Система государственного статистического наблюдения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система государственного статистического наблюдения.



 

Федеральная служба государственной статистики (Росстат, ранее Госкомстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны), а также функции по контролю и надзору в области государственной статистической деятельности на территории Российской Федерации.

 

Основными функциями Федеральной службы государственной статистики являются:

  • разработка и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы;
  • сбор статистической отчетности и формирование на её основе официальной статистической информации;
  • контроль за выполнением организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, законодательства Российской Федерации в области государственной статистики;
  • развитие информационной системы государственной статистики, обеспечение её совместимости и взаимодействия с другими государственными информационными системами;
  • обеспечение хранения государственных информационных ресурсов и защиты конфиденциальной и отнесенной к государственной тайне статистической информации;
  • реализация обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства в международных организациях и участия в международных договорах, осуществление международного сотрудничества в области статистики.

 

Сбор,обработка, анализ и публикация статистических сведений о туризме является одним из направлений деятельности национальных служб статистики. Нормативную основу официального статистического учета в сфере туризма и системы государственной статистики туризма в Российской Федерации составляют:

  • Федеральный закон от 27 ноября 2007 г. № 282-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», который закладывает правовые основы для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета;
  • Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», который в части статистики туризма регулирует вопросы информационного обеспечения туризма, определяет порядок стандартизации и классификации объектов туристской индустрии, принципы формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров как государственной информационной системы;
  • Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»,специальная статья которого посвящена федеральным статистическим наблюдениям за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, доминирующих в туристском бизнесе.

 

Система государственной статистики организована в соответствии с административно-территориальным делением страны и имеет иерархическую структуру, включающую три уровня —федеральный, субъектов Российской Федерации и муниципальный. Статистическая деятельность в сфере туризма ведется на всех трех уровнях.

Помимо Росстата отдельные виды статистических работ в сфере туризма выполняют и другие органы государственного управления —Центральный банк Российской Федерации, регулярно составляющий и публикующий платежный баланс страны, Федеральная служба безопасности (ФСБ), которая ведет пограничную статистику прибытий иностранных туристов и отбытий российских граждан за границу, и др.

Наряду с государственной статистикой туризма существует ведомственная статистика туризма, которая ведется в министерствах и ведомствах, корпорациях и на отдельных предприятиях. Ведомственная статистика занимается сбором, обработкой и анализом статистической информации, необходимой для принятия руководящими органами управленческих решений, планирования экономической деятельности.

Например, в Министерстве культуры Российской Федерации, на которое возложены разработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование туристской деятельности в стране, функционирует система сбора, обработки, хранения и анализа данных государственной и отраслевой (ведомственной) статистической отчетности.

Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) формирует и ведет единый федеральный реестр туроператоров.

В настоящее время российская статистика туризма находится в стадии становления. Ее показатели, преимущественно немонетарные, разрознены и децентрализованы по ряду отраслевых статистик.

Работа по формированию отечественной системы статистики туризма ведется Росстатом с 1998 г.

Новый этап в развитии статистики туризма в Российской Федерации начался с принятием Федеральной целевой программы «Развитие государственной статистики России в 2007—2011 годах». Программа предусматривала формирование статистики туризма, отвечающей международным требованиям. В соответствии с Международными рекомендациями по статистике туризма Росстат стал проводить федеральные статистические наблюдения за деятельностью коллективных средств размещения, а также за деятельностью туроператоров и турагентств, разрабатывать программы и осуществлять пилотные туристские обследования.

Дальнейшее укрепление статистики туризма в России в значительной мере связывается с адаптацией к российским условиям методологии ВСТ, унификации определений и методов для измерения совокупного вклада туризма в национальную экономику в терминах ВВП, занятости и инвестиций. Конечная цель состоит в построении ВСТ как ядра российской системы статистики туризма.

 

В РФ создана единая система государственного наблюдения за развитием процессов, происходящих в экономике, основанная на использовании общероссийских классификаторов социально-экономической информации и комплекса форм федерального статистического наблюдения.

 

Важным средством достижения достоверности и сопоставимости статистических показателей является Единая система классификации и кодирования информации (ЕСКК) — совокупность общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации; средств ведения классификаторов; нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению. ЕСКК устанавливает единые методологические и организационные основы проведения работ по классификации и кодированию информации, а также состав, содержание и порядок проведения этих работ.

 

Классификаци я - разделение объектов и явлений на группы, классы, виды и т.д. на основании определенных признаков.

Классификация в статистике - это систематизированное распределение явлений и объектов на определенные секции, группы, классы, позиции, виды на основании их сходства и различия. Основанием классификации служит признак (критерий) или несколько признаков (критериев).

Классификатор в статистике — это систематизированный перечень объектов (отраслей, предприятий, продукции, занятий, основных фондов и т. п.), каждому из которых присваивается код. Код заменяет название объекта и служит средством его идентификации, так как код — это знак или совокупность знаков, принятых для обозначения классификационных группировок и объектов классификации.

 

Система экономических классификаций является условием упорядочения, анализа, хранения и эффективного поиска информации. Основные классификации, обязательные для применения, имеют силу стандарта. Классификации обычно согласовываются статистическими службами с потребителями информации и являются предметом гармонизации на международном уровне.

Классификаторы, описывающие каждый в отдельности свои объекты классификации, в информационных потоках должны обеспечивать взаимосвязи этих объектов. Значительная часть общероссийских классификаторов сейчас базируется на действующих международных классификаторах.

В настоящее время в составе ЕСКК действуют 30 общероссийских классификаторов, из которых в статистической практике используется 23.

Используемые общероссийские классификаторы служат основой для проведения статистических наблюдений социально-экономиче­ских явлений на федеральном уровне.

В туризме используются различные классификаторы наиболее важные из них: ОКВЕД - общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

Основой построения ОКВЭД является Статистическая классификация видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (КДЕС). В ОКВЭД классифицируются виды экономической деятельности, характеризующиеся затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг). Виды экономической деятельности в ОКВЭД систематизированы в соответствии с классификационными группировками и описаны.

В соответствии с КДЕС в ОКВЭД использованы методы классификации и кодирования. Код группировок состоит из двух-шести цифровых знаков и его структура имеет следующий вид.

ХХ. — класс

ХХ.Х — подкласс

ХХ.ХХ — группа

ХХ.ХХ.Х — подгруппа

ХХ.ХХ.ХХ — вид

Классификатор состоит из 17 разделов и 16 подразделов

 

Собирательная группировка «Туризм» в ОКВЭД (2014).

Наименование группировки ОКВЭД 2 Код ОКВЭД 2
1. Размещение посетителей  
Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания 55.1
Деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания 55.2
Деятельность по предоставлению мест для временного проживания в кемпингах, жилых фургонах и туристических автоприцепах 55.3
Деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания 55.9
2. Деятельность по предоставлению услуг общественного питания  
Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания 56.1
Деятельность организаций общественного питания, поставляющих готовую пищу (для транспортных и строительных компаний, туристическим группам, личному составу вооруженных сил, предприятиям розничной торговли и другим группам потребителей) по договору 56.29.1
Подача напитков 56.3
3. Железнодорожные пассажирские перевозки  
Деятельность железнодорожного транспорта: междугородние и международные пассажирские перевозки 49.1
4. Автомобильные пассажирские перевозки  
Перевозки автомобильным (автобусным) пассажирским транспортом в междугородном сообщении по расписанию 49.39.11
Перевозки автомобильным (автобусным) пассажирским транспортом в международном сообщении по расписанию 49.39.12
Перевозка пассажиров фуникулерами, подвесными канатными дорогами и подъемниками, являющимися частью городской или пригородной транспортной системы 49.31.25
Перевозка пассажиров фуникулерами, подвесными канатными дорогами и подъемниками, не являющимися частью внутригородской, пригородной или городской и пригородной транспортной системы 49.39.2
Деятельность такси 49.32
Перевозки пассажиров сухопутным транспортом нерегулярные 49.39.3
5. Водные пассажирские перевозки  
Деятельность морского пассажирского транспорта 50.1
Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта 50.3
6. Воздушные пассажирские перевозки  
Деятельность пассажирского воздушного транспорта 51.1
7 Аренда автотранспорта  
Аренда и лизинг легковых автомобилей и легких автотранспортных средств 77.11
8. Деятельность туристических агентств и туроператоров, а также деятельность в сфере предоставления услуг по бронированию  
Деятельность туристических агентств и туроператоров 79.1
Услуги по бронированию прочие и сопутствующая деятельность 79.9
9. Деятельность в сфере культуры  
Деятельность в области демонстрации кинофильмов 59.14
Деятельность по организации конференций и выставок 82.30
Деятельность в области исполнительских искусств 90.01
Деятельность вспомогательная, связанная с исполнительскими искусствами 90.02
Деятельность в области художественного творчества 90.03
Деятельность концертных залов, театров, оперных зданий, мюзик-холлов, включая услуги билетных касс 90.04.1
Деятельность музеев 91.02
Деятельность по охране исторических мест и зданий, памятников культуры 91.03
Деятельность ботанических садов, зоопарков, государственных природных заповедников и национальных парков 91.04
10. Спортивно-развлекательная деятельность  
Деятельность в области спорта прочая 93.19
Деятельность по организации и проведению азартных игр и заключения пари 92.1
Деятельность в области отдыха и развлечений 93. 13
Прокат и аренда товаров для отдыха и спортивных товаров 77.21
11. Розничная торговля туристскими товарами  
Торговля розничная изделиями из кожи и дорожными принадлежностями в специализированных магазинах 47.72.2
Торговля розничная спортивным оборудованием и спортивными товарами в специализированных магазинах 47.64
Торговля розничная сувенирами, изделиями народных художественных промыслов 47.78.3
Деятельность коммерческих художественных галерей, торговля розничная произведениями искусства в коммерческих художественных галереях 47.78.5
12. Характерные виды туристской деятельности с учетом специфики России  
Страхование гражданской ответственности 65.12.3
Страхование для путешественника, выезжающего за пределы постоянного проживания 65.12.6
Деятельность санаторно-курортных организаций 86.90.4  

 

В результате введения собирательной группировки были определены характерные для туризма виды экономической деятельности.

Собирательная группировка содержит две категории характерных для туризма видов экономической деятельности: те, которые составляют основу для международных сравнений и согласно МРСТ-2008 являются обязательными для включения в собирательную группировку «Туризм», и отражающие национальные особенности России.

Экономические единицы, занимающиеся характерными для туризма видами деятельности (выпускающие характерные для туризма продукты), в совокупности образуют понятие «туристской индустрии».

Собирательная группировка предназначена для формирования сводной статистической информации о деятельности туристской индустрии с точки зрения туристского предложения без соотнесения с туристским спросом.

 

В РФ статистическое изучение потребления платных услуг, оказанных населению,

по видам ведется в разрезе группировок Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН),

Группировка «туризм» в ОКУН



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.018 с.)