Представления о старости и пожилых людях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представления о старости и пожилых людях



Среди распространенных мифов и представлений о старости и людях пожилого возраста в нашей стране и за рубежом можно выделить следующие: старый человек — это существо болезненное, слабое, без средств к существованию, которое не может работать и нуждается в постоянной помощи и опеке; это существо заброшенное и одинокое, консервативное, нередко страдающее нарушениями мозговой деятельности; с возрастом человек утрачивает умение принимать правильные решения, его развитие затормаживается, он не способен к дальнейшему обучению, постепенно утрачивает память и сексуальные функции.

<...> Как отмечает С. Collette-Pratl (1976), позитивное отношение к жизни коррелирует с удовлетворенностью, которая представляется тремя факторами: продолжением социальных связей, финансовой независимостью и хорошим здоровьем. В старости именно эти факторы становятся негативными: появляются или возможны социальная изоляция, финансовая беспомощность и плохое здоровье. Они могут влиять на негативное отношение к пожилым.

Другое объяснение девальвации старого возраста — невозможность для пожилого человека быть продуктивным, ориентированным на достижение. Для индустриальных западных обществ характерна высокая оценка таких качеств, как вера в собственные силы, автономность. При этом зависимость считается признаком слабости. К важным ценностям современной западной цивилизации можно отнести также социальную этику активности и продуктивности (в противоположность пассивности и потребительству), которая отдает предпочтение молодости, энергии, энтузиазму и новаторству как антиподам пассивной, косной, старомодной старости. Все эти ценности передаются в ходе социализации новым поколениям, которые усваивают возрастные стереотипы вместе с интернализацией новых ролевых функций. <...>

Таким образом, понятие «стереотип» в геронтологической литературе традиционно применяется для выражения негативного

отношения к пожилым. М. Кермис (1984) суммировала стереотипы пожилых в современной западной культуре:

1. Все пожилые одинаковы.

2. Старые люди бедные.

3. Все пожилые нездоровы.

4. Все пожилые подвержены депрессии.

5. Пожилые — обуза для других.

6. Пожилые не могут функционировать в обществе.

7. Все старые люди одиноки.

8. Все старые люди становятся слабоумными. В то же время достаточно много исследований не подтвердили очевидность негативного

стереотипизирования пожилых людей (Braithwaite, 1986). Они оцениваются более негативно чем молодые только в том случае, если они физически недееспособны или умственно отсталы. <...>

В нашей стране много лет подспудно формировалось негативное отношение к старости. Появился общественный стереотип пассивного пожилого человека, нуждающегося в постоянном уходе, являющегося лишь дополнительной ненужной нагрузкой для здоровых людей, что способствует появлению у пожилых людей чувства вины. <...> Негативные стереотипы пожилых и аттитюды к ним говорят о том, что общество пока не смогло найти адекватные формы взаимодействия с ними.

Социальный стереотип (в нашем случае стереотип пожилых) включает в себя оценку определенного объекта (пожилых людей) и ее эмоциональную окраску (отношение к ним), т. е. когнитивный и аффективный элементы в сумме с поведенческим дают особый аттитюд (установку на пожилых). Установки в отношении лиц преклонного возраста не являются универсальными и зависят от специфического стереотипа, сформировавшегося у индивида.

Поэтому при изучении стереотипов и ожиданий пожилых, проведенном в Москве в 1996 г. <...> нами обнаружено следующее. Почти во всех половозрастных группах присутствуют такие представления о пожилых, как их социальная изоляция (одиночество), низкий материальный уровень, плохое здоровье. <...> Однако проведенное выше разделение понятий стереотипа и ат-титюда дает основание полагать, что к пожилым людям не всегда относятся в действительности негативно. Знание особенностей, сопутствующих поздней жизни, еще не означает плохого отношения к пожилым людям в целом. Более того, в молодых группах оказались значимыми представления о том, что «старших


нужно уважать», «пожилые вызывают жалость и сострадание», «необходима социальная защита для пожилых». Оказались незначимыми или вообще не встретились такие мнения, как: пожилые все одинаковы, подвержены депрессии, не могут функционировать в обществе, становятся слабоумными.

В содержании стереотипа российских пожилых наряду с негативными характеристиками (консерватизм, критичное отношение к молодежи, занудство, ворчливость) присутствуют и позитивные (забота о семье, доброта, наличие большого опыта, мудрость, духовная значимость пожилых для молодежи, пожилые прожили достойную жизнь). В группе пожилых присутствуют все выделенные характеристики, однако удельный вес негативных показателей значимо уменьшается, а позитивных соответственно увеличивается. Это указывает на высокую степень совпадения авто- и гетеростереотипов пожилых в нашем обществе. Таким образом, наличие «негативного имиджа» у пожилых в представлениях различных групп нашего общества, включая группу пожилых, не обнаружено.

Исследуемые ожидания отражали представление о том, что должны делать пожилые люди на пенсии, об их ролевом поведении. Обнаружены две основные группы этих представлений. Первая — занятие собой, которое включает следующие подкатегории: пожилые люди должны отдыхать, развлекаться, вести активный образ жизни, общаться, жить для себя. Вторая — помощь семье: пожилые должны воспитывать внуков, помогать семье и детям, выполнять домашнюю работу.

При этом группа пожилых людей имеет представления о своем ролевом поведении, сходные с представлениями других половозрастных групп. Однако за выполнение основных своих функций и социальных ролей, которые приписываются пожилым людям в нашем обществе, пожилые несут ответственность только перед собой и своей семьей. Это свидетельствует о ролевой неопределенности пожилых людей, о том, что в обществе не сложились представления о тех ролях людей позднего возраста, которые бы имели общественную значимость, т. е. налицо недооценка социального значения общественных форм поведения людей старшего возраста.

Шапиро В. Д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.188.64 (0.007 с.)