Основные показатели туризма на уровне макроэкономики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные показатели туризма на уровне макроэкономики.



Значение туризма постоянно растет и возрастает влияние данной сферы на экономику.

В мире, туристическая отрасль развивается очень быстрыми темпами. И это не случайно, ведь экономика многих стран напрямую зависит от туризма. Например, в Египте, туристическая отрасль вторая по обороту после нефтяного сектора. А в таких небольших островных государствах, как Мальдивские острова, Сейшельские острова, Мальта и.т.д. – туристический бизнес практически единственная статья дохода государственного бюджета.

Туризм является существенным источником доходов и занятости населения. Кроме того, туризм является существенным фактором реализации внешней политики государств.

В России на данный момент постепенно формируется реалистичный подход к туризму и понимание его как сферы экономики, обладающей значительными выгодами для социально- экономического развития России.

Большинство стран мира, осознают всю важность туризма для экономики и вкладывают значительные средства в продвижение национального туристского продукта с учетом специфики основных направляющих и принимающих рынков. Во второй половине ХХ века наблюдается бурный рост мировой туристической отрасли вследствие глобализации, возрастающей мобильности населения, развития транспортной отрасли и телекоммуникационных технологий. Согласно данным, представленным в последнем выпуске Барометра международного туризма ЮНВТО, в 2015 году число международных туристских прибытий увеличилось на 4,4% и составило в общей сложности 1 184 млн. Это означает, что по сравнению с 2014 годом в прошлом году примерно на 50 млн. больше туристов (ночующих путешественников) совершили путешествия в международные турнаправления во всем мире. В 2015 г. Темпы роста туризма в странах с развитой экономикой (+5%) превысили его темпы роста в странах с формирующейся рыночной экономикой (+4%) благодаря высоким результатам Европы (+5%).

Быстрые темпы развития отрасли способствуют росту капитальных инвестиций и экспортных поступлений, созданию новых рабочих мест. Превысил. Туризм формирует 5% общего объема мирового ВВП и 7% количества рабочих мест в мире.

Как отмечают в ЮНВТО, спрос на зарубежные путешествия варьируется в зависимости от исходных рынков. В первой половине 2016 г. Китай остался самым крупным исходящим рынком в мире, показав двузначный рост расходов на зарубежные поездки (+20% в первом квартале 2016 г.). Благодаря сильному доллару рынок США, второй по величине, продемонстрировал увеличение расходов на выездной туризм на 8%. Третий по величине мировой рынок, Германия, сообщила о четырехпроцентном увеличении расходов на выездной туризм. Среди других рынков, которые показали высокий спрос на заграничные поездки, оказались Испания (+20%), Норвегия (+11%), Австралия (+10%) и Япония (+6%). Между тем расходы на международный туризм в России и Бразилии по-прежнему остаются слабыми ввиду экономических трудностей и обесценившихся валют на обоих рынках. Ситуация экономической неопределенности актуализирует потребность в более глубоком анализе развития отрасли в условиях ограничения инвестиционных ресурсов, усиления нагрузки на рынок труда и уменьшения расходов домохозяйств на туризм и отдых вследствие кризисных явлений в экономике в течение нескольких последних лет.

 

Общий вклад туризма в экономику оценивают в первую очередь по величине совокупного общего вклада индустрии в ВВП и обеспечение занятости в абсолютном и относительном объеме. Важными показателями, характеризующими отрасль, являются структура туристских расходов, включая расходы иностранных туристов, объем и доля инвестиций в туризм в общем объеме капитальных инвестиций.

Методологической особенностью подхода, используемого экспертами Всемирного совета по туризму и путешествиям (ШТТС), является оценивание наряду с прямым вкладом туризма также непрямого и индуцированного вклада отрасли в экономику. Применение этого метода, отличного от принятого Всемирной туристической организацией ООН, обосновано тем, что общий вклад туризма в формирование ВВП в России в четыре раза превышает прямой вклад отрасли.

Прямой вклад туризма в ВВП - это общий объем непосредственных расходов на туризм и путешествия внутри станы резидентами и нерезидентами на деловые поездки и с целью проведения досуга, а также целевые государственные расходы на содержание объектов и территорий, представляющих интерес для туристов. Исчисляется как объем производства предоставляемых туристам услуг в абсолютном (денежном) и относительном (долевом) измерении.

Косвенный вклад туризма в ВВП включает инвестиции в туристическую отрасль; государственные расходы на общее поддержание индустрии туризма; расходы предприятий, предоставляющих услуги туристам, на приобретение товаров и услуг для своей непосредственной деятельности.

Индуцированный вклад туризма в ВВП - это часть ВВП, формируемая за счет доходов лиц, прямо или косвенно занятых в индустрии туризма.

Общий вклад туризма в ВВП состоит из прямого, косвенного и индуцированного вклада отрасли в экономику и отображает помимо прямого вклада экономический эффект от инвестирования, потребления сопутствующих товаров и услуг и доходов занятых в отрасли.

Прямой вклад туризма в занятость - это занятость в гостиничном хозяйстве, туристических агентствах, транспортной сфере, а также в сферах общественного питания и досуга в случае предоставления услуг напрямую туристам. Исчисляется как количество рабочих мест в туристической индустрии и их доля в общем объеме занятости.

Косвенный вклад туризма в занятость - это количество рабочих мест, созданных для обеспечения формирования косвенного вклада туризма в ВВП.

Индуцированный вклад туризма в обеспечение занятости - это количество рабочих мест, созданных благодаря доходам, полученным от прямо или косвенно занятых в индустрии туризма.

Такая структура анализируемых показателей делает возможной оценку общего вклада туристической отрасли в ВВП по совокупности расходов туристов, объему капитальных инвестиций в отрасль и поступлений от международного туризма.

Относительный вклад индустрии туризма в экономику России ниже аналогичных среднеевропейских показателей. По данным ШТТС, прямой вклад туризма в ВВП России в 2015 г. составил 1,5%, Украины - 2,2%, Европы - 2,9%; в занятость соответственно 1,4%, 1,9%, 2,8%. По показателям общего вклада туризма в ВВП, в занятость и в объем экспорта Россия значительно отстает от европейских стран. Так, для России и Европы показатели общего вклада индустрии в ВВП составляют соответственно5,9% и 8,2%; в обеспечение занятости - 5,5% и 8,0%; в общий объем экспорта - 3,1% и 5,3%. Касательно вклада туризма в общий объем капитальных инвестиций, то для России этот показатель существенно ниже европейского (2,7%, 4,7% соответственно)

Вклад туризма в ВВП России

  Прямой вклад в ВВП Общий вклад в ВВП
Дата объем, млрд.руб доля,% реальный темп прироста объем, млрд.руб доля,% реальный темп прироста
  1 106,3 1,5 -3,8 4 319,8 5,7 -3,2
  1 031,4 1,4   4 004,2 5,6  
  883,4 1,3 2,4 3 494,1 5,3 1,2
  820,8 1,3 2,8 3 285,9 5,3 -1,5
  742,8 1,3 0,9 3 103,8 5,5 1,9
  634,5 1,4 -6,4 2 626,7 5,7 -5,7
  594,1 1,5 0,4 2 440,6 6,3 0,1
    1,4 3,4 2 390,9 5,8 3,8
  474,5 1,4 6,3 1 948,8 5,9 8,6
  393,5 1,5 3,3 1 580,9 5,9 7,8
    1,5 4,3 1 270,8 5,9 7,4
  265,1 1,6 7,7 991,2 5,8 7,9

 

Вклад туризма в занятость.

Вклад туризма в занятость определяется как доля занятых в сфере туризма в структуре занятости страны. Туризм охватывает множество разнообразных секторов экономики, и это усложняет точную оценку численности работников, занятых в сфере туризма. Более того, решение проблемы реальной оценки затрудняется из-за специфического характера труда и разнообразных связей между туристским сектором и другими секторами экономики.

Рост туризма создает в странах независимо от уровня их развития много рабочих мест. Согласно информации Международного бюро труда примерно 100 млн человек во всем мире заняты в сфере туризма и половина из них работает в гостиничном хозяйстве. Поэтому такое воздействие туризма на занятость может стать определяющим для многих небольших стран, которые существенно зависят от данного сектора экономики. В этих странах более 50% трудоспособного населения вовлечено в деятельность, которая прямо или косвенно связана с туризмом в определенное время года. Малые страны в основном имеют замкнутую экономику, и до развития в них индустрии туризма они зависели от какого-нибудь одного вида экономической деятельности, например сельского хозяйства, или какого-либо одного продукта, например сахара

В отличие от небольших государств, в крупных индустриальных странах в туристской отрасли работает только 5% трудоспособного населения. В развивающихся же странах в индустрии туризма создается больше новых рабочих мест, чем в других отраслях экономики

Вклад туризма в занятость РФ

  Прямой вклад в занятость Общий вклад в занятость
Дата число, тыс.чел доля,% реальный темп прироста число, тыс.чел доля,% реальный темп прироста
  973,5 1,4 -0,1 3 749,6 5,2 0,9
  974,4 1,4 6,8 3 716,1 5,2 5,1
  912,1 1,3 1,8 3 534,5   0,3
    1,3 -2 3 524,0 4,9 -5,6
    1,3 -1,9 3 731,3 5,3 -1
  931,8 1,3 -6,9 3 769,5 5,4 -7,1
  1 000,3 1,4 5,7 4 059,4 5,8 5,9
  946,2 1,3 -0,5 3 833,0 5,4 -0,6
    1,3   3 854,6 5,4 2,7
  942,1 1,4 -2,7 3 754,2 5,4 1,2
  968,1 1,4 -0,1 3 710,4 5,4 2,6
  968,6 1,4 2,3 3 614,8 5,4 ё

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.009 с.)