Основные направления развития научно-инновационной сферы Тюменской области.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления развития научно-инновационной сферы Тюменской области.



Первое направление - развитие научного потенциала Тюменской области.

В качестве приоритетных направлений развития науки, технологий и техники определены:

- нефтегазовый сектор;

- новые материалы и нанотехнологии;

- строительство, строительные материалы и технологии;

- машиностроение, приборостроение, металлургия;

- сельское хозяйство и пищевая промышленность;

- биотехнологии;

- лесная промышленность и деревообработка;

- медицина и здравоохранение;

- информационно-телекоммуникационные системы, информационные технологии, образовательные технологии;

- транспортные системы, связь и коммуникации;

- рациональное природопользование, экология, промышленная и экологическая безопасность;

- энергоэффективность и энергосбережение.

Для развития данных направлений должны быть сконцентрированы ресурсы и решены следующие задачи:

- увеличение расходов на НИОКР (преимущественно за счет средств частных инвесторов), осуществление мер государственной поддержки фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок из областного бюджета;

- подготовка и переподготовка кадров для инновационной сферы;

- формирование единой региональной информационно-аналитической системы в целях проведения статистического учета, инвентаризации и каталогизации результатов научных исследований, прикладных разработок и технологий, полученных организациями и предприятиями за счет бюджетных средств.

Второе направление – развитие региональной инновационной инфраструктуры.

В этом направлении приоритетно решение следующих задач:

- создание и развитие эффективной системы коммерциализации и внедрения результатов научных исследований и разработок, выполняемых на базе технопарков;

- развитие технопарка «Западно-Сибирский инновационный центр»;

- создание недостающих звеньев и объектов инновационной инфраструктуры (достраивание «технологических коридоров»), обеспечивающих эффективное продвижение инноваций от этапа НИР к коммерциализации и выпуску промышленной продукции.

Третье направление – содействие развитию регионального инновационного кластера путем поддержки проектов по созданию инжиниринговых и сертификационных центров.

Четвертое направление - разработка и реализация прорывных, мирового уровня технологических и научно-исследовательских инициатив и проектов.

Информационно-коммуникационный сектор

Стратегия развития ИКТ сектора в Тюменской области, как и в целом в УФО, предполагает достижение следующих целей:

- сохранение темпов роста рынка информационно-коммуникационных технологий;

- превращение ИКТ в одну из ведущих отраслей экономики Тюменской области;

- превращение Тюменской области в нетто-экспортера информационных технологий.

Приоритетными направлениями развития ИКТ Тюменской области в долгосрочной перспективе являются:

1. Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение высокого уровня ее доступности, предоставление на ее основе качественных услуг.

2. Повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения, содействие развитию культуры и средств массовой информации на основе ИКТ.

3. Обеспечение конкурентоспособности и технологического развития информационно-коммуникационных технологий.

4. Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти.

5. Улучшение условий для развития науки, технологий, техники и подготовки квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий.

Малое предпринимательство

Ранжирование субъектов Федерации, входящих в УФО, по уровню развития малого предпринимательства, выполненное по данным официальной статистики (за 2006 год только малые предприятия, без учета индивидуальных предпринимателей), свидетельствует, что Тюменская область (без автономных округов) по числу малых предприятий и инвестициям в основной капитал в расчете на 1 тыс. населения занимает 3-е место в УФО, а по доле в общей занятости и в занятости экономически активного населения - 1-е место. С учетом динамики 2001-2007 годов в целом по уровню развития малого предпринимательства область делит 1-3 места в УФО со Свердловской и Челябинской областями, значительно опережая остальные регионы округа.

В 2007 г. число малых предприятий на 1 тыс. экономически активного населения составило 12,6 ед. (по УФО – 12,4), а среднесписочная численность работников малых предприятий на 1 тысячу человек экономически активного населения - 121,8 человек (по УФО – 98,9, по РФ – 124,1 человек).

Правительство области оказывает всестороннюю поддержку представителям малого и среднего бизнеса по приоритетным направлениям развития региона, предоставление земельных участков осуществляется через систему «одного окна». Во всех муниципальных районах и городских округах реализуются программы поддержки малого и среднего предпринимательства.

В основных рыночных сегментах деятельности субъектов малого предпринимательства в перспективе прогнозируется увеличение уровня конкуренции.

Часть малых предприятий Тюменской области, занятая в сфере услуг, имеет перспективную рыночную емкость и неосвоенные рыночные ниши. Такими сферами являются аудиторские и консалтинговые услуги, физкультурно-оздоровительная деятельность, услуги «бизнес для бизнеса» (услуги клиринговых компаний), услуги придорожного сервиса.

SWOT–анализ позволяет констатировать:

1. Сфера малого предпринимательства становится более привлекательной для инвестиционных вложений.

2. Возможно активное развитие малого предпринимательства в научно-технической сфере, транспортной отрасли, в сфере страхования, аудиторских, и консалтинговых и образовательных услуг, а также в переработке различных видов отходов.

3. Негативными факторами для развития малого предпринимательства могут стать изменение законодательства и монополизация крупных сегментов рынка.

4. В целом субъекты малого предпринимательства обеспечены необходимыми трудовыми ресурсами, но уровень их квалификации не соответствует требованиям рыночной экономики. Это, однако, открывает для малого предпринимательства ещё одну рыночную нишу – предоставление образовательных услуг.

5. Высокая теневая составляющая занятости затрудняет анализ и снижает эффективность проводимых программ поддержки малого предпринимательства.

6. Одним из барьеров для развития малого бизнеса является недостаточно развитый механизм кредитования субъектов малого предпринимательства, обусловленный низкой эффективностью специальных систем его кредитования (высокое залоговое обеспечение, высокие процентные ставки, дополнительные платежи и т.д.).

Инструменты поддержки малого предпринимательства Тюменской области

В настоящее время и в предстоящий период реализуются и будут продолжены следующие формы и направления господдержки субъектов малого предпринимательства, предполагающие как выделение финансовых ресурсов, так и совершенствование системы государственных гарантий по преимущественному развитию малого бизнеса:

- возмещение части затрат на оплату процентов по договорам кредита и развитие лизинга оборудования;

- возмещение части затрат по участию субъектов малого предпринимательства в международных, общероссийских и региональных выставках, ярмарках;

- предоставление целевых займов субъектам малого предпринимательства в муниципальных образованиях, в том числе на развитие придорожного сервиса;

- предоставление поручительств в рамках гарантийного фонда;

- предоставление субсидий некоммерческим организациям для развития микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства;

- привлечение субсидий из федерального бюджета для софинансирования мер поддержки малого предпринимательства;

- предоставление государственного и муниципального имущества вовладение или пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

По инновационному варианту развития доля отгруженной/произведенной продукции малых предприятий области в ВРП достигнет к 2020 г. уровня 20%.

Транспортный комплекс

Транспортный комплекс занимает значительную долю в валовом региональном продукте, в инвестициях, в численности занятых, а также в ряде других важных показателей, характеризующих экономику области.

Современное состояние транспортного комплекса Тюменской области кратко характеризуется следующими показателями:

· протяженность путей сообщения транспортной системы Тюменской области по состоянию на начало 2008 года составляла 882 км железных дорог общего пользования, 1465 км внутренних водных судоходных путей, 17534,8 км автомобильных дорог общего пользования (с учетом улично-дорожной сети), из них 1022 км - федеральные, 9129,9 км - региональные или межмуниципальные, 7382,9 км - местного значения. Имеется международный аэропорт;

· объем отправления грузов за период 2000-2007 гг. железнодорожным транспортом вырос более чем на 80%, водным - в 12 раз, грузооборот автомобильного транспорта увеличился в 2,6 раза. Отправление пассажиров воздушным транспортом увеличилось более чем в 1,4 раза, водным - в 2,4 раза.

Несмотря на эти положительные тенденции, рост потребности в услугах транспорта ограничивается недостаточно развитой транспортной инфраструктурой всех видов.

Устойчивое и эффективное функционирование транспортного комплекса Тюменской области является необходимым условием интеграции региональных хозяйственных систем и эффективного использования природно-ресурсного потенциала.

Стратегической целью развития транспортной системы Тюменской области является формирование единого экономического пространства на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры.

Основными задачами транспортной стратегии являются:

· создание инфраструктурных условий для развития потенциальных точек экономического роста, включая комплексное освоение новых территорий и разработку месторождений полезных ископаемых;

· формирование единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения и хозяйствующих субъектов;

· развитие транспортных подходов к крупным транспортным узлам и комплексное развитие крупных транспортных узлов по основным направлениям перевозок.

Главная задача транспортной инфраструктуры области состоит в дальнейшем развитии всех видов транспорта, их взаимодополняемости при выборе наиболее эффективных вариантов транспортировки грузов и обслуживания пассажиров. Создание современной и эффективной транспортной инфраструктуры позволит обеспечить территориальную целостность Тюменской области, объединение районов в единое экономическое пространство, ускорить развитие мультимодальных перевозок, увеличить транзитный потенциал региона.При этом важнейшее значение имеет модернизация и расширение существующих транспортно-инженерных коридоров и коммуникаций.

Совершенствование инфраструктуры по видам транспорта в Тюменской области предполагается осуществлять по следующим основным направлениям:

На железнодорожном транспорте:

Основную долю инвестиций в развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта Тюменской области необходимо направить на строительство новых грузообразующих и технологических железнодорожных линий. Планируется продолжить усиление железнодорожного участка Тобольск – Сургут за счет строительства двухпутных вставок, а в перспективе его электрификации. Завершена реконструкция железнодорожного вокзала г.Тюмени.

В период до 2030 г. предусматривается строительство железной дороги Коновалово – Называевская в обход Казахстана, большая часть которой пройдет по территории Тюменской области.

На автомобильном транспорте и в автодорожном хозяйстве:

Формирование перспективной дорожной сети в период до 2030 г. предусматривает развитие новых транспортных коридоров, обеспечивающих не только межрегиональные связи, но и позволяющих интегрировать разобщенную дорожную сеть отдельных субъектов Российской Федерации в единую транспортную систему России:

· «Урал Промышленный – Урал Полярный»: автомобильный транспортный коридор Тюмень – Агириш - Салехард;

· строительство и реконструкция участков автомобильных дорог на транспортном коридоре Тюмень – Тобольск - Сургут - Новый Уренгой – Салехард;

· модернизация автодороги Екатеринбург – Тюмень – Ялуторовск – Ишим – Омск.

Первоочередными проектами в сфере строительства автомобильных дорог на территории области являются следующие:

- автомобильный обход вокруг г.Тюмени, завершение строительства которого позволит объединить 8 транспортных магистралей, проходящих через областной центр, и разгрузить его от нарастающего транзитного легкового и грузового транспорта;

- автомобильная дорога «Тюмень–Нижняя Тавда–Междуреченский–Урай–Нягань–Приобье», являющаяся частью транспортного коридора Тюмень – Агириш - Салехард;

- автомобильная дорога Ялуторовск – Ярково, которая позволит обеспечить связь двух федеральных автодорог Тюмень–Ялуторовск–Ишим–Омск и Тюмень–Ханты-Мансийск, через Тобольск, Сургут, Нефтеюганск и обеспечить проезд транзитного транспорта, минуя г. Тюмень;

- обход Республики Казахстан, который позволит транспорту, следующему по федеральной трассе «Байкал», избегать двукратного пересечения государственной границы;

- реконструкция участков федеральной автомобильной дороги Тюмень–Ханты-Мансийск, через Тобольск, Сургут, Нефтеюганск;

- реконструкция участков федеральной автомобильной дороги Тюмень – Ялуторовск – Ишим – Омск;

- строительство путепроводов и двухуровневых транспортных развязок в местах пересечения основных транспортных потоков;

- реконструкция действующих мостов и путепроводов.

Рост транспортного потока и формирование опорного транспортного каркаса требуют адекватного расширения сервисного обслуживания. Перспективным является проект развития на участке между Тюменью и Ишимом (Ялуторовск, Заводоуковск, Ишим) узлов сервисного обслуживания транзитных потоков грузового автомобильного автотранспорта.

Необходимо также модернизировать, усовершенствовать дороги, выводящие опорную сеть сельских населенных пунктов по дорогам с твердым покрытием на сеть федеральных и региональных дорог.

На воздушном транспорте:

Создание в Уральском федеральном округе укрупненных центров организации воздушного движения (гг. Екатеринбург и Тюмень) потребует дальнейшего развития аэропорта «Рощино», который должен стать транзитным аэропортом для международных и внутренних магистральных воздушных перевозок.

В связи с необходимостью обеспечения внутренних перевозок пассажиров в регионы с низкой транспортной доступностью в Тюменской области целесообразно развивать малую, в том числе безаэродромную авиацию.

На внутреннем водном транспорте:

Приоритетными направлениями являются:

- обеспечение стабильного и безопасного судоходства по внутренним водным путям Обь-Иртышского бассейна, включая модернизацию, обновление флота;

- создание современной системы транспортно-экспедиционного обслуживания и терминального хозяйства в пунктах взаимодействия различных видов транспорта в портах Тюмень и Тобольск;

- реконструкция инфраструктуры пассажирских объектов;

- комплексная реконструкция инфраструктуры внутренних водных путей Обского бассейна.

Перспективы развития трубопроводного транспорта Тюменской области:

 

Важное значение для развития инфраструктуры нефтегазового комплекса Тюменской области имеют проложенные здесь трассы магистральных нефте- и газопроводов.

Строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов магистрального нефтепроводного транспорта осуществляет ОАО «Сибнефтепровод» (ОАО АК «Транснефть»), объектов магистрального газопроводного транспорта – «Тюменское управление магистральных газопроводов» (ООО «Газпром трансгаз Сургут»), нефтепродуктопровода – «Уралтранснефтепродукт» (ОАО АК «Транснефтепродукт»), продуктопровода ШФЛУ – ЗАО «СИБУР Холдинг». Система магистрального трубопроводного транспорта нефти и газа Тюменской области имеет резерв пропускной способности, поэтому строительство новых крупных магистральных нефте- и газопроводов для перекачки топлива за пределы области не предполагается.

В то же время имеется ряд месторождений углеводородов, сосредоточенных в восточной части области. В рамках Уватского проекта компании «ТНК-ВР» в 2009 году завершилось строительство нефтепровода протяженностью 264 км для транспортировки нефти от данных месторождений до системы магистральных нефтепроводов в западной части региона.

Через территорию Тюменской области проходят продуктопроводы, подающие углеводороды к центрам их переработки (г.Тобольск), а также на Урал и в Европейскую часть страны. Близость к трубопроводам - важный положительный фактор освоения Уватского нефтегазоносного района и целесообразности развития переработки углеводородов на территории Тюменской области.

Развитие транспортно-логистических центров Тюменской области:

Основными направлениями при создании сети современных логистических центров являются следующие:

· создание физической интеграции автомобильного, железнодорожного, воздушного и речного транспорта;

· модернизация транспортной инфраструктуры;

· оптимизация грузо- и пассажиропотоков.

Транспортно-логистическая зона Тюменской области включает автомобильные и железные дороги, воздушные и водные транспортные пути, а также действующие и предполагаемые к строительству логистические центры.

Реализация крупного инвестиционного проекта «Урал Промышленный - Урал Полярный» обеспечивает дополнительные возможности для развития транспортно-логистической зоны на территории Тюменской области в дополнение к зоне Екатеринбурга с учетом преимуществ, которые имеются в Тюменской области: выходы на Северный морской путь, Республику Казахстан.

В настоящее время область испытывает недостаток в качественных логистических услугах. Наличие судоходных рек, автомобильных и железных дорог, воздушных линий, которые обеспечивают связь Европейской части страны с Сибирью и Дальним Востоком, а также отправление и транзит грузов и пассажиров в северные округа с восточного, западного и южного направлений, в том числе из Казахстана и стран Центральной Азии, обуславливают перспективы развития транспортно-логистической зоны на территории Тюменской области.

Развитие транспортной сети Тюменской области, реализация на ее территории крупных транспортно-логистических проектов позволит существенно улучшить транспортное сообщение как между регионами УФО, так и в стране в целом.

В результате будет создана единая система функционирования транспорта и логистики на территории области, которая будет вовлечена в международную транспортную кооперацию с выходами на Китай и Северный морской путь.

Агропромышленный комплекс





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.236.140 (0.018 с.)