Долгосрочного социально-экономического развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Долгосрочного социально-экономического развития



Концепция

Долгосрочного социально-экономического развития

Тюменской области до 2020 года

и на перспективу до 2030 года

 

Тюмень


Содержание

 

 

Содержание.......................................................................................................... 2

Введение............................................................................................................... 4

1. Место Тюменской области в экономике Уральского федерального округа и России.................................................................................................................... 7

1.1. Общая характеристика. Основные показатели социально-экономического развития....... 7

1.2. Основные проблемы социально-экономического развития Тюменской области............. 19

1.3. Конкурентоспособность Тюменской области......................................................................... 21

2. Цели, задачи и приоритеты долгосрочного развития Тюменской области..33

3.Сценарии и прогноз социально-экономического развития Тюменской области 38

4. Стратегические направления долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области........................................................................................... 48

4.1. Стратегия развития социальной сферы Тюменской области.............................................. 48

4.2. Стратегия развития экономики Тюменской области............................................................. 53

4.2.1. Нефтегазовый комплекс..................................................................................................... 53

4.2.2. Электроэнергетика.............................................................................................................. 56

4.2.3. Машиностроение................................................................................................................. 59

4.2.4. Лесной комплекс.................................................................................................................. 60

4.2.5. Строительный комплекс..................................................................................................... 64

4.2.6. Туристско-рекреационный комплекс................................................................................ 67

4.2.7. Научно-инновационная сфера........................................................................................... 69

4.2.8. Информационно-коммуникационный сектор.................................................................... 72

4.2.9. Малое предпринимательство............................................................................................ 73

4.2.10. Транспортный комплекс................................................................................................... 75

4.2.11. Агропромышленный комплекс......................................................................................... 80

5. Экология и рациональное природопользование в Тюменской области 85

6. Приоритеты территориального развития Тюменской области............ 88

7. Межрегиональные и внешнеэкономические связи Тюменской области 100

7.1. Развитие межрегиональных связей....................................................................................... 100

7.2. Развитие внешнеэкономических связей............................................................................... 102

8. Инвестиционное развитие Тюменской области................................... 105

9. Механизм мониторинга реализации Концепции.................................. 113

Введение

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 24 декабря 2007 года №Пр-2268 и решением Совета УФО под председательством Полномочного представителя Президента Российской Федерации по Уральскому федеральному округу от 29 апреля 2008 года №1, как часть общей вертикально-интегрированной системы документов стратегического планирования и прогнозирования взаимоувязанного развития территорий и отраслей народного хозяйства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Целью разработки Концепции является определение долгосрочных стратегических направлений, целей и приоритетов, сбалансированных сценариев развития экономики и социальной сферы и размещения производительных сил Тюменской области (без автономных округов) на период 2008-2030 гг., обеспечивающих:

- устойчивое и комплексное социально-экономическое развитие области;

- рост уровня жизни населения;

- совершенствование пространственной организации производительных сил на основе оптимального использования природно-экономического, производственного, научно-технического, кадрового потенциала и конкурентных преимуществ области.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года согласована со Стратегией социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года, при ее разработке учитывался также весь комплекс действующих и разрабатываемых стратегических документов федерального уровня (Среднесрочная программа Правительства Российской Федерации, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р), национальные проекты и федеральные целевые программы, стратегии и программы отраслевого развития, а также стратегии социально-экономического развития других регионов УФО, стратегии и программы развития естественных монополий и крупных компаний, отраслевые стратегии инвестиционного развития Тюменской области. Положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года отвечают задачам, поставленным в указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №№ 596-602, 606.

В соответствии с поставленной целью в Концепции:

- дана оценка современного состояния ключевых внешних и внутренних факторов развития экономики Тюменской области;

- выявлены важнейшие проблемы и предпосылки развития экономики и социальной сферы;

- сформулирована миссия Тюменской области на долгосрочную перспективу;

- определены и обоснованы цель и долгосрочные приоритетные направления развития области с учетом общих приоритетов развития Российской Федерации и Уральского федерального округа;

- охарактеризованы наиболее вероятные сценарии развития области и разработан макроэкономический прогноз до 2030 года;

- определены задачи, приоритеты, целевые индикаторы, механизмы развития основных отраслей экономики, социальной сферы, науки и технологий;

- даны предложения по совершенствованию территориальной структуры экономики области с учетом тенденций социально-экономического развития городов и районов, а также возникновения новых форм пространственной организации хозяйства, отражающих качественное содержание и количественные параметры межрегиональных связей в УФО в долгосрочной перспективе;

- определены наиболее крупные инвестиционные проекты, намечаемые к реализации на территории области;

Положения и рекомендации Концепции предназначены для:

- проведения эффективной экономической политики и разработки взаимосогласованного на региональном и федеральном уровнях власти комплекса мер, направленных на ускоренное социально-экономическое развитие области;

- обеспечения совместных действий и поиска предметов партнерства государственных органов исполнительной власти, муниципальных образований, коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе общественных.

Реализация основных положений Концепции позволит повысить эффективность государственного управления социально-экономическим развитием области, обеспечить высокую конкурентоспособность ее экономики на долгосрочную перспективу и создать условия для роста качества и уровня жизни населения Тюменской области.

Концепция разработана Советом по изучению производительных сил (СОПС) Минэкономразвития России и РАН по заданию и в тесном сотрудничестве с Правительством Тюменской области.

1. Место Тюменской области в экономике Уральского федерального округа и России

Таблица 1.1.

Таблица 1.2. Структура инвестиций в основной капитал

по источникам финансирования, % к итогу

             
Всего            
в том числе по источникам:            
Собственные средства   48,6 47,8 21,9   29,5
из них:            
прибыль, остающаяся в распоряжении организации (фонд накопления) 19,8 16,5 24,2 8,1 12,6 14,2
амортизация 26,8 31,6 23,2 13,5 13,3 14,2
Привлеченные средства   51,4 52,2 78,1   70,5
в том числе:            
кредиты банков 5,5 4,1 1,5 3,1 4,8 9,1
заемные средства других организаций 5,7 4,1 2,4   5,8  
бюджетные средства 31,2 27,6 30,8 54,8 52,4 48,9
в том числе:            
из федерального бюджета 2,5 3,4 2,6 1,5 1,1 1,8
из консолидированного бюджета Тюменской области   23,4     37,6  
Средства внебюджетных фондов 1,5 1,7 0,2 0,3 0,4 0,2
Прочие   13,9 17,3 16,8 9,5 10,3

 

Большая часть инвестиций в основной капитал Тюменской области осуществляется за счет привлеченных средств, среди которых наибольшая доля приходится на средства бюджетов различных уровней (в основном, консолидированного бюджета Тюменской области). В то же время удельный вес собственных средств - амортизационных отчислений и прибыли организаций - в финансировании инвестиционного процесса невелик (менее 1/3 всех инвестиций в основной капитал региона). Это объясняется резким увеличением объемов бюджетных инвестиций в 2005 году в развитие и модернизацию материально-технической базы в транспорте, жилищно-коммунальном хозяйстве и отраслях социальной сферы. С 2006 года наблюдается положительная тенденция опережающего роста объемов внебюджетных источников финансирования инвестиций.

Развитие социальной инфраструктуры. Значительное внимание в Тюменской области уделяется развитию социальной инфраструктуры.

Ежегодно растут объемы жилищного строительства. В 2007 году в Тюменской области было введено в действие жилых домов общей площадью 940,5 тыс. кв. м, что в 2,4 раза больше соответствующего показателя 2000 года. По объемам жилищного строительства в расчете на 1000 жителей Тюменская область уверенно опережает средние показатели по России и УФО (соответственно 711,5, 429 и 454 кв. м на 1000 населения) и занимает первое место среди регионов Уральского федерального округа. По итогам 2007 года по вводу жилья в расчете на 1 человека область заняла 7 место среди всех регионов России, а по общей площади жилых помещений, приходящейся в среднем на одного жителя (21,5 кв. м), находится на среднероссийском уровне.

Осуществляются инвестиции в строительство водопроводных, канализационных, тепловых, газовых сетей, линий электропередач, в том числе в сельской местности.

В результате за период 2000-2007 г.г. возросла благоустроенность жилищного фонда населенных пунктов Тюменской области: обеспеченность водопроводом - с 64,1% до 68,7%, канализацией - с 62,1% до 65,4%, центральным отоплением - с 65,3% до 74%, горячим водоснабжением - с 49% до 54,6%. По степени обеспеченности данными видами услуг Тюменская область уступает среднероссийскому уровню и среднему значению по УФО.

За последние семь лет построено более 1000 км автомобильных дорог с твердым покрытием. На 01.01.2008 года плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составила 50,3 км на 1000 квадратных километров территории и превышает средние показатели как по Российской Федерации – 36,5 км на 1000 кв. км территории, так и по УФО – 22 км.

Развитие в области качественной и современной телекоммуникационной инфраструктуры позволило увеличить долю населения, охваченного телефонной связью, с 18,3% в 2000 году до 31,2% в 2007 году, обеспечив Тюменской области приближение к уровню Российской Федерации.

Происходит перенос объемов пользования с традиционных услуг связи (отправка печатных изданий, посылок, телеграмм) к новым видам услуг: сотовая связь, услуги экспресс-почты, Интернет. На территории Тюменской области широкое развитие получила сотовая связь. В настоящее время сотовой связью охвачены федеральные автотрассы, практически все районные центры, а также прилегающие к ним населенные пункты.

Демография и миграция. В демографической ситуации Тюменской области, в отличие от большинства регионов России, характеризующихся снижением численности населения, наметились положительные тенденции. Так, если с 2000 по 2005 годы численность населения юга области ежегодно сокращалась (с 1357,5 до 1314,8 тыс. человек), то, начиная с 2006 года, отмечается рост численности. В 2007 году население региона увеличилось на 7,2 тыс. человек (0,5%), а в 2008 году еще на 9,9 тыс. человек (0,8%) и по состоянию на 1 января 2009 года достигла 1335,3 тыс. человек.

Положительным фактором, влияющим на улучшение демографической ситуации, является рост показателя рождаемости и снижение показателя смертности. В 2007 году, впервые за многие годы, рождаемость превысила смертность в Тюменской области (естественный прирост на 1000 населения составил +0,9). При этом коэффициент рождаемости Тюменской области превышает показатели по УФО и средний по России, а коэффициент смертности ниже соответствующих значений по России и УФО.

Показатель младенческой смертности за 2000-2007 годы снизился с 16,6 до 7,0 (детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1000 родившихся живыми).

Отрицательная динамика миграции населения в 2000-2004 годах сменилась положительным сальдо в 2005-2007 годах. В 2007 году коэффициент миграционного прироста составил 4,4 человека на 1000 населения.

Рынок труда и занятость. Численность экономически активного населения Тюменской области в 2007 году составила 690 тыс. человек или 52,1% от общей численности населения. В регионе в течение 2007 года уровень безработицы (по методологии МОТ) снизился с 8,3% до 5,1% от численности экономически активного населения, что ниже среднероссийского показателя (6,1%). Структура занятости населения достаточно равномерна по видам экономической деятельности. Уровень регистрируемой безработицы снизился в 2007 году с 1,7% до 1,3% при среднем показателе по России – 2,1% и УФО – 1,5%.

Сократились масштабы неполной занятости. Если в 2001 году численность работников, работавших неполное рабочее время и находившихся в отпусках по инициативе администрации, составляла 20,9 тыс. человек, то в 2007 году она снизилась в 4,8 раза и составила 4,4 тыс. человек.

Наблюдается зависимость безработицы от уровня образования. Основную часть безработных составляют люди с низким образовательным и профессиональным уровнем.

Уровень жизни населения. Сохраняется положительная динамика основных показателей, характеризующих уровень жизни населения. Среднедушевые денежные доходы населения выросли с 2262,6 рублей в 2000 году до 13642,2 рублей в 2007 году, что на 8,3% больше среднероссийского показателя (12601 рубль). Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились по сравнению с 2000 годом в 2,3 раза.

Средний размер назначенных месячных пенсий по итогам 2007 года составил 3546,4 рублей, увеличившись с 2000 года в 4,5 раза.

В Тюменской области наблюдается положительная тенденция сокращения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума с 32% на начало 2000 года до 10,8% в 2007 году, что ниже среднероссийского уровня – 13,4%.

В последние годы улучшилась обеспеченность населения предметами длительного пользования (3 и более лет), которая характеризует степень распространенности данных предметов в личном пользовании граждан. По такому зримому показателю уровня жизни, как обеспеченность автомобилями, Тюменская область опережает среднеросссийский и средний по УФО уровни.

В Тюменской области проводится активная социальная политика.

В целях обеспечения доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе повышается эффективность существующей образовательной сети области.

Одним из приоритетных направлений деятельности стало развитие сети дошкольных образовательных организаций, которое осуществлялось по следующим направлениям: открытие структурных подразделений и групп дошкольного образования при общеобразовательных учреждениях и дополнительных групп в действующих детских садах; перевод зданий, используемых не по назначению. В результате проводимой реструктуризации охват детей в возрасте от 1 до 7 лет услугами дошкольных организаций увеличился с 51,7% в 2000 году до 61,6% в 2007 году (в среднем по России – 59,2%, УФО – 66%).

В системе образования Тюменской области функционирует 619 общеобразовательных учреждений, в которых в 2007 году обучалось 142,7 тысяч человек. В начальной школе 92,4% учащихся изучают иностранный язык со 2 класса, 97,8% учеников овладевают компьютерной грамотностью со 2 и 3 класса. Количество детей, занимающихся во вторую смену, с 2000 года снизилось более чем в 2 раза (с 24,3% от общего числа учащихся в 2000 году до 10,4% в 2007 году) и это ниже, чем в среднем по России и УФО.

Позитивным результатом изменения кадрового состава общеобразовательных учреждений является увеличение процентного состава учителей с высшим образованием.

Формируется независимая система оценки качества образования, включающая единый государственный экзамен. В целях повышения эффективности использования бюджетных ресурсов и создания условий для конкуренции образовательные учреждения полностью переведены на нормативное подушевое финансирование.

В регионе имеется целый ряд высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций, располагающих высококвалифицированными кадрами. Эти организации выполняют основную часть работ по научному и проектному обеспечению развития нефтегазовой промышленности области, включая автономные округа. Число студентов вузов в Тюменской области составило в 2007 году 782 человека на 10000 населения, что значительно превышает как среднероссийский уровень - 525 человек на 10000 населения, так и средний показатель по УФО (495). По выпуску специалистов для различных отраслей экономики и социальной сферы учреждениями высшего образования в расчете на 10000 жителей область входит в число первых десяти регионов Российской Федерации.

В настоящее время отмечается высокая потребность предприятий-работодателей в рабочих кадрах. В целях устранения существующего дисбаланса осуществлен переход на предоставление начального и среднего профессионального образования в форме государственного заказа.

В организациях здравоохранения Тюменской области работают (по данным 2007 года) более 30 тыс. человек, из них 6,6 тыс. врачей и 14,2 тыс. средних медицинских работников. Обеспеченность врачами составляет 49,5 на 10 тысяч населения, при среднероссийском показателе – 49,6 и среднем по УФО – 43,6. Обеспеченность средним медицинским персоналом – 107 на 10 тысяч населения, при среднероссийском показателе – 108,6 и среднем по УФО - 115,4.

Ведется работа по укомплектованию организаций здравоохранения сельского уровня узкими специалистами. Укрепляется материально-техническая база лечебных учреждений, внедряются современные технологии и методы лечения. Повышается доступность высокоспециализированной медицинской помощи.

В Тюменской области осуществляются меры социальной поддержки в отношении ветеранов, инвалидов, семей с детьми и других категорий граждан, нуждающихся в заботе со стороны государства.

Культура. Ресурсная база отрасли «культура» позволяет предоставить различные виды услуг одномоментно для более чем 110 тыс. человек. Сравнение основных показателей отрасли, таких как средняя посещаемость театров, музеев, библиотечный фонд общедоступных библиотек, позволяет констатировать, что Тюменская область находится в целом на среднероссийском уровне, при этом значительно опережая средние значения по УФО.

В настоящее время в области насчитывается 1810 объектов культурного наследия, представленных 598 объектами и ансамблями градостроительной деятельности, 182 достопримечательными местами и 1030 объектами археологии. Однако состояние объектов культурного наследия обозначает острую проблему их сохранения: высок удельный вес объектов, находящихся в среднем, неудовлетворительном и аварийном состоянии. По состоянию на 1 января 2008 года только 20% объектов культурного наследия градостроительной деятельности находятся в хорошем состоянии, в удовлетворительном состоянии находится 61% объектов. В дальнейшем будет продолжена работа по приведению объектов культурного наследия в нормативное состояние.

Около 20% населения Тюменской области в 2007 году регулярно занималось физической культурой и спортом (при среднероссийском показателе около 15%), что является результатом целенаправленной деятельности по модернизации материально-спортивной базы, совершенствованию сети учреждений дополнительного образования спортивной направленности, обеспечению доступности и качества физкультурно-оздоровительных услуг, проведению спортивно-массовых мероприятий, а также пропаганде здорового образа жизни.

Уникальные памятники истории и культуры, выгодное географическое положение, наличие организаций туристского сервиса способствуют увеличению значимости туристской сферы для экономики Тюменской области.

В последние годы в регионе наблюдается положительная динамика как в развитии инфраструктуры туризма, улучшении уровня сервиса на предприятиях туристской индустрии, так и в увеличении объемов оказываемых услуг в санаторно-курортных, гостиничных, туристических организациях. Так, показатель въездного туризма в Тюменской области с 2005 года вырос на 10% и по итогам 2007 года составил по официальным данным Тюменьстата 506,6 тыс. человек.

Тюменская область является активным участником международных экономических отношений. Сравнительная оценка среднедушевых показателей внешнеторгового оборота свидетельствует о большой открытости экономики области (Тюменская область – 19066,1, УФО – 5426, РФ – 3882,7 долл. США на человека по данным за 2007 год).

По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот Тюменской области (без объемов внешней торговли с Республикой Беларусь) с учетом энергетической составляющей в 2007 году достиг 25201,6 млн. долларов США. При этом основные объемы внешней торговли приходились на страны дальнего зарубежья, доля которых в общей структуре регионального экспорта составляла 88,9%, а в импортной составляющей – 60,5%.

В последние годы заметно возросла активность хозяйствующих субъектов в расширении масштабов взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными стратегическими партнерами. В 2007 году в зоне деятельности Тюменской таможни зарегистрировано 310 участников внешнеэкономической деятельности, что на 16% больше, чем в 2006 году. География внешнеэкономических связей предприятий юга области включает 76 стран.

Экологическая ситуация.

В период с 2005 по 2007 годы объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух несмотря на рост экономики и промышленного производства практически не изменился, увеличение объема сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты обусловлено ростом ввода нового жилья и объемов промышленного производства.

Для улучшения экологической ситуации в области ежегодно реализуется система природоохранных мероприятий. Приоритетными направлениями являются охрана и обустройство водных объектов, сокращение загрязнения земель. Выполняются мероприятия по строительству и реконструкции канализационных очистных систем и гидротехнических сооружений; проведению работ по берегоукреплению, защите территорий от подтоплений и созданию водоохранных зон; строительству (реконструкции) полигонов твердых бытовых отходов; внедрению в лечебных учреждениях области комплексов по утилизации опасных медицинских отходов; вывозке для захоронения бесхозных пестицидов и рекультивации загрязненных ими земель; сбору, транспортировке и переработке биологических отходов агропромышленного комплекса.

Снижению нагрузки на атмосферный воздух от стационарных источников способствуют мероприятия о газификации населенных пунктов и переводу котельных на газообразное топливо.

Таблица 1.3.

S (сильные стороны) W (слабые стороны)
Экономика · Выгодное географическое расположение (область – связующее звено между восточными и западными регионами страны, нефтегазовым Севером и промышленным Уралом; кроме этого, соседство с Казахстаном, близость к государствам Центральной Азии и Китаю). · Устойчивый экономический рост на протяжении последних лет. · Значительные площади сельхозугодий, наличие на отдельных территориях высокопродуктивных почв, а также создаваемые Правительством области условия, обеспечивают конкурентные преимущества области в части увеличения плотности сельского населения и повышения интенсивности производства. · Природно-ресурсный потенциал (наличие 30 разведанных месторождений нефти и значительных территорий, перспективных на нефть, запасов твердых полезных ископаемых, агрохимического сырья (торф, сапропель). · Наличие запасов лесных ресурсов для их дальнейшего промышленного освоения. · Наличие магистральных нефте- и газопроводов. · Наличие Транссибирской железнодорожной магистрали и автомагистрали, связывающих Европейскую территорию России с Сибирью и Дальним Востоком; автомобильного и железнодорожного транспортных коридоров связывающих регион с ХМАО-Югрой и ЯНАО, международного аэропорта, речных портов. · Наличие ряда благоприятных природных факторов, формирующих рекреационный потенциал территории. · Наличие большого числа памятников истории и культуры, обеспечивающих туристическую привлекательность территории. · Устойчивый рынок сбыта товаров и услуг, вследствие сравнительно высоких доходов населения. Социальная сфера · Высокие доходы населения, рост которых выше среднероссийского уровня. · Положительная динамика естественного движения населения в области, что является демографическим преимуществом области. · Высокий научный и образовательный потенциал. Наличие высших учебных заведений широкого профиля. Наличие базы для развития системы профтехобразования. · Высокая концентрация квалифицированных трудовых ресурсов. · Высокий уровень концентрации специализированных видов медицинской помощи на базе государственных учреждений здравоохранения, наличие в них возможностей для оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи. · Обеспечение населения на всей территории области пакетом социальных услуг. · Развитие системы организации медицинской помощи, соответствующей демографической ситуации на территории. · Осуществление эффективной региональной политики за счет собственных доходов регионального бюджета. · Стабильная региональная исполнительная власть, работающая эффективно и бесконфликтно с основными субъектами экономики. Экономика · Высокий уровень износа основных фондов, особенно по ряду отраслей, требующий значительных ресурсов для модернизации производства. · Отставание значений показателей внедрения инновационно-технологических разработок. · Недостаточная конкурентоспособность отдельных отраслей экономики как на внешнем, так и на внутреннем рынке. · Невысокая степень использования природно-ресурсного потенциала (углеводородные, лесные ресурсы, строительные твердые полезные ископаемые, агрохимическое сырье). · Низкая инвестиционная активность на рынке туристической индустрии. · Территориальные диспропорции экономического развития области. · Недостаточное развитие инфраструктуры территории. Социальная сфера · Высокая дифференциация доходов населения. · Наличие определенной доли граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. · Недостаточная обеспеченность жильем. · Недостаточный уровень благоустройства жилищного фонда. · Территориальные диспропорции в социальном развитии области. · Высокий уровень преступности.

 

O (возможности) T (угрозы)
Экономика · Благоприятные условия для активного проведения экономических преобразований, развития бизнеса и привлечения инвестиций. · Близость расположения и развитость торгово-экономических и производственных связей с ХМАО-Югрой, ЯНАО и промышленно развитыми регионами Урала и Сибири, в том числе в свете реализации проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный». · Возможность и перспективы инновационного пути развития, внедрения инновационных технологий, предполагающих сокращение использования трудовых, материальных и энергетических ресурсов. · Возможности для существенного наращивания объемов добычи углеводородного сырья с учетом дальнейшего развития минерально-сырьевой базы. · Создание высокоэффективного лесного кластера. · Создание высокоэффективного кластера переработки углеводородного сырья и нефтегазохимии. · Создание агропромышленного кластера. · Развитие производств строительных материалов. · Развитие туризма и рекреационной деятельности, формирование туристско-территориального кластера. · Расширение предпринимательской инициативы. · Возможность улучшения инновационного климата за счет реализации мер государственной поддержки и развития созданных элементов инновационной инфраструктуры (региональный и вузовские технопарки, техноцентры, венчурный фонд), дебюрократизации экономики и поддержки малого предпринимательства. Социальная сфера · Повышение привлекательности области для проживания населения с учетом всего комплекса географических, климатических и социально-экономических факторов. · Развитие системы профтехобразования, ориентированной на потребности экономики области, развитие системы профориентации. · Совершенствование системы строительства и обеспечения населения доступным жильем, развитие ипотечного кредитования, повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг. · Развитие системы дошкольного, начального и среднего общего образования, соответствующей демографической ситуации на территории. · Модернизация и обеспечение инновационного развития сети организаций культуры, создание системы развития творческого ресурса отрасли. Экономика · Ограничения роста, обусловленные недостаточной развитостью производственной инфраструктуры, прежде всего транспортной, технологическим отставанием, изношенностью основных фондов. · Сохранение неадекватного роста цен на материально-технические ресурсы и сельскохозяйственную продукцию. · Низкая инвестиционная активность банковской сферы в финансировании реального сектора экономики. · Недостаточное финансирование работ по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству дорог за счет средств федерального бюджета. · Неудовлетворительное состояние значительного числа историко-археологических памятников. · Конкуренция со стороны соседних регионов. · Преимущественная направленность экспорта – сырье и продукция невысокой степени переработки. · Значительная степень воздействия колебаний конъюнктуры мирового рынка на состояние экономики и бюджета области. · Рост потребительских цен. · Нестабильность налогового и бюджетного законодательства. · Отставание в экономическом развитии отдельных муниципальных образований. Социальная сфера · Увеличение имущественной дифференциации населения. · Старение населения, сопровождающееся ростом социальной нагрузки. · Недостаток кадров в сфере культуры, владеющих современными технологиями обслуживания населения. · Трансграничный перенос загрязняющих веществ с территорий соседних регионов.

Анализ сочетания сильных и слабых сторон Тюменской области, возможностей и угроз развития позволяет сделать вывод о высоком уровне конкурентоспособности Тюменской области как в окружном, так и в общефедеральном масштабе. Выгодное географическое расположение и природно-ресурсный потенциал, устойчивый экономический рост на протяжении последних лет, рост доходов населения и положительная динамика естественного движения населения создают основу конкурентоспособного развития Тюменской области в перспективе.

Слабые стороны во многом являются следствием трудностей, сложившихся при переходе от советской плановой экономики к рыночным принципам хозяйствования, вызваны негативными общероссийскими процессами 90-х годов, инерционностью развития экономики в предшествующие периоды. В числе слабых сторон конкурентного облика региона – высокий уровень износа основных фондов, особенно по ряду отраслей, требующий значительных ресурсов для модернизации производства, отставание значений показателей внедрения инновационно-технологических разработок от сложившихся в мировой экономике, дифференциация в развитии отраслей промышленности, неконкурентоспособность отдельных отраслей экономики как на внешнем, так и на внутреннем рынке.

Вместе с тем, сильные стороны экономики и социальной сферы Тюменской области способны противостоять основным угрозам, а возможности развития, обусловленные благоприятными условиями для активного проведения экономических преобразований, развития бизнеса и привлечения инвестиций, локализации перспективных производств по кластерному принципу, развития системы образования и организаций культуры, обеспечения населения качественным и доступным жильем и др., формируют предпосылки успешного решения проблем в экономической и социальной сфере Тюменской области, реализации важнейших приоритетов долгосрочного социально-экономического развития региона.

В прогнозный период конкурентоспособность Тюменской области во все возрастающей степени будет определяться наукоемкостью, инновационностью и социальной ориентированностью ведущих отраслей и видов экономической деятельности.

Повышение конкурентоспособности будет обеспечено не только за счет модернизации стремительно устаревающих материальных активов промышленности, транспорта, связи, строительства, но, главным образом, за счет применения принципиально новых экологически чистых технологий добычи и переработки природных ресурсов, внедрения современных ресурсосберегающих технологий, использования новых видов транспорта, новых видов и форм социального сервиса. Инновации должны стать ключевым элементом развития всех составляющих не только производственной, но и социальной сферы региона.

Нефтегазовый комплекс. В Тюменской области имеются предпосылки для увеличения добычи на нефтяных месторождениях Уватской группы, дальнейшего развития нефтегазохимии на Тобольской промышленной площадке и нефтепереработки в г.Тюмени. Инновационный вектор в организации воспроизводства минерально-сырьевой базы нефтегазового комплекса, в добыче и переработке углеводородов призваны обеспечить известные научно-исследовательские организации, а также созданный в Тюмени «Западно-Сибирский инновационный центр».

В средне- и долгосрочной перспективе в экономике Тюменской области существенно повысится роль нефтегазохимии за счет создания новых крупнотоннажных производств химических продуктов, прежде всего полимеров, а также производств по выпуску полимерной продукции для конечного потребителя. Предприятия отрасли станут одними из основных потребителей инновационной продукции, технологий и решений.

Лесной комплекс Тюменской области объективно претендует на важное место в экономике региона, особенно в условиях ее диверсификации.

Конкурентными преимуществами лесного комплекса Тюменской области являются:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.95 (0.039 с.)