Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система показателей туристского спроса
Все многообразие показателей статистики туризма можно условно свести в две большие группы. Одна из них характеризует состояние туристского рынка, другая — вклад туризма в национальную экономику. К первой группе относятся показатели туристского спроса и туристского предложения. Показатели туристского спроса содержат информацию об объеме, структуре и различных характеристиках туристского потока. Обычно данные показатели представлены в натуральном, нестоимостном выражении. Вместе с тем спрос — это экономическая категория, которая часто сопоставляется с категорией предложения, и уже поэтому она нуждается в описании в стоимостном выражении. Это фундаментальное противоречие между видимыми процессами в туризме (туристы, туристские потоки), с одной стороны, и экономическими основаниями производства и реализации туристских услуг — с другой, долгое время не давало туризму закрепиться в числе полноправных видов экономической деятельности и служило определенным препятствием для определения экономического влияния туризма.
Система показателей туристского спроса (* В. Я. Гельман)
Общие показатели туристского спроса. К этой группе показателей относятся число прибытий внутренних и международных посетителей и продолжительность пребывания. Статистика прибытий содержит количественное описание въездных, выездных и внутренних туристских потоков.
Туристский поток - это постоянное прибытие туристов в страну или данный регион. К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся: общее количество туристов, в том числе организованных и самодеятельных; количество туродней (количество ночевок, койко-дней); средняя продолжительность (среднее время) пребывания туристов в стране, регионе (в одном месте или населенном пункте). Количество туродней определяется путем умножения общего количества туристов на среднюю продолжительность в днях пребывания одного туриста в стране или регионе: , где Д - количество туродней, чел-дней; r - количество туристов, чел.; t - средняя продолжительность пребывания одного туриста в данном регионе, дней. Туристский поток - явление неравномерное. Для характеристики неравномерности туристского потока применяют коэффициент неравномерности. В зависимости от цели и задачи анализа динамики туристского потока используют три способа расчета коэффициента неравномерности. Первый способ: где КH - коэффициент неравномерности туристского потока, %; Dтах – количество туродней в месяце максимального туристского потока, чел-дней;
Dmin – количество туродней в месяце минимального туристского потока, чел.-дней. Второй способ: , где КH - коэффициент неравномерности туристского потока, %; Dтах – количество туродней в месяце максимального туристского потока, чел.-дней.; Dгод - годовое количество туродней, чел.-дней. Третий способ: , где КН - коэффициент неравномерности туристского потока, %; Dмах – количество туродней в месяце максимального туристского потока, чел.-дней; Dсм - среднемесячное количество туродней, чел.-дней. Среднемесячное количество туродней определяется путем деления годового количества туродней на 12 месяцев: .
За последние 20 лет туристические потоки в мире выросли почти в 2,2 раза, с 435 млн. человек в 1990 году до 675 млн. человек в 2000 году и 940 человек в 2010 году. В 2014 году по данным ЮНВТО в мире путешествовало более триллиона человек.
В Российской Федерации для определения объемов международных туристских потоков используется форма отчетности «Сведения о количестве иностранных граждан, посетивших Россию, и граждан России, выехавших за границу» (№ 1-ИНТ (спец), приложение 2). Форма отчетности включает шесть разделов: · количество граждан России, выехавших за границу, по целям поездки (с выделением цели «Туризм»); · количество граждан России, выехавших за границу, по видам транспорта; · количество иностранных граждан, посетивших Россию, по целям поездки (с выделением цели «Туризм»); · количество иностранных граждан, посетивших Россию, по видам транспорта; · количество иностранных граждан, выехавших из России, по целям поездки (с выделением цели «Туризм»); · количество иностранных граждан, выехавших из России, по видам транспорта. Въезд-выезд учитывается органами пограничной службы ФСБ России. Если один и тот же иностранный/российский гражданин неоднократно в течение отчетного периода выезжал за пределы своей страны, то в данных пограничной службы он учитывается столько раз, сколько раз он пересекал государственную границу в одном направлении. Поэтому туристские потоки измеряются не количеством туристов, а количеством поездок. Основные группировки, используемые при описании туристских потоков -это цели поездок и их продолжительность. ПОЕЗДКИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЮ И РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН ЗА ГРАНИЦУ ПО ЦЕЛЯМ1) (страны дальнего зарубежья; тысяч)
1) Здесь и в табл. 10.12, 10.13 приведены данные ФСБ России (Пограничная служба).
Пример показателей объемов выездного, въездного и внутреннего туристского потока в РФ и их группировок, используемых в международной статистике туризма приведен в следующей таблице.
2014 год был тяжелым для российского туристского рынка. Девальвация рубля сделала проблематичным отдых за рубежом для большинства россиян. В 2014 г. выездной туризм в России составил 45,9 млн. чел., что на 16% меньше, чем в 2013 г., при этом организованный туризм через туроператоров снизился более чем на 30%. С целью туризма было совершено 17 611 тыс. поездок. В то же время внутренний туризм увеличился до 41,5 млн. чел., показав 30% рост. Потери российской туристской индустрии по итогам 2014 г. составили около 4 млрд. долл. США.
В 2014 г. на выездных направлениях произошли существенные изменения в географии туристского спроса. Стабильно популярные европейские направления для выездного туризма из России, привлекающие туристов богатым культурно-историческим наследием, а также высоким уровнем сервиса и безопасностью, показали в 2014 году снижение туристского потока. Например, поток российских туристов в Австрию снизился на 16%, в Грецию и Хорватию — на 14%, в Испанию и Францию -на 3%, Италия сохранила свои позиции. В 2014 г. в сегменте въездного туризма отмечают две противоречивые тенденции: с одной стороны, сложная внешнеполитическая ситуация и санкции со стороны ЕС и США привели к некоторому сокращению въездного турпотока в Российскую Федерацию европейских и американских путешественников, с другой стороны, снижение курса рубля по отношению к доллару и евро сделало путешествия по нашей стране выгодными, а Москва стала для туристов самой недорогой столицей Европы. Анализ статистики въездного туризма с 2000 по 2014 гг. показывает, что общий въезд иностранных граждан в Россию вырос за это время почти в 1,5 раза По итогам 2014 г. туристский поток из Китая стал самым крупным в РФ и продолжает быстро расти. Анализ въездного потока из Китая показывает, что за последние 7-8 лет более чем в 3 раза увеличилось число именно туристских поездок, кроме того, в 1,6 раза выросло число поездок со служебными целями.
Экономические показатели туристского спроса представлены преимущественно различными видами туристских расходов или туристского потребления. Показатели расходов рассчитываются для въездного, выездного и внутреннего туризма.
Для целей составления платежного баланса используют общую величину расходов на въездной и выездной туризм. В других экономических расчетах аналитики чаще оперируют средними величинами общих или ежедневных расходов посетителя, а также средними расходами одного посетителя на отдельные услуги. Показатель объема внутреннего туристского потребления включает расходы резидентов внутри страны и расходы нерезидентов внутри страны. Для оценки вклада туризма в экономику страны используются относительные показатели доли объема туристских расходов в структуре общего потребления резидентов и нерезидентов соответственно. В следующей таблице представлены динамика объема и структуры внутреннего туристского потребления в РФ в 2004-2015гг.
Внутреннее туристское потребление и его доля в общем внутреннем потреблении, 2004-2915гг.
Источник: World Travel and Tourism Council Data
Доля внутреннего туристского потребления в структуре общего внутреннего потребления незначительно, но повышалась в течение последних трех лет. В то время, как абсолютный показатель объема внутреннего туристского потребления, измеренный в долларах США (номинальные цены) упал в 2015г. более чем на треть по сравнению с 2014г. В следующей таблице представлены те же показатели расходов, но измеренные в рублях, в текущих ценах (без учета инфляции):
Источник: World Travel and Tourism Council Data
При оценке спроса в международном туризме учитываются расходы резидентов страны в других странах, включая платежи иностранным перевозчикам за международный транспорт, и расходы нерезидентов, осуществляющих поездки в страну, которые определяют доходы страны от международного туризма. Эти показатели могут включать в себя данные по однодневным посетителям, за исключением случаев, когда их необходимо выделить в отдельную классификацию. Расходы в международном туризме подразделяются на:
По объему расходов на международный туризм в абсолютном выражении (долл.США) РФ занимала в 2014 г. 6 место в мире. В 2014 году вклад российских туристов в экономику зарубежных стран составил более 55 млрд долларов, в то время как вклад иностранных туристов в экономику РФ лишь 19,5 млрд. долларов.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1033; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.025 с.) |