Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Динамическая теория одаренности
Изучение способностей — одна из старейших психологических проблем. Отношение к одаренности в нашей стране было неоднозначным. С одной стороны, существовали школы для одаренных детей. Проводились многочисленные соревнования (интеллектуальные, музыкальные, спортивные и др.), позволявшие выявлять детей с выдающимися способностями. С другой стороны, идеи равенства неоправданно распространялись и на сферу способностей. Элитарность в обучении, тесты для идентификации одаренности часто подвергались резкой критике. Число публикаций по изучению одаренности было относительно невелико. В последние годы интерес к этой проблеме усилился. Открылись новые школы для детей с высоким уровнем развития способностей. Для них начали создавать специальные обучающие программы. При отборе учащихся в эти школы широко применяют различные психологические тесты, предназначенные для идентификации одаренности. К сожалению, многие методы выявления и обучения одаренных детей, которые в настоящее время используются в школьной практике, не имеют прочной теоретической базы, что негативно сказывается на их эффективности. По мнению известного специалиста в области одаренности Дж. Рензулли, успешность работы с одаренными напрямую зависит от того, в какой степени разработанная программа базируется на «унифицированном и взаимосвязанном множестве принципов». Без теоретической основы программа представляет собой лишь некоторую коллекцию методических приемов и практик. Концептуальные модели позволяют создать общую структуру программы, выделить основные элементы, подлежащие наблюдению и оценке. М. Карне отмечает, что программы, построенные на базе моделей, характеризуются последовательностью, четкостью и высокой организованностью. Значительно легче объяснить основную сущность этих программ специалистам другого профиля и родителям. Пока нет оснований, говорить о преимуществе некоторой модели перед другими с точки зрения эффективности созданных на ее основе диагностических, обучающих и развивающих методов. Поэтому важно ознакомить широкий круг специалистов, работающих с одаренными, с «ярмаркой» идей, имеющейся в данной области. Это позволит критически отнестись к выбору моделей и осуществить обоснованное внедрение теоретических принципов в практику.
Увлеченность методами идентификации одаренности, поиск наиболее точных определений иногда приводят к тому, что важнейшая проблема развития способностей отступает как бы на второй план. В нашей стране существует немало специальных школ и классов «для одаренных», в которых главной задачей является отбор учащихся, а не создание новых обучающих и развивающих программ. Повторяя известное положение Б. М. Теп-лова о том, что способности формируются и развиваются в деятельности человека на основе задатков, специалист-практик далеко не всегда задумывается о том, как именно осуществляется этот процесс. Вместе с тем, подчеркивая принципиальную значимость этой проблемы, В. Д. Шадриков отмечает, что ее решение «остается неясным даже в теоретическом плане». Данная статья посвящена Динамической теории одаренности (ДТО). Название для этой теоретической концепции было предложено Л. С. Выготским, который указывал, что на смену весьма распространенному статическому подходу к изучению одаренности должен прийти новый — динамический подход. Он справедливо отмечал, что основной недостаток статического подхода заключается в том, что в его рамках предметом изучения становятся лишь различные параметры оценки, а не процесс развития, «не стихия одаренности». Поэтому он говорил о необходимости создания в будущем нового «диалектического учения о плюс- и минус- одаренности, т. е. о детской талантливости и дефективности»1.,
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.226 (0.006 с.) |