Классификация методов детской психологии. Основные и вспомогательные методы исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация методов детской психологии. Основные и вспомогательные методы исследования



Основываясь на методологических принципах, а также системности, комплексности, педагогическая психология в каждом конкретном исследовании применяет комплекс методов.

Организационные методы. Метод срезов: в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития. Сравнительный метод: данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены. Лонгитюдный метод прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени. Метод срезов и лонгитюдный метод дают возможность организовать психологическое исследование в целом.

Эмпирические методы.

Метод наблюдения — один из главных в психолого-педагогических исследованиях с детьми. Бывают сплошными, когда психолога интересуют все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными. Наблюдение — сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований: - четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений; объективность наблюдения; систематичность наблюдений; наблюдение за естественным поведением ребенка.

На основе наблюдения может быть дана экспертная оценка. Результаты наблюдения фиксируются в специальных протоколах. Протокольные данные подвергаются качественной и количественной обработке.

Основные характеристики метода наблюдения – целенаправленность, планомерность.

Самонаблюдение — метод наблюдения человека за самим собой на основе рефлексивного мышления.

Эксперимент — центральный эмпирический метод научного исследования: лабораторный, естественный, формирующий (изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, ценностей, уровне психического и личностного развития обучающихся под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздействием).

Любой вид эксперимента включает следующие этапы:

1. Постановка цели: конкретизация гипотезы в определенной задаче.

2. Планирование хода эксперимента.

3. Проведение эксперимента: сбор данных.

4. Анализ полученных экспериментальных данных.

5. Выводы.

Психодиагностические методы.

Тестирование — это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Классификация: тесты вербальные и тесты практические; групповые и индивидуальные; тесты интеллекта и тесты личности; тесты скорости и тесты результативности; компьютерные тесты.

Социометрия — эмпирический метод изучения внутригрупповых межличностных связей, разработанный Я. Морено.

Анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы, составляющие анкету.

Беседа — широко распространенный в педагогической психологии эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы.

Интервью как специфическая форма беседы.

Анализ продуктов деятельности (творчества) — метод опосредствованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных продуктов деятельности.

Экспертная оценка как метод изучения также может быть определена в ходе беседы, интервью.

Проективные методы — совокупность методик, направленных на исследование личности с помощью использования неопределенных, неоднозначных стимулов, которые испытуемый должен дополнять, интерпретировать.

группы проективных методик:

1) конститутивные - структурирование стимулов, придание им смысла (например, пятна Роршаха);

2) конструктивные — создание из деталей осмысленного целого (например, тест Мира);

3) интерпретативные — истолкование события, ситуации (тест тематической апперцепции);

4) катартические —игровая деятельность в организованных условиях (психодрама);

5) экспрессивные — рисование на свободную или заданную тему («Дом-дерево—человек»);

6) импрессивные — предпочтение одних стимулов другим (выбор цвета в методике Люшера);

7) аддитивные — завершение предложения, рассказа, истории.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 877; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.006 с.)