случае разноэтажной застройки, должна увеличиваться в глубину примагистральной территории. При размещении жилых зданий необходимо использовать приемы группировки зданий, создающие замкнутые пространства по отношению к источникам шума. Не рекомендуется располагать здания торцами к магистрали, так как такой прием увеличивает зону акустического дискомфорта. Детские сады, больницы, школы должны размещаться в зоне, наиболее удаленной от транспортных магистралей [70].
Рис. 10. Размещение шумозащитных зданий на территории микрорайона Рис. 11. Планировка шумозащитного жилого дома В практике градостроительства методы защиты от внешнего городского шума обычно носят комплексный характер. Градостроительные решения, кроме шумозащиты, направлены также на выполнение других функций – инженерных, архитектурных, санитарно-гигиенических. Например, земляной кавальер является шумозащитным экраном, но кроме этого он используется как озелененный искусственный рельеф. К технико-технологическим методам относятся мероприятия по снижению шума в источнике; замене шумных источников, конструкций, технологий на малошумные; использованию новейших акустических технологий. Например, электромобиль на 15…20 дБА менее шумен, чем автомобиль с дизельным двигателем. Шум, генерируемый шинами автомобиля, может быть снижен на 3…4 дБА при замене асфальтового покрытия на специальное покрытие с содержанием резины. Разработаны специальные конструкции железнодорожных и трамвайных путей. В конструкции автомобиля используется целый набор шумозащитных элементов. К административно-организационным методам относятся мероприятия: · по организации контроля за уровнем шума на городских территориях; · рациональной организации транспортных потоков, ограничению движения грузовых автомобилей и мотоциклов в определенных зонах города и по времени; запрещению звуковых автомобильных сигналов; · вынесению шумных предприятий за пределы спальных районов, регламентации по времени шумных источников (например, громкая музыка) или запрещению их работы (например, громкоговорящая связь на сортировочных и грузовых станциях). Снижение инфразвука в городской среде. Инфразвук – это звуковые колебания и волны с частотами, лежащими ниже полосы слышимых (акустических) частот, до 20 Гц. В отличие от слышимого звука, инфразвук имеет большую длину волны и малую частоту колебаний. Инфразвуковые волны могут свободно огибать препятствия, являющиеся экранами для обычных шумов. Инфразвук распространяется в воздушной среде на большие расстояния, поскольку его поглощение в атмосфере незначительно [71]. Общий (линейный) уровень звукового давления, дБЛин – это величина, измеренная по шкале шумомера «линейная» или рассчитанная путем суммирования уровней звукового давления в октавных полосах частот. Эквивалентный (по энергии) общий (линейный) уровень звукового давления Lэкв , дБЛин, данного непостоянного широкополосного звука – это уровень инфразвука постоянного, который имеет такое же среднеквадратичное звуковое давление, что и данный непостоянный инфразвук в течение определенного интервала времени. Выделяют широкополосный инфразвук, с непрерывным спектром шириной более одной октавы, и тональный. Различают постоянный инфразвук, уровень звукового давления которого изменяется за время наблюдения не более чем в два раза (на 6 дБ), при измерении по шкале шумомера «линейная» на временной характеристике «медленно», и непостоянный. Характеристиками постоянного инфразвука являются уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 2, 4, 8, 16 Гц и общий уровень звукового давления, измеренный по шкале шумомера «линейная», дБЛин. Характеристиками непостоянного инфразвука являются эквивалентные по энергии уровни звукового давления, дБ, в указанных октавных полосах частот и эквивалентный общий уровень звукового давления, дБЛин. Биологический эффект инфразвука проявляется ответной реакцией всего организма, в которой участвуют преимущественно нервная, сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Отмечают особое влияние инфразвука на психоэмоциональную сферу. Источники инфразвука. Естественными источниками инфразвука являются землетрясения, извержения вулканов (~ 0,1 Гц), ветры, грозовые разряды (0,25…4 Гц), штормы (~ 10 Гц), северное сияние. К основным техногенным источникам инфразвуковых колебаний в городах относятся: · производственный инфразвук, генерируемый работающим оборудованием; · транспортные потоки, спектры шумов которых содержат инфразвуковые составляющие; · строительные и дорожные машины. Основной фон инфразвука в жилой зоне города создают транспортные средства (табл. 4.11) [64]. На территории жилой застройки уровень инфразвуковых колебаний меняется от 80 до 100 дБ. Причем разница между дБЛин и дБА колеблется от 10 до 20…30 дБ. Это характеризует инфразвук, в суммарном шумовом спектре городской среды, от незначительного до ярко выраженного. Нормируемые параметры предельно допустимых уровней инфразвука на территории жилой застройки определены требованиями СН 2.2.4/2.1.8.583-96 (табл. 4.12) [72]. Следует отметить, что согласно СН 2.2.4/2.1.8.562-96 [66] измерение и оценка уровня звукового давления инфразвука могут проводиться в дополнение к измерению и оценке шумов, спектр которых охватывает как звуковой, так и инфразвуковой диапазоны. Снижение уровня инфразвука. Обычно инфразвук сопутствует низкочастотным шумам и вибрациям. Поэтому для снижения его уровня необходимо проводить мероприятия по уменьшению уровня шума и вибрации на территории жилой застройки. Снижение уровня инфразвука в источнике возникновения достигается уменьшением колебаний вибрирующих объектов, пульсации газовых либо гидродинамических потоков. Таблица 11 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.012 с.) |