Организация статистики туризма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация статистики туризма.



Статистика в туризме.

 

Введение.

Термин «Статистика» употребляется в следующих значениях:

наука, изучающая количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественным содержанием – учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведений

совокупность цифровых сведений о разных массовых явлениях социально-экономической жизни общества

отрасль практической деятельности («статистический учет») по сбору, обработке, анализу и публикации массовых цифровых данных о самых различных явлениях и процессах общественной жизни

некий параметр ряда случайных величин, получаемый по определенному алгоритму из результатов наблюдений

Предмет статистики – количественные характеристики массовых общественных явлений, рассматриваемых в единстве с их качественной стороной

 

Объект статистикимассовые явления и процессы любой природы, в том числе социально-экономические.

 

Статистика туризма является разделом статистики и изучает применение статистических методов анализа, оценки состояния и эффективности функционирования данной сферы.

Статистика туризма одновременно является областью практической деятельности органов государственной статистики и других организаций по сбору и обобщению цифровых сведений о явлениях и процессах, происходящих в сфере туризма, в первую очередь для оценки реального вклада туризма в экономику страны. Данные статистики туризма обеспечивают систематическое количественное описание всех основных аспектов туристской деятельности в экономике в целом.

 

Статистика туризма характеризуется множественностью объектов исследования. Они подразделяются на два типа. Первый тип охватывает потребителей туристских продуктов. Они представлены индивидуальными и коллективными объектами.

Индивидуальный объект — отдельно взятый посетитель (турист и (или) экскурсант) и вся совокупность этих индивидов в целом, а также отдельные ее категории в зависимости от цели статистического исследования.

Коллективный объект — группа лиц, совместно осуществляющая потребление туристского продукта, одновременно и сообща совершая поездку по одному туристскому маршруту. Такими объектами являются семья, участники групповых туров.

Второй тип объектов составляют предприятия, организации и учреждения, производящие товары и услуги, связанные с туризмом. Их деятельность определяет объем и качество этих продуктов.

Производство и потребление отдельных туристских услуг и комплексных туристских продуктов образуют две взаимосвязанные стороны процесса,неделимое целое, из чего вытекает необходимость их параллельного исследования в статистике туризма.

 

Задачи статистики туризма. Статистика туризма решает широкий круг задач. Определяя в общем виде задачи статистики туризма, следует выделить те из них, которые решает любая отраслевая статистика применительно к своему объекту исследования. Такими задачами для статистики

туризма являются:

  • 􀂄 обеспечение туристских администраций информацией, необходимой им для принятия решений по широкому кругу вопросов, связанных с формированием и проведением политики в сфере туризма, разработкой концепций, стратегий и программ развития туризма и мер по их реализации;
  • 􀂄 предоставление руководителям предприятий туристской индустрии, менеджерам данных о состоянии туристского рынка во взаимоувязке с макроэкономической ситуацией, которые необходимы им для эффективного ведения бизнеса, в частности принятия решений об инвестициях, расширении производства, реализацииуслуг и пр.;
  • 􀂄 информирование широкой общественности, научных и учебных заведений, отдельных лиц об основных итогах и тенденциях развития сферы туризма;
  • 􀂄 обеспечение международных организаций, в частности ЮНВТО, информацией для решения широкого круга вопросов, связанных с организацией международного сотрудничества в сфере туризма.

 

БАЗОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ

В СТАТИСТИКЕ ТУРИЗМА

Средние показатели.

Средней величиной называется обобщающий показатель, характеризующий типичный уровень варьирующего количественного признака.

Средняя, рассчитанная по совокупности в целом, называется общей средней; а средние, вычисленные для каждой группы, - групповыми средними.

 

Общая средняя отражает общие черты изучаемого явления, групповая средняя дает характеристику размера явления в конкретных условиях данной группы.

 

Средняя арифметическая вычисляется как сумма значений признака, деленная на объем совокупности:

 

 

 


По этой формуле вычисляются средние арифметические величины первичных признаков, если известны индивидуальные значения признака.

Если исходная информация представляет собой ряд распределения или группировку, то среднее арифметическое вычисляется по формуле:

 
 

 


где i – число групп, fi количество единиц в разных группах

Примерами средних (арифметических), используемых в статистике гостиничного бизнеса являются коэффициенты средней загрузки средств размещения, средние цены на услуги средств размещения и т.д.

Средняя геометрическая вычисляется по формулам:

 
 

 

 


Средняя геометрическая применяется при определении средних относительных изменений. Наиболее широкое применение этот вид средней получил для определения среднего темпа роста в анализе динамики.

 

Валовый внутренний продукт

Основным показателем системы макроэкономических показателей является валовый внутренний продукт, характеризующий стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за определенный период времени, за вычетом стоимости промежуточного потребления. Валовый внутренний продукт исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, то есть в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торгово-транспортные наценки и налоги на продукты.

Промежуточный продукт [—товары и услуги, используемые для производства других товаров и услуг.

 

Для расчета ВВП использовуется три метода:

1. по расходам (метод конечного использования);

2. по доходам (распределительный метод);

3. по добавленной стоимости (производственный метод).

ВВП по расходам = потребительские расходы + валовые инвестиционные расходы + государственные закупки + чистый экспорт.

ВВП по доходам = заработная плата + арендная плата (включая условно-начисленную арендную плату) + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций + косвенные налоги + амортизация.

ВВП по добавленной стоимости = сумме добавленных стоимостей по всем отраслям и видам производств в экономике.

 

Валовый национальный продукт (ВНП) - совокупная рыночная стоимость конечных товаров и услуг, созданных гражданами страны за год не только в рамках национальной территории, но и за рубежом. Он рассчитывается аналогично ВВП, но отличается на величину, равную сальдо расчетов с зарубежными странами.

Чистый внутренний продукт (ЧВП) - это ВВП за вычетом той части созданной продукции, которая необходима для замещения средств производства, изношенных в процессе выпуска продукции (амортизационные отчисления).

Национальный доход (НД) - сумма доходов всех владельцев, участвующих в производстве факторов, за вычетом косвенных налогов. Смысл этого подсчета в том, что государство, взимая косвенные налоги с предприятий, ничего не вкладывает в производство и поэтому его нельзя рассматривать как поставщика экономических ресурсов. С точки зрения собственников ресурсов, НД является измерителем их доходов от участия в производстве за текущий период.

В России НД разбивается на два фонда: фонд потребления (часть НД, обеспечивающая удовлетворение материальных и культурных потребностей населения и потребностей общества в целом) и фонд накопления (часть НД, поступающего на развитие производства).

Конечное потребление

КП включает расходы на конечное потребление домашних хозяйств, государственного управления, некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. При этом расходы государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, совпадают со стоимостью нерыночных услуг, оказываемых этими организациями.

 

Валовое накопление

Валовое накопление как элемент ВВП включает валовое накопление основного капитала, прирост материальных оборотных средств, расходы на приобретение ценностей. Накопление может быть исчислено на чистой основе, т. е. за вычетом потребления основного капитала (амортизации).

 

Следующая таблица показывает взаимосвязь макроэкономических показателей.

Сальдо внешней торговли

Сальдо внешней торговли представляет собой важный элемент конечного использования ВВП и определяется как разница между экспортом и импортом. В случае если сальдо внешней торговли положительно, то имеет место чистый экспорт.

 

Динамика и структура элементов использования ВВП РФ

  2015 год 2014 год  
динамика структура динамика структура  
Валовой внутренний продукт 96,3   100,7    
В том числе:          
Расходы на конечное потребление, всего 92,5 71,7 101,1 72,4  
- домашних хозяйств 90,4 52,7 101,5 53,3  
- государственного управления 98,2 18,7 100,2 18,8  
- некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства 100,5 0,3 100,0 0,3  
Валовое накопление 81,3 20,1 92,0 21,0  
валовое накопление основного капитала1) 92,4 21,3 97,4 21,3
экспорт 103,6 28,9 100,6 27,5  
импорт 74,3 20,7 92,4 20,9  
                           

1) Включая приобретение за вычетом выбытия ценностей.

2) В % к соответствующему периоду предыдущего года.

3) В % к ВВП, рассчитанному методом использования доходов.

Источник: Росстат

 

В использовании ВВП в 2015 году – по сравнению с 2014 годом - произошел

структурный сдвиг в сторону снижения расходов на конечное потребление и валового

накопления при увеличении доли чистого экспорта. Доля потребительских расходов и

валового накопления снизилась до 71,7 % и 20,1 % ВВП (2014 г. – 72,4 % и 21,0 % ВВП),

соответственно, при увеличении чистого экспорта до 8,2 % ВВП (2014 г. – 6,6 % ВВП).

 

Вклад туризма в занятость.

Вклад туризма в занятость определяется как доля занятых в сфере туризма в структуре занятости страны. Туризм охватывает множество разнообразных секторов экономики, и это усложняет точную оценку численности работников, занятых в сфере туризма. Более того, решение проблемы реальной оценки затрудняется из-за специфического характера труда и разнообразных связей между туристским сектором и другими секторами экономики.

Рост туризма создает в странах независимо от уровня их развития много рабочих мест. Согласно информации Международного бюро труда примерно 100 млн человек во всем мире заняты в сфере туризма и половина из них работает в гостиничном хозяйстве. Поэтому такое воздействие туризма на занятость может стать определяющим для многих небольших стран, которые существенно зависят от данного сектора экономики. В этих странах более 50% трудоспособного населения вовлечено в деятельность, которая прямо или косвенно связана с туризмом в определенное время года. Малые страны в основном имеют замкнутую экономику, и до развития в них индустрии туризма они зависели от какого-нибудь одного вида экономической деятельности, например сельского хозяйства, или какого-либо одного продукта, например сахара

В отличие от небольших государств, в крупных индустриальных странах в туристской отрасли работает только 5% трудоспособного населения. В развивающихся же странах в индустрии туризма создается больше новых рабочих мест, чем в других отраслях экономики

Вклад туризма в занятость РФ

  Прямой вклад в занятость Общий вклад в занятость
Дата число, тыс.чел доля,% реальный темп прироста число, тыс.чел доля,% реальный темп прироста
  973,5 1,4 -0,1 3 749,6 5,2 0,9
  974,4 1,4 6,8 3 716,1 5,2 5,1
  912,1 1,3 1,8 3 534,5   0,3
    1,3 -2 3 524,0 4,9 -5,6
    1,3 -1,9 3 731,3 5,3 -1
  931,8 1,3 -6,9 3 769,5 5,4 -7,1
  1 000,3 1,4 5,7 4 059,4 5,8 5,9
  946,2 1,3 -0,5 3 833,0 5,4 -0,6
    1,3   3 854,6 5,4 2,7
  942,1 1,4 -2,7 3 754,2 5,4 1,2
  968,1 1,4 -0,1 3 710,4 5,4 2,6
  968,6 1,4 2,3 3 614,8 5,4 ё

 

 

Показатели рентабельности.

Эту группу составляют показатели, отражающие результативность финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В их основу положена величина чистой прибыли.

Показатели рентабельности характеризуют способность предприятия генерировать чистую прибыль, отражают экономическую эффективность и результативность его деятельности.

 

Рентабельность активов оценивается путем сопоставления чистой прибыли с общей суммой активов по балансу. Показывает величину чистой прибыли, получаемой на рубль активов предприятия.

Этот показатель является одним из наиболее важных для характеристики рентабельности предприятия. Он отражает эффективность использования имущества предприятия.

 

Рентабельностьсобственного капитала характеризует эффективность использования только собственных источников финансирования предприятия. Рассчитывается как процентное соотношение чистой прибыли предприятия к величиной собственного капитала предприятия. Показывает величину чистой прибыли, получаемой на рубль собственного капитала.

Этот показатель определяет, насколько выгодно для владельцев работает собственный капитал. В развитых странах уровень этого показателя составляет 10-12%.


Прибыльность (рентабельность) заемного капитала характеризует эффективность использования заемного капитала. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднему значению заемного капитала.

 

Ситуация с пансионатами и домами отдыха несколько иная. В 2014 году произошел существенный прирост почти по всем показателям. На прежнем – отрицательном – уровне осталась только прибыль от продаж, что может быть вызвано ростом себестоимости услуг. Основное отличие пансионатов и домов отдыха от гостиниц заключается в наличии дополнительных услуг, таких как предоставление питания, лечебно-оздоровительные процедуры и развлекательные мероприятия. Вероятно, наличие такого комплекса делает данный вид предприятий более уязвимым перед кризисной экономической ситуацией.

Коэффициент оборачиваемости активов (ROA) вычисляется как отношение выручки к средней величине активов предприятия.
Показатель оборачиваемости постоянных активов показывает, какая сумма дохода получается на единицу денежного выражения основных средств предприятия.
Чаще всего используется оборачиваемость активов всего и оборачиваемость чистых активов, или нетто-активов. С помощью этих показателей можно определить, какое количество вложенных активов необходимо для обеспечения данного уровня реализации продукции, то есть какая сумма дохода получается на каждый, например, рубль или доллар вложенных активов. Применение нетто-активов исключает из расчетов текущие обязательства. Объясняется это тем, что текущие обязательства (счета к оплате, подлежащие выплате налоги, подлежащая выплате доля долгосрочной задолженности, начисленная заработная плата и другие начисленные обязательства) в основном непосредственно связаны с операциями компании и не находятся в ее распоряжении в процессе ее деятельности. Таким образом, сумма используемых компанией активов эффективно уменьшается за счет этой постоянной текущей кредиторской задолженности и прочих текущих обязательств.
Необходимо отметить, что данные показатели являются весьма приближенными, поскольку в балансах большинства предприятий самые различные активы, приобретенные в различное время, показываются по первоначальной стоимости. Балансовая стоимость таких активов часто не имеет ничего общего с их реальной стоимостью, при этом такое расхождение усугубляется в условиях инфляции и при повышении стоимости таких активов.
Еще одно искажение реального положения может быть связано с разнообразием видов деятельности компании: в то время как значительная часть производственной деятельности требует вовлечения большого количества активов, другие виды деятельности (например, сфера обслуживания или оптовая торговля) требуют относительно меньшего количества активов для получения определенного объема дохода. Поэтому при анализе, по возможности, надо стремиться к разделению финансовых показателей по основным видам деятельности или видам продукции, и коэффициент оборачиваемости активов наряду с другими показателями поможет определить благоприятные или неблагоприятные результаты деятельности.

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала (ROE) рассчитывается как отношение выручки к среднему значению собственного капитала. Показывает, сколько раз в отчетном периоде собственный капитал осуществляет полный оборот.

 

 

3. Перечень ресурсов сети Интернет:

Официальный сайт Федеральная служба государственной статистики России - http://www.gks.ru/

Официальный сайт территориальной службы государственной статистики по Московской области - msko.gsk.ru

Сайт единой межведомственной информационно-статистической системы Росстата -.https://fedstat.ru

Официальный сайт Федерального агентства по туризму РФ – http://www.russiatourism.ru

Официальный сайт Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы - http://moscomtour.mos.ru

Официальный сайт Евростата – Европейской комиссии - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/eurostat/home/

 

Литература.

Основная:

1. В. Н. Салин, Э. Ю. Чурилова, Е. П. Шпаковская, Статистика: учебник / - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2008.

  1. Практикум по теории статистики: учеб. пособие / Р. А. Шмойлова, В. Г. Минашкин, Н. А. Садовникова; под ред. Р. А. Шмойловой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2005.

 

Дополнительная

1. 1. Елисеева И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики: учебник / под ред. И. И. Елисеевой. 5-е изд., перераб. И доп. М.: Финансы и статистика, 2005.

a. Александрова А. Ю. Международный туризм: Учебник. М., 2013.

2. Гельман В.Я. Статистика туризма: Учебник, М.: Академия, 2010;

3. Ефимова М. Р., Петрова Е. В., Румянцев Н. М. Общая теория статистики: учебник. М.: ИНФРА – М, 2005.

  1. Ефимова М. Р., Ганченко О. И., Петрова Е. В. Практикум по общей теории статистики: Учебное пособие – 2-е издание переработанное и дополненное – М.: Финансы и статистика, 2007.
  2. Друганов С.П., Бизнес-статистика:статистика ресторанно-гостиничного бизнеса, Москва, ФГБОУ ВО им. Г.В. Плеханова, 2015.
  3. Журнал «Вопросы статистики»
  4. Статистические ежегодники

Кроме того, электронные варианты учебников и пособий доступны на сайте URL: http://znanium.com;

Приложение 1.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКИХ ФИРМ

 

ЧИСЛЕННОСТЬ РОССИЙСКИХ ТУРИСТОВ, ОТПРАВЛЕННЫХ ТУРИСТСКИМИ ФИРМАМИ В ТУРЫ тысяч

               
Отправлено российских туристов – всего 4396,3 8203,9 8023,7 8942,2 9883,0 8487,1 7889,2
в том числе по странам:              
Россия 1696,5 1741,0 1731,0 1792,3 1916,4 1974,2 2628,2
страны СНГ 83,1 113,7 102,1 129,1 130,5 49,3 39,1
Европа              
Австрия 18,5 30,4 43,1 38,7 42,5 26,2 17,3
Болгария 47,5 122,6 86,4 115,4 135,5 66,6 63,3
Германия 18,2 25,1 31,9 39,8 53,7 27,2 24,5
Греция ... 168,7 273,0 304,3 625,6 472,6 443,7
Испания 102,3 195,6 247,7 304,7 436,5 321,1 185,2
Италия 38,0 140,0 183,6 271,7 309,9 190,4 125,8
Норвегия 4,3 4,5 6,0 6,9 6,7 4,2 2,7
Польша 6,1 10,7 15,4 14,5 12,6 8,7 5,9
Соединенное Королевство (Великобритания) 8,9 17,0 22,1 19,3 22,7 13,4 11,9
страны Прибалтики 6,3 36,2 31,7 45,3 54,0 18,1 11,2
Финляндия 61,2 59,3 57,6 64,5 78,1 25,8 12,7
Франция 47,5 60,0 78,2 96,7 99,3 48,1 41,5
Хорватия 22,8 29,4 28,1 30,6 26,7 11,3 7,9
Черногория ... 17,5 27,8 32,5 44,7 22,5 44,5
Чешская Республика 43,7 87,7 131,5 164,8 190,9 124,6 137,9
Швеция 7,0 50,9 21,9 22,1 29,9 9,1 3,3
другие страны Европы 74,1 106,6 75,9 81,7 79,3 52,6 41,7
Азия              
Израиль 3,1 32,6 37,3 37,7 52,1 20,6 17,6
Индия ... 73,0 62,3 72,7 124,4 101,0 75,9
Кипр 15,0 45,9 80,2 122,5 153,7 109,6 123,5
Китай 716,8 870,5 923,3 750,4 624,7 420,4 234,3
Корея ... 3,9 8,9 8,6 7,3 8,4 10,1
Объединенные Арабские Эмираты 90,8 119,0 155,3 191,9 251,2 199,8 139,1
Таиланд 47,4 379,2 515,7 643,2 739,7 709,9 514,6
Турция 784,8 1894,5 1848,8 1851,6 1973,2 1761,8 1438,9
Япония 11,8 10,1 5,5 7,6 6,5 6,9 25,4
другие страны Азии 25,0 67,6 76,3 117,2 174,3 244,3 348,9
Африка              
Египет 343,7 1522,3 911,2 1280,3 1146,6 1196,3 916,7
Тунис 45,8 70,0 60,8 122,9 150,1 91,0 68,2
другие страны Африки 1,9 17,4 11,5 15,6 16,7 13,6 27,6
Америка              
Аргентина ... ... ... ... ... ... 0,5
Бразилия ... ... ... ... ... ... 0,8
Канада ... 1,1 0,9 1,2 1,3 0,8 1,1
США, включая Гавайские острова 3,7 10,5 12,2 15,1 13,9 13,9 7,2
другие страны Америки 4,4 17,2 38,4 42,3 70,4 45,4 15,8
Австралия и Океания 1,2 13,9 25,2 22,0 5,7 20,4 12,0
комплексные туры 14,9 38,4 55,1 64,8 75,7 57,1 62,9

 

ЧИСЛЕННОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ТУРИСТОВ, ПРИНЯТЫХ ТУРИСТСКИМИ ФИРМАМИ

               
Принято иностранных туристов – всего 678,2 225,9 263,9 236,8 348,5 291,9 754,8
в том из стран:              
страны СНГ 24,0 16,0 6,3 5,3 10,4 7,6 3,2
Европа              
Австрия 7,4 1,2 5,7 1,4 1,6 1,6 1,9
Болгария 0,1 0,3 0,3 0,4 0,4 0,1 0,2
Германия 73,9 55,8 42,1 27,5 49,0 39,1 54,9
Греция 0,4 0,4 0,2 1,5 1,3 0,1
Испания 33,1 5,5 4,0 11,8 11,0 3,5 3,1
Италия 67,1 17,5 17,8 19,1 19,6 6,7 18,0
Норвегия 6,4 1,6 1,0 0,9 0,7 0,4 0,5
Польша 5,9 1,5 2,1 2,6 4,8 2,8 0,4
Соединенное Королевство (Великобритания) 44,3 4,8 5,1 3,4 16,7 4,0 2,9
страны Прибалтики 3,3 2,7 5,7 4,7 7,9 4,0 0,3
Финляндия 68,6 13,4 10,9 11,3 11,9 11,3 9,5
Франция 40,4 17,5 18,6 7,2 14,6 5,6 16,8
Хорватия 1,1 0,1 1,9 1,8 1,8 0,4 0,1
Чешская Республика 2,8 0,8 1,0 1,0 7,1 1,3 0,8
Швеция 8,8 2,3 1,2 2,0 1,3 2,0 5,8
другие страны Европы 28,8 7,5 8,3 8,8 10,4 11,6 13,0
Азия              
Израиль 2,4 2,5 1,8 2,5 2,0 0,2 0,5
Индия ... 0,1 1,2 1,3 3,0 3,7 1,8
Кипр 0,1 0,1 0,9 1,0 0,9 0,0 0,0
Китай 95,5 36,3 79,9 59,2 97,2 106,5 566,6
Корея ... 0,2 1,3 0,9 1,2 3,2 3,9
Объединенные Арабские Эмираты 0,0 0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2
Таиланд 0,1 0,2 0,7 1,2 0,3 1,0 0,9
Турция 0,8 2,1 1,3 1,7 3,1 0,8 0,9
Япония 29,3 18,4 13,0 22,8 36,0 33,2 22,7
другие страны Азии 10,4 1,9 9,2 11,5 10,4 9,9 11,0
Африка              
Египет 0,1 0,0 0,3 0,0 0,3 0,6 0,1
другие страны Африки 0,2 0,5 0,8 0,8 0,8 0,2 0,0
Америка              
Бразилия ... ... ... ... ... ... 0,5
Канада ... 0,3 0,9 0,5 0,9 0,9 5,0
США, включая Гавайские острова 97,8 10,9 9,1 13,8 9,5 11,1 4,7
другие страны Америки 23,8 1,8 6,1 5,0 5,6 4,5 1,9
Австралия и Океания 1,8 1,4 4,6 5,0 6,4 12,7 1,9

 

Число выездных туристских поездок тысяч

  Январь-декабрь 2014 г. Январь-декабрь 2015 г.   Январь-июнь 2016
Всего 42 921 34 390 Всего  
из них по странам:     из них по странам:  
Финляндия 4 283 3 824 Абхазия  
Турция 4 216 3 460 Финляндия  
Казахстан 3 330 3 125 Казахстан  
Абхазия 3 282 3 067 Украина  
Египет 2 880 2 244 Китай  
Украина 2 558 1 657 Эстония  
Эстония 1 775 1 477 Польша  
Китай 1 731 1 322 Германия  
Польша 1 608 1 284 Тайланд  
Германия 1 435 1 111 Испания  
Тайланд 1 250   Кипр  
Греция 1 165   Италия  
Испания 1 140   Литва  
Италия     Грузия  
Литва     Азербайджан  
ОАЭ     Греция  
Азербайджан     ОАЭ  
Кипр     Тунис  
Болгария     Болгария  
Грузия     Франция  
Франция     Вьетнам  
Чехия     Турция  
Латвия     Чехия  
Израиль     Латвия  
Австрия     Израиль  
Другие страны 5 112 4 041 Другие страны  

http://www.gks.ru

* По данным Росстата

Статистика в туризме.

 

Введение.

Термин «Статистика» употребляется в следующих значениях:

наука, изучающая количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественным содержанием – учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведений

совокупность цифровых сведений о разных массовых явлениях социально-экономической жизни общества

отрасль практической деятельности («статистический учет») по сбору, обработке, анализу и публикации массовых цифровых данных о самых различных явлениях и процессах общественной жизни

некий параметр ряда случайных величин, получаемый по определенному алгоритму из результатов наблюдений

Предмет статистики – количественные характеристики массовых общественных явлений, рассматриваемых в единстве с их качественной стороной

 

Объект статистикимассовые явления и процессы любой природы, в том числе социально-экономические.

 

Статистика туризма является разделом статистики и изучает применение статистических методов анализа, оценки состояния и эффективности функционирования данной сферы.

Статистика туризма одновременно является областью практической деятельности органов государственной статистики и других организаций по сбору и обобщению цифровых сведений о явлениях и процессах, происходящих в сфере туризма, в первую очередь для оценки реального вклада туризма в экономику страны. Данные статистики туризма обеспечивают систематическое количественное описание всех основных аспектов туристской деятельности в экономике в целом.

 

Статистика туризма характеризуется множественностью объектов исследования. Они подразделяются на два типа. Первый тип охватывает потребителей туристских продуктов. Они представлены индивидуальными и коллективными объектами.

Индивидуальный объект — отдельно взятый посетитель (турист и (или) экскурсант) и вся совокупность этих индивидов в целом, а также отдельные ее категории в зависимости от цели статистического исследования.

Коллективный объект — группа лиц, совместно осуществляющая потребление туристского продукта, одновременно и сообща совершая поездку по одному туристскому маршруту. Такими объектами являются семья, участники групповых туров.

Второй тип объектов составляют предприятия, организации и учреждения, производящие товары и услуги, связанные с туризмом. Их деятельность определяет объем и качество этих продуктов.

Производство и потребление отдельных туристских услуг и комплексных туристских продуктов образуют две взаимосвязанные стороны процесса,неделимое целое, из чего вытекает необходимость их параллельного исследования в статистике туризма.

 

Задачи статистики туризма. Статистика туризма решает широкий круг задач. Определяя в общем виде задачи статистики туризма, следует выделить те из них, которые решает любая отраслевая статистика применительно к своему объекту исследования. Такими задачами для статистики

туризма являются:

  • 􀂄 обеспечение туристских администраций информацией, необходимой им для принятия решений по широкому кругу вопросов, связанных с формированием и проведением политики в сфере туризма, разработкой концепций, стратегий и программ развития туризма и мер по их реализации;
  • 􀂄 предоставление руководителям предприятий туристской индустрии, менеджерам данных о состоянии туристского рынка во взаимоувязке с макроэкономической ситуацией, которые необходимы им для эффективного ведения бизнеса, в частности принятия решений об инвестициях, расширении производства, реализацииуслуг и пр.;
  • 􀂄 информирование широкой общественности, научных и учебных заведений, отдельных лиц об основных итогах и тенденциях развития сферы туризма;
  • 􀂄 обеспечение международных организаций, в частности ЮНВТО, информацией для решения широкого круга вопросов, связанных с организацией международного сотрудничества в сфере туризма.

 

Организация статистики туризма.

 

2.1 Глобальная статистическая система и туризм.

 

Целью создания Глобальной статистической системы является эффективное использование ресурсов для осуществления статистической деятельности на национальном и международном уровнях. Центральное место в ее организационной структуре занимает ООН, в рамках которой существ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1063; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.234.234 (0.083 с.)