Периодизация психического развития. Критические и стабильны периоды в психическом развитии ребенка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация психического развития. Критические и стабильны периоды в психическом развитии ребенка.



Понятие о психическом развитии и его закономерностях. Развитие -

  1. Это процесс изменения от простого к сложному и от низшего к высшему (пример: развитие мышления проходит путь от наглядно-действенного к словесно-логическому);
  2. Существующий уровень, на котором находится личность или какой-либо ее структурный компонент;
  3. Процесс влияния, управления теми изменениями, которые происходят в личности.

Развитие индивида происходит на нескольких уровнях: генетическом, морфологическом, физиологическом, психофизиологическом, собственно психологическом, социально психологическом, социальном. Развитие психики – это только одна из граней развития индивида. Под психическим развитием понимают становление сознания. Психическое развитие – это становление психических функций человека. Выделяют следующие закономерности психического развития:

  1. Закономерность опосредованного развития личности. Обучение и воспитание как внешние условия никогда прямо, т. е. непосредственно не влияют на процесс развития. Происходит обязательная переработка влияния. Внешнее влияет только через посредство внутреннего.
  2. Закономерность неравномерности развития. Психическое развитие не представляет собой равномерно восходящую прямую, это скорее всего ломаная кривая.
  3. Закономерность интеграции. Выражается в том, что в ходе психического развития происходит соединение отдельных особенностей личности в его единую структуру личности. В результате чего повышается роль личности в своем собственном развитии.
  4. Закономерность последовательности. Выражается в закономерной смене возрастных структур личности и, таким образом, каждому возрасту соответствуют свои личностные структуры.
  5. Закономерность пластичности. Выражается он в чрезвычайных способностях приспособления личности к окружающим обстоятельствам.

Выготский выделял в процессе развития уровень актуального развития (УАР) и зону ближайшего развития (ЗБР). УАР – это все реальные достижения ребенка, т. е. все то, что он может делать самостоятельно, без помощи взрослого. ЗБР – то, что он может делать с помощью взрослого, но скоро и самостоятельно. Через ЗБР можно влиять на процесс развития, несколько ускоряя его, вызывая его на себя. Факторы, определяющие развитие и причины возникновения психических нарушений. Фактор – это существенное обстоятельство в каком-либо процессе или явлении. Основными факторами развития личности являются: 1. Наследственность; 2. Среда. Наследственность – это совокупность природных свойств организма, получаемых от родителей и передаваемых от поколения в поколение. Среда в широком смысле слова – это окружение (природное, социальное). В узком смысле – это совокупность взаимоотношений. И наследственность и среда для развития личности оба важны. Социальная среда воздействует на развитие личности через обучение и воспитание. И таким образом, обучение и воспитание выступают как основные условия, в которых осуществляется процесс развития. Условие – это обстановка, в которой что-то происходит.

Причины возникновения психических нарушений:

I. Медико-биологические причины:

  1. Генетические факторы – это различные хромосомные ошибки;
  2. Неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития – это различные инфекции;
  3. Неблагоприятные воздействия в период родов – это механические повреждения и гипоксия (кислородное голодание).;
  4. Прижизненные причины – это черепно-мозговые травмы; интоксикации; инфекции – нейроинфекции; различные новообразования; нарушения мозгового кровообращения; нарушение питания по количеству и качеству.

II. Социальные факторы:

  1. Факторы макроуровня – уровень экономического благосостояния общества и политическая стабильность;
  2. Факторы микроуровня – ближайшая микросреда, т. е. обучение, общение, воспитание.

Различные принципы возрастных периодизаций. В основу современной возрастной периодизации положены 2 принципа:

  1. Принцип историзма (вытекает понятие социальной ситуации развития). Содержание каждого периода зависит от конкретно-исторических условий жизни и социальной обстановки, которые через обучение и воспитание, организованное обществом, влияют на развитие личности.
  2. Принцип развития в деятельности (вытекает понятие ведущей деятельности). Личностью не рождаются, ею становятся в совместной деятельности с другими людьми.

Периодизация Б. Д. Эльконина и понятие ведущего вида деятельности.

  • Первая эпоха (раннее детство от 0-3). 1. Младенческий возраст. 0-1 год. 2. Раннее детство. От 1-3 лет.
  • Вторая эпоха (детство от 3-10). 1. Дошкольный возраст. 3-6 лет. 2. Младший школьный возраст. 7-10 лет.
  • Третья эпоха (подростничество от 11-18). 1. Подростковый возраст. 11-15 лет. 2. Юношеский возраст. 15-18 лет.

Современная возрастная периодизация:

  1. Новорожденный возраст (от рождения до 1 месяца);
  2. Младенческий возраст (от 1 месяца до 1 года);
  3. Раннее детство (от 1 года до 3-х лет);
  4. Дошкольное детство – первое детство (3 – 6 лет);
  5. Младший школьный возраст – второе детство (с 6 – 7 лет до 11 лет – девочки; с 6 – 7 лет до 12 лет – мальчики);
  6. Подростковый возраст (12 – 15 лет – девочки; 13 – 16 лет – мальчики);
  7. Юношеский возраст (16 – 20 лет – девушки; 17 – 21 год – юноши);
  8. Зрелый возраст – первый и второй период (21 – 35 лет – женщины; 22 – 35 лет – мужчины – 1-ый период; 36 – 55 – женщины; 36 – 60 – мужчины – 2-ой период);
  9. Пожилой возраст (56 – 74 лет – женщины; 61 – 74 лет – мужчины);
  10. Старческий возраст (75 – 90 лет); 11). Долгожители (90 и выше).

Ведущая деятельность (ввел Леонтьев) – это тот вид деятельности, который оказывает решающее влияние на психическое развитие ребенка на данном возрастном этапе. В рамках ведущей деятельности созревают основные новообразования, а также тот вид деятельности, который будет являться ведущим на следующем этапе развития.

 

15. Индивидуальные особенности психического развития. Учет индивидуальных особенностей детей в работе воспитателя детского сада.

Темп психического развития. В психическом развитии детей наблюдаются существенные индивидуальные различия. Эти различия касаются прежде всего темпа психического развития. Хотя у детей, воспитывающихся в условиях одной и той же культуры, и имеются известные средние сроки возникновения возрастных кризисов развития, перехода с одного этапа развития на другой, что именно средние сроки. У отдельных детей они могу наступать И значительно раньше и значительно позднее. Еще большие различия наблюдаются в темпах овладения отдельными видами деятельности, развития психических процессов и качеств. Иной ребенок в четыре года еще рисует непонятные «каляки», а другой изображает человечка, стоящего около домика. Один обнаруживает неустойчивость внимания, отвлекаемость, а другой уже может часами заниматься любимым делом.

Индивидуально-психологические качества. Наряду с различиями в темпе развития у детей обнаруживаются и увеличиваются С возрастом различия в индивидуально-психологических качествах: интересах, чертах характера, способностях. Есть дети любознательные, умственно активные, задающие бесчисленное количество разнообразных вопросов, а есть пассивные, мало чем интересующиеся. Капризные, раздражительные дети резко контрастируют со спокойными, доброжелательными. У некоторых дошкольников проявляются музыкальные способности (слух, чувство ритма), у других — математические: в пять-шесть лет они уже решают довольно сложные арифметические задачи, И т. п.

Дети, бесспорно, различаются между собой по природным особенностям. Так, даже безусловные рефлексы выражены у новорожденных в разной степени. У разных младенцев с разной скоростью образуются условные рефлексы. Есть младенцы, V которых ярко выступает преобладание ориентировочных реакций на зрительные раздражители, другие более активно реагируют на прикосновение к коже. Некоторые природные особенности определяются, по-видимому, наследственностью, другие возникают В результате тех или иных условий развития во внутриутробном периоде.

Хорошо известно, что различного рода дефекты мозга — наследственные заболевания, недоразвитие, травмы во время родов — ведут к задержке психического развития, а в особо тяжелых случаях делают его вообще невозможным. Исходя из •того, иногда предполагают, что случаи особенно быстрого или особенно яркого психического развития, проявление необычных способностей тоже связаны с какими-то врожденными особенностями мозга. Ученые затратили немало усилий на то, чтобы выяснить, могут ли индивидуально-психологические качества, и прежде всего способности, передаваться по наследству. С этой целью изучали родословные выдающихся людей. Было установлено, что во многих семьях родители, дети и более отдаленные потомки проявляли определенные способности в какой-либо области. Особенно известным примером такого рода является семья знаменитого композитора Иоганна Себастьяна Баха. (В 1750 году на семейный праздник собралось 128 представителей этой семьи, 57 из них оказались музыкантами.) Но известно не меньшее количество случаев, когда у выдающихся людей не было ни одного родственника, отличающегося заметными способностями. По-видимому, появление целых «династий» художников, музыкантов вполне объяснимо семейными традициями.

Наследственность и среда. Чтобы выяснить влияние наследственности на индивидуальные особенности психического развития, изучали и близнецов. Существуют однояйцовые и разнояйцовые близнецы. У однояйцовых близнецов все наследственные качества одинаковы, так как они развиваются из одной зародышевой клетки, у разнояйцовых наследственность разная. Изучение близнецов производят при помощи метода тестов: выясняют степень внутрипарного сходства в решении тестовых задач: однояйцовыми и разнояйцовыми близнецами. Как правило (хотя и не всегда),.это сходство у однояйцовых близнецов оказывается! большим, чем у разнояйцовых, причем даже когда однояйцовые близнецы с младенчества воспитывались в разных семьях. Эти-данные говорят о том, что наследственность влияет на индивидуальные особенности психического развития, хотя большее сходство в развитии однояйцовых близнецов по сравнению с разнояйцовыми может объясняться и другими причинами. Такой причиной является, например, полное внешнее сходство однояйцовых близнецов, которое способствует одинаковому отношению к ним со стороны окружающих людей, а значит, и одинаковым условиям воспитания. А ведь положение среди взрослых и сверстников чуть ли не самое важное в жизни растущего человека. От положения ребенка в системе общественных отношений зависят складывающиеся привычки, черты характера, интересы и умственные качества. Сходству в психическом развитии однояйцовых близнецов способствует и равенство их физических сил и возможностей.

Гораздо большее влияние, чем наследственные особенности, на различия в психическом развитии детей, формировании изн способностей оказывают различия условий жизни, воспитания и обучения. Об этом убедительно говорят результаты исследования, также проводившегося с однояцовыми близнецами, т. е. детьми, имеющими одинаковую наследственность. Было отобрано пять! пар таких близнецов в возрасте от пяти с половиной до шести лет. Они воспитывались в специальном детском саду. Все дети б разделены на две группы таким образом, что один близнец из каждой пары вошел в одну группу, другой — в другую. Групп жили в разных помещениях, имели разные комнаты для и занятий и общались только на прогулке.

При обучении детей использовали различные приемы. В одной группе проводили конструктивные игры, в которых ребенок должен был построить из кубиков сооружение по образцу, сделанному из таких же кубиков. В другой группе дети должны были строить из кубиков по образцу, не расчлененному на составные части, т е. ребенок должен был каждый раз самостоятельно искать нужные способы конструктивного решения, анализировать, из каких элементов может быть составлена та или иная часть постройки, подбирать и комбинировать эти элементы, постоянно сравнивая достигаемые результаты с образцом.

После того как с каждой группой было проведено по пять — десять конструктивных занятий, всем детям были даны контрольные задачи. Они включали стройку по расчлененным и нерасчлененным образцам, стройку по расчлененным образцам при отсутствии нужных деталей (но которые могли быть заменены сочетанием других деталей), свободную постройку по замыслу м большое количество специальных заданий, выполнение которых требовало детального зрительного анализа различных фигур И оперирования в уме пространственными представлениями (например, нужно было нарисовать построенный из кубиков домик, мысленно перевернув его).

При выполнении всех контрольных заданий группа детей, занимавшихся стройкой по целостным образцам, обнаружила поразительные преимущества. Любопытно, что эти преимущества проявились даже при стройке по расчлененным образцам, г. е. в том виде деятельности, в котором другая группа все время упражнялась.

Дети, входившие в группу, где конструктивные игры носили более творческий характер, научились наглядному анализу элементов, составляющих постройку, приобрели большую точность В восприятии соотношений этих элементов, их формы и т. д. Стройка носила плановый характер. Прежде чем строить, дети внимательно рассматривали образец, примеривались к нему, клали пробные конструкции и только после этого планомерно решали задачу.

Таким образом, без особого преувеличения можно сказать, что дети приобрели известные способности к конструктивной деятельности, которых не оказалось у 'их близнецов, обучавшихся по другому методу. Эти способности позволили успешно решить ряд других, неконструктивных контрольных задач, где требовалось расчлененное восприятие и оперирование пространственными представлениями. Способности проявились и в творческих задачах — при свободной стройке по замыслу.

Конечно, не следует думать, что за два с половиной месяца у пятилетних детей удалось воспитать конструктивные способности которые останутся на всю жизнь. Речь может идти только и некоторых зачатках таких способностей, но и это уже немало.

При обучении детей использовали различные приемы. В одной группе проводили конструктивные игры, в которых ребенок должен был построить из кубиков сооружение по образцу, сделанному из таких же кубиков. В другой группе дети должны были строить из кубиков по образцу, не расчлененному на составные части, т. е. ребенок должен был каждый раз самостоятельно искать нужные способы конструктивного решения, анализировать, из каких элементов может быть составлена та или иная часть постройки, подбирать и комбинировать эти элементы, постоянно сравнивая достигаемые результаты с образцом.

После того как с каждой группой было проведено по пять — десять конструктивных занятий, всем детям были даны контрольные задачи. Они включал стройку по расчлененным и нерасчлененным образцам, стройку по расчлененным образцам при отсутствии нужных деталей (но которые могли быть заменены сочетанием других деталей), свободную постройку по замыслу и большое количество специальных заданий, выполнение которых требовало детального зрительного анализа различных фигур и оперирования в уме пространственными представлениями (например, нужно было нарисовать построенный из кубиков домик, мысленно перевернув его).

При выполнении всех контрольных заданий группа детей, занимавшихся стройкой по целостным образцам, обнаружила поразительные преимущества. Любопытно, что эти преимущества проявились даже при стройке по расчлененным образцам, т. е. в том виде деятельности, в котором другая группа все время упражнялась. Дети, входившие в группу, где конструктивные игры носили более творческий характер, научились наглядному анализу элементов, составляющих постройку, приобрели большую точность и восприятии соотношений этих элементов, их формы и т. д. Стройка носила плановый характер. Прежде чем строить, дети внимательно рассматривали образец, примеривались к нему, делали пробные конструкции и только после этого планомерно решали задачу.

Таким образом, без особого преувеличения можно сказать, что дети приобрели известные способности к конструктивной деятельности, которых не оказалось у их близнецов, обучавшихся по другому методу. Эти способности позволили успешно решить ряд других, неконструктивных контрольных задач, где требовалось расчлененное восприятие и оперирование пространственными представлениями. Способности проявились и в творческих задачах — при свободной стройке по замыслу.

Конечно, не следует думать, что за два с половиной месяца у пятилетних детей удалось воспитать конструктивные способности, которые останутся на всю жизнь. Речь может идти только о некоторых зачатках таких способностей, но и это уже немало.

Способности. Советская детская психология считает, что природные особенности, передающиеся по наследству, могут служить задатками тех или иных способностей, создавать предпосылки для их развития. Способности, как и другие психические качества, складываются в процессе жизни, под влиянием воспитания и обучения. Кроме того, развитие способностей зависит от внутренней позиции самого ребенка к той или иной деятельности. Интерес и трудоспособность определяют успех в развитии способностей.

В зависимости от массы неучитываемых, часто случайных обстоятельств то, что привлекает внимание и оставляет глубокий след в психике одного ребенка, проходит просто незамеченным для другого. Уже у младенцев намечается избирательность отношения к миру, к воздействиям окружающей среды, и в зависимости от этого одни и те же воздействия приобретают для разных детей разное значение. По мере того как ребенок становится старше, эта избирательность возрастает. Кроме того, не может быть вполне одинаковым отношение окружающих к разным детям, даже отношение родителей к близнецам.

Различия между детьми в области их психического развития многообразны. Все они возникают и развиваются в процессе жизни и воспитания. Но от природных особенностей могут зависеть особенности формирования у ребенка тех или других психических качеств и в известной мере — конечный результат этого формирования. Для одних качеств (например, темперамента) эта зависимость более значительна, для других (черт характера, способностей)—менее, для третьих (знаний)—не существенна.

Учитывать индивидуально-психологические особенности в процессе воспитания — значит не только приспосабливать к ним воспитательные воздействия, добиваясь, чтобы каждый ребенок достиг достаточно высокого уровня психического развития, но и активно вмешиваться в развитие детей: поддерживать намечающиеся положительные качества и перестраивать отрицательные.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 751; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.80.11.160 (0.016 с.)