Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация методов детской психологии. Основные и вспомогательные методы исследования
Основываясь на методологических принципах, а также системности, комплексности, педагогическая психология в каждом конкретном исследовании применяет комплекс методов. Организационные методы. Метод срезов: в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития. Сравнительный метод: данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены. Лонгитюдный метод прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени. Метод срезов и лонгитюдный метод дают возможность организовать психологическое исследование в целом. Эмпирические методы. Метод наблюдения — один из главных в психолого-педагогических исследованиях с детьми. Бывают сплошными, когда психолога интересуют все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными. Наблюдение — сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований: - четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений; объективность наблюдения; систематичность наблюдений; наблюдение за естественным поведением ребенка. На основе наблюдения может быть дана экспертная оценка. Результаты наблюдения фиксируются в специальных протоколах. Протокольные данные подвергаются качественной и количественной обработке. Основные характеристики метода наблюдения – целенаправленность, планомерность. Самонаблюдение — метод наблюдения человека за самим собой на основе рефлексивного мышления. Эксперимент — центральный эмпирический метод научного исследования: лабораторный, естественный, формирующий (изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, ценностей, уровне психического и личностного развития обучающихся под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздействием). Любой вид эксперимента включает следующие этапы: 1. Постановка цели: конкретизация гипотезы в определенной задаче. 2. Планирование хода эксперимента. 3. Проведение эксперимента: сбор данных. 4. Анализ полученных экспериментальных данных. 5. Выводы. Психодиагностические методы. Тестирование — это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Классификация: тесты вербальные и тесты практические; групповые и индивидуальные; тесты интеллекта и тесты личности; тесты скорости и тесты результативности; компьютерные тесты.
Социометрия — эмпирический метод изучения внутригрупповых межличностных связей, разработанный Я. Морено. Анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы, составляющие анкету. Беседа — широко распространенный в педагогической психологии эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Интервью как специфическая форма беседы. Анализ продуктов деятельности (творчества) — метод опосредствованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных продуктов деятельности. Экспертная оценка как метод изучения также может быть определена в ходе беседы, интервью. Проективные методы — совокупность методик, направленных на исследование личности с помощью использования неопределенных, неоднозначных стимулов, которые испытуемый должен дополнять, интерпретировать. группы проективных методик: 1) конститутивные - структурирование стимулов, придание им смысла (например, пятна Роршаха); 2) конструктивные — создание из деталей осмысленного целого (например, тест Мира); 3) интерпретативные — истолкование события, ситуации (тест тематической апперцепции); 4) катартические —игровая деятельность в организованных условиях (психодрама); 5) экспрессивные — рисование на свободную или заданную тему («Дом-дерево—человек»); 6) импрессивные — предпочтение одних стимулов другим (выбор цвета в методике Люшера); 7) аддитивные — завершение предложения, рассказа, истории.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 877; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.006 с.) |