Модуль 5. Право собственности в МЧП. Проблемы правового регулирования иностранных инвестиций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 5. Право собственности в МЧП. Проблемы правового регулирования иностранных инвестиций



Теоретическое занятие (лекция)

Тип лекции – проблемная

Опорный конспект лекции

Проблемы собственности в современных международных
отношениях многообразны. Они не могут сводиться исключи-
тельно к изложению коллизионных вопросов, а должны вклю-
чать вопросы национализации, вопросы участия иностранного
капитала в разработке естественных ресурсов, вопросы режима
иностранных инвестиций.

Таким образом, право собственности является централь-
ным институтом правовой системы любого государства и его
международного частного права.

Возникновение и прекращение права собственности связы-
вается с различными юридическими фактами, которые по зако-
ну влекут возникновение или прекращение таких прав у конк-
ретных лиц, например, договор купли-продажи.

В соответствии с зарубежной правовой доктриной право
частной собственности приобретается способами, которые тради-
ционно делятся на первоначальные и производные. В основу раз-
граничения этих способов положен критерий правопреемства,
тогда как критерий воли во внимание не принимается. Если при-
обретение права собственности происходит не в порядке право-
преемства, налицо первоначальное приобретение, если в порядке
правопреемства — приобретение производное.

В зарубежной практике широко распространены различные
способы приобретения права собственности посредством ее прира-
щения. Буквально «приращение» означает присоединение чего-либо,
изменение ценности имущества благодаря труду или соединению
с другим имуществом. Приращение — обобщающее понятие, ох-
ватывающее присоединение, смещение и переработку.

В законодательстве РФ коллизионному вопросу возникно-
вения права собственности посвящены нормы п.2 ст. 164 Основ и
положения статей 1205-1207 ГК РФ. В данной норме указано:
«Возникновение и прекращение права собственности на имуще-
ство определяется по праву страны, где это имущество находи-
лось в момент, когда имело место действие или иное обстоятель-
ство, послужившее основанием для возникновения или прекра-
щения права собственности, если иное не предусмотрено зако-
издательством». Это общее правило означает, что право собственно-
сти на вещь, раз возникшее по закону места нахождения, не
прекращается в результате перемещения вещи в другую страну.

Для вещей, находящихся в пути, наиболее распространенными коллизионными критериями являются закон места отправления и закон места назначения «товара в пути». Под товаром в пути понимается движение вещи, являющейся предметом внешнеторговой сделки и находящейся в пути. Международная практика здесь достаточно разнообразна.

В соответствии с частью третьей ГК РФ «возникновение и
прекращение права собственности по сделке, заключаемой в от-
ношении находящегося в пути другого имущества, определяется
по праву страны, из которой это имущество отправлено, если
иное не предусмотрено законом».

Есть особенности в коллизионном регулировании права соб-
ственности на транспортные средства, суда, космические объек-
ты и иное имущество, подлежащее государственной регистрации.
Для права собственности на такое имущество определяющим является не принцип места нахождения, а принцип права страны
их регистрации. В РФ право собственности на транспортные сред-
ства, подлежащие внесению в государственные реестры, опреде-
ляется по праву страны, где транспортное средство внесено в
реестр (ст. 1207 ГК РФ).

Для решения отношений собственности в правовых систе-
мах различных государств, помимо вышеприведенных коллизи-
онных принципов, закрепляются и другие, например, закон «ав-
тономии воли», личный закон пассажира, закон судна и др.

Особым институтом в рамках рассматриваемого вопроса яв-
ляется национализация. Под термином «национализация» пони-
мается огосударствление, то есть изъятие имущества, находяще-
гося в частной собственности, и передача его в собственность
государства.

Характер национализации зависит от того, кем и в каких
целях она проводится. Социалистическая национализация озна-
чала, что право частной собственности на национализированное
имущество было уничтожено и возникло новое, принципиально
иное по содержанию право социалистической собственности. По-
зднее национализация стала важным средством в борьбе освобо-
дившихся от колониальной зависимости молодых государств за
достижение ими экономической независимости. В зависимости от
конкретных условий процесс создания государственного сектора
путем национализации протекал в этих странах по-разному: в
одних национализировалась только собственность, которая при-
надлежит иностранному капиталу, в других затрагивался и мест-
ный частный капитал.

Право любого государства на национализацию частной соб-
ственности, в том числе и принадлежащей иностранцам, выте-
кает из общепризнанного принципа международного права —
суверенитета государства. Осуществление национализации — это
одна из форм проявления государственного суверенитета.

Право государства на национализацию, включающее право
свободно распоряжаться своими естественными ресурсами и бо-
гатствами, было подтверждено в ряде резолюций Генеральной
Ассамблеи ООН. Так, 21 декабря 1952 г. Генеральная Ассамблея
ООН на своей VII сессии приняла резолюцию № 626 «О праве
свободной эксплуатации естественных богатств и ресурсов». В ней, в частности, говорится, что «право народов свободно распоряжаться своими
естественными богатствами и ресурсами и свободно их эксплуа-
тировать является их неотъемлемым суверенным правом и соот-
ветствует целям и принципам Устава Организации Объединен-
ных Наций».

Сегодня можно выделить некоторые общие
черты, характерные для правовой природы национализации.

Во-первых, всякий акт национализации — это акт госу-
дарственной власти; во-вторых, это социально-экономическая
мера общего характера, а не мера наказания отдельных лиц; в-
третьих, национализация может осуществляться в отношении соб-
ственности вне зависимости от того, кому она принадлежит (оте-
чественным или иностранным физическим и юридическим ли-
цам); в-четвертых, каждое государство, проводящее национали-
зацию, определяет, должна ли выплачиваться иностранцам ком-
пенсация за национализированную собственность, а если долж-
на, то, в каком размере. Внутренний закон государства может
предусмотреть предоставление компенсации, условия и время ее
выплаты, что имеет место в ряде стран.

Законы о национализации имеют экстерриториальное дей-
ствие, то есть должны признаваться и за пределами государства,
их принявшего.

Что касается государственной собственности за рубежом,
то она находится в особом положении: она пользуется иммуни-
тетом. Иммунитет собственности тесно связан с иммунитетом го-
сударства, но может рассматриваться как самостоятельный вид
иммунитета.

Иммунитет собственности государства заключается в осо-
бом режиме такой собственности и сводится к тому, что это

Собственность государства пользуется неприкосновенностью.
Это означает, что она не может без согласия государства-соб-
ственника быть подвергнута принудительному отчуждению, аре-
сту, секвестру и другим принудительным мерам; ее нельзя на-
сильно удерживать на иностранной территории; она не должна
подвергаться расхищению со стороны другого государства, его
органов или частных лиц.

К ней не могут применяться и административные меры,
она не может быть объектом взыскания по всякого рода внесудеб-
ным требованиям.

Органы другого государства не могут рассматривать вопрос
о том, принадлежит ли собственность иностранному государству,
когда она находится в его владении, если иностранное государ-
ство заявляет, что имущество принадлежит ему.

Необходимо отметить, что если имущество государства
пользуется иммунитетом, то из этого не следует, будто это пра-
вило должно применяться во всех случаях, поскольку пользо-
вание иммунитетом является правом, а не обязанностью госу-
дарства. Государство не всегда может претендовать на такой им-
мунитет, а в ряде случаев не может ссылаться на иммунитет
принадлежащей ему собственности.

Современное развитие экономики в целом и отдельных ее
отраслей в различных государствах осуществляется за счет при-
влечения дополнительных средств из-за рубежа — иностранных
инвестиций. Правовой режим иностранной собственности опреде-
ляется внутренним законодательством, двусторонними и много-
сторонними договорами.

К внутреннему законодательству, регулирующему иностран-
ное инвестирование, относятся специальные инвестиционные за-
коны (кодексы), отраслевые законы, положения валютного, фи-
нансового законодательства, регулирующего отношения с иност-
ранным элементом, специальные законы о передаче технологии.

Особенностью инвестиционного законодательства является
то, что оно, как правило, не применяет коллизионный метод
регулирования, и его нормы прямо регулируют отношения.

В зависимости от цели привлечения устанавливается соот-
ветствующий режим. Иностранным инвестициям может быть
предоставлен национальный режим, т. е. иностранные вкладчики
по своим правам и обязанностям будут приравнены, за некото-
рыми исключениями, к национальным вкладчикам. Ограниче-
ния на деятельность иностранного капитала делаются для конт-
роля за развитием отдельных отраслей и в целях поддержки кон-
курентоспособности местного производителя. Иностранным ин-
вестициям может быть предоставлен режим наиболее благопри-
ятствуемой нации, т. е. иностранные вкладчики различных стран
будут обладать равным объемом прав и обязанностей и никому
из них не будут предоставлены какие-либо преимущества. Нако-
нец, может быть предоставлен привилегированный режим, ко-
торый может включать таможенные преференции и налоговые
льготы и т. д.

К числу важнейших мероприятий по ограничению иност-
ранных капиталовложений относятся: а) установление особого
государственного контроля за допуском иностранного капитала
к разработке естественных богатств; б) недопущение иностран-
ного капитала в наиболее важные для народного хозяйства от-
расли; в) установление обязательной доли участия националь-
ного капитала в предприятиях, создаваемых иностранными фир-
мами (в смешанных обществах); г) мероприятия, направлен-
ные на использование какой-то части прибылей иностранных
предприятий для внутренних нужд; д) определение концесси-
онной политики.

Правовое регулирование иностранных инвестиций в Рос-
сии осуществляется, прежде всего, Законом «Об иностранных
инвестициях в РФ» от 9 июля 1999 г. и другими законами.

Иностранные инвестиции на территории России могут вкла-
дываться в любые объекты, не запрещенные для таких инвести-
ций законодательством.

Государство гарантирует, что иностранным инвестициям
будет предоставляться полная и безусловная правовая защита, их
режим не должен быть менее благоприятным, чем режим, пре-
доставляемый отечественным инвесторам.

Изъятия ограничительного характера для иностранных ин-
весторов могут быть установлены федеральными законами толь-
ко в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ
конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и за-
конных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и
безопасности государства.

Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвести-
ции на территории РФ в любых формах, не запрещенных зако-
нодательством РФ.

В системе гарантий, предоставляемых иностранному инвес-
тору, имеется так называемая «дедушкина оговорка». Смысл ого-
ворки в том, что в случае, если вступают в силу новые правовые
акты, ухудшающие положения инвестора, то такие правовые
акты не применяются в течение срока окупаемости инвестици-
онного проекта, но не более определенного времени со дня нача-
ла финансирования указанного проекта.

В отношении предусмотренных мер законодательство исхо-
дит из следующих принципов:

1) принудительные меры в отношении иностранных инве-
стиций не должны носить дискриминационного характера;

2) в случаях национализации и реквизиции иностранному
инвестору должна выплачиваться быстрая, адекватная и эффек-
тивная компенсация;

3) компенсация должна выплачиваться в той валюте, в
которой первоначально были осуществлены инвестиции, или в
любой другой валюте, приемлемой для иностранного инвестора.

В законе 1999 года дается определение прямым инвестици-
ям (вложению иностранного капитала в создание совместных
предприятий). Прочие формы осуществления иностранных инве-
стиций разработке не подверглись. Между тем, не всякий иност-

 

Практическое занятие

Форма проведения занятий: решение заданий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.240 (0.021 с.)