Рост различных типов женской средней школы в 1858–1914 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рост различных типов женской средней школы в 1858–1914 гг.



Учебные заведения              
Полные средние женские школы 30 133 196 245 256 453 1096
Гимназии МНП 3 37 75 109 118 246 503
Гимназии ВУИМ     32 30 32 31 34
Женские институты       29      
Епархиальные училища          
Частные гимназии            
Неполные средние женские школы 6 87 145 209 182 190 251
Прогимназии МНП 2 75   201 168 153 174
Училища духовного ведомства 4 12 10 8 13 13 11
Частные прогимназии      
Всего 36 220 341 454 438 643 1347

 

Таблица 11

Рост различных типов женской средней школы в 1858–1914 гг. (в %)

Учебные заведения              
Полные средние женские школы 83,3 60,5 57,5 54,0 58,4 70,5 81,4
Гимназии МНП 8,3 16,8 22,0 24,0 27,0 38,3 37,3
Гимназии ВУИМ 11,1 6,4 9,4 6,6 7,3 4,8 2,5
Женские институты 63,9 12,3 8,5 6,4 5,9 5,0 2,4
Епархиальные училища 8,2 8,8 11,6 9,6 5,6
Частные гимназии 25,0 9,4 8,2 6,6 12,8 33,6
Неполные средние женские школы 16,7 39,5 42,5 46,0 41,6 29,5 18,6
Прогимназии МНП 5,6 34,1 39,6 44,3 38,4 23,8 12,9
Училища духовного ведомства 11,1 5,4 2,9 1,7 3,0 2,0 0,8
Частные прогимназии 0,2 3,7 4,9
Итого 100 100 100 100 100 100 100

 

Таблица 12

Рост числа учащихся различных типов
женской средней школы в 1858–1914 гг.

Учебные заведения              
Полные средние женские школы н/с 15147 42186 67888 78121 167842 376519
Гимназии МНП 3636 18498 41107 35366 103735 211910
Гимназии ВУИМ   9159 2930 12894 14295 17161
Женские институты     7666      
Епархиальные училища 3538 8540 13278 19866 28671
Частные гимназии            
Неполные средние женские школы н/с н/с 14652 24557 22506 34289 24128
Прогимназии МНП 4630   24557 22506 32005 21951
Училища духовного ведомства 877 2332 н/с 2284 2177
Частные прогимназии
Всего н/с 19777 56838 92445 100627 202131 400647

 

Как показывают эти таблицы, тенденции развития женских полных и неполных средних школ в целом соответствовали отмеченным выше тенденциям эволюции министерских гимназий и прогимназий, поскольку эти учебные заведения с 1864 года составляли преобладающую часть как полных, так и неполных женских средних школ: в 1864 г. – 50,9%; в 1874 г. – 61,6; в 1884 г. – 68,3; в 1894 г. – 65,4; в 1904 г. – 62,1 и в 1914 г. – 50,2%. То есть на протяжении всего рассматриваемого периода министерские гимназии и прогимназии представляли собой основное ядро системы среднего женского образования в России. Некоторое сокращение их удельного веса в этой системе произошло только в начале и в конце рассматриваемого периода за счет роста частных женских средних учебных заведений, которые в общем корпусе средней женской школы составили в 1864 г. – 25, в 1904 г. – 12,8 и в 1914 г. – 33,6%.

По количеству учащихся министерские женские гимназии и прогимназии во второй половине XIX – начале XX века также занимали ведущее место в общей системе среднего женского образования. В них учились: в 1864 году – 8266 человек или 41,7% учащихся; в 1874 году – соответственно 32273 человека или 56,8%; в 1884 году – 65664 человека или 71%; в 1894 году – 57872 человека или 57,5%; в 1904 году – 135740 человек или 67,2% и в 1914 году – 233861 человек или 58,3% всех учащихся средней женской школы.

Как уже отмечалось, лидирующее положение в женском образовании в дореформенный период занимали женские институты Ведомства учреждений императрицы Марии. Свое лидерство они сохраняли, однако, только до первых шагов реформы женского образования в конце 1850–1860-х годах. Но уже с первых этих шагов они быстро утратили былое первенство – в 1864 году их удельный вес в системе женского образования составлял только 12,3%. В дальнейшем этот удельный вес продолжал весьма быстро падать и в 1914 году составил лишь 2,4% общего числа женских средних учебных заведений.

Невысокий удельный вес в системе среднего женского образования имели и мариинские гимназии. Если в начале рассматриваемого периода, в 1858 году они составляли 11,1% от общего числа женских средних школ, опережая министерские гимназии (8,3%), то в дальнейшем мариинские гимназии повторили судьбу женских институтов своего ведомства. В 1914 году в общей системе женского образования они занимали третье место с конца (после женских училищ духовного ведомства и женских институтов), составляя всего 2,5% женских средних школ.

Четвертое место в иерархии женских средних учебных заведений занимали епархиальные училища духовного ведомства. Несмотря на то, что число их в рассматриваемый период медленно, но неуклонно росло, в относительном исчислении, на фоне общего расширения системы женского образования, этот рост был мало заметен. А с общим рывком этой системы в начале XX века доля епархиальных училищ почти и вовсе сократилась. В 1914 году она составила 5,6% от общего числа женских средних учебных заведений.

Чрезвычайно показателен бурный рост частной женской школы накануне и после революции 1905 года. К 1904 году число частных женских гимназий выросло в сравнении с 1894 годом в 2,8 раза, количество учащихся в них – в 3,7 раза. В следующее десятилетие их число возросло еще в 5,5 раз, количество учащихся – почти в 5 раз. В общей системе среднего женского образования в конце рассматриваемого периода эти учебные заведения занимали третье место после министерских гимназий (первое место) и прогимназий (второе место). В 1904 году частные женские гимназии и появившиеся в то время частные женские прогимназии составляли 16,5%, а в 1914 году – уже 38,5% общего числа женских средних школ.

Это обстоятельство ярчайше свидетельствовало о росте частной инициативы в образовании в начале XX столетия – и не только в женском. В 1914 году насчитывалось 190 мужских частных средних учебных заведений, из них – 119 мужских гимназий и 71 реальное училище. Но частных женских средних учебных заведений было тогда почти в 3 раза больше – 518, в том числе 452 женские гимназии и 66 женских прогимназий. Частная инициатива, как и общественная, продолжала поднимать прежде всего женскую среднюю школу.

Важнейшим результатом реформ женского образования, проведенных в 1860-х годах, стал относительно быстрый процесс демократизации женской средней школы. Об этом наглядно свидетельствуют данные таблицы 13, которые показывают изменения социального состава учащихся женских учебных заведений, подведомственных Министерству народного просвещения (как уже отмечалось, именно эти учебные заведения являлись базовым основанием женского среднего образования в России).

Таблица 13

Изменение социального состава учащихся женской средней школы
Министерства народного просвещения во второй половине XIX в. (в %)

Сословные группы Женские гимназии Женские прогимназии
           
Дворяне, чиновники 61,7 49,9 45,1 19,9 21,5 17,0
Духовенство 5,9 7,5 3,3 5,5 12,8 7,3
Городские сословия 28,2 35,3 43,4 66,9 51,0 56,9
Сельские сословия 2,3 4,4 5,3 7,4 12,8 16,1
Прочие сословия 1,9 2,9 2,9 0,3 1,9 2,7

 

Как видно из этой таблицы, с 1865 по 1898 год удельный вес учащихся из дворян и чиновников понизился в женских гимназиях в 1,5 раза (в 1898 году учащиеся этой категории составляли менее половины общего контингента гимназий) и почти во столько же вырос удельный вес учащихся из городских сословий. Доля учащихся из сельских сословий увеличилась и в гимназиях и в прогимназиях более чем вдвое. В целом же социальный состав учащихся женских прогимназий был значительно более демократичным, чем в гимназиях, ибо эти учебные заведения изначально были направлены на удовлетворение образовательных нужд среднего класса – прежде всего городских сословий.

Падение удельного веса «первенствующего сословия» в министерских женских гимназиях проходило более интенсивно, чем в мужских, где в 1898 году данная категория учащихся составляла более половины общего их состава – 52,2% [129, с. 550]. Это объяснялось двумя основными причинами. Во-первых, Министерство народного просвещения, практически не субсидируя женскую школу, не могло в ней, сколько бы ни пыталось, провести столь жесткий сословный курс, как в мужских гимназиях, даже в период второй волны школьных контрреформ. Не случайно работа комиссии Волконского, по существу, завершилась ничем. И во-вторых, широкое общественное участие в делах министерской женской школы существенно локализовывало все старания министерства по социальной «очистке» женской школы.

Напротив, в мариинских женских учебных заведениях, где не существовало такой системы общественных «сдержек и противовесов» и где более тесной, если не непререкаемой, была опека правительства, состав учащихся был более привилегированным. Не говоря уже о том, что этому способствовала и высокая плата за обучение в данных учебных заведениях. Здесь она составляла в конце XIX века 74 руб. в год, против 40 руб. в министерских гимназиях; в женских же институтах плата была 185 руб. в год [251, с. 39].

Результаты этого, естественно, не могли не сказаться на различии в социальном составе учащихся мариинских и министерских женских школ. В 1880 году соотношение представителей «первенствующего сословия» и городских сословий было соответственно в женских институтах – 88,3 и 7%, в мариинских гимназиях – 53,6 и 33,4%, в министерских гимназиях – 49,9 и 35,3%.

Таким образом, реформы 1860-х годов оказали решающее влияние на развитие среднего женского образования в России, начав принципиально новый его жизненный цикл.

Во-первых, реформы сформировали достаточно стройную и масштабную систему этого образования.

Во-вторых, они дали мощный импульс развитию средней женской школы, и прежде всего ее ведущему звену – министерским гимназиям и прогимназиям. Динамика этого развития оказалась столь стремительной, что женская средняя школа не только стала вровень с мужской, но и существенно обогнала последнюю.

В-третьих, реформы фактически сравняли женскую и мужскую среднюю школу и в качестве образования.

И в-четвертых, они обеспечили значительное опережение демократизации социального состава средней женской школы в сравнении с мужской.


Заключение

Современные преобразования российской школы опираются не только на новейшие достижения педагогической науки и инновационной педагогической практики. Их фундаментальной опорой является и исторический опыт отечественного образования, его демократические и гуманистические традиции. Успех нынешних преобразований находится в прямой зависимости от того, насколько они укоренены в этих традициях, насколько глубоко и масштабно они решают как неотложные современные проблемы, так и задачи, оставленные им в наследство предшествовавшей исторической жизнью российской школы.

В этом плане история отечественного образования, в частности – женского образования, которому посвящена настоящая работа, дает богатейший материал, драгоценный опыт, который может быть востребован сегодня. Этот опыт наглядно свидетельствует, что основным мерилом социальной глубины, перспективности и одновременно социальной защищенности любой образовательной реформы является ее соответствие социально-экономическим и образовательно-культурным потребностям страны и потребностям развития самого образования; отражение в реформе многообразных общественных запросов и интересов; участие общества и педагогического сообщества в ее подготовке и проведении. И напротив, основные усилия любой образовательной контрреформы, – как концентрированного выражения реакционной образовательной политики, – всегда направлены в сторону «замораживания» развития образования, отстранения общества от школы, унитаризации и унификации образования.

В сравнении со странами Западной Европы в России государственный фактор развития образования, и не только женского, длительное время был господствующим в силу специфики государственного устройства и особенностей исторической жизни страны. Если на Западе государства уже в XVIII веке разделяли заботы в школьном строительстве между собой, церковью и общественными усилиями, то в России вплоть до середины XIX столетия самодержавное государство в этой сфере было единственным гегемоном, выстраивая школу в своих интересах и по своему образу и подобию. Только в период общественного подъема второй половины 1850-х годов в действие впервые вступает другой мощный фактор развития образования – общественная деятельность, общественная инициатива.

С этого времени в российском образовании зарождаются и получают развитие два встречных, противоборствующих процесса. С одной стороны, государство стремится все более усилить свое влияние на школу. С другой, – школа, образование все более уходят из его рук, превращаясь в важнейшую функцию общества. И чем шире образование входит в сферу общественной практики, тем жестче становится правительственный контроль над ним, тем активнее попытки власти пресечь общественную инициативу.

В итоге происходит своеобразное разделение сфер влияния в российском образовании. Государство оставляет за собой в основном свои ранее созданные образовательные бастионы – мужскую высшую, среднюю, педагогическую, военную и духовную школу. Общество берет на себя создание прежде всего женского, затем – начального народного, профессионально-технического, внешкольного и дошкольного образования. Характер и степень этого размежевания были не схожи на разных этапах развития российского образования, как различна была и мера жесткости правительственного контроля над отдельными звеньями школы в зависимости от социально-экономической и политической конъюнктуры. Но вектор указанного размежевания оставался неизменным вплоть до 1917 года [63, с. 84, 53–54].

Отмеченная общая закономерность развития образования в России особенно наглядно проявилась в исторической жизни российской женской средней школы. Первый ее жизненный цикл, охватывавший 1760–1850-е годы, протекал в рамках господствующего, непререкаемого влияния государства. Второй ее жизненный цикл, начавшийся в эпоху «великих реформ» 1860-х годов, был ознаменован опережающим «выпадением» значительной части средней женской школы из государственной сферы, обретением ею и юридически и фактически общественного, неправительственного характера.

Реформа женского образования стала первой в ряду радикальных школьных реформ 1860-х годов, поскольку это звено российской образовательной системы, в том зародышевом виде, в каком оно пребывало к середине XIX столетия, не удовлетворяло не только объективным потребностям страны, но и субъективным интересам широких общественных слоев, в том числе – преобладающей части господствующего класса. Эта реформа по своей идеологии, по характеру и способам ее подготовки стала прологом, прообразом других школьных реформ, более того, – одной из наиболее глубоких составляющих этих реформ, что осталось незамеченным и в дореволюционной, и в советской историко-педагогической литературе.

По существу, открытая всесословная женская средняя школа, созданная в конце 1850–1860-х годах, стала первым в России детищем общественных образовательных усилий. Она представляла собой принципиально новую социально-педагогическую модель построения женского образования, отвергавшую три основные установки всей предшествующей правительственной политики в этой сфере: жесткую сословность, закрытый характер учебных заведений и полное устранение влияния на них общественности.

В основу этой новой модели женской школы была положена новаторская концепция женского образования, выдвинутая передовой русской педагогической мыслью и в первую очередь – К.Д. Ушинским и Н.А. Вышнеградским. Эта концепция базировалась на идеях всесословности и открытости женской средней школы, общечеловеческого характера женского образования и его равенства с образованием мужским, единства воспитательного влияния семьи и школы, общественно-государственного характера женского образования, общественного участия в его развитии.

В результате реформы женской школы в 1860-х годах прежнее эмбриональное состояние этого звена российского образования было преодолено. Родилась и быстро набирала силы полнокровная, массовая, динамично развивающаяся женская средняя школа, которая по своим масштабам в короткое время обогнала школу мужскую.

Женская средняя школа вышла из реформ 1860-х годов обновленной, оформившейся в достаточно стройную систему, отдельные компоненты которой дополняли друг друга. В этой системе отчетливо выделялись два сектора – впервые появившийся в российском образовании общественно-государственныйсектор, представленный министерскими гимназиями и епархиальными училищами, и государственный – учебные заведения Ведомства учреждений императрицы Марии. Динамика развития первого сектора была явно опережающей. И именно этот сектор, в особенности всесословные открытые министерские гимназии и прогимназии, в конечном итоге определял лицо женского образования в дореволюционной России.

Новая открытая всесословная женская средняя школа – область образования, практически заново созданная в 60-х годах XIX века, явилась ключевым звеном системы женского образования в пореформенной России. Она создала необходимые предпосылки для организации высших женских учебных заведений. Она же стала важнейшим фактором развития начальной народной школы, подготовив для этой школы значительную часть учительских кадров.

Уже в 1880 году среди учителей сельских начальных народных училищ Европейской России женщины составляли 20% – 4878 человек. Из них выпускниц средних женских учебных заведений было 62,7% (3059 человек). Возраст трех четвертей всех учительниц не превышал 25 лет, т.е. женская средняя школа была их самым недавним прошлым [259, с. 40, 7, 52]. К 1911 году число учительниц начальных народных училищ возросло почти в 20 раз, и они составили 53,8% общего количества народных учителей [249, с. 89]. Иными словами, получив в 1860-х годах право преподавания в начальной народной школе, выпускницы женских средних учебных заведений через полвека составляли уже более половины учительского корпуса этой школы.

Созданная в результате реформ 1860 годов как общественно-государственная система, новая открытая всесословная женская средняя школа уверенно доказала свою жизнеспособность, доказала, что она обладает значительно большим потенциалом развития, чем многие другие сферы образования – как женского, так и мужского. Этот уникальный феномен истории отечественного образования, к сожалению, до настоящего времени не получил должного освещения в литературе. Настоящая работа имела целью восполнить этот пробел.

 

Вместе с тем данная работа имела и другую, «скрытую» цель. Известно, что история, имеющая продолжение, – это историческая жизнь. Тогда как история без продолжения – лишь пантеон. Посему второй целью работы было актуализировать проблемы истории женского образования. Поскольку историческая жизнь на новом своем витке сама поставила общество перед лицом данных проблем.

Реформа образования 1992 года взломала однообразное, асфальтовое поле образования. Образовательная нива задышала. На ней появились новые ростки – многообразные учебные заведения, о которых мы успели забыть – гимназии, лицеи, кадетские корпуса, казацкие школы и многое другое. Одним из наиболее ярких таких ростков стала возрождающаяся женская школа в ее различных формах. Все эти школы вызваны общественным спросом. А образование только тогда соответствует интересам общества, когда удовлетворяет этот спрос.

Интерес родителей и педагогов к возрождению женской школы в ее современном виде, к раздельному обучению девочек далеко не случаен. Этот интерес вызван рядом причин.

В педагогике не бывает безусловных потерь и безусловных приобретений. Чаще приобретая одно, мы в определенной мере утрачиваем другое. Так, при всех неоспоримых достоинствах современного совместного обучения нынешняя организация школы объективно вызывает необходимость особого осмысления и учета специфики образования женщины, то есть женского образования.

Между тем эта специфика имеет не только глубокие психофизиологические основания – особенности женской природы, женских склонностей, потребностей, интересов и т.д. Она имеет и глубокие философские корни.

«Характер человека, – писал Ушинский, – более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в эти первые годы, – ложится прочно, становится второй природой человека; но так как дитя в эти первые годы свои находится под исключительным влиянием матери, то и в самый характер его может проникнуть только то, что проникло уже прежде в характер матери. Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда уже не имеет той глубины, какой отличается все, усвоенное в детские годы. Таким образом, женщина является необходимым посредствующим членом между наукой, искусством и поэзией, с одной стороны, нравами, привычками и характером народа, с другой» [178, т. 1, с. 477].

Современная школа фактически не учитывает всей этой специфики женского образования, важнейшая задача которого – раскрыть в женщине готовность и способность к исполнению первейшего ее призвания – призвания матери, равно как и хранительницы семейного очага. С другой стороны, отсутствие сегодня специфики женского воспитания не дает женщине опоры в противостоянии негативному воздействию обстоятельств, которые все более отягощают ее несвойственными ей мужскими чертами.

Все это в настоящее время побуждает немалую часть родителей и педагогов искать пути восстановления утраченных позитивных черт женского образования (которые в зарубежных странах сохранились во многих частных женских школах). Отсюда – многочисленные попытки создания раздельных женских школ, введения особых факультативов для женской части учащихся и т.д.

Несомненно, что ознакомление с отечественным опытом женского образования, который отражен в данной книге, позволит сделать эти попытки значительно более осмысленными и плодотворными, а нашу систему школьного образования более красочной, разнообразной.

 


ЛИТЕРАТУРА

Официальные издания

1. Бецкой И.И. Устав воспитания двухсот благородных девиц учрежденного е.в. императрицей Екатериной II. СПб., 1768.

2. Воронов А.С. Материалы для нового положения о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения // Журнал министерства народного просвещения. 1865. Т. 125.

3. Ведомство учреждений императрицы Марии в царствование императора Александра III. 1880–1894. СПб., 1895.

4. 25-летие С.-Петербургских женских гимназий ведомства учреждений императрицы Марии, 19-го апреля 1858–1883: Краткая историческая записка. СПб., 1883.

5. Дополнение к сборнику постановлений и распоряжений по женским гимназиям Министерства народного просвещения за 1870–1905 гг. М., 1908.

6. Дополнение к сборнику постановлений по Министерству народного просвещения. 1803–1864. СПб., 1867.

7. Женские гимназии и прогимназии Министерства народного просвещения 1858–1905 гг. СПб., 1905.

8. Замечания на проект устава общеобразовательных учебных заведений и на проект общего устройства народных училищ. СПб., 1862.

9. Замечания иностранных педагогов на проекты уставов учебных заведений Министерства народного просвещения. СПб., 1863.

 

10. Извлечение из всеподданнейшего отчета министра народного просвещения (за период 1858–1900 гг.). СПб., 1859–1902.

11. Инструкция начальницам женских учебных заведений. СПб., 1847.

12. Кампе. Отеческие советы моей дочери. СПб., 1890. Ч. 1.

13. Лаурсон A.M. Справочная книга для учебных заведений и учреждений ведомства Министерства народного просвещения. Петроград, 1916.

14. Наставление для образования воспитанниц женских учебных заведений. СПб., 1852.

15. Настольная книга по народного образованию / Сост. Г. Фальброк, В. Чарнолуский. М., 1901.

16. Нормальные табели, учебные планы и программы для женских институтов и гимназий Ведомства учреждений императрицы Марии. СПб., 1905.

17. Обзор деятельности Ведомства народного просвещения за время царствования императора Александра III. СПб., 1901.

18. Об училищах девиц духовного звания. СПб., 1866.

19. Положение о частных учебных заведениях. СПб., 1835.

20. Правила внутреннего распорядка Мариинского женского училища, утвержденного главноуправляющим в 1859 г. // Устав женских гимназий Ведомства учреждений императрицы Марии. СПб., 1906.

21. Предложения проекта П.А. Валуева по вопросам внутренней политики (1862–1866) // Исторический архив. 1958. № 1.

 

22. Программа преподавания всеобщей и русской истории в женских учебных заведениях. СПб., 1853.

23. Программы учебных предметов для женских институтов с объяснительными записками // Женское образование. 1876. № 1.

24. Пятидесятилетие IV отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. 1828–1878. СПб., 1878.

25. Сборник действующих постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям Министерства народного просвещения / Сост. М. Родевич. СПб., 1884.

26. Сборник постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям Министерства народного просвещения за 1875–1909 гг. В 3 ч. / Сост. Д. Кузьменко. М., 1910.

27. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения: В 5 т. СПб., 1865–1875.

28. Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения. Т. 3–7. СПб., 1867–1905.

29. Сборник узаконений об учебных заведениях, не состоящих в ведомстве Министерства народного просвещения. Вып. 1, 2. СПб., 1905, 1907.

30. Свод законов Российской империи: Свод уставов учебных учреждений и учебных заведений. Т. XI. Ч. 1. СПб., 1893; Ч. 2. СПб., 1911.

31. Свод узаконений о женских институтах Ведомства учреждений императрицы Марии: В 2 кн. СПб., 1903.

32. Устав женских учебных заведений ведомства учреждений императрицы Марии, утвержденный 30 августа 1855 г. СПб., 1885.

33. Устав епархиальных женских училищ. Пенза, 1880.

34. Устав училищ для приходящих девиц ведомства учреждений императрицы Марии. СПб., 1862.

35. Учебные заведения ведомства учреждений императрицы Марии: Краткий очерк. СПб., 1906.

36. Учебные планы и примерные программы предметов, преподаваемых в женских гимназиях. СПб., 1890.

37. Учреждения и уставы, касающиеся до воспитания и обучения в России юношества обоего пола. Т. 1–2. СПб., 1774.

Общие работы

38. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) М., 1987.

39. Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX века. М, 1990.

40. Аппельрот Г. Образование женщины среднего и высшего состояния // Отечественные записки. 1858. № 21. Февраль.

41. Амфитеатров А. Женщина в общественных движениях России. СПб., 1907.

42. Бетхер А. К вопросу об изменении учебного плана в женских гимназиях // Женское образование. 1876. № 10.

43. Бокль. Влияние женщин на успехи знания. СПб., 1864.

44. Васильева М.В. Женское движение в России в 60-х гг. XIX в. Автореферат канд. дис. М., 1951.

45. Вессель Н.Х. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России / Сост. В.Я. Струминский. М., 1959.

46. Вирхов Р. О воспитании женщины согласно ее призванию. Предисловие Д.И. Писарева. М., 1865.

47. Висковатов М. Несколько слов об образовании женщин // Дамский вестник. 1860. № 2.

48. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1986.

49. Волкова А. Женское движение в разных странах. СПб., 1900.

50. Вопрос о воспитательной деятельности женских открытых учебных заведений // Журнал Министерства народного просвещения. 1863. № 2.

51. Воронов А.С. Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа с 1829 по 1853 год. СПб., 1854.

52. Воспитание и образование женщины // Женское образование. 1883. № 9.

53. Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России 2-й половины XIX в. 2-е изд., испр. и доп. М., 1954.

54. Гаршин Е. К вопросу об организации женского образования. СПб., 1893.

55. Герье В.И. Теория и практика женского образования // Вестник Европы. 1877. № 4.

56. Гольцев В. Новые попытки по решению вопроса о женском образовании // Вестник Европы. 1882. № 10.

57. Головачев Г.Ф. О женских учебных заведениях // Русский вестник. 1860. Т. 28. № 7, 8.

58. Дебольский Н.Г. О женском образовании // Русская школа. 1890. № 9, 10, 11.

59. Демков М.И. История русской педагогики. Ч. 3. М., 1909.

60. Деревицкий А.Н. Женское образование в России и за границей. Исторические справки и практические указания. Одесса, 1902.

61. Дестунис Н. Чему мы, женщины, учимся? // Русская беседа. 1859. № 3.

62. Днепров Э.Д. Женское образование в пореформенной России // Федосова Э.П. Бестужевские курсы – первый женский университет в России. М., 1980.

63. Днепров Э.Д. Самодержавие и народное образование в пореформенной России // Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазно-демократических революций. М., 1984.

64. Днепров Э.Д. Системный подход в изучении народного образования дореволюционной России // Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазно-демократических революций. М., 1984.

65. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1986.

66. Женское движение у нас и за границей // Отечественные записки. 1870. № 4.

67. Женщины ученые и учащиеся. М., 1879.

68. Жизнь и труды принца Петра Георгиевича Ольденбургского. СПб., 1885.

69. Забелина Е.П. Средняя женская школа в физическом и умственном отношении. М., 1890.

70. Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия (политическая реакция 80 – начала 90-х годов). М., 1970.

71. Зинченко Н. Женское образование в России: Исторический очерк. СПб., 1901.

72. Зыбина Л. Взгляд на значение женщины в исторической жизни народов. М., 1870.

73. Игнатович В.В. Женское образование и женские школы в теории и на практике. СПб., 1865.

74. История общеобразовательной и профессиональной школы России: Библиографический указатель дореволюционной литературы. Л., 1990.

75. История педагогических курсов при женских гимназиях // Женское образование. 1890. № 8.

76. История России в XIX веке. Вып. 14, 15, 27, 28. СПб.: А. и И. Гранат. 1907–1916.

77. Найдаш С. Сила слабых. Женщины в истории России (XI–XIX вв.). М., 1989.

78. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. 2-е изд. Пг., 1916.

79. Катков М.Н. О женском образовании. М., 1897.

80. Кечетжи-Шаповалов М. Женское движение в России и за границей. СПб., 1902.

81. Кейзер Ф. О женских училищах // Журнал родителей и наставников. 1864. № 23, 24.

82. Киперман А.Я. Из истории женского образования в России в 60–70-х годах XIX в. // Уч. зап. Шуйского пед. ин-та. Вып. 10. 1963.

83. Кирпотин В.Я. Достоевский в шестидесятые годы. М., 1966

84. Классовский В.И. Заметки о женщине и ее воспитании. СПб., 1874.

85. Ковалева И.Н. Женский вопрос в России в 50–60-х годах XIX в. // Проблемы истории русского общественного движения и исторической науки. М., 1981.

86. Коллонтай A.M. Социальные основы женского вопроса. СПб., 1909.

87. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Идея гуманизации образования в контексте отечественной теории личности. Ростов-на-Д., 1996.

88. Котова И.Б., Шиянов Е.И. Философско-аксиологические основания современной педагогики. Ростов-на-Д., 1997.

89. Краснов М. Епархиальные женские училища // Женское образование. 1892. № 12.

90. Кузнецов А. Епархиальные женские училища. СПб., 1909.

91. Лапчинская В.П. Возникновение женских гимназий в России и история первых лет их деятельности (Петербург 1858–1860-е годы). Автореферат канд. дис. М., 1951.

92. Лапчинская В.П. Н.А. Вышнеградский – его роль в развитии женского образования в России (1821–1872) // Советская педагогика. 1962. № 6.

93. Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. М., 1971.

94. Лихачева Е.И. Материалы для истории женского образования в России: В 4 кн. СПб., 1890–1901.

95. Лихачева Е.И. Николай Алексеевич Вышнеградский в женских гимназиях // Русская школа. 1898. № 1.

96. Львов К.И. Белинский о воспитании женщин // Советская педагогика. 1948. № 5.

97. Львов К.И. Борьба П.Ф. Лесгафта за женское образование // Советская педагогика. 1950. № 6.

98. Львов К.И. Женское образование в СССР в прошлом и настоящем (в связи с проблемой совместного и раздельного обучения девочек народов СССР). Дисс. на степень доктора пед. наук / НИИ методов обучения АПН РСФСР. М., 1946.

99. Малиновский Н.П. Очерки по истории женского среднего образования в России // Русская школа. 1914. № 9, 10.

100. Малицкий П. Народное образование и женские епархиальные училища в царствование Александра II. Тула, 1880.

101. Марков В.C. О женском образовании. М., 1910.

102. Мацкевич Д. Заметки о женщинах. Киев, 1853.

103. Мижуев П.Г. Женский вопрос и женское движение. СПб., 1906.

104. Мижуев П.Г. Женское образование и общественная деятельность женщин в Германии. СПб., 1905.

105. Мижуев П.Г. Женское образование и общественная деятельность женщин в Соединенных Штатах Америки. СПб., 1893.

106. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 2. Ч. 2. М., 1994.

107. Мирович И. Начало женских гимназий в России 1857–1859 // Вестник Европы. 1897. Кн. 3.

108. Михайлов М.Л. Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе. СПб., 1903.

109. Михневич В.О. Русская женщина XVIII столетия. М., 1990.

110. Намолова В.М. Проблема женского образования и воспитания в трудах А.П. Щапова // Уч. зап. Иркутского пед. ин-та иностранных яз.. Вып. 3. 1970.

111. Несколько мыслей по поводу предполагаемы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.211.116.163 (0.146 с.)