Принципы статистического учета туристских расходов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы статистического учета туристских расходов.



Концепция туристских расходов основана на ряде принципов. Согласно рекомендациям ЮНВТО, учету подлежат только те расходы посетителей, которые являются экономически значимыми. Их величина определяется стоимостью товаров и услуг, приобретаемых посетителем для удовлетворения потребностей. Как и сами запросы, они чрезвычайно разнообразны: от типично туристских услуг по перевозке, размещению и питанию, а также сувениров до потребительских товаров длительного пользования (компьютеров, автомобилей и т.д.) и ценностей (произведений искусства, ювелирных изделий и т.д.) без ограничений по стоимости. Все они потребляются лично посетителем, за исключением подарков. Однако и в этом случае, несмотря на то что их обладателем становится другое, не путешествующее лицо,понесенные расходы относятся к туристским.

Объем туристских расходов рекомендуется устанавливать по фактическим затратам на товары и услуги с учетом действующих скидок и наценок, чаевых и прочего, в том числе возврата налога на добавленную стоимость (НДС) в отношении посетителей-нерезидентов, вне зависимости от формы их оплаты — наличными деньгами, дорожными чеками, по кредитным карточкам или иным способом.

Туристские расходы может нести как сам посетитель, так и любое другое физическое или юридическое лицо от его имени. Например, в путешествии глава семьи, распоряжающийся бюджетом, оплачивает товары и услуги от имени всех ее членов. Расходы во время пребывания у родственников и знакомых нередко берет на себя принимающая сторона. Поездки могут финансироваться также юридическими лицами:

  • предприятиями, когда речь идет о служебных командировках или поощрительных турах по итогам работы;
  • некоммерческими организациями, организующими поездки для детей, пожилых людей и некоторых социально ущемленных групп населения;
  • государством. В ряде случаев оно субсидирует туризм со спортивными, лечебными и образовательными целями.

Помимо прямых денежных расходов посетителей на потребительские товары и услуги в соответствии с международными стандартами по статистике туризма, в туристские расходы включаются в частности:

  • прямые денежные расходы наемных работников во время командировок, которые оплачивает работодатель;
  • денежные расходы посетителей, возмещаемые третьей стороной (работодателями, прочими домохозяйствами, программами социального страхования и т.п.);
  • денежные платежи посетителей за индивидуальные услуги, предоставляемые и субсидируемые государством и некоммерческими учреждениями, обслуживающими домохозяйства в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.п.

Из туристских расходов исключаются следующие статьи:

  • покупка товаров с целью перепродажи;
  • приобретение финансовых и нефинансовых активов, в том числе земельных участков, жилых домов и прочих объектов недвижимости;
  • переводы наличных денег в виде добровольных пожертвований;
  • уплата налогов и пошлин, не включенных в цену приобретаемых посетителем товаров и услуг;
  • выплата процентов по потребительским кредитам.

 

Одной из важнейших характеристик туристских расходов является время их осуществления. Часть расходов посетители несут до начала поездки. Они часто бронируют и оплачивают транспортную перевозку, размещение и так далее задолго до фактического потребления таких услуг.

Соответствующие платежи могут осуществляться также и после потребления туристской услуги или товара при оплате по кредитной карте или погашения специального займа, взятого для этой цели.

В статистике туризма туристские расходы считаются произведенными на момент приобретения товара, т.е. перехода права собственности на него или предоставления услуги, а не на момент их оплаты. Потребительские расходы на транспортные услуги учитываются по факту транспортировки, расходы на услуги по размещению — по факту пребывания в средствах размещения, на услуги тургентства — по факту предоставления информации и бронирования туристских услуг и т.д.

Затраты на приобретение товаров и услуг в ходе туристской поездки составляют лишь часть общей суммы туристских расходов. Наряду с ними туристские расходы включают оплату услуг, которые предоставляются до начала поездки и непосредственно связаны с ней (например, вакцинация, оформление заграничных паспортов, услуги турагентств и т.д.). Кроме того, в туристских расходах учитываются затраты на приобретение товаров (особой одежды, медикаментов и т.д.) до начала поездки и предназначенные для использования в планируемом путешествии, а также расходы на покупку товаров, привезенных в качестве подарков.

Другой важной характеристикой туристских расходов служит место их осуществления. Вопрос о том, где были произведены туристские расходы, требует специального рассмотрения, поскольку границы административно-территориальных образований не совпадают с границами экономики.

Наиболее очевидными различия становятся в случае с государственными границами страны и границами национальной экономики. Так, покупка импортных товаров или приобретение услуг у производителей-нерезидентов сопряжено с утечкой денежной массы из экономики страны.

Для макроэкономического анализа туризма и его воздействия на конкретную территорию важно знать, резидентом экономики какой страны является производитель товара или услуги, приобретенной посетителем. Задача состоит в том, чтобы определить экономику, в которой произведен туристский товар (услуга), и экономику, куда он поставляется или где потребляется. Они, как правило, идентичны, хотя имеют место отдельные исключения. Например, в случае с международными воздушными перевозками данная услуга создается в экономике страны компании-авиаперевозчика, а оплачиваться и потребляться может в любой другой стране мира. Экономика, в которой посетитель оставляет деньги, не всегда совпадает с местами, посещаемыми в ходе туристской поездки. Например, не все расходы, связанные с международными поездками, осуществляются за пределами экономики страны происхождения посетителя. Часть товаров и услуг может приобретаться у производителей-резидентов своей страны (например, необходимые для поездки одежда, оборудование, автомобильное топливо, услуги турагентств, требуемые прививки и т.д.), хотя сама туристская поездка обязательно предполагает выезд за ее пределы.

 

По аналогии с тремя основными типами туризма в статистических целях принято выделять три базовые категории туристских расходов. Эта группировка проводится исходя из страны постоянного проживания участвующих в сделках лиц. Она соответствует трем видам туризма. Различают:

  • расходы, относящиеся к внутренним поездкам, — это туристские расходы посетителя-резидента в пределах экономики страны постоянного проживания;
  • расходы, относящиеся к въездным поездкам, — это туристские расходы посетителя-нерезидента в экономике посещаемой страны;

· расходы, относящиеся к выездным поездкам, — это туристские расходы посетителя-резидента за пределами экономики страны постоянного проживания.

Для сопоставления потребительского спроса на товары и услуги, связанные с поездками, и их предложением статистическая информация собирается не только об общей величине туристских расходов, но и об отдельных их составных элементах. ЮНВТО рекомендует следующую их продуктовую группировку:

  • комплексные туры, представляющие собой пакет (набор) услуг и реализуемые по единой цене без разбивки на составные элементы;
  • размещение;
  • питание и напитки;
  • местный транспорт;
  • международный транспорт;
  • посещение рекреационных, культурных и спортивных мероприятий;
  • шопинг;
  • прочее, включая страховые платежи, комиссионные сборы и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.209.28 (0.012 с.)